Тарифное регулирование

Из выделенных способов реализации принципов тарифного регулирования наиболее значимыми являются следующие.

1) Разработка и применение дифференцированных тарифных меню на электрическую энергию.

В настоящее время на электрическую энергию устанавливаются тарифы в трех вариантах:

- одноставочный тариф, включающий в себя ставку за 1 киловатт-час потребляемой энергии;

- двухставочный тариф, включающий в себя ставку за 1 киловатт-час электрической энергии и ставку за 1 киловатт электрической мощности;

- одноставочный (двухставочный) тариф, дифференцированный по зонам (часам) суток.

Одним из секторов рынка, который должен регулироваться государством является рынок электроэнергии и газа. Это специфический регулируемый сектор, на котором действуют естественные монополисты – поставщики и их потребители [78]. Необходимо отметить, и это подтверждается опытом стран с рыночной экономикой, антимонопольное регулирование субъектов рынка, поставляющих однотипные товары и услуги, коренным образом отличаются от идеологии и методов государственного регулирования естественных монополий в сфере топливно-энергетических ресурсов. В первом случае регулирование направленно против монополизма, его разрушения с тем расчетом, чтобы в условиях конкурентной борьбы потребители получали товары и услуги по минимальным ценам. При этом те компании, которые не выдерживают конкуренции уходят с рынка. В случае же, когда они захватывают большую часть рынка и начинают безосновательно монопольно повышать цены, регулятор применяет принудительные меры воздействия по ликвидации монополизма.

Регулирование естественных монополий производится иначе. Исходя из принципа минимизации затрат, процесс установления тарифов и услуг является комплексным коллективным процессом, куда привлекаются все заинтересованные стороны. Это сложная социально-экономическая задача. При этом происходит не расчленение и уничтожение монополий, а создание им условий рентабельной работы для надежной поставки на потребительский рынок энергоресурсов по минимальной цене с учетом их развития, энергосбережения и создания, там, где это возможно, элементов конкуренции. Государственному регулированию подлежат компании -владельцы распределительных и транспортных сетей, во вне зависимости от форм собственности на федеральном и региональном уровне. Поэтому необходимо внести изменения в нормативные документы, в которых электрические сети, принадлежащие органам местного самоуправления, исключены из числа субъектов государственного регулирования.

Система регулирования должна действовать строго в соответствии с единой государственной политикой России в области энергоснабжения и быть свободной от “телефонного права”. Необходимо укрепить вертикаль регулирования, чтобы вся цепочка от получения энергоресурсов до их потребления была прозрачна и управляема. Регулирование – сложный процесс, при котором необходимо учитывать интересы, как потребителя, так и энергоснабжающих организаций, обеспечивая свободный доступ потребителей к услугам естественных монополистов. Единственным ограничением свободного доступа к сети и выбора поставщика являются технические ограничения, которые определяет служба Госэнергонадзора. Этот рыночный механизм должен быть абсолютно свободным от какого-либо диктата естественных монополистов – владельцев распределительных сетей на всех уровнях. Иначе, зачастую возникают конфликтные ситуации, при которых региональные естественные монополисты, защищая свои права, делают попытки ущемить потребителей [33].

Конструктивное сотрудничество с администрацией региона при разделении полномочий в сфере регулирования между ФСТ и РСТ, обеспечение профессионализма и независимости РСТ в рамках своих полномочий, являются важным фактором успешной деятельности органов исполнительной власти – региональных энергетических комиссий для соблюдения баланса интересов всех заинтересованных сторон. Во всех субъектах РФ должны быть созданы независимые, в рамках своих полномочий, региональные энергетические комиссии. Федеральный орган исполнительной власти – Федеральная служба по тарифам РФ осуществляет государственное регулирование тарифов по вопросам, отнесенным в соответствии с Российским законодательством к ее полномочиям. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации –региональные службы по тарифам осуществляют государственное регулирование тарифов по вопросам, отнесенным в соответствии с Российским законодательством к их полномочиям. Федеральная и региональные энергетические комиссии в своей деятельности руководствуются законодательством Российской Федерации, работают на единой нормативно-методической основе, утверждаемой Правительством Российской Федерация, и независимы в своих решения в пределах своих полномочий. Федеральная служба по тарифам состоит из работающих на постоянной сотрудников, и руковоидителя, назначаемого на должность Президентом Российской Федерации, а также аппарата комиссии. Сотрудники региональных служб по тарифам и их руководители назначаются на должности в порядке, определяемым соответствующим субъектом. Руководители региональных служб назначаются на должность и освобождаются от должности по согласованию с Федеральной службой. Региональные службы действуют в соответствии с положением о региональных энергетических комиссиях, утверждаемыми органами государственной власти субъектов Федерации по согласованию с Федеральной службой на основании типового положения, утвержденного Правительством Российской Федерации. Федеральная служба по соглашению с органами Государственной власти субъектов Российской Федерации, региональными энергетическими службами может передавать им осуществление своих полномочий. Органы исполнительной власти – региональные наделяется следующими полномочиями:

