Методы научного познания. Наблюдение, эксперимент, измерение, классифика­ция, система­тизация

I


 


Наблюдение, эксперимент, измерение, классифика­ция, система­тизация, опи­сание, сравне­ние

Универсальные

Анализ и син­тез, дедукция и индукция,ана­логия, модели­рование, абст­рагирование, идеализация

Единство истори­ческого и логиче­ского, восхожде­ние от конкретно­го к абстрактному и от абстрактного к конкретному, формализация, математизация


 



Научный факт (лат. factum — сделанное, совершившее­ся) — отражение объективного факта в человеческом созна­нии, т. е. описание посредством некоторого языка.

Эмпирический закон — объктивная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами.

Проблема — осознанная формулировка вопросов, возни­кающих в ходе познания и требующих ответа.

Проблема может быть теоретической или практической.

Научная проблема выражается в наличии противополож­ных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требует адекватной научной теории для ее разре­шения.

Гипотеза (гр. hypothesis — основа, предположение) — на­учное предположение, сформулированное на основе ряда фак­тов, истинное значение которого неопределенно, носит ве­роятностный характер и нуждается в доказательствег проверке, обосновании.

В ходе проверки гипотезы превращаются в теории; уточ­няются и конкретизируются, либо отбрасываются как за­блуждение.

Теория (гр. theoria — наблюдение, рассмотрение, иссле­дование) — наиболее развитая форма научного знания, даю­щая целостное отображение закономерных и существен­ных связей определенной области действительности.

Структура теории

• Исходные основания; фундаментальные понятия, прин­ципы, законы, аксиомы, ценностные факторы и т. п.

• Идеализированный объект данной теории.

• Логика и методология, применяемые для построения теории.

• Совокупность законов и утверждений, выведенных из теории.

Ключевой элемент любой теории — закон, поэтому ее можно рассматривать как систему законов.

Метод (от гр. methodos — путь исследования) понимается как орудие, средство познания. В методе познания объектив­ная закономерность превращается в правило действия субъ­екта (исследователя).

Научный метод характеризуется двумя важными качест­вами — строгостью и объективностью.

Среди эмпирических методов научного познания боль­шую роль играют наблюдение и эксперимент.

Наблюдение Эксперимент. (лат. expenmentum — проба, опыт)
Целенаправленное и органи­зованное восприятие внеш­него мира, доставляющее первичный материал для на­учного исследования Исследование какого-либо явле­ния путем активного воздействия на него при помощи создания новых условий, соответствую­щих целям исследования, или же через изменение течения процес­са в нужном направлении
Отсутствие преобладающего воздействия субъекта позна­ния на объект исследования Наличие преобладающего воз­действия субъекта познания на объект исследования
Возможность использования приборов и инструментов в целях компенсации естест­венной ограниченности че­ловеческих органов чувств Создание необходимых условий, включая устранение всех мешаю­щих факторов; материальные воз­действия на объект или условия; измерения с применением соответ­ствующих технических устройств

К универсальным методам научного познания относятся анализ и синтез.

Анализ (гр. analysis —разложение) — процесс мысленно­го или фактического разложения целого на составные час ти.

Синтез (гр. synthesis — соединение) — процесс мысленно­го или фактического воссоединения целого из частей.

Познание не может сделать действительного шага вперед, только анализируя или только синтезируя. Анализ предшест­вует синтезу, во и сам возможен только на основе результатов проделанной синтетической деятельности; связь анализа и синтеза органическая, внутренне необходимая.

Неразрывно связаны между собой методы индукции и де­дукции, которые обусловливают друг друга в процессе позна­ния.

Индукция (лат. inductio — наведение) — путь опытного изучения явлений, в ходе которого от отдельных фактов со­вершается переход к общим положениям. Отдельные фак­ты как бы наводят на общее положение.

Дедукция (лат. deductio — выведение) — доказательст­во или выведение утверждения (следствия) из одного или нескольких других утверждений (посылок) на основе зако­нов логики, носящее достоверный характер.

Универсальным методом научного познания является аналогия (гр. analogia — соответствие) — сходство нетожде­ственных объектов в некоторых сторонах, качествах, от-

ношениях. В современной науке развитой областью система­тического применения аналогии выступает так называемая теория подобия, широко используемая в моделировании.

Моделирование (фр. modeie, от лат. modulus — образец, мера) — воспроизведение характеристик некоторого объек та на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения. Потребность в моделировании возникает тогда, когда исследование непосредственно самого объекта невоз­можно, затруднительно, дорого, требует слишком длительно­го времени и т. п.

Абстракция (от лат, abstractio — отвлечение) — один из универсальных методов познания, заключающийся в мыс ленном отвлечении от ряда свойств предметов и отноше­ний между ними и выделении какого-либо свойства или от­ношения. В качестве результатов процесса абстрагирования выступают различные понятия и категории.

К универсальным методам познания относится идеали­зация — мыслительный акт, связанный с образованием не­которых абстрактных объектов, принципиально не осу­ществимых в опыте и действительности. Примерами иде­ализированных объектов могут быть; «прямая», «точка» (в математике), «абсолютно твердое тело», «идеальный газ» (в физике) и т. д.

К теоретическим методам научного познания принадле­жит единство исторического и логического.

Исторический метод Логический метод
Связан с освещением раз­личных этапов развития объектов в их хронологиче­ской последовательности, в конкретных формах про­явления * Описание исторического процесса во всем его много­образии, с учетом его непо­вторимых, индивидуаль­ных особенностей Связан с воспроизведением в те­оретической форме, в системе абст­ракций сущности, основного со­держания исторического процесса Отражение объекта одновременно в самых его существенных связях и истории его развития: воспроизве­дя объект в высшей, зрелой его форме, включающей как бы в сня­том виде предыдущие его ступени, осуществляется познание и глав­ных вех его истории

Исторический и логический методы тесно связаны между собой. Исторический метод без логического слеп, а логиче­ский без изучения реальной истории беспредметен.

Чтобы мысленно воспроизвести объект в его целостности, используют теоретический метод научного познания, полу­
чивший название восхождения от абстрактного к конк­ретному.

Формализация (лат. forma — вид, образ) — уточнение со­держания познания, осуществляемое посредством того, что изучаемые объекты, явления, процессы сопоставляются с некоторыми материальными конструкциями, позволяю­щими выявлять и фиксировать существенные и закономер­ные стороны рассматриваемых объектов.

Математизация — использование различных способов измерения, позволяющих приписывать материальным объ­ектам и их свойствам определенные числа, а затем вместо трудоемкой работы с объектами действовать с числами по определенным математическим правилам.

Только единство всех методов современного научного по­знания обеспечивает их объективную истинность и возрас­тающее влияние на научно-технический прогресс.

Образец задания

____ (4). Научное ___ (5) и выраба- (6), отличный от

| В6. | Прочитайте приведенный ниже текст, в котором про­пущен ряд слов. Выберите из предложенного списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «Свои выводы наука формулирует в (1), за­конах и формулах, вынося за скобки эмоциональное отноше­ние познающего____________________ (2) к изучаемым явлени­ям. Все, что наука делает своим ________________ (3), она ис-

следует со стороны закономерностей и _

познание опирается на систему_________

тывает свой собственный______________

обычного».

Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск, Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для запол­нения пропусков.

A) вопрос Е)теория Б) предмет Ж) язык

B) проблема 3)субъект Г) метод И) причина Д) схема

В приведенной ниже таблице указаны номера пропусков. За­пишите под каждым номером букву, соответствующую вы­бранному вами слову.

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

122

           

Ответ: ЕЗБИГЖ.

Наши рекомендации