Налогообложение коммерческих банков
Рассмотрение специфики налогообложения банков начнем с изложения особенностей их косвенного налогообложения. Налогом на добавленную стоимость не облагаются банковские операции, за исключением операций по инкассации. К банковским относятся следующие операции[8]:
• привлечение денежных средств юридических и физических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);
• размещение указанных выше привлеченных средств от своего имени и за свой счет;
• открытие и ведение банковских счетов юридических и физических лиц;
• осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;
• кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
• купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;
• привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;
• выдача банковских гарантий.
Указанная льгота не распространяется на следующие сделки кредитных организаций:
• выдача поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;
• приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;
• доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с юридическими и физическими лицами;
• осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством РФ;
• предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;
• лизинговые операции;
• оказание консультационных и информационных услуг.
Не облагаются НДС также операции, связанные с обращением валюты, денег, банкнот, являющихся законными средствами платежа (кроме использования в целях нумизматики), а также ценных бумаг (акций, облигаций, сертификатов, векселей и других), кроме брокерских и других посреднических услуг. Исключение представляют операции по изготовлению и хранению указанных платежных средств и бумаг, по которым налог взимается.
Таким образом, большинство операций, осуществляемых коммерческими банками, не облагаются налогом на добавленную стоимость.
Теперь рассмотрим особенности исчисления налога на добавленную стоимость по операциям, осуществляемым финансово-кредитными учреждениями. Возможно несколько вариантов порядка исчисления данного налога:
1. Сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая взносу в бюджет банками за отчетный период, должна определяться как разница между суммами налога, полученными по облагаемым данным налогом операциям и услугам, и суммами налога, уплаченными предприятиям и организациям по товарам (работам, услугам), стоимость которых включается в состав расходов финансово-кредитного учреждения по основной деятельности в части, приходящейся на облагаемые обороты. Такой порядок расчета налога на добавленную стоимость применяется при ведении раздельного бухгалтерского учета как облагаемых, так и необлагаемых операций, а также затрат (расходов) по указанным операциям.
2. При невозможности обеспечения раздельного учета, к зачету из общей суммы уплаченного налога принимается налог в размере, соответствующем удельному весу доходов, полученных от облагаемых операций и услуг, в общей сумме доходов финансово-кредитного учреждения за отчетный период. Оставшаяся часть налога на добавленную стоимость, приходящаяся на приобретенные материальные ресурсы, относится на затраты финансово-кредитного учреждения.
Например:
• за апрель 2000 г. банком, уплачивающим НДС ежемесячно, получены доходы:
а) облагаемые НДС – 25000 руб.
б) не облагаемые НДС - 60000 руб.
удельный вес доходов, облагаемых НДС, в общей сумме доходов составляет 25000:(25000+60000)•100 % - 29,41 %.
• Сумма НДС, уплаченного банком по оприходованным товарам, работам и услугам производственного назначения составила в данном месяце 8000 руб.
• НДС, подлежащий взносу в бюджет за апрель 2000 г.
25000 • 0,2 - 8000 • 0,2941 -2647 руб.
3. В отдельных случаях по выбору финансово-кредитных организаций, если удельный вес доходов, полученных от выполнения облагаемых налогом на добавленную стоимость сделок, операций и услуг, в общей сумме их доходов за отчетный период составляет менее 5 %, суммы НДС, уплаченные поставщикам по всем товарам, работам и услугам, допускается относить на расходы организации. При этом вся сумма налога на добавленную стоимость, полученная по облагаемым сделкам, операциям, услугам, подлежит взносу в бюджет.
Имеются отдельные особенности при исчислении НДС по основным средствам и нематериальным активам, используемым банком при выполнении работ, оказании услуг, освобожденных от налога на добавленную стоимость. Они отражаются в учете по стоимости приобретения, включая сумму уплаченного налога, с последующим списанием в установленном порядке через суммы износа.
