Функции политической идеологии
Социальные функции идеологии
Социальная действительность отражается в общественных идеях и теориях, суть которых и есть идеология. Исследование идеологии в социально-практическом аспекте позволяет выделить следующие ее социальные функции:
§ познавательную, проявляющуюся в том, что идеология предлагает человеку определенную модель интерпретации окружающего мира, общества и своего места в нем;
§ оценочную, позволяющую индивиду выбрать адекватные его социальным интересам ценности и нормы, чтобы руководствоваться ими в повседневной жизни;
§ программно-целевую, состоящую в том, что идеология ставит перед индивидами определенные стратегические и тактические цели, устанавливает их субординацию и предлагает программу их достижения;
§ футуролого-прогностическую, предлагающую обществу модель лучшего будущего, к которому необходимо стремиться, и обосновывающую его возможность;
§ интегративную, проявляющуюся в том, что идеология способствует сплочению общества или социальной группы на основе единой цели, общих проблем и необходимости общих действий;
§ защитную, обеспечивающую взаимодействие с другими идеологиями либо в виде борьбы, либо в виде сосуществования;
§ социально-организующую, которая выполняется идеологией, поскольку она определяет принципы организации общества и управления им.
В рамках любой идеологии, любого идеологического учения выделяются следующие структурные компоненты или уровни:
Теоретико-концептуальный, который образуют основные положения, раскрывающие ценности и идеалы определенного общественного класса, нации или государства, либо группы приверженцев определенного направления политического развития (например, реформаторы, консерваторы или революционеры);
Программно - политический, на котором социально - философские принципы или идеалы преобразуются политической элитой в конкретные программы, лозунги и требования, способствуя принятию политическим руководством определенных политических решений и осуществлению связанных с ними действий;
Актуализированный, которые составляют осознанные гражданами конкретные политические цели, а также их реализация с помощью конкретных методов и действий.
Функции политической идеологии
1) Ориентационную - идеология включает в себя основные представления об обществе и политической системе, о политике и власти, помогает человеку ориентироваться в политической жизни и осуществлять осознанные политические поступки;
2) Мобилизационную - предлагая обществу определенную модель (идею, программу) более совершенного состояния (строя, режима), идеология тем самым мобилизует членов общества на их воплощение в жизнь;
3) Интегративную - она стремится сформулировать общенациональные и общегосударственные ценности и цели, предлагает их обществу, объединяя на их основе людей;
4) Амортизационную (т.е. смягчающую) - объясняя и оправдывая в глазах людей существующую политическую систему и политическую реальность, идеология тем самым способствует снятию социального напряжения, смягчению и разрешению кризисных ситуаций, когда у государственной власти нет материальных либо организационных возможностей общества и граждан;
5) Функцию выражения и защиты интересов определенной социальной группы или класса - например, марксистская идеология претендует на отстаивание интересов пролетариата, либеральная - слоя предпринимателей и собственников, и т.д.
2. Классификация политических идеологий
. Классификация есть один из методов научного познания, состоящий в делении некоторого класса явлений на виды, деления этих видов на подвиды и т.д. Тем не менее классификация предназначена для постоянного пользования в какой-либо науке или области практической деятельности. Классификация политических идеологий может быть осуществлена по следующим основаниям:
• по их носителям (группы, общности и объединения людей самого различного характера);
• особенностям мышления и масштабам притязаний их носителей;
• характеру выражаемого в идеологиях отношения к существующей социальной действительности и направленности выдвигаемых ими целей;
• предлагаемым способам реализации сформированных идеалов, ценностей и целей.
3 Государственная идеология:сущность,структура,функции.
Государственная идеология – атрибутивный (неотъемлемый, существенный) признак любой нации-государства как социального субъекта вместе с признаками суверенитета, территории, власти, права.
Функции:
1) Стабилизирующая (укрепление существующих устоев, сохранение страны, устойчивого ее развития)
2) Апологетическая (доказывает оправданность существующих принципов и идеалов, лежащих в основе экономической, политической и др. систем общества.
3) Интегративная (способствует объединению классов и групп в одно большое общество)
4) Мобилизационная (вовлекает классы, этнические и религиозные группы в процесс реализации задач гос. программ).
Гос. идеология направлена на развитие 4 сфер общества: социальную, экономическую, политическую и духовную.
Структура:
1) экономический комплекс (экономическая составляющая)
Включает решение вопросов по национальной экономике (основана на частной собственности или общественной? Регулируется рынком или государственно – административным образом? Роль государства в экономике?)
2) Политический комплекс
Вопросы по политической жизни страны (уровень политической свободы? Форма государственного правления? Границы политики в обществе?)
3) Социогуманитарный комплекс
Идеи по всестороннему развитию личности (должно ли государство влиять на распределение доходов в обществе? Роль государства в образовании, здравоохранении? Что лежит в основе управления духовной сферой общества?)
4) Культурно – исторический комплекс
Совокупность идей и представлений о происхождении народа, этноса; месте и роли народа в мировом историческом процессе.
4.Идеи либерализма относительно организации политической, экономической, социальной и духовной сфер общества
Идеология либерализма сформировалась в 17-18 веках в Западной Европе.
Главные идеи:
- свобода личности, которая ставит свои цели и задачи и несет ответственность за их последствия
- индивидуализм есть главный моральный принцип
- возможность познания «естественного порядка» и создания разумного социального порядка
- возможность воздействия на человека через среду, в которой он свободен.
