Создание муниципальных предприятий, учреждений, организаций
Согласно статье 51 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления вправе в соответствии с законом создавать предприятия, учреждения и организации для осуществления хозяйственной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации. Органы местного самоуправления создают унитарные предприятия, т. е. коммерческие организации, не наделенные правом собственности на закрепленное за ними собственником имущество.
Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.Основные положения по данному вопросу содержатся в статьях 113-115 Гражданского кодекса Российской Федерации и в Федеральном законе от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».
В Российской Федерации создаются и действуютследующие виды муниципальных унитарных предприятий:
§ муниципальное предприятие ¾ унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения;
§ муниципальное казенное предприятие ¾ унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления.
Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги), утверждают их уставы, назначают и увольняют руководителей данных предприятий, учреждений и организаций, заслушивают отчеты об их деятельности.1
Исполнение муниципальных услуг составляет суть хозяйственной деятельности местного самоуправления.
Муниципальные предприятия имеются во всем мире. В российских городах и других муниципальных образованиях они выполняют подавляющую часть муниципальных услуг по тепло-, электро-, газо-, водоснабжению и водоотведению, пассажирским и грузовым перевозкам, содержанию и ремонту муниципального жилого и нежилого фонда, содержанию территории муниципального образования, уборке мусора, пожаротушению и др.
Целесообразность создания муниципальных предприятий обусловлена следующими факторами:
§ потребностью в бесперебойном и гарантированном по объему и минимальным стандартам качества исполнении некоторых важнейших муниципальных услуг;
§ локальным (местным) монополизмом предприятия в исполнении муниципальной услуги, вследствие чего орган местного самоуправления не желает быть зависимым от частника;
§ стремлением к обеспечению социальной справедливости и предотвращению дискриминации потребителей услуг (по районам проживания, по категориям потребителей);
§ возможностью муниципальной власти влиять на цены и тарифы.
Чем менее устойчива социально-экономическая ситуация в стране и на территории, тем более склонна муниципальная власть оказывать муниципальные услуги силами муниципальных предприятий.
Сознавая ряд положительных моментов деятельности муниципальных предприятий, нельзя одновременно не видеть их существенные недостатки:
§ большинство муниципальных предприятий выполняют либо общественные, либо социально значимые частные услуги и поэтому получают дотации из бюджета. Этим предприятиям выгоднее оставаться на иждивении, и они объективно не заинтересованы в экономном расходовании ресурсов и повышении своей рентабельности, ибо это приведет к сокращению бюджетных дотаций. Поэтому необходим постоянный и жесткий административный и финансовый контроль над экономической деятельностью муниципальных предприятий;
§ муниципальное предприятие всегда желает быть монополистом в своей сфере деятельности и отрицательно относится к появлению любого конкурента, который, возможно, будет выполнять ту же услугу дешевле и качественнее.
В силу изложенного выше и население, и муниципальная власть заинтересованы в создании конкурентной среды по оказанию муниципальных услуг при участии предприятий различных форм собственности.
Налогоплательщиками для местной казны являются и другие организации, зарегистрированные на территории муниципального образования и не находящиеся в муниципальной собственности. Отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями других форм собственности (государственных, частных и др.), расположенными на территории муниципального образования, а также с физическими лицами строятся на договорной основе.2 Органы местного самоуправления не вправе устанавливать ограничения для хозяйственной деятельности этих предприятий, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Тем не менее местные нормативно-правовые акты, принятые органами местного самоуправления в пределах их компетенции и касающиеся деятельности предприятий, учреждений и организаций, не находящихся в муниципальной собственности, обязательны для исполнения (например, решения о планировке и застройке территории, об использовании водных объектов местного значения и т. п.).
Органы местного самоуправления имеют право координировать участие предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности в комплексном социально-экономическом развитии территории муниципального образования. Координация может осуществляться по-разному, например, с использованием муниципального заказа.
Муниципальный заказ
Формой договорного взаимодействия органов местного самоуправления с предприятиями может стать муниципальный заказ.
Муниципальный заказ ¾ это совокупность заключенных муниципальных договоров (контрактов) на поставку товаров, производство работ, оказание услуг за счет местного бюджета.
В Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (статья 54) сказано о праве органов местного самоуправления выступать заказчиком на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, связанных с решением вопросов местного значения и осуществлением отдельных государственных полномочий.
Наряду с муниципальными предприятиями значительная, а иногда и подавляющая часть муниципальных услуг во всех странах выполняется частными, в том числе малыми, предприятиями и индивидуальными предпринимателями, за органами же муниципальной власти сохраняется только контроль. Происходит острая конкурентная борьба муниципального и частного секторов за деньги потребителя услуг и за получение выгодных муниципальных заказов. Зарубежные города доверяют частным компаниям такие важнейшие сферы, как городской транспорт, водоснабжение, очистка бытовых стоков и даже метрополитены.