установление обязательные для субъектов естественных монополий в сфере топливо- энергетического комплекса тарифов на их услуги на федеральном и региональных рынках энергоносителей;

разработка предложений по совершенствованию нормативно-правовых актов в сфере государственного регулирования тарифов;

формирование и ведение реестров субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль;

рассмотрение проектов целевых программ развития энергетических отраслей, предложений по финансированию и размещению объектов энергетики;

участие в формировании балансов электрической энергии;

принимать в соответствии со своей компетенцией решения по фактам нарушения Федеральныхзаконов по естественным монополиям в сфере топливо- энергетического комплекса и направлять обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений и устранении их последствий, о заключении договоров с потребителями, подлежащими обязательному обслуживанию, о внесении в заключенные договора изменений, о перечислении в бюджет прибыли , полученной в результате нарушений нормативных актов;

направлять органам исполнительной власти и органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания об изменении принятых ими актов, не соответствующих Федеральному законодательству по естественным монополиям;

принимать решения о наложении штрафов и предупреждений субъектам естественных монополий и их руководителям, а также к должностных лиц органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в случаях предусмотренных Федеральным законодательством;

проверять хозяйственную деятельность энергоснабжающих организаций, для которых тарифы устанавливаются энергетическими комиссиями;

разрешать разногласия, которые могут возникнуть между поставщиками и потребителями энергетических ресурсов;

обращаться в суд с иском и участвовать в рассмотрении в суде дел, связанных с применением или с нарушением Федерального законодательства о естественных монополиях;

осуществлять иные полномочия, установленные Федеральным законодательством.

Главным полномочием служб по тарифам является установление тарифов на услуги естественных монополий в сфере топливо- энергетического комплекса. Оно осуществляется в строгом соответствии с нормативно-правовыми актами и методическими документами по вопросам регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию и газ на территории Российской Федерации. Это Федеральные Законы, Указы Президента Российской Федерации, Постановления Правительства Российский Федерации, Нормативно-правовые акты Федеральной службы по тарифам, законодательные и нормативно-правовые акты органов Государственной власти субъектов Российской Федерации и региональных служб, на территории которых осуществляется регулирование, не противоречащие Федеральным нормативно-правовым актам. Как следует из нормативно-правовой базы, Государственное регулирование происходит на двух уровнях: Федеральном и региональном. В соответствии с Конституцией Российской Федерации ценообразование относится к федеральному уровню, на котором формируется тарифная политика Государства через нормативно-правовое обеспечение процесса регулирования в субъектах Федерации. Общая структура регулирования построена не на властной вертикали подчинения региональных комиссий Федеральной, а в системе независимых региональных служб, методическое руководство и координацию действий которых осуществляет Федеральная служба, делегировавшая им часть своих полномочий посредством соглашения на основе единого правового и нормативного поля. ФСТ в порядке контроля осуществляет регистрацию всех постановлений региональных комиссий и является арбитром в случаях возникновения разногласий между субъектами региональных рынков энергоносителей, осуществляя квазисудебные процедуры при рассмотрении дел.ФСТ, являясь федеральным органом исполнительной власти, имеет законодательно прописанные полномочия, отделенные от полномочий Российского Правительства. Аналогичным образом должны действовать региональные органы исполнительной власти – РСТ, которые являются независимыми от региональных органов власти в рамках своих законодательно установленных полномочий. Цель такого разделения полномочий при независимом принятии решения по тарифам на энергоносители является экономически обоснованная ценовая политика в сфере энергетических естественных монополий во вне зависимости от политических, зачастую популистских, лозунгов различных партий и общественных организаций на федеральном и региональных уровнях. Игнорирование этих принципов принятия решения в области регулирования рынка энергоносителей может привести к непредсказуемым последствиям, о чем свидетельствуют многочисленные примеры из новейшей истории России ”.

Наши рекомендации