Функции политической идеологии

Социальные функции идеологии

Социальная действительность отражается в общественных идеях и теориях, суть которых и есть идеология. Исследование идеологии в социально-практическом аспекте позволяет выделить следующие ее социальные функции:

§ познавательную, проявляющуюся в том, что идеология предлагает человеку определенную модель интерпретации окружающего мира, общества и своего места в нем;

§ оценочную, позволяющую индивиду выбрать адекватные его социальным интересам ценности и нормы, чтобы руководствоваться ими в повседневной жизни;

§ программно-целевую, состоящую в том, что идеология ставит перед индивидами определенные стратегические и тактические цели, устанавливает их субординацию и предлагает программу их достижения;

§ футуролого-прогностическую, предлагающую обществу модель лучшего будущего, к которому необходимо стремиться, и обосновывающую его возможность;

§ интегративную, проявляющуюся в том, что идеология способствует сплочению общества или социальной группы на основе единой цели, общих проблем и необходимости общих действий;

§ защитную, обеспечивающую взаимодействие с другими идеологиями либо в виде борьбы, либо в виде сосуществования;

§ социально-организующую, которая выполняется идеологией, поскольку она определяет принципы организации общества и управления им.

В рамках любой идеологии, любого идеологического учения выделяются следующие структурные компоненты или уровни:

Теоретико-концептуальный, который образуют основные положения, раскрывающие ценности и идеалы определенного общественного класса, нации или государства, либо группы приверженцев определенного направления политического развития (например, реформаторы, консерваторы или революционеры);

Программно - политический, на котором социально - философские принципы или идеалы преобразуются политической элитой в конкретные программы, лозунги и требования, способствуя принятию политическим руководством определенных политических решений и осуществлению связанных с ними действий;

Актуализированный, которые составляют осознанные гражданами конкретные политические цели, а также их реализация с помощью конкретных методов и действий.

Функции политической идеологии

1) Ориентационную - идеология включает в себя основные представления об обществе и политической системе, о политике и власти, помогает человеку ориентироваться в политической жизни и осуществлять осознанные политические поступки;

2) Мобилизационную - предлагая обществу определенную модель (идею, программу) более совершенного состояния (строя, режима), идеология тем самым мобилизует членов общества на их воплощение в жизнь;

3) Интегративную - она стремится сформулировать общенациональные и общегосударственные ценности и цели, предлагает их обществу, объединяя на их основе людей;

4) Амортизационную (т.е. смягчающую) - объясняя и оправдывая в глазах людей существующую политическую систему и политическую реальность, идеология тем самым способствует снятию социального напряжения, смягчению и разрешению кризисных ситуаций, когда у государственной власти нет материальных либо организационных возможностей общества и граждан;

5) Функцию выражения и защиты интересов определенной социальной группы или класса - например, марксистская идеология претендует на отстаивание интересов пролетариата, либеральная - слоя предпринимателей и собственников, и т.д.

2. Классификация политических идеологий

. Классификация есть один из методов научного познания, состоящий в делении некоторого класса явлений на виды, деления этих видов на подвиды и т.д. Тем не менее классификация предназначена для постоянного пользования в какой-либо науке или области практической деятельности. Классификация политических идеологий может быть осуществлена по следующим основаниям:

• по их носителям (группы, общности и объединения людей самого различного характера);

• особенностям мышления и масштабам притязаний их носителей;

• характеру выражаемого в идеологиях отношения к существующей социальной действительности и направленности выдвигаемых ими целей;

• предлагаемым способам реализации сформированных идеалов, ценностей и целей.

3 Государственная идеология:сущность,структура,функции.

Государственная идеология – атрибутивный (неотъемлемый, существенный) признак любой нации-государства как социального субъекта вместе с признаками суверенитета, территории, власти, права.

Функции:

1) Стабилизирующая (укрепление существующих устоев, сохранение страны, устойчивого ее развития)

2) Апологетическая (доказывает оправданность существующих принципов и идеалов, лежащих в основе экономической, политической и др. систем общества.

3) Интегративная (способствует объединению классов и групп в одно большое общество)

4) Мобилизационная (вовлекает классы, этнические и религиозные группы в процесс реализации задач гос. программ).

Гос. идеология направлена на развитие 4 сфер общества: социальную, экономическую, политическую и духовную.

Структура:

1) экономический комплекс (экономическая составляющая)

Включает решение вопросов по национальной экономике (основана на частной собственности или общественной? Регулируется рынком или государственно – административным образом? Роль государства в экономике?)

2) Политический комплекс

Вопросы по политической жизни страны (уровень политической свободы? Форма государственного правления? Границы политики в обществе?)

3) Социогуманитарный комплекс

Идеи по всестороннему развитию личности (должно ли государство влиять на распределение доходов в обществе? Роль государства в образовании, здравоохранении? Что лежит в основе управления духовной сферой общества?)

4) Культурно – исторический комплекс

Совокупность идей и представлений о происхождении народа, этноса; месте и роли народа в мировом историческом процессе.

4.Идеи либерализма относительно организации политической, экономической, социальной и духовной сфер общества

Идеология либерализма сформировалась в 17-18 веках в Западной Европе.

Главные идеи:

- свобода личности, которая ставит свои цели и задачи и несет ответственность за их последствия

- индивидуализм есть главный моральный принцип

- возможность познания «естественного порядка» и создания разумного социального порядка

- возможность воздействия на человека через среду, в которой он свободен.