В российских городах острая конкуренция между муниципальным и частным секторами наблюдается в сфере автобусных перевозок, обеспечения населения хлебобулочными изделиями, аптечном обслуживании, оказании ритуальных услуг и др. Возрастает роль частных предприятий в эксплуатации жилого фонда, вывозе бытового мусора. Как показывает еще небогатый российский опыт, участие частных предпринимателей ведет к снижению затрат и улучшению качества выполнения муниципальных услуг, сокращению бюджетных дотаций, а в отдельных случаях ¾ и к снижению тарифов. С другой стороны, местные органы власти освобождаются от ряда хозяйственных функций и могут сосредоточить свои усилия на решении стратегических задач.
К сильным сторонам частного сектораможно отнести:
§ возможность выполнять сложные задачи;
§ использование успешного опыта других предприятий;
§ предоставление таких услуг, которые требуют быстрой реакции на изменения рынка;
§ использование инновационных технологий;
§ предоставление услуг различным слоям населения;
§ предоставление быстро устаревающих услуг (информационные, консультационные), способность к адаптации в условиях стремительно изменяющегося спроса;
§ желание рисковать;
§ профессиональный опыт и др.
Наряду с этим участие частного сектора в предоставлении муниципальных услуг связано с рядом проблем:
§ потерей рабочих мест в муниципальном секторе;
§ нарушением привычного порядка работы с клиентами;
§ потенциальной зависимостью от подрядчиков;
§ отсутствием интереса или инициативы со стороны частного сектора;
§ недостатком необходимых навыков и финансовых ресурсов у частных предприятий;
§ противодействием со стороны влиятельных лиц, включая руководителей и служащих муниципального сектора;
§ недоброжелательностью со стороны населения по отношению к частному сектору и предпринимательству.
Местной администрации выгодно использовать частный сектор лишь при определенных условиях:
§ когда задачи можно определить заблаговременно, а работу можно оценить после ее выполнения;
§ когда есть конкуренция между подрядчиками;
§ если муниципальную власть больше интересуют результаты, а не средства их достижения.
При этом местные органы власти должны продолжать отвечать за выполнение следующих условий:
§ гарантированное предоставление важнейших услуг;
§ доступ к услуге всех слоев населения по приемлемой цене;
§ справедливость по отношению к различным классам потребителей;
§ обеспечение минимальных стандартов качества.
Конкуренция и сотрудничество муниципальных и частных предприятий в оказании услуг не противоречат друг другу. Успех сотрудничества напрямую зависит от обязательств обеих сторон. Основная задача партнеров (муниципальных и частных предприятий и предпринимателей) состоит в повышении качества услуг при сохранении за местными органами функции контроля и ответственности.
Муниципальный заказ формируется на основе социальных норм ¾ показателей необходимой бюджетной обеспеченности населения важнейшими жилищно-коммунальными, социально-культурными и другими услугами в натуральном и денежном выражении. Его целями являются развитие добросовестной конкуренции, эффективное и открытое расходование средств местных бюджетов, содействие обеспечению занятости населения и приоритета российского товаропроизводителя. Муниципальный заказ направлен на снижение расходов местного бюджета, способствует развитию малого бизнеса, позволяет ему не ограничиваться торгово-посреднической деятельностью, а проникать в реальный сектор экономики.3
Размещение муниципального заказа осуществляется на конкурсной основе. Содержание муниципального заказа, сроки его исполнения и способ размещения определяются заказчиком в пределах средств, выделяемых на эти цели из местного бюджета, и исходя из потребностей муниципального образования в товарах, работах и услугах. Порядок формирования муниципального заказа устанавливается правовыми актами органов местного самоуправления о бюджетном регулировании в муниципальном образовании, а также положением о муниципальном заказе в муниципальном образовании. В положении о муниципальном заказе закрепляются основания и порядок формирования муниципального заказа, порядок формирования конкурсной комиссии, способы, порядок и условия размещения муниципального заказа, источники и порядок оплаты муниципального заказа, порядок осуществления контроля над формированием, размещением и исполнением муниципального заказа, порядок и сроки опубликования сведений о муниципальном заказе, порядок и сроки проведения торгов.
Можно выделить следующие формы размещения муниципального заказа:4
§ проведение торгов в форме открытого конкурса;
§ проведение торгов в форме закрытого конкурса;
§ запрос котировок цен товаров, работ и услуг;
§ закупки товаров, работ и услуг у единственного исполнителя;
§ закупки товаров, работ и услуг в условиях чрезвычайных ситуаций.
Извещение о проведении торгов должно содержать сведения:5
§ о наименовании заказчика;
§ времени, месте и порядке проведения торгов, общем описании предмета торгов, основных показателях товаров, работ, услуг;
§ объеме и сроках поставок товаров, выполнения работ и оказания услуг;
§ требованиях, предъявляемых к претенденту и качеству товаров, работ, услуг;
§ проведении предварительного отбора претендентов;
§ месте, сроках, условиях приобретения товаров, работ, услуг, а также другую информацию, необходимую для получения конкурсной документации;
§ сроке заключения договора с победителем торгов.
