Вопрос№2. Понятие и критерии качества законодательства. Понятие законодательной техники
В юридической литературе и в обыденной жизни широко распространен термин законодательство. Он понимается по-разному.
В соответствии с первой точкой зрения законодательство — это совокупность законов.
Согласно второй точке зрения это совокупность нормативных актов, издаваемых федеральными органами власти.
Сторонники третьей точки зрения считают, что законодательство — это совокупность всех действующих нормативных актов в стране (как федеральных, так и региональных). Эта позиция стала завоевывать все больше сторонников в связи с тем, что массив и значимость законодательства субъектов РФ все более возрастают. В принципе, научно стерильным является именно такое понимание законодательства.
В настоящее время наиболее предпочтительным представляется второй подход. В его пользу можно привести следующие аргументы:
— ограничение законодательства только законами не соответствует действительной роли Президента РФ, Правительства РФ и министерств;
— узкое понимание законодательства противоречит сложившейся юридической практике, когда почти любой закон после его принятия буквально обрастает нормативными актами меньшей юридической силы, обеспечивающих его детализацию и реализацию;
—включение в понятие законодательства всех нормативных актов, издаваемых в стране, создает опасность нивелировки подзаконных федеральных актов по сравнению с региональными;
—существуют большие проблемы с доступностью всех региональных актов и получением о них информации, что ставит под вопрос получение полной информации о российском законодательстве.
Именно с законодательной техники начались исследования проблемы юридической техники, что не случайно. Издержки, возникающие в результате недостаточно продуманных и плохо сформулированных нормативных актов, бывают настолько велики, что не идут ни в какое сравнение с вредом, причиненным нарушением правил юридической техники при принятии индивидуальных актов.
Первооткрывателями в исследовании этой проблематики были западноевропейские ученые. Целенаправленное формирование законодательства характерно для европейской правовой традиции. В Великобритании и США применяются прежде всего прецеденты, а не законы. По этой причине законодательная техника в названных странах не привлекала внимания ученых.
Основателем учения о законодательной технике является Р. Иеринг. В своей книге он сформулировал множество правил относительно того, как писать законы. Эти правила он подразделил на следующие две части:
1) правила количественного упрощения законов;
2) правила качественного упрощения законов.
Французский ученый Ф. Жени выделяет две стадии законотворчества:
1) поиск решения правового регулирования по существу;
2) техническое построение законов.
Последняя стадия, по его мнению, и относится к законодательной технике.
С этим категорически не согласен С. Дабэн. Содержание законодательной техники он делит на следующие две части:
1) материальная законодательная техника (используемая для подготовки законодательных решений по существу);
2) формальная законодательная техника (обеспечивающая практическое воплощение решения в законах).
Другой ученый, А. С. Анджелеску, обратил внимание на то, что в законотворчестве большое значение имеет процедура принятия законов. По его мнению, есть особые правила, которые надо неукоснительно соблюдать, если есть желание получить качественный продукт. В соответствии с этим он выделил:
— внешнюю законодательную технику (законодательную процедуру);
— внутреннюю законодательную технику (приемы собственно законодательной техники).
Предложения Анджелеску, без сомнения, продвинули науку законодательной техники на шаг вперед.
Р. Лукач предлагает законодательную технику разделить:
— на общую (относящуюся ко всем правовым семьям);
— специальную (относящуюся к типам и отраслям права).
Однако это предложение слишком смелое. Дело в том, что относительная общность пока может быть установлена между континентальной семьей права и англосаксонской. Мусульманское и обычное право содержат слишком мало общих черт с вышеназванными семьями права. Поэтому задача по созданию общей законодательной техники, которая относилась бы ко всем правовым семьям, на сегодняшний день невыполнима.
Чтобы быть действенным регулятором общественной жизни, законодательство должно быть качественным. Что значит качественное законодательство?
Обобщив мнения ученых по данному вопросу, можно выделить три позиции.
Во-первых, качество закона — это его способность соответствовать социальным реалиям , т. е. акцент делается на содержании закона.
Во-вторых, качество закона проявляется прежде всего в том, как в нем формулируются потребности и требования социальной реальности, т. е. главное в нем — юридическая форма.
В-третьих, качество закона — это совокупность его свойств (касающихся как содержания, так и формы), позволяющая быть действенным регулятором общественных отношений.