Налог на добавленную стоимость за приобретенные основные средства и нематериальные активы, используемые банками при выполнении работ (услуг), облагаемых налогом на добавленную стоимость, относится не на, издержки обращения, а на расчеты с бюджетом.
Кроме того, банки по своему выбору (на отчетный год с сообщением об этом налоговому органу) могут отражать в учете приобретаемые основные средства и нематериальные активы, используемые при выполнении работ (оказании услуг), по стоимости приобретения, включая суммы уплаченного налога на добавленную стоимость, с последующим списанием в установленном порядке через суммы износа, независимо от размера (удельного веса) облагаемых НДС сделок в общей сумме их доходов.
Начиная с 01.05.97 г. для кредитных организаций, а также для профессиональных участников рынка ценных бумаг применяется следующий порядок ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость.
Кредитные организации, а также профессиональные участники рынка ценных бумаг по банковским операциям, операциям, связанным с обращением валюты, денег, банкнот, являющихся законными средствами платежа (кроме используемых в нумизматике), а также ценных бумаг (акций, облигаций, сертификатов, векселей и других), не облагаемым налогом на добавленную стоимость, не должны составлять счета-фактуры, вести журналы учета выдаваемых счетов-фактур и книги продаж.
По операциям инкассации, брокерским и иным посредническим услугам (сделкам), облагаемым налогом на добавленную стоимость, кредитные организации и территориальные учреждения ЦБР, а также профессиональные участники рынка ценных бумаг составляют счета-фактуры по мере выполнения разовых операций (сделок), а по операциям (сделкам), носящим долговременный договорный характер, по которым предусмотрены промежуточные расчеты, – не реже одного раза в месяц.
Рассмотрим специфику налогообложения прибыли коммерческих банков, что предполагает анализ особенностей формирования доходов банков, их расходов и затрат, применяемых льгот и ставок. С 1 января 1994 г. отменен порядок налогообложения доходов банков, и их налогообложение производится в порядке и на условиях, определенных Законом РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций». Правильное исчисление налогооблагаемой базы налога на прибыль и налогов, исчисляемых исходя из объема выручки от реализации продукции, работ и услуг, требует ориентации на доходы банков, определяемые в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 490 от 14.05.94 г.[3].
В состав учитываемых при расчете налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль доходов банков включаются:
1. Суммы начисленных и полученных процентов по кредитным ресурсам, размещенным банком, включая доходы, полученные от увеличения на три пункта процентов (маржи) по централизованным кредитам, предоставляемым через кредитное учреждение предприятиям и организациям ЦБР.
2. Комиссионные и иные сборы (плата) за переводные, инкассовые, аккредитивные и другие банковские операции, в том числе за услуги по осуществлению корреспондентских отношений.
3. Плата за услуги, оказываемые банком клиентам за открытие и ведение их расчетных, текущих, валютных, ссудных и иных счетов, выдачу (получение) наличных денег, а также за оказание информационных, консультационных, экспертных и других услуг.
4. Доходы, полученные банком от проведения форфейтинговых, факторинговых, доверительных (трастовых) операций.
5. Доходы, полученные банком по гарантийным и акцептным операциям.
6. Плата за услуги, оказываемые банком населению.
7. Плата за инкассацию, за перевозку денежных средств, ценных бумаг, иных ценностей и банковских документов.
8. Доходы, полученные банком за работу по размещению государственных ценных бумаг и резервов Федерального казначейства РФ и его территориальных органов.
9. Доходы, полученные банком по операциям с ценными бумагами, включая операции по их размещению и управлению, и иным операциям на фондовом рынке.
10. Доходы от проведения банком операций с иностранной валютой, драгоценными металлами и с иными валютными ценностями, включая комиссионные сборы по операциям, связанным с покупкой и продажей валюты за счет и по поручению клиентов. Плата, получаемая банками от экспортеров продукции, за выполнение функции агентов валютного контроля.
