Взаимодействие Президента РФ с субъектами Федерации(факультативно)
Полномочия Президента РФ в этой сфере практически не прописаны в Конституции РФ. Они закреплены в соответствующих законах и указах Президента РФ и вытекают из сущности полномочий Президента РФ в целом.
К подобным полномочиям относится:
1) назначение полномочных представителей Президента РФ в федеральные округа;
2) участие в образовании новых субъектов РФ на этапе согласования объединения;
3) согласительные процедуры между федеральными и региональными органами власти и между последними;
4) представление кандидатур для избрания высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в парламенты тех субъектов РФ, где законодательством предусмотрено, что глава региона избирается депутатами регионального парламента;
5) право отрешения от должности глав субъектов РФ и роспуска региональных парламентов в случаях, предусмотренных законом;
6) право приостановления действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ (ч. 2 ст. 85 Конституции РФ); 2004 г. N 5-ФКЗ.
Решения КС.
В отношении роспуска ГД ФС РФ было вынесено решение Конституционного Суда РФ, в соответствии с которым Президент РФ может представлять как каждый раз новую кандидатуру Председателя Правительства РФ, так и одного и того же кандидата дважды или трижды. Подробнее: О толковании положений ч. 4 ст. 111 Конституции РФ: Постановление Конституционного Суда РФ от 11 декабря 1998 г. N 28-П.
Так, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 31 июля 1995 г. было указано, что для случаев, когда этот порядок действий Президента РФ не детализирован в Конституции РФ, а также в отношении полномочий, не перечисленных в ст. 83 - 89 Конституции РФ, их общие рамки определяются принципом разделения властей Конституции, согласно которому акты Президента РФ не должны противоречить Конституции и федеральным законам .
По делу о проверке конституционности Указа Президента РФ от 30 ноября 1994 г. N 2137 "О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики", Указа Президента РФ от 9 декабря 1994 г. 2166 "О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и в зоне осетино-ингушского конфликта", Постановления Правительства РФ от 9 декабря 1994 г. N 1360 "Об обеспечении государственной безопасности и территориальной целостности РФ, законности, прав и свобод граждан, разоружения незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа", Указа Президента РФ от 2 ноября 1993 г. N 1833 "Об Основных положениях Военной доктрины РФ": Постановление Конституционного Суда РФ от 31 июля 1995 г. N 10-П. КС вынес решение о правомерности действий ВС РФ в зоне конфликта, а также не соответствии Конституции мероприятия по выдворению отдельных категорий граждан (подозреваемых в совершении актов террористической направленности) с территории Республик, находящихся в зоне конфликта и лишение аккредитации журналистов, пребывающих на этой территории.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 30 апреля 1996 г. положение применительно к нормотворческой деятельности Президента РФ по вопросам, прямо не отнесенным к его ведению получило разъяснение КС РФ. Как общее правило было сформулировано следующее: в силу того, что Президент РФ является гарантом Конституции РФ и обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, не противоречит Конституции издание им указов, восполняющих пробелы в правовом регулировании по вопросам, требующим законодательных решений. Такие указы, однако, не должны противоречить Конституции и федеральным законам, а их действие во времени ограничивается периодом до принятия соответствующих законодательных актов.
По делу о проверке конституционности п. 2 Указа Президента РФ от 3 октября 1994 г. N 1969 "О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в РФ" и п. 2.3 Положения о главе администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа РФ, утвержденного названным Указом: Постановление Конституционного Суда РФ от 30 апреля 1996 г. N 11-П // СЗ РФ. 1996. N 19. Ст. 2320.
Необходимо отличать "возвращение федерального закона" от "отклонения федерального закона". Под возвращением федерального закона понимается возвращение федерального закона Президентом РФ в соответствующую палату Федерального Собрания в случае нарушения палатой установленных Конституцией РФ требований к порядку принятия федеральных законов и предусмотренных ею условий и процедур. См.: О разрешении спора между Советом Федерации и Президентом РФ, между Государственной Думой и Президентом РФ об обязанности Президента РФ подписать принятый Федеральный закон "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории РФ": Постановление Конституционного Суда РФ от 6 апреля 1998 г. N 11-П.