Реформы 1867-1868 гг. В Казахстане
По времени реформы совпали с отменой крепостного права и буржуазными реформами в России.
Для изменения системы управления Казахстаном в 60-е гг. XIX в. была образованакомиссия, которую возглавил И.И.Бутков. Комиссия предложила разделить всю степь на две области - Западную и Восточную. Предложения комиссии были вручены Оренбургскому генерал-губернатору А.П.Безаку. В 1865г. в связи с уходом А.П.Безака в отставку новым губернатором назначенН.Л.Крыжановский.В 1865г. для подготовки реформы образована Степная комиссия, еевозглавил член совета Министерства внутренних дел Ф.К.Гирс. Шокан Уалиханов высказался за перестройку управления Казахстаном на началахнародного самоуправления. Проект реформы по Тургайской. Уральской, Акмолинской, Семипалатинской областями был подготовлен комиссией Ф.К.Хирса, Л.Баллюзека, Л.Мейера, А.П.Проценко. Комиссия, куда вошли В.Д.Дандевиль, Ф.К.Гейнс, подготовила проект по Семиреченской и Сырдарьинской областям.
В 1867г. царь Александр IIутвердил «Временное положение об управлении в Семиреченской и Сырдарьинской областях», а в 1868г. - «Временное положение обуправлении в степных областях Оренбургского и Западно-Сибирского генерал-губер-наторства».
Вся казахская территория делилась на 3 генерал-губернаторства:Туркестанское, Оренбургское и Западно-Сибирское. Военная и гражданская власть сосредоточивалась в руках генерал-губернатора. Каждое генерал - губернаторство делилось на области.Уральская и Тургайская области относились к Оренбургскому. Акмолинская и Семипалатинская - к Западно-Сибирскому, Семиреченская и Сырдарьинская - к Туркестанскому генерал-губернаторствам. Территория бывшего Букеевского ханства в 1872 г.была включена в состав Астраханской губернии. Мангыстау в 1870 г. отошел подуправление Кавказского военного округа, а позже в Закаспийскую область. Сосредоточение военной и гражданской власти в руках генерал-губернатора составляло одну из узловых задач реформ. Туркестанскому генерал-губернаторупредоставлялось право ведения дипломатических переговоров с Китаем и Ираном.
Стоявший во главе области военный губернатородновременно являлся наказным атаманом казачьих войск. При военных губернаторах для ведения дел создавалисьобластные правления,которые имели 3 отдела: хозяйственный, судебный ираспорядительный. Контроль над его деятельностью осуществлял вице-губернатор.Онявлялся председателем правления, имел при себе советников. Согласно реформам области делились на уезды.Один из двух помощников уездного начальника,назначаемый генерал-губернатором, был из представителей местной правящей верхушки. Уездным начальникам подчинялись полиция, воинские части, учреждения уезда Уезды делились по территориальному принципу на волости, а волости - на административные аулы, состоявшие из 100-200 кибиток. Отбираемые из знати волостные и аульные утверждались вышестоящим колониальным руководством. Султаны-чингизиды обеспечивались государством пожизненной пенсией и освобождались отналогов. В оседлых населенных пунктах Сырдарьинской области полицейская и распорядительная власть была передана в руки аксакалов, они избиратись и утверждались областными военными губернаторами. Им, как и аульным и волостным старшинам, вручали бронзовый знак и печать.
Согласно реформам 1867-1868 гг. были учреждены военно-судебные комиссии. уездные суды. Хотя в Сырдарьинской области сохранился суд казиев. роль военно-уездных судов в решении споров была весомей. В каждой волости избирались от 4-х до 8 ми биев. Утверждаемые военными губернаторами суды биев и казиев были низшим звеном колониальной судебной системы.