11. Доходы от сдачи в аренду имущества, принадлежащего банку, включая доходы от проведения лизинговых операций.
12. Разница между продажной и номинальной стоимостью акций, выпускаемых банком (за исключением продажи акций при формировании уставного, капитала банка, когда сумма такой разницы рассматривается в качестве добавочного капитала банка).
13. Разница между ценой реализации и ценой приобретения ценных бумаг, принадлежащих банку, включая государственные ценные бумаги.
14. Денежные и основные средства, материальные и нематериальные активы, безвозмездно передаваемые банку юридическими и физическими лицами.
15. Доходы от приобретенных или арендуемых банком брокерских мест на биржах.
16. Суммы, перечисленные банку клиентами, в счет возмещения телеграфных, почтовых и иных услуг связи.
17. Проценты и комиссионные сборы, полученные банком по операциям за прошлые годы, а также востребованные проценты и комиссионные сборы, излишне уплаченные банком клиентам в прошлые годы.
18. Излишки кассы банка.
19. Прочие доходы, включаемые банком в облагаемую прибыль в соответствии с законодательством, а также полученные в результате осуществления иной деятельности.
В проекте второй части Налогового кодекса перечень облагаемых доходов банков в целом соответствует действующему в настоящее время, однако несколько сужен и является закрытым. Кроме того, в проекте Налогового кодекса в отдельной статье выделяются доходы Агентства по реструктуризации кредитных организаций.
В настоящее время установлено, что доходы, полученные юридическими лицами от оказания услуг и размещения государственных ценных бумаг и резервов Федерального казначейства РФ и его территориальных органов, не подлежат обложению налогом на прибыль.
Таким образом, специфика банков состоит в том, что основной удельный вес в их доходах принадлежит доходам, которые у остальных плательщиков налога на прибыль относятся к прочим доходам и носят самостоятельный характер для целей налогообложения в составе внереализационных доходов. Для банков же и финансовых посредников эти доходы связаны непосредственно с реализацией их специфических услуг.
К «прочим доходам», в частности, относятся: компенсации разницы в процентах по ссудам, выдаваемым работникам банка, учредителям (пайщикам, акционерам); возмещение разницы при продаже иностранной валюты, включая продажу валюты работникам банка, учредителям (пайщикам, акционерам) по курсу более низкому, чем установленный на день продажи для всех остальных покупателей (по Сбербанку – относится компенсация разницы в процентных ставках по льготным кредитам населения, возвращаемая Министерством финансов РФ). Сумма компенсации разницы в процентах по ссудам, выдаваемым работникам, учредителям (пайщикам, акционерам) банков, рассчитывается исходя из учетной ставки ЦБР, увеличенной на три пункта, действующей на дату выдачи ссуд. Под сторонними клиентами следует понимать всех физических и юридических лиц, которым выданы кредиты. Указанное не относится к ссудам, выдаваемым за счет чистой прибыли, и иностранной валюте, приобретенной за счет чистой прибыли и продаваемой сотрудникам банка по льготному курсу.
В «прочих доходах» целесообразно учитывать все доходы, перечисленные в инструкции ГНС РФ N 37 от 16.03.96 г. как внереализационные. В их состав по указанной инструкции включаются доходы, получаемые от долевого участия в деятельности других предприятий; доходы (дивиденды, проценты) по акциям, облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим банку или финансовому посреднику, от сдачи имущества в аренду; суммы, полученные безвозмездно от других предприятий при отсутствии совместной деятельности (за исключением средств, зачисляемых в уставные фонды предприятий их учредителями в порядке, установленном законодательством).
К «прочим доходам» целесообразно относить также средства, поступившие от реализации основных фондов и иного имущества банка или финансового посредника, определяемые в виде разницы между ценой реализации и первоначальной или остаточной стоимостью этих фондов и иного имущества, увеличенной на индекс – дефлятор.