Размещение муниципального заказа осуществляется заказчиком по рекомендации конкурсной комиссии на основании положения о муниципальном заказе в муниципальном образовании. Конкурсная комиссия ¾ постоянно или временно действующий орган, который образуется представительным органом местного самоуправления и осуществляет размещение муниципального заказа путем проведения торгов и иными способами, установленными федеральным законом. Состав конкурсной комиссии утверждается представительным органом местного самоуправления.
Договор на исполнение муниципального заказа должен включать следующие существенные условия:6
§ сведения о заказчике и исполнителе;
§ наименование муниципального заказа, его номенклатуру, объем и цену;
§ условия и порядок исполнения муниципального заказа;
§ порядок приема исполненного муниципального заказа;
§ порядок расчетов за исполнение муниципального заказа;
§ условия расторжения договора сторонами;
§ ответственность сторон;
§ порядок разрешения споров;
§ другие условия, устанавливаемые по соглашению сторон.
Муниципальный контроль над выполнением работ может состоять в проверке жалоб, опросе жителей, прямом наблюдении и проверке производственной документации, а также в периодических сопоставлениях затрат с расходами других подрядчиков и муниципальных служб. К методам контроля можно отнести также внеплановые проверки на местах и плановые инспекции выполнения определенного этапа работ. Реализация и качество многих услуг (например, уборка территории, движение автобусов, ремонт дорожного покрытия и т. п.) эффективно контролируются путем периодических выборочных проверок либо непосредственно населением.
21.3. Особенности внешнеэкономической деятельности
местного самоуправления
Многие муниципальные образования, и в особенности города, активно участвуют в международных экономических связях как с целью закупок ряда необходимых товаров (подвижной состав транспорта, медикаменты, медицинское оборудование и многое другое), так и для привлечения инвестиций.
Для осуществления внешнеэкономической деятельности в структурах администраций создаются особые подразделения, которые в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации и действующими законодательными актами.
Отдел внешнеэкономических связей мэрии выполняет следующие задачи:
§ согласовывает направленные на развитие внешнеэкономических связей интересы мэрии и предприятий, объединений, организаций независимо от форм собственности и подчиненности;
§ в соответствии с планом, утвержденным мэрией, приглашает и принимает иностранные торгово-экономические делегации и отдельных представителей иностранных деловых кругов и общественных организаций; проводит деловые встречи, симпозиумы, конференции, совещания по вопросам внешнеэкономической деятельности;
§ разрабатывает предложения по привлечению в город иностранных инвестиций, проводит соответствующую экспертизу при создании предприятий с иностранными инвестициями;
§ осуществляет контроль над ходом реализации внешнеторговых контрактов, заключенных по поручению мэрии или при ее участии.
Для осуществления внешних экономических связей структурные подразделения администраций решают также следующие задачи:
§ поиск за пределами муниципального образования партнеров для взаимовыгодного экономического сотрудничества;
§ формирование пакета заявок на приобретение импортного оборудования и материалов для муниципальных нужд и пакета коммерческих предложений от иностранных фирм на поставку этого оборудования и материалов;
§ проведение тендерных торгов по заявкам российских и зарубежных партнеров;
§ участие в подготовке и реализации контрактов, заключаемых администрацией по результатам тендерных торгов;
§ организация таможенного (консигнационного) склада при муниципальном органе материально-технического обеспечения и эффективное использование этого склада совместно с таможенными органами;
§ оказание помощи предпринимательским структурам муниципального образования в области внешнеэкономической деятельности.
С предприятиями, поставляющими продукцию на экспорт, администрация города может прорабатывать зачетные схемы оплаты импортного оборудования и товаров в счет налоговых платежей в местный бюджет.
Еще одно из направлений внешних экономических связей ¾ создание совместных предприятий. Это позволяет муниципальному образованию привлечь инвестиции на создание или реконструкцию предприятия, а зарубежному инвестору ¾ получить выгодный заказ и долю в прибылях или часть производимой продукции. В ряде российских городов действуют представительства иностранных фирм.
__________________
1 Закон Российской Федерации от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета. 2003. 8 октября. Статья 51.
2 Там же. Статья 32, пункт 1.
3 Глазатова М. К., Виленский А. В. Государственный и муниципальный заказ для малого бизнеса // Экономика и жизнь. 2001. № 4.
4 Муниципальное право России: Вопросы и ответы / Н. В. Постовой. 4-е изд., испр. и доп. М.: Юриспруденция, 2004.
Система муниципального управления: учебник для вузов / под ред. В. Б. Зотова. 2-е изд., доп. и перераб. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006.
5 Там же.
6 Муниципальное право России: Вопросы и ответы / Н. В. Постовой. 4-е изд., испр. и доп. М.: Юриспруденция, 2004.
Муниципальный менеджмент: справочное пособие / В. В. Иванов, А. Н. Коробова. М.: ИНФРА-М, 2002.
Система муниципального управления: учебник для вузов / под ред. В. Б. Зотова. 2-е изд., доп. и перераб. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006.