Пути и формы возникновения государства и права

Формирование государства — длительный процесс, ко­торый у различных народов шел разными путями. Восточ­ный путь возникновения государства - "азиатский способ производства" (Древний Восток, Афри­ка, Америка, Океания, Египет, Китай). Здесь очень устойчивыми, традици­онными оказались социально-экономические отношения и структуры родового строя — земельная община, коллектив­ная собственность. Управление общественной собственно­стью становилось важнейшей функцией родоплеменной знати, которая постепенно превращалась в обособленную социальную группу (сословие, касту), а ее интересы все бо­лее обособлялись от интересов остальных членов общества. Следовательно, восточный (азиатский) вариант возник­новения государственности отличается от других вариантов тем, что здесь родоплеменная знать, ис­полнявшая общественные должности, плавно трансформи­ровалась в государственные органы (государственно-чинов­ничий аппарат), а общественная (коллективная) собствен­ность тоже постепенно превращалась в государственную. Частная собственность тут не имела существенного значе­ния. На рассматриваемый путь зарождения государства зна­чительное влияние оказали географические условия, необ­ходимость выполнения крупномасштабных общественных работ. Вост-ые гос-ва были абсолютными монархиями, обладали мощным чиновничь­им аппаратом, экономическую основу их составляла государственная собственность. По другому историческому пути шел процесс возник­новения государства на территории Европы, где главным государствообразующим фактором было классовое расслое­ние общества, обусловленное интенсивным формированием частной собственности на землю, скот, рабов. (Афины, Рим). В Риме на возникновение классов и государ­ства большое влияние оказала длительная борьба двух свободных членов родоплеменного общества — пат­рициев и плебеев. В результате побед плебеев в нем ут­вердились демократические порядки: равноправие всех сво­бодных граждан, возможность каждого быть одновременно землевладельцем и воином и др. По вопросу возникновения государства на территории Западной и Восточной Европы высказаны две точки зрения:1) что в этом регионе в ходе разложения первобытных отношений зарож­далось феодальное государство (прежде все­го Германия и Россия). 2)что после разложения родового строя здесь наступает предшес-твующий феодализму длительный период, в ходе кото­рого знать выделяется в особую группу, обеспечивает себе привилегии, но кре­стьяне сохраняют свободу и собственность на землю.Т.О. под воздействием разделения труда, появления патриархальной семьи, военных захватов, запрета инцеста и других факто­ров происходит расслоение первобытного общества, обостря­ются его противоречия, вследствие чего родовая организа­ция социальной жизни изживает себя, а ей на смену приходит новая организа-ционная форма общества – государство.



Возникновение права.Право как социальный институт возникает практически вместе с гос-вом, т.к. во многом они призваны обеспечить эффективность действия друг друга. Выделится из мира животных и выжить в экстремальных условиях человек смог благодаря своей социальной природе. Основной нормой поведения человека в тех условиях был обычай. Обычаи регулировали отношения и передавались из поколения в поколение. Они выражали интересы всех членов сообщества и были присущи не отдельным личностям, а объединённым социальным группам. Личные интересы членов сообщества во внимание не принимались. Люди видели, что в известных жизненных ситуациях нужно следовать соответствующим вариантам поведения. В противном случае желаемый результат не будет достигнут или поступок одного вызовет нежелательные последствия для всего сообщества. Обычаи часто облекались в форму религиозных обрядов и поддерживались не только силой общественного мнения, авторитетом старейшины, сложившейся привычкой, но и угрозой наказания свыше. Однако обычаи, религиозные заповеди не содержали чётких дозволений, , ограничений и запретов, к тому же они выражали и защищали прежде всего коллективный интерес. Личность вне общества – нечто. В тоже время переход к производящей экономике настолько повысил эффективность индивидуального труда, что изменилось само положение человека в обществе. Всё это принесло относительную свободу индивиду, однако жить в независимости от общества нельзя. Т.к. при всякой полной свободе происходит столкновение интересов отдельных индивидов и их групп. Жертвуя обществу свою неограниченную свободу, индивид приобретает свободу реальную, получая возможность более полного развития. В таком обществе начинают складываться институты, которые выступают гарантами осуществления и защит интересов от произвола и обмана со стороны других лиц. В такой роли выступали и выступают органы,

11. Основные теории возникновения государства и права.

Насчитывается множество теорий происхождения государства. Среди них:теологическая (идея божественного происхождения государства и права), патриархальная (государство возникает в результате разрастания семьи), договорная (соглашение народа и государства, желание народа создать себе законное правление), органическая (люди - “клетки” государства), насилия (государство возникло в результате внешнего и (или) внутреннего насилия одних людей над другими), психологическая(потребность людей жить в организованном обществе), классовая (государство - результат действия объективных процессов экономического развития общества). Также материалистическая (государство приходит на смену родоплеменной организации, а законы - обычаям). Реально, конечно, требуется синтез этих теорий.

Для выяснения причин происхождения государства необходимо учитывать множество факторов, в т. ч. природный. Начало процессу положил неолитический период (всемирное похолодание), изменивший условия обитания вида Homo Sapiens и заставившего его отказаться от привычного образа жизни (собирательство). Обычные пищевые ресурсы (мегафауна, присущая тёплым климатическим поясам растительность) были уничтожены. Человек учился приспосабливаться к новым условиям, но, так как он был слишком неприспособлен под новые условия, он стал преобразовывать природу сам. Процесс постепенного перехода от исключительно потребляющей экономики к производящей получил название “неолитическая революция”. Состоялся переход от естественного разделения труда (мужской, женский, детский) и естественного равноправия к общественному разделению труда (земледелие, скотоводство, иная специализация). Одновременно от первобытнообщинного строя состоялся переход к т. н. “военной демократии” (варварские кочевые племена). На базе земледельческой общины стало формироваться раннеклассовое общество.

Первая форма собственности была коллективной. Соседские земледельческие общины, объединившись, способствовали возникновению особого центра власти с формой “город-государство” - переходный этап от организации родовой власти к государственной власти. “Центр” города - дворец, храм, площадь (общественный центр). Город-государство отражает значительные изменения в жизни общества: демографический взрыв, государственность, новые общественные отношения, агрокалендарь, новые культы и обряды, специальный разряд лиц, занимающийся информационным обслуживанием общества. Этап формирования города-государства подчеркивал, что родовая власть постепенно утратила своё историческое значение и под влиянием многих факторов возникло государство - как генеральная (объединяющая) управленческая структура общества.

Процесс формирования государства во многих регионах шел неравномерно, однако в обобщённом виде можно выделить две основных формы происхождения государства. 1) Типичная форма. Сформировалась на азиатском способе производства: общинное ведение хозяйства, поскольку природные условия требовали объединения усилий (азиатский способ не знает свободного рынка и, следовательно, частного собственника). 2) Уникальные формы происхождения государства возникли на европейском способе производства, который характеризуется формированием свободного, не контролируемого властью рынка. Для того, чтобы рынок развился, нужно такое общество, в котором существует частная собственность. Государство - орган для защиты частной собственности, собственника как самостоятельного участника рыночных отношений. Форма правления - республика (начало). Таким образом, общество создаёт себе орган для защиты своих интересов от внутренних (межклассовых) и внешних столкновений.

Наши рекомендации