В процессе расчета затрат, учитываемых при налогообложении прибыли банковских учреждений и других финансовых посредников, необходимо руководствоваться «Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации № 552 от 5 августа 1992 г. Специфические затраты банков перечислены в постановлении Правительства РФ № 490 от 16.03.94 г. К ним относятся:
1. Суммы, причитающиеся к уплате банком в соответствующий бюджет в виде налога на имущество банка, земельного налога, налога на пользователей автомобильных дорог, налога на приобретение транспортных средств и налога с владельцев транспортных средств, сбора на нужды образовательных учреждений, таможенных пошлин, а также других налогов, сборов и платежей, включаемых в соответствии с законодательством в себестоимость продукции (работ, услуг) или относимых на издержки. Причем ряд налогов, относимых банками на издержки, у большинства плательщиков относятся на финансовые результаты.
2. Начисленные и уплаченные проценты по вкладам до востребования (расчетным, текущим, корреспондентским и иным счетам) и срочным вкладам (депозитам).
3. Начисленные и уплаченные проценты по долговым обязательствам банка (облигациям, депозитным и сберегательным сертификатам, векселям и другим), в том числе суммы отрицательной разницы (дисконта) между ценой реализации указанных долговых ценных бумаг и их номинальной стоимостью.
4. Начисленные и уплаченные проценты по межбанковским кредитам, включая целевые централизованные кредиты и овердрафт, по перераспределенным кредитным ресурсам между головным банком и его филиалами, а также между филиалами одного банка.
5. Начисленные и уплаченные проценты по кредитам рефинансирования, приобретенным банком, включая кредиты, приобретенные на аукционной основе в порядке, установленном ЦБР.
6. Начисленные и уплаченные проценты по отсроченным (пролонгированным) в установленном порядке межбанковским кредитам, а также по Кредитам, отсроченным по решению Правительства РФ. Расходы, указанные в трех последних пунктах, включаются в состав расходов, учитываемых при расчете налогооблагаемой базы налога на прибыль, в пределах ставки ЦБР по централизованным кредитным ресурсам, увеличенной на три пункта.
7. Уплаченные банком комиссионные сборы за услуги и корреспондентские отношения, включая расходы по расчетно-кассовому обслуживанию клиентов, открытию им расчетных, текущих и других счетов, плату другим банкам за расчетно-кассовое обслуживание, прочие аналогичные расходы.
8. Уплаченные банком комиссионные сборы (плата) за покупку (продажу) иностранной валюты. Расходы по управлению и защите от валютных рисков, а также иные расходы по проведению банком валютных операций.
9. Проценты и комиссионные сборы, уплаченные банком в счет прошлых (по отношению к отчетному году) лет, и возврат банком процентов и комиссионных сборов, излишне взысканных с клиентов в прошлые (по отношению к отчетному) годы.
10. Суммы платы за инкассацию банкнот, монет, чеков, других расчетно-платежных документов, а также расходов по упаковке ценностей, включая комплектование наличных денег, по перевозке, пересылке и доставке ценностей, принадлежащих банку и его клиентам.
11. Расходы по ремонту и реставрации инкассаторских сумок и мешков для перевозки и хранения ценностей, приобретению новых и замене пришедших в негодность сумок и мешков.
12. Расходы по оплате услуг расчетно-кассовых и вычислительных центров.
13. Расходы банка по изготовлению, приобретению и пересылке бланков, магнитных носителей, перфокарт, дискет, иных носителей банковской информации, а также бланков строгой отчетности, чековых, квитанционных, вкладных и других книжек, упаковочных материалов для банкнот и монет.
14. Расходы банка по переводу пенсий и пособий.
15. Расходы, связанные с изготовлением и внедрением платежно-расчетных средств (пластиковых карточек, дорожных чеков и других), необходимых для обеспечения деятельности банка.