Идеи относительно основных сфер общества:

Экономические идеи:

- незыблемость частной собственности

- свободный рынок и конкуренция способствуют развитию общества и повышению эффективности производства

- государство не вмешивается в экономику

Политические идеи:

- народ и правительство должны взаимодействовать, имея определенные обязанности, по отношению друг к другу.

- народ – источник власти

- право народа на революцию

- основные институты власти назначаются с помощью выборов

- во главе государства стоит закон (идея правового государства)

- равенство всех перед законом

- разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную

- защищенность частной жизни человека от давления государства.

Социогуманитарные идеи:

- наличие неравенства между классами, от чего слабые проигрывают и в обществе остаются лишь сильные, что является прогрессом общества

- государство не распределяет деньги между богатыми и бедными, оно лишь обеспечивает порядок и безопасность в обществе

- духовная жизнь основана на свободе мнений, терпимости к разному мнению у всех, свободе религии или ее отсутствии, свободе от классовых и национальных предрассудков.

5.Идеи консерватизма и неокансирватизма относительно организации политических,экономической,социальной и духовной сфер общества.

Экономические идеи:

– экономика должна строиться на основе частной собственности и свободного рынка;

– государство не должно вмешиваться в экономические процессы.

Политические идеи:

– понятие свободы чуждо человеку;

– революции в обществе не имеют позитивного значения, нет необходимости осуществлять радикальные изменения;

– демократия – наименее совершенная форма политической жизни;

– обществом должна управлять аристократическая элита – наиболее одаренная часть, имеющая соответствующее образование и призвание;

– государство должно иметь приоритет над обществом.

Социогуманитарные идеи:

– важнейший фактор общественного порядка – социальное неравенство. Общество невозможно без иерархии (антиэгалитаризм);

– социальная структура общества признается неизменной, социальные перемещения (особенно вертикальные) нежелательны;

– равенство может быть только в области морали и добродетелей;

– индивид должен рассчитывать исключительно на собственные силы, не ожидая помощи со стороны государства.

6.Идеи социал-демократической идеологии относительно организации политических,экономической,социальной и духовной сфер общества.

Основополагающие идеи социал-демократизма относительно устройства основных сфер общества (изложены в концепции "демократического социализма", принятой Социнтерном в 1951 году):

Экономические идеи:

– экономика должна быть смешанной, то есть основанной на частной и общественной собственности, конкретное соотношение между которыми в каждой стране должно основываться на принципе экономической целесообразности;

– способ регулирования экономики – сочетание рыночного и государственного воздействия на процессы производства материальных ценностей;

– экономика должна иметь социальную направленность, т.е. удовлетворять материальные запросы всех слоев общества.

Политические идеи:

– справедливое государственное устройство основано на верховенстве закона, независимости судебной власти;

– основной способ формирования органов власти – свободные выборы;

– в обществе должны быть гарантии прав личности и меньшинства;

– возможная смена власти должна осуществляться мирным путем (законным) – через выборы (отказ от революции);

– в организации политической жизни действует принцип политического плюрализма, определяющий возможность появления и существования в обществе различных политических организаций.

Социогуманитарные идеи:

§ признается необходимость высокого качества жизни для всех членов общества и участие государства в создании соответствующих условий:

– оно должно регулировать процесс распределения доходов в обществе, не допуская сильных имущественных контрастов;

– создавать условия для всеобщей занятости населения;

– реализовывать социальные программы по развитию образования, медицины, делая их доступными широким слоям общества;

– поддерживать малоимущие слои населения;

§ духовная жизнь общества должна развиваться на основе мировоззренческого плюрализма.

7. Государственность на белорусских землях:основные этапы её становления.
Белорусы продвигались в направлении становления своей государственности чрезвычайно сложными путями. Этот процесс проходил по следующим этапам:Первый этап. Истоки белорусского этноса и его государственности большинство историков связывают с существованием в IX – XIII вв. на территориях, составляющих нынешнюю Беларусь, ряда славянских земель-княжеств, которые входили в состав Киевской Руси признаки государства: верховную власть в лице князя, войско, административно-территориальную структуруВторой этап. Дальнейший путь белорусов к своей нынешней государственности пролегал через вхождение земель-княжеств после распада Древнерусскогогосударства в состав Великого княжества Литовского, Русского, Жемайтского и других земель (ВКЛ)Третий этап. Далее с 1569 (Люблинская уния) по 1795 гг. белорусские земли входят в состав федеративного государства Речи Посполитой. В это время происходит самоидентификация белорусов как славяно-русского этноса.Четвёртый этап.С конца XYIII в. земли Белой Руси входят в состав Российской империи. Пятый этап: советской государственности. ХХ век: попытки реализовать оба подхода: через провозглашение 25 марта 1918 г. Белорусской Народной Республики (БНР);создание 1 января 1919 г. Социалистической Советской Республики Белоруссии (ССРБ);Шестой этап: постсоветский. Принятие Декрации о государственном суверенитете БССР – 27 июля 1990 г., объявление политической и экономической самостоятельности Белорусской ССР – 25 августа 1991 г.и 19 сентября 1991 г.принятие решения впредь именовать белорусское государство “Республика Беларусь”, а в сокращённом виде – “Беларуси

Наши рекомендации