Идеи относительно основных сфер общества:
Экономические идеи:
- незыблемость частной собственности
- свободный рынок и конкуренция способствуют развитию общества и повышению эффективности производства
- государство не вмешивается в экономику
Политические идеи:
- народ и правительство должны взаимодействовать, имея определенные обязанности, по отношению друг к другу.
- народ – источник власти
- право народа на революцию
- основные институты власти назначаются с помощью выборов
- во главе государства стоит закон (идея правового государства)
- равенство всех перед законом
- разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную
- защищенность частной жизни человека от давления государства.
Социогуманитарные идеи:
- наличие неравенства между классами, от чего слабые проигрывают и в обществе остаются лишь сильные, что является прогрессом общества
- государство не распределяет деньги между богатыми и бедными, оно лишь обеспечивает порядок и безопасность в обществе
- духовная жизнь основана на свободе мнений, терпимости к разному мнению у всех, свободе религии или ее отсутствии, свободе от классовых и национальных предрассудков.
5.Идеи консерватизма и неокансирватизма относительно организации политических,экономической,социальной и духовной сфер общества.
Экономические идеи:
– экономика должна строиться на основе частной собственности и свободного рынка;
– государство не должно вмешиваться в экономические процессы.
Политические идеи:
– понятие свободы чуждо человеку;
– революции в обществе не имеют позитивного значения, нет необходимости осуществлять радикальные изменения;
– демократия – наименее совершенная форма политической жизни;
– обществом должна управлять аристократическая элита – наиболее одаренная часть, имеющая соответствующее образование и призвание;
– государство должно иметь приоритет над обществом.
Социогуманитарные идеи:
– важнейший фактор общественного порядка – социальное неравенство. Общество невозможно без иерархии (антиэгалитаризм);
– социальная структура общества признается неизменной, социальные перемещения (особенно вертикальные) нежелательны;
– равенство может быть только в области морали и добродетелей;
– индивид должен рассчитывать исключительно на собственные силы, не ожидая помощи со стороны государства.
6.Идеи социал-демократической идеологии относительно организации политических,экономической,социальной и духовной сфер общества.
Основополагающие идеи социал-демократизма относительно устройства основных сфер общества (изложены в концепции "демократического социализма", принятой Социнтерном в 1951 году):
Экономические идеи:
– экономика должна быть смешанной, то есть основанной на частной и общественной собственности, конкретное соотношение между которыми в каждой стране должно основываться на принципе экономической целесообразности;
– способ регулирования экономики – сочетание рыночного и государственного воздействия на процессы производства материальных ценностей;
– экономика должна иметь социальную направленность, т.е. удовлетворять материальные запросы всех слоев общества.
Политические идеи:
– справедливое государственное устройство основано на верховенстве закона, независимости судебной власти;
– основной способ формирования органов власти – свободные выборы;
– в обществе должны быть гарантии прав личности и меньшинства;
– возможная смена власти должна осуществляться мирным путем (законным) – через выборы (отказ от революции);
– в организации политической жизни действует принцип политического плюрализма, определяющий возможность появления и существования в обществе различных политических организаций.
Социогуманитарные идеи:
§ признается необходимость высокого качества жизни для всех членов общества и участие государства в создании соответствующих условий:
– оно должно регулировать процесс распределения доходов в обществе, не допуская сильных имущественных контрастов;
– создавать условия для всеобщей занятости населения;
– реализовывать социальные программы по развитию образования, медицины, делая их доступными широким слоям общества;
– поддерживать малоимущие слои населения;
§ духовная жизнь общества должна развиваться на основе мировоззренческого плюрализма.
7. Государственность на белорусских землях:основные этапы её становления.
Белорусы продвигались в направлении становления своей государственности чрезвычайно сложными путями. Этот процесс проходил по следующим этапам:Первый этап. Истоки белорусского этноса и его государственности большинство историков связывают с существованием в IX – XIII вв. на территориях, составляющих нынешнюю Беларусь, ряда славянских земель-княжеств, которые входили в состав Киевской Руси признаки государства: верховную власть в лице князя, войско, административно-территориальную структуруВторой этап. Дальнейший путь белорусов к своей нынешней государственности пролегал через вхождение земель-княжеств после распада Древнерусскогогосударства в состав Великого княжества Литовского, Русского, Жемайтского и других земель (ВКЛ)Третий этап. Далее с 1569 (Люблинская уния) по 1795 гг. белорусские земли входят в состав федеративного государства Речи Посполитой. В это время происходит самоидентификация белорусов как славяно-русского этноса.Четвёртый этап.С конца XYIII в. земли Белой Руси входят в состав Российской империи. Пятый этап: советской государственности. ХХ век: попытки реализовать оба подхода: через провозглашение 25 марта 1918 г. Белорусской Народной Республики (БНР);создание 1 января 1919 г. Социалистической Советской Республики Белоруссии (ССРБ);Шестой этап: постсоветский. Принятие Декрации о государственном суверенитете БССР – 27 июля 1990 г., объявление политической и экономической самостоятельности Белорусской ССР – 25 августа 1991 г.и 19 сентября 1991 г.принятие решения впредь именовать белорусское государство “Республика Беларусь”, а в сокращённом виде – “Беларуси