16. Расходы, связанные с организацией и выпуском банком акций, облигаций, депозитных и сберегательных сертификатов, других долговых обязательств и прочих ценных бумаг, обращающихся на финансовом рынке (расходы по подготовке проспекта эмиссии, приобретению бланков ценных бумаг, типографские расходы, уплата комиссионного вознаграждения за распространение ценных бумаг и т. п.). Расходы по оплате рекламных услуг, связанных с организацией и выпуском ценных бумаг, и аудиторских услуг учитываются в составе расходов в соответствии с установленными лимитами для целей налогообложения прибыли.
При отнесении на издержки банка расходов на рекламу и представительские цели необходимо считать превышение ими предельных размеров, исчисляемых по нормативам от объема реализации, принимаемого в качестве базы для расчета и рассчитываемого следующим образом: нарастающим итогом с начала года берутся доходы банка (увеличенные на НДС) формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках коммерческого банка» за минусом сумм следующих доходов: дивидендов по паям и акциям, возмещений клиентам штрафных и других расходов, прочих доходов, штрафов, пени, полученных неустоек.
17. Расходы по осуществлению банком форфейтинговых, факторинговых; доверительных (трастовых) операций.,
18. Суммы отчислений в резерв на возможные потери по ссудам и под обесценение ценных бумаг, подлежащие резервированию в соответствии с порядком, установленным ЦБР.
В проекте Налогового кодекса особенностям определения расходов банков в условиях изменения подходов к налогообложению прибыли и доходов и формированию налоговых вычетов посвящается отдельная статья. Каких-либо кардинальных изменений в перечне расходов коммерческих банков не планируется, более того, их состав максимально соответствует общим подходам к налоговым вычетам. Специальная статья в проекте Налогового кодекса посвящается определению расходов Агентства по реструктуризации кредитных организаций.
Банки исчисляют налогооблагаемую базу для расчета налога на прибыль путем уменьшения общей суммы доходов на сумму расходов, определенных в соответствии с постановлением Правительства РФ № 490 от 16 мая 1994 г.[3]. По банкам налогооблагаемая прибыль увеличивается на стоимость денежных и основных средств, материальных и нематериальных активов, полученных безвозмездно от других юридических и физических лиц. Не включаются в налогооблагаемую базу по банкам материальные, нематериальные и денежные средства, передаваемые в пределах одного юридического лица.
Следует отметить, что после 20 января 1997 г. обязательный характер и размер резервных фондов сохранился, но была отменена корректировка валовой прибыли на суммы сформированных резервных фондов. Таким образом, они формируются за счет чистой прибыли банков и иных финансовых посредников без каких-либо льгот по налогу на прибыль.
При исчислении налогооблагаемой базы банков валовая прибыль уменьшается на сумму отчислений на формирование резервов под обесценение ценных бумаг и на возможные потери по ссудам.
Ставка налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, не отличается от ставок, устанавливаемых для других налогоплательщиков. До 20 января 1997 г. ставка налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, устанавливалась в размере 8 % для банков, предоставляющих не менее 50 % общей суммы кредитов крестьянским (фермерским) хозяйствам, колхозам, совхозам и другим сельскохозяйственным предприятиям, производящим или перерабатывающим сельскохозяйственную продукцию, а также малым предприятиям (за исключением предприятий, осуществляющих снабженческо-сбытовую, торговую, закупочную и посредническую деятельность).
Однако в настоящее время государство отказалось от налогового стимулирования инвестиций в сельское хозяйство и малый бизнес и отменило пониженные ставки по налогу на прибыль для банков и страховщиков, лишив их тем самым своеобразной льготы.
Ставка налога на прибыль банков, зачисляемого в бюджеты субъектов федерации, в сравнении с другими налогоплательщиками, устанавливается в повышенном размере – с 01.04.1999 г. ее предельный размер составляет 27 %.
