Становление демократического конституционного права

В конце 80-х годов ХХ века в СССР и России начались реформы (перестройка). С началом перестройки в России произошли существенные изменения политической системы. В Конституцию в 1988-1990 годах было внесено множество поправок. Вводилось разрешение на частнопредпринимательскую деятельность, ослаблялась чрезмерная централизация, отменялась ст. 6 Конституции о монополии коммунистической партии и т. д. Впервые стала развиваться свобода слова. В 1989 году был созван Съезд народных депутатов СССР, избиравший законодательный орган – Верховный Совет. Учреждался пост Президента СССР. Первым и последним президентом СССР Съездом народных депутатов был избран М. С. Горбачев.

В апреле 1990 г. был провозглашен суверенитет России. 12 июня 1991 г. впервые был избран президент России. Им стал Б. Н. Ельцин. В августе 1991 г. сторонниками возврата к прошлому был организован путч, закончившийся провалом, во многом благодаря решительности и активности граждан не побоявшихся отстаивать свободу. Это катализировало демократические преобразования и суверенизацию всех союзных республик. В 1991 г. Латвия, Литва и Эстония заявили о выходе из СССР. 24 августа 1991 г. президент РСФСР Ельцин от имени России признал их независимость. В декабре 1991 г. РСФСР, Беларусь и Украина выступили с заявлением о выходе из СССР и об образовании СНГ. Затем о выходе из СССР заявили остальные республики.

В РСФСР в этот период активно осуществляются реформы конституционного значения: принимаются нормативные акты о либерализации цен (1991 г.), о приватизации жилищного фонда (1991 г.), о свободе торговли (1992 г.) и др.

В октябре 1991 года был принят Закон РФ № 1761-I «О реабилитации жертв политических репрессий», в преамбуле которого указывается следующее:

«За годы Советской власти миллионы людей стали жертвами произвола тоталитарного государства, подверглись репрессиям за политические и религиозные убеждения, по социальным, национальным и иным признакам.

Осуждая многолетний террор и массовые преследования своего народа как несовместимые с идеей права и справедливости, Федеральное Собрание Российской Федерации выражает глубокое сочувствие жертвам необоснованных репрессий, их родным и близким, заявляет о неуклонном стремлении добиваться реальных гарантий обеспечения законности и прав человека».

В 1989-1992 годах проходит реформа российского федерализма. Прежние административно-территориальные единицы получили статус субъектов новой Российской Федерации. Отдельные республики требовали от России независимости. В 1992 г. был заключен Федеративный договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов РФ.

Таким образом, в России был оформлен совершенно новый общественный строй, ставший основой нового конституционного строя, что выразилось в следующем.

Во-первых, из Конституции 1978 года последовательно были исключены характеристики общества и государства как советских и социалистических. То есть была удалена ярко выраженная идеологическая составляющая.

Во-вторых, существовавший конституционный принцип однопартийности уступил место многопартийности и политическому плюрализму.

Система власти, построенная на верховенстве одной группы органов (Советов) и подотчетности им всех остальных органов власти, была заменена принципом разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, обладающими средствами взаимного влияния.

В-третьих, произошли отказ на конституционном уровне от плановой (административно-командной) экономики и провозглашение свободы экономической деятельности, а также признания частной собственности на средства производства.

В-четвертых, закреплялись новые основы статуса личности. На первый план были выдвинуты нормы, обеспечивающие индивидуальную свободу человека.

В-пятых, учреждалась система конституционного контроля, которая была представлена Конституционным Судом. Были сделаны важные шаги по реформе всей судебной системы.

Все эти изменения получили отражение в поправках к Конституции РСФСР. Но многочисленные поправки (их было несколько сотен) не смогли кардинально изменить положений, касавшихся основ системы управления государством. Благодаря такому объему поправок Конституция накапливала все больше внутренних противоречий. Поэтому был поставлен вопрос о подготовке новой Конституции.

Однако, преобразования в России, считавшей, что она освободилась от тоталитарного гнета СССР, проходили в обстановке противоборства Президента и Верховного Совета. Не смотря на то, что осуществлению демократических реформ мешали нормы старой Конституции 1978 г., несколько съездов народных депутатов оказались не в состоянии принять новую Конституцию, вследствие возникших между ними разногласий.

Еще в июне 1990 г. была образована Конституционная комиссия, которая должна была разработать проект новой Конституции, однако многочисленные противоречия во взглядах законодательной и исполнительной властей по ключевым вопросам разделения полномочий этих двух властей заводили работу комиссии в тупик. В самом Верховном Совете поднимался вопрос об отрешении Президента от власти, не смотря на то, что на общероссийском референдуме 25 апреля 1993 года народ поддержал Президента.

