Система государственного управления СССР в довоенный период (1922—1941)
Тезис 1. Период новой экономической политики (НЭП)
Государство (с декабря 1922 г.) — Союз Советских Социалистических Республик (СССР)
30 декабря 1922 г. состоялся I съезд Советов СССР, на котором РСФСР, Белоруссия, Украина, Закавказская федерация (ЗСФСР) объединились в Союз Советских Социалистических Республик. Одновременно были утверждены принципиальные положения новой конституции. Первая сессия ЦИК СССР избрала Президиум и поручила ему разработать конституцию. Для этого в январе 1923 г. была образована Конституционная комиссия. Одновременно с комиссией ЦИК СССР в подготовке проекта Конституции СССР участвовали специально созданные комиссии ЦИК союзных республик.
Основные конституционные принципы обсуждались на XII съезде РКП(б), на пленумах ЦК, на съездах, конференциях республиканских и губернских партийных организаций.
Тезис 2.
Центральный аппарат управления
Всесоюзный съезд Советов — высший орган власти
Центральный исполнительный комитет (ЦИК) — высший орган власти в периоды между съездами. Законодательные и исполнительные функции
Совет народных комиссаров (СНК) — правительство (исполнительный и распорядительный орган)
Совет труда и обороны (СТО) преобразован в Экономическое совещание
Государственная общеплановая комиссия (Гослшн)
Глава правительства — с марта 1923 г. Председатель СНК РСФСР
Органы хозяйственного управленияПереход к новой экономической политике с 1921 г. не изменил государственных структур, однако поставил задачи приспособления к ней аппарата управления экономикой. Была сужена сфера централизованного распределения ресурсов, произошли некоторые организационные изменения, сократился государственный аппарат. Но в целом сохранялись принципы управления, оформившиеся в первые послеоктябрьские годы. Поэтому с середины 20-х гг. в силу целого ряда причин, и особенно после провозглашения курса на индустриализацию в 1925 г., нарастающими темпами начали развиваться центростремительные тенденции, что выражалось в усилении администрирования в организации производства и труда, расширении сферы централизованно- распределительных отношений и т.д.
В итоге в течение 1929—1932 гг. сложилась система управления, основными элементами которой стали:
• пятилетние и годовые планы, разверстанные по предприятиям, охватывавшие все стороны их деятельности и обязательные для выполнения;
• увеличение числа промышленных наркоматов и главков, единоначалие, прямое вмешательство вышестоящих органов в работу предприятий;
• ограниченный, формальный хозрасчет;
• включение в механизм хозяйствования репрессивной системы — НКВД;
• фактическое слияние в единый механизм государственных, хозяйственных, управленческих, партийных органов, а также общественных организаций.
Была изменена структура ВСНХ, в составе которого были созданы управления по отраслям промышленности, а также плановое управление. Роль планирующих органов значительно повысилась в процессе разработки первого пятилетнего плана. СНК СССР принял специальное постановление о работе Госплана.
Усилилось влияние органов ЦКК-РКИ на работу государственного аппарата. В ее работе активное участие принимали профсоюзы, комсомол и другие общественные организации. VII Всесоюзный съезд профсоюзов (декабрь 1926) рассмотрел целый комплекс вопросов о состоянии и перспективах развития производства в ходе индустриализации. VI съезд ВЛКСМ (1926) призвал молодежь к активному участию в решении задач социалистической индустриализации.
Все это, наряду с другими факторами, создавало предпосылки для формирования системы всеобщего огосударствления общественной жизни, получившей впоследствии название «командно-административной».
Государственное строительствоВ это время интенсивно развивалась национальная государственность народов СССР. В 20—30-е годы шел непрерывный рост национальных государственных образований, перерастание менее развитых уже существующих форм национальной государственности в более развитые формы. В декабре 1922 г., когда образовался Союз ССР, в нем было 15 национальных государств (4 союзные и 11 автономных республик). В сентябре 1924 г. в него вошли Хорезмская и Бухарская республики. К декабрю 1936 г. союзных республик стало 11, а автономных — 22. Это объясняется «национально-государственным размежеванием в Средней Азии» (определение границ новых национальных образований), проходившим в 1925—1929 гг. IIIсъезд Советов СССР (май 1925) принял в состав союзного государства Узбекскую ССР и Туркменскую ССР на основании деклараций первых съездов Советов этих вновь образованных республик.
Тезис 3.
Местный аппарат управления
При Центральных исполнительных комитетах автономных республик и губисполкомах — политотделы
При исполкомах всех уровней — экономические совещания
Единая судебная система
народный суд
губернский суд
Верховный суд
Репрессивные органы
1921 г. — упразднена Всероссийская чрезвычайная комиссия
Резко сократилось число революционных трибуналов
1922 г. — создано Государственное политическое управление (ГПУ)
1923 г. — создано Объединенное государственное политическое управление (ОПТУ)
Тезис 4. 30—40-е годы