Банки имеют право практически на все льготы по налогу на прибыль, но с 1997 г. введены ограничения на использование ими льготы на финансирование капитальных вложений (как предприятиями, не относящимися к отраслям сферы материального производства). Сегодня она распространяется только на финансирование жилищного строительства (в том числе в порядке долевого участия), а также на погашение полученных и использованных на эти цели кредитов банков, включая проценты по кредитам.
Банки и другие кредитные учреждения уплачивают налог на пользователей автомобильных дорог от выручки, полученной от реализации услуг. Под суммой реализуемых услуг понимается сумма доходов, предусмотренных в разделе 1 Постановления Правительства РФ № 490 от 16 мая 1994 г., за исключением доходов, предусмотренных пунктами 13 (в части государственных краткосрочных бескупонных облигаций), 17, 18 и 19 (в части доходов, не относящихся к банковским операциям и сделкам) указанного Положения, а также сумм восстановленных резервов на возможные потери по ссудам и под обесценение ценных бумаг.
Не включаются в налогооблагаемую базу доходы, определенные эмитентом в условиях выпуска государственных ценных бумаг РФ, государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и ценных бумаг органов местного самоуправления. По государственным ценным бумагам, условиями обращения которых предусмотрено получение владельцем дохода в зависимости от времени нахождения ценной бумаги на его балансе, настоящее положение применяется в отношении дохода, начисленного пропорционально сроку владения.
Необходимо учесть, что учет сумм компенсации разницы в процентах по ссудам, выдаваемым работникам банка, и сумм возмещения разницы при продаже иностранной валюты, включая продажу валюты работникам банка, ведется коммерческими банками без дополнительных проводок по балансовым счетам и не учитывается при расчете налога на пользователей автомобильных дорог.
Специфика налога на имущество банков и других финансовых посредников заключается, прежде всего, в том, что его источником являются не финансовые результаты, как у прочих плательщиков, а операционные и прочие расходы. Кроме того, для определения налогооблагаемой базы налога на имущество по банкам и другим кредитным организациям, имеющим лицензии на банковскую деятельность и применяющим план счетов бухгалтерского учета банков, принимаются отражаемые в активе баланса остатки по следующим счетам бухгалтерского учета: «Здания и сооружения», «Хозяйственный инвентарь» и «Машины, оборудование, транспортные и другие средства для сдачи в аренду (лизинг)» (за минусом суммы износа, учитываемого на балансовом счете «Износ основных средств»); «Нематериальные активы»; «Хозяйственные материалы»; «Расходы будущих периодов»; «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы» (за минусом суммы износа, учитываемого на отдельном лицевом счете балансового счета «Специальные фонды»).
Ряд банков и иных финансовых посредников Санкт-Петербурга уплачивают сбор за использование наименований: «Россия», Российская федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний (за счет чистой прибыли). Банки и финансовые посредники уплачивают сбор в размере 0,5 % от суммы доходов, рассмотренных при освещении налога на прибыль. Он уплачивается ежеквартально из прибыли (дохода), остающейся в распоряжении банков, исходя из фактически полученной выручки от реализованной продукции (работ, услуг), включая выручку, доход или товарооборот филиалов и других аналогичных подразделений, в срок до 20 числа месяца, следующего за последним месяцем истекшего квартала. Сумма налога перечисляется в федеральный бюджет.
Специфическим исчисляемым и уплачиваемым банками налогом является налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных доку ментов, выраженных в иностранной валюте. Данным налогом облагаются операции по покупке иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте (далее – наличная иностранная валюта). К платежным документам относятся чеки, аккредитивы и другие аналогичные документы, выраженные в иностранной валюте. Объектом обложения налогом являются операции по покупке за рубли иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте.