Реформы 1867-1868 гг. создала предпосылки для освоения богатств края. Усилилось социальное расслоение, формировалось жатачество - уход обедневших казахов на заработки в прилинейные поселки и города, на первые промышленные предприятия. (последствия реформы подвергались критике Абая Кунанбайулы, Ыбрая Алтынсарыулы)
62. Развитие образования, науки и культуры Казахстана в довоенный период 1918-1940 г.г.В начале XX века народное образование Казахстана было связано с общественно-политической ситуацией. В первые десятилетия Советской власти в сфере повышения культурною уровня масс в Казахстане, как и во всем СССР, были достигнуты значительные успехи. В области культуры стояли задачи ликвидации разрыва между ранее отсталыми народами и Центральной Россией, развития школ и печати па родном языке, театров, клубов, подготовки кадров для всех сфер народного хозяйства, расширения для этих целей школ и курсов. Одной из неотложных задач стала ликвидация массовой неграмотности трудящихся. В 1924 году в Казахской ССР возникло «Общество долой неграмотность». В декабре 1931 года было введено всеобщее обязательное обучение неграмотного населения в возрасте от 15 до 50 лет. Особое внимание уделялось охвату школой девушек-казашек, а также девушек других восточных национальностей, для которых были открыты специальные школы в Чимкенте. Алма-Ате, Туркестане, Урде. В 1930-1931 учебном году был введен всеобуч в оседлых районах, весной 1931 года - в районах с кочевым населением. Повсеместно создавались общественные фонды по всеобучу. Города Риддер, Аулие-Ата, Шымкент были городами сплошной грамотности. К 1939 году грамотность населения республики достигла 65%, а среди казахов - 40%. Задачу полного искоренения неграмотности удалось выполнить в конце 50-х годов. Ощутимо повлияли на ускорение процесса культурного строительства многие деятели национальной интеллигенции. Они занимались педагогической, литературной и переводческой деятельностью, создавали оригинальные учебники. В 1911 и 1914 IT в Оренбурге А.Байтурсынов издает сборник стихов «Маса», затем иллюстрированный букварь. В 1913-1917 гг. он является редактором газеты «Казах», издававшейся в Оренбурге на казахском языке. Первый учебник алгебры на казахском языке составил К. Сатпаев. первый учебник географии разработал А. Букейханов. он перевел на русский язык сборник стихов и назиданий Абая. Первый педагогический институт, которому позже было присвоено имя Абая, был открыт в 1928 году. В 1929-1931гг. в Алма-Ате открылись институты: ветеринарно-зоотехнический, сельскохозяйственный и медицинский. Крупным событием в культурной жизни республики стало открытие в 1934 году в Алма-Ате Казахского Государственного Университета. Начало подготовке инженерно-технических кадров в республике в 30-е годы XX века положило открытие Казахскою горно-металлургического института. Стали готовиться библиотечные кадры. В 1939 году в Алма-Ате была открыта государственная библиотека им. Пушкина. В годы войны в Казахстан были эвакуированы многие учёные. 2 сентября 1933 года принято Постановление СHK РСФСР о подготовке кадров для Казахстана. В 20-30-е годы XX века крупным центром изучения истории, этнографии края стало Общество изучения Казахстана. В 1932 году возникла казахстанская база Академии наук СССР, которая первоначально имела два направления: зоологическое и ботаническое. В 1926 году М. Массон проводит раскопки на месте Аулие-Аты. В 1935 году С. Асфендиаров издает «Историю Казахстана с древнейших времён». В 20-30-е годы XX века огромный интерес вызывала народная музыка. Записал и опубликовал «1000 песен и кюев киргизского (казахского) народа» композитор и этнограф А. Затаевич. В январе 1926 года в Кзыл-Орде был открыт казахский национальный театр, который возглавил талантливый режиссёр - Жумат Шанин, в 1937 году он стал называться «Казахский академический театр драмы». В 1933 году в Алма-Ате открыт уйгурский музыкально-драматический театр. В 1937 году в Кзыл-Орде открыт корейский театр. В 30-е годы XX века Алма-Атинское отделение треста «Востоккино» положило начало киноискусству Казахстана. В 1934 году открыта киностудия хроникальных фильмов. В 1938 году на «Ленфильме» поставили первую казахскую звуковую кинокартину «Амангельды». В январе 1934 года открыт Казахский музыкальный театр оперы и балета. В том же году был создан Казахский государственный орхестр имени Курмангазы, под руководством А.К. Жубанова. Почётного звания народной артистки СССР была удостоена выдающаяся певица Куляш Байсеитова. В 1936 году состоялось открытие Казахской Государственной филармонии имени Жамбыла. Центром казахской профессиональной живописи стала мастерская П. Хлудова. П. Хлудов участвовал в экспедициях но исследованию Хан-Тенгри, Верненского землетрясения. В своих картинах он отобразил жизнь, традиции казахского народа. Одним из его талантливых учеников был Абылхан Кастеев. Первым архитектором старой Алма-Аты был А.Зенков. Он активно пропагандировал и внедрял в практику строительства деревянное зодчество. Самым великолепным образцом его творчества стал Свято-Вознесенский кафедральный собор в Верном, уцелевший после сильнейшего землетрясения 1887 года.
БИЛЕТ № 13