Наконец в мае 1993 года был обнародован проект Конституции, подготовленный Верховным Советом. Характерной чертой этого проекта было существенное ослабление власти Президента.

12 мая 1993 года Президент издал Указ о завершении работы над проектом Конституции. В этих целях было созвано Конституционное совещание, состоящее из представителей государственных органов Федерации, ее субъектов, общественности. Президент, не согласный с проектом Конституции Верховного Совета, внес на совещание свой проект Конституции. Готовилось много и других проектов.

Осенью 1993 г. противостояние Президента и Верховного Совета обострилось. 21 сентября 1993 года Президент подписал Указ № 1400 о поэтапной конституционной реформе. Он приостанавливал действие ряда статей Конституции 1978 года, прекращал деятельность Съезда народных депутатов и Верховного Совета, приостанавливал полномочия Конституционного Суда. В ответ президиум Верховного Совета объявил о прекращении полномочий Президента и передаче их вице-президенту Руцкому. Верховный Совет без согласия президента отстранил некоторых министров силовых министерств, Президент в ответ на это отстранил Руцкого.

Для разрешения кризиса обе стороны в октябре 1993 г. прибегли к силовым методам, в Москву были введены танки. Итогом противостояния стала победа Президента и после октябрьских событий 1993 года власть временно безраздельно сосредоточилась в его руках.

На 12 декабря 1993 года Указом Президента был назначен последний в истории России общегосударственный референдум – по принятию новой Конституции, проект которой был согласован на Конституционном совещании. В основе этого проекта лежал президентский вариант Конституции с гипертрофированными президентскими полномочиями. Одновременно были проведены выборы в новые органы государственной власти – Государственную Думу и Совет Федерации.

Контрольные вопросы

1. Назовите основные направления школы дореволюционного государственного права.

2. Назовите автономии в составе Российской Империи имевшие собственные конституции.

3. Как была организована государственная власть в дореволюционной России?

4. В чем выражалась фиктивность конституций периода тоталитарного социализма?

5. Назовите предпосылки конституционной реформы 1988-1992 гг.

6. В каких условиях принималась Конституция Российской Федерации 1993 года?

Темы рефератов

1. Основные школы дореволюционного государственного права.

2. Конституция РСФСР 1918 года.

3. Конституция РСФСР 1925 года.

4. Конституция РСФСР 1937 года.

5. Конституция РСФСР 1978 года.

6. Конституционное реформирование 1980-х – 1990-х годов.

Литература

1. Декларация о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 12 июня 1990 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР от 14 июня 1990 г., № 2. Ст. 22.

2. Закон РФ от 18 октября 1991 г. № 1761-I «О реабилитации жертв политических репрессий» (в редакции от 30 ноября 2011 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 31 октября 1991 г., № 44. Ст. 1428.

3. Указ Президента РФ от 15 октября 1993 г. № 1633 «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства РФ от 18 октября 1993 г. № 42. Ст. 3995.

4. Указ Президента РФ от 21 сентября 1993 № 1400 (ред. от 10.01.2003) «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства РФ от 27.09.1993, № 39, ст. 3597.

5. Постановление Верховного Совета РФ от 4 июня 1993 г. № 5110-I «О порядке согласования и принятия проекта Конституции Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 17 июля 1993 г. № 24. Ст. 875.

6. Конституция РСФСР 1918 г. / Хрестоматия по конституционному праву РФ. – М.: ЮРЛИТ, 1997.

7. Основной закон (Конституция) РСФСР 1925 г. / Хрестоматия по конституционному праву РФ. – М.: ЮРЛИТ, 1997.

8. Конституция РСФСР 1937 г. / Хрестоматия по конституционному праву РФ. – М.: ЮРЛИТ, 1997.

9. Конституция РСФСР 1978 г. / Хрестоматия по конституционному праву РФ. – М.: ЮРЛИТ, 1997.

10. Авакьян, С. А. Конституционное право России. Учебный курс: учеб. пособие в 2 т. – 4-е изд., перераб. и доп. / С. А. Авакьян. – М. Норма: ИНФРА-М, 2011. – Т. 1 864 с.

11. Авакьян, С. А. Конституция России: природа, эволюция, современность: 2-е изд. / С. А. Авакьян. – М.: РЮИД, «Сашко», 2000.

12.Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для вузов. - 9-е изд., изм. и доп. - М.: НОРМА: ИНФРА-М, 2011. - 767 с.

Наши рекомендации