При этом не являются операциями по покупке наличной иностранной валюты:
• расчеты в иностранной валюте, осуществляемые владельцами пластиковых карт с рублевых карточных счетов (вклады на которые осуществляются в рублях), за исключением получения наличной иностранной валюты;
• покрытие рублевых перечислений за счет средств в иностранной валюте со счетов владельцев пластиковых карт при осуществлении этими владельцами платежей в рублях с указанных валютных карточных счетов (вклады на которые осуществляются в иностранной валюте).
Налогооблагаемой базой является сумма в рублях, уплачиваемая при совершении следующих операций:
• покупке наличной иностранной валюты за наличные рубли;
• покупке платежных документов в иностранной валюте за наличные рубли;
• выплате с валютных счетов наличной иностранной валюты физическим лицам при условии поступления этих средств на валютные счета с рублевых счетов;
• покупке у физических лиц за наличные рубли иностранных денежных знаков, не подлежащих обращению из-за дефектов;
• выдаче иностранной валюты владельцам пластиковых карт с рублевых карточных счетов.
В налогооблагаемую базу включаются также суммы возврата банковских вкладов (депозитов), открытых в рублях, и начисленных по ним процентов, если их погашение производится в наличной иностранной валюте.
При выплате наличной иностранной валюты физическому лицу в случае конвертации средств с рублевых счетов налог исчисляется по курсу коммерческого банка или иной кредитной организации, действующему на день фактической выплаты иностранной валюты. Не предусмотрено взимание налога на покупку иностранной валюты в случае конвертации по поручению клиента – физического лица – наличных валютных денежных средств с его валютного счета в российские рубли с зачислением на текущий рублевый счет клиента. При этом выдача наличной иностранной валюты, поступившей на валютный счет с рублевого счета физического лица, осуществляется сверх сумм, внесенных самим физическим лицом, а также иных поступлений на этот валютный счет, кроме поступлений, связанных с приобретением наличной иностранной валюты.
Не подлежат обложению налогом операции по выдаче наличной иностранной валюты по банковским вкладам (депозитам), открытым в иностранной валюте, включая выдачу наличной иностранной валюты с валютных счетов. Данным налогом не облагаются также операции по покупке наличной иностранной валюты кредитными организациями у ЦБР, а также у других кредитных организаций, имеющих лицензию Банка России на совершение операций по купле-продаже иностранной валюты в наличной и безналичной форме.
Плательщиками налога на покупку наличной иностранной валюты являются:
• граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, а также физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей без образования юридического лица;
• юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ;
• иностранные юридические лица, образованные в соответствии с законодательством иностранных государств;
• филиалы, представительства российских и иностранных юридических лиц.
Не являются плательщиками данного налога организации, деятельность которых полностью финансируется из бюджетов всех уровней, а также ЦБР. Ставка налога устанавливается в размере 1 % от налогооблагаемой базы.
Удержание налога производится кредитными организациями, производящими операции с иностранными денежными знаками и платежными документами, выраженными в иностранной валюте, с поступивших от физических и юридических лиц (резидентов и нерезидентов) денежных средств в рублях в момент получения плательщиками налога наличной иностранной валюты.
В аналогичном порядке уплачивает налог кредитная организация при покупке иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, с выплаченных сумм продавцу по указанным операциям в рублевом эквиваленте (в валюте Российской Федерации).
Суммы налога перечисляются указанными кредитными организациями в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ, на территориях которых произведены операции по покупке наличной иностранной валюты, не позднее операционного дня, следующего за операционным днем удержания налога. В случае если операционный день приходится на выходной или праздничный день, операционным днем следует считать рабочий день, следующий за выходным или праздничным днем.
Суммы налога распределяются между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ в соотношении соответственно 60 и 40 %. Кредитные организации, исчисляющие налог по операциям покупки наличной иностранной валюты (удерживающие налог), представляют в налоговые органы по месту постановки на учет расчет о суммах удержанного и перечисленного налога в составе квартальной отчетности. Второй экземпляр справки остается в кредитной организации.
Налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, следует уплачивать за счет собственных средств организации (т. е. за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль).