Глава I. Возникновение и развитие налоговых отношений в Древнерусском государстве Киевская Русь. Период феодальной раздробленности Руси
Северо-Западная академия государственной службы
Филиал в г. Великий Новгород
Костюкова А.В.
ИСТОРИЯ РОССИЙСКИХ ФИНАНСОВ
Учебное пособие
Великий Новгород
Предисловие
Термин finansia возник в XIII – XV вв. в торговых городах Италии и обозначал любой денежный платеж. В дальнейшем термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств. Таким образом, данный термин отражал, во-первых, денежные отношения между двумя субъектами, т.е. деньги выступали материальной основой существования и функционирования финансов (где нет денег, не может быть и финансов); во-вторых, субъекты обладали разными правами в процессе этих отношений: один из них (государство) обладал особыми полномочиями; в-третьих, в процессе этих отношений формировался общегосударственный фонд денежных средств – бюджет (следовательно, можно сказать, что эти отношения носили фондовый характер); в-четвертых, регулярное поступление средств в бюджет не могло быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно-принудительного характера, что достигалось посредством правовой нормотворческой деятельности государства, создания соответствующего фискального аппарата. Таким образом, финансы – это всегда денежные отношения, но не любые денежные отношения - это финансовые отношения. Финансы обладают такими признаками, по которым их безошибочно можно выделить из разряда других возможных денежных отношений. Финансы всегда опосредованы правовыми актами, регулирующими денежные отношения. Финансы – категория историческая, поскольку они имеют стадии возникновения и развития. Они появились одновременно с возникновением государства и изменялись вместе с ним. Поэтому сущность финансов, закономерности их развития, сфера действия и роль в процессе общественного воспроизводства определяются природой и функциями государства.В докапиталистических обществах большая часть потребностей государства удовлетворялась путем установления различного рода натуральных повинностей и сборов. Денежное же хозяйство было небольшим и ограниченным. Основная часть общегосударственного фонда денежных средств (бюджета) расходовалась на военные цели. Какого-либо практического воздействия на экономику такой бюджет оказать не мог.
Позднее формирование и использование бюджета стало носить устойчивый и системный характер. Стали возникать системы государственных доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением. На протяжении многих столетий в государствах обозначились четыре устойчивых направления расходов денежных средств: на военные цели, управление, поддержание тех или иных сфер экономики, социальные нужды. Более определенной и устойчивой стала система формирования государственных доходов. На место натуральных податей пришли налоги в денежной форме.
В условиях капитализма, когда товарно-денежные отношения приобрели всеохватывающий характер, финансы стали выражать экономические отношения в связи с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода и всего валового общественного продукта.
Крупномасштабное и качественно новое развитие финансовых отношений произошло в XX в., особенно после II мировой войны. Объемы государственных бюджетов стали выражаться в миллиардах национальных валют. Во всех странах произошло огосударствление значительной части национального дохода. Располагая огромными суммами денежных средств, государства оказывают большое влияние на процесс воспроизводства.
Таким образом, финансы – это экономический инструмент распределения и перераспределения национального дохода, средство контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.
В курсе «История российских финансов» рассматривается исторический процесс возникновения, развития и становления элементов финансовой системы государства от основания Древнерусского государства до конца XX в.
В данном курсе уделяется внимание развитию налоговых отношений в Древней Руси, в период образования русского централизованного государства, денежному обращению в период XV-XX вв., развитию кредитной системы, а также роли таких государственных деятелей как, М.М. Сперанский, Е.Ф. Канкрин, Н.Х. Бунге, С.Ю. Витте в становлении и укреплении финансовой системы России.
Интерес к истории особенно возрастает в переломные периоды жизни общества. Люди обращаются к прошлому в надежде изучить опыт предшествующих поколений и применить его для решения насущных проблем. В настоящее время проблемы финансов волнуют не только специалистов этой области.
Проникновение в историю финансов России поможет разобраться в причинах финансовых трудностей сегодняшнего дня, найти пути и формы их разрешения. Некоторых ошибок, которые совершаются сегодня, можно было бы избежать, учитывая исторический опыт России.
Исторические аспекты возникновения и развития финансов в Российском государстве настолько поучительны, знание отечественного положительного и негативного опыта настолько важно для современников, что изучение этих проблем представляется весьма целесообразным.
Глава I. Возникновение и развитие налоговых отношений в Древнерусском государстве Киевская Русь. Период феодальной раздробленности Руси.
Начальный этап в истории российской государственности связан с образованием Древнерусского государства – Киевской Руси. Это крупнейшее в средневековой Европе государство, просуществовавшее с к. IX до середины XII веков, занимало огромную территорию от Балтики до Черного моря и от Западного Буга до Волги.
Датой образования древнерусского государства традиционно считается 882 г., когда согласно летописи, новгородский князь Олег, предварительно заняв Любеч и Смоленск, овладел Киевом и провозгласил его столицей своего государства. Сам же Олег стал титуловаться великим князем. Под властью одного князя объединилась Северная Русь (Новгород) и Южная Русь. Объединение двух важнейших центров дало возможность Олегу приступить к подчинению прочих восточнославянских земель. Так начался длительный процесс консолидации отдельных племенных княжений восточных славян в единое государство.
Высшая политическая власть в Киевской Руси была представлена великим князем. Он выступал как законодатель, военный вождь, верховный администратор и верховный судья. Со времен первых русских князей, известных по летописям, Рюрика и Олега, княжеская власть становилась индивидуально наследственной, и это придавало ей легитимность в глазах современников. Постепенно власть князя стала восприниматься как власть государственная. К исходу X столетия Киевское государство приобрело черты раннефеодальной монархии. Огромное значение имело принятие Русью христианства в 988 г. при князе Владимире Святославиче.
Опорой власти киевских князей была дружина. В среде дружинников были значительные различия по положению. Старшая дружина носила название «бояр». Младшая называлась «отроки», «детские», «дети боярские». Из членов старшей дружины состоял в течение долгого времени примитивный аппарат управления.
На заре древнерусской государственности земли присоединяемых к Киеву племен окняжались прежде всего путем распространения на них систем сбора основных налогов - дани и создания на местах опорных пунктов центральной власти.
Дань с побежденного народа – одна из первичных форм налога. Конечно, дань не являлась в прямом смысле налогом, но она – источник, из которого берут начало современные налоги.
В литературе по генезису финансов этого периода часто встречается собирательный термин, равнозначный налогу, — подать. На Руси о первых налогах, распределявшихся на регулярной основе, упоминается в летописях.
Собирание налогов князьями по большой части, было отнесено к двум временам года: к весне и зиме, когда князь и его войско отдыхали от походов. Дань собиралась двумя способами: подвластные народы привозили дань в Киев или же князья сами ездили за нею по подвластным народам. Первый способ сбора дани назывался повозом, второй - полюдьем. Полюдье выступало как административно - финансовая поездка князя по подвластным племенам.
Уплачивали дань натурой, чаще всего мехами, медом. Предметы, которые служили платой, во многом зависели от того вида хозяйственной деятельности, которой занималось то или иное племя. Налоги в виде податей поступали в казну князя главным образом от землевладельцев, собственников земли. Позже налоги взимались деньгами и натурой, в зависимости от потребностей князя. В первую очередь обратить внимание следует не на предметы, которыми население облагалось в виде дани, а на единицы обложения. Единицами обложения в период Древнерусского государства выступали дым,или дом, рало,плуг. Следует отметит, что первоначально налоги обладали следующими особенностями: устанавливались по случаю войн или походов, а также добровольно приносились завоеванным населением.
Долгое время дань оставалась, как правило, ненормированной. Размер ее подчас использовался князем как средство политического и экономического давления на непокорных. Если средств у князя не хватало, население облагалось экстренными поборами. Князь Игорь в X в. попытался ввести нетрадиционные поборы и поплатился за это жизнью. Его жена княгиня Ольга, жестоко отомстив за смерть мужа, провела в 946 г. так называемую налоговую реформу: «полюдье» превратилось в «урок» - фиксированную норму обложения, государственное тягло. Было зафиксировано время и место сбора дани. Постепенно дань приобрела во всем государстве характер постоянной податной повинности.
Для более или менее регулярного собирания податей были установлены «погосты» и «становища», места, куда съезжались сборщики и плательщики. Это были по сути административные округа. В XI в. появились специальные чиновники по сбору дани – «даньщики». Дань в руках князей и дружинников превращалась в товар и шла главным образом за границу (в Византию), частью же – на вооружение дружины и другие нужды государства.
Из числа старших дружинников князь назначал посадников в отдельные центры своего государства. Посадник представлял собой административную власть: собирал дань, судебные и торговые пошлины, вершил суд. Часть собираемых средств шла на содержание посадника и его дружины. Кроме даней-податей население облагалось и рядом натуральных повинностей (военной и подводной), участвовало в постройке и ремонте укреплений.
При князьях и посадниках имелись тиуны – агенты, выполнявшие различные функции. Обычно тиуны назначались из дворовых слуг князя. Они заведовали княжеским хозяйством на селах и на княжеском дворе. Существовали и другие должностные лица: мытники, взимающие «мыть» (торговую пошлину), вирники, собирающие «виры» (судебные штрафы за убийство человека) и «продажи» (штрафы за другие виды преступлений). Пошлину за продажу лошадей («пятно») собирали пятенщики.
Таким образом, система государственного управления Руси в XI в. была представлена следующим образом:
- Великий князь;
- Князья «иже по городам» (как правило, дети или родственники великого князя, посланные туда по его воле);
- старшая дружина («бояре») – советники князя;
- младшая дружина («отроки», «детские») – сборщики дани-подати и судебных штрафов.
Политическое единство Руси XI - первой половины XII вв. было обусловлено сохранявшимся единством господствующего слоя – дружины, объединявшейся вокруг князя и существовавшей, главным образом, за счет сбора дани и судебных штрафов.
Впервые законодательное закрепление норм, регулирующих отношения связанные со сборами и повинностями появляется в XI в. в Русской Правде – первом своде законов Древней Руси. Отмечаются такие подати и повинности, как корм, городовые и мостовые деньги. Корм, т.е. поставка пищевого довольствия, являлся одним из древнейших видов повинностей. О нем говорили уже в Русской Правде в ее древнейшей редакции. Она определяла корм чиновнику, ездившему по волостям для суда, и его лошадям.
Как известно, восточнославянские города появляются еще до образования Древнерусского государства из небольших ремесленно-торговых поселений. Города чаще всего возникали на торговых перекрестках и водных транспортных путях. На пути «из варяг в греки» - Новгород Великий, Смоленск, Чернигов, Киев. Позже великие князья стали возводить города-крепости на новых землях: Ярославль, Владимир, Суздаль, Муром, Рязань. «Страной гардариков» называли Русь иностранцы. В городах развивалось ремесло. Расцвета ремесленное производство достигло в XI-XIII вв., когда на Руси насчитывалось несколько десятков специальностей (оружейники, бронники, плотники, златокузнецы).
Оживленное строительство городов, развитие ремесла привели к становлению торговых отношений. В XI-XII вв. ремесло начинает переходить на стадию товарного производства: ремесленник уже работает по заказам потребителей, а продает изделия торговому человеку, который везет их в отдаленные районы. (Новгородские изделия везли на юг для обмена на хлеб). Традиционно торговля называлась «гостьба», сами торговцы или купцы «гости», а места торговли – «погосты».
Особое значение для Руси имела внешняя торговля. Дело в том, что Русь находилась на транзитных торговых путях между Европой и Азией – по Волге и Днепру (путь «из варяг в греки»). Русские купцы торговали с Византией, Центральной Европой, Скандинавией, Средней Азией, арабскими странами. Внешняя торговля с самого начала находилась под патронажем верховного правителя, который одной из приоритетных целей своей внешней политики неизменно считал интересы русского купечества. Так в 911 г. князем Олегом был заключен договор с Византией о беспошлинной торговле русских купцов. Договор имел силу до 945 г. Основными экспортными товарами были меха, воск, кожа, мед, лен. Импорт составляли шелковые ткани, оружие, пряности, драгоценные камни.
Крупнейшими центрами международной торговли были Киев и Новгород. Новгород вел интенсивную торговлю с немецкими городами, тесно сотрудничал с Ганзой – торговым союзом северо-германских городов. Новгородские купцы были частыми гостями на острове Готланд, где велась оптовая торговля европейского масштаба. Новгородским купцам в условиях боярской республики было несравненно легче организоваться и приобрести значительный экономический и политический вес: на них не давил княжеский пресс. А тесное общение с вольными немецкими городами позволяло перенимать некоторые европейские обычаи городской жизни. Так, в 1135 г. купеческая корпорация Новгорода получила право своего сословного торгового суда и самостоятельного контроля над мерами и весами.
О степени развития торговли свидетельствовало и то, что на Руси уже чеканились серебряные деньги. До этого в качестве денег употреблялись шкурки пушных зверей, поэтому и металлические деньги долго сохраняли их названия (куны, белы, скоры). Несмотря на то, что деньги уже чеканились, в обращении преобладали слитки серебра – гривны (около 400г.). Полгривны называлось рубль, полрубля – полтина, полполтины – четвертак. Во внешней торговле использовались арабские и византийские монеты.
Уже в XI в. – и об этом говорит «Русская правда» - на Руси существовали кредитные отношения. В тексте документа встречаются такие понятия, как «одолжение по дружбе», «отдача денег в рост», «процент», «торговля в кредит». Процент зависел от величины долга и сроков погашения, но не превышал 50% годовых. Наказание за несостоятельность должника зависело от причин ее: в результате несчастного случая или по злому умыслу. Ярослав Мудрый (1019-1057) упорядочил кредитные отношения, установив ставку 20% по долгосрочным кредитам и 40% - по краткосрочным. Ростовщическая ставка выше 60% влекла за собой наказание кредитора.
Собственно банкирской деятельностью первыми на Руси стали заниматься в XII в. новгородские бояре. Процент был крайне низок, напоминающий благотворительность по отношению к соплеменникам. Существует легенда о посаднике Щипе, дававшем деньги в рост под 0,5% годовых. Развитие кредитных отношений потребовало и нормативной базы для них. В 1113 г. Владимир Мономах утвердил первый «Устав о резах» (%), запрещавший паразитическое ростовщичество и долговое рабство.
Со второй половины XI в. отчетливо определились новые тенденции в социально-экономическом и политическом развитии русских земель, которые столетие спустя открыли новый этап в истории русской государственности – эпоху феодальной раздробленности. Эти новые тенденции были связаны с появлением вотчин – частных крупных земельных владений, принадлежавших боярам. Вчерашние воины, мечтавшие о военной добыче, становились землевладельцами. О том, как это происходило, источники говорят мало. По всей вероятности князь раздавал государственные земли боярам за службу. До конца XI в. бояре получали землю без крестьян. Бояре сажали на землю своих холопов. Холопы – это рабы. Прежде они были заняты лишь в домашнем хозяйстве господина, а теперь им начали выделять участки земли, чтобы они жили за счет своего хозяйства и выполняли повинности. Также в зависимость от бояр попадали и свободные люди. Таковыми были, например, «рядовичи», заключившие договор («ряд»), на основании которого они работали на хозяина. Разновидностью «рядовичей» были «закупы», обязанные отработать хозяину «купу» - долг.
Из источников XII в. мы узнаем, что князья стали раздавать боярам земли с крестьянами. В положении таких крестьян при этом почти ничего не менялось: они по-прежнему жили общинами, только дань, которую они прежде платили князю, теперь в том же размере должны были платить боярину. Но если дань князю как главе государства надо рассматривать как государственный налог, то плата землевладельцу – это феодальная рента. Крестьяне платили феодалам пока только оброк, в отличие от холопов и закупов, обязанных выполнять барщину, крестьяне могли уйти от господина.
Князья давали боярам «жалованные грамоты» (аналогичные «иммунитетным грамотам» в Западной Европе), освобождая их вотчины от государственных налогов, от вмешательства государства в их дела. Постепенно бояре перестали зависеть от князя. Получая регулярные доходы от вотчины, они уже не нуждались в дани, а потому не торопились отправляться за князем в поход. Не дань, а земля, обрабатываемая трудом зависимых от бояр людей, стала главной ценностью. Интересы боярства, оказавшегося связанным со своими вотчинами, часто не совпадали с княжескими. Землевладельцы-феодалы стремились к независимости от центральной власти, оказывали давление на местных князей, чтобы решать по собственному усмотрению вопросы внутренней и внешней политики.
Социально-экономический прогресс общества в XI-XII вв., подъем земледелия, скотоводства, ремесла и промыслов, развитие внутренней и внешней торговли способствовали росту и укреплению отдельных земель и княжеств древнерусского государства. Шел рост городов, оживлялась вечевая жизнь, горожане активно боролись за городские вольности. Для социально-экономического развития на местах уже не нужны были огромные масштабы государства в целом.
Происходили изменения и в княжеской среде. Практика родового старейшинства при замещении престолов уже не удовлетворяла разросшийся к XII в. род Рюриковичей. Не было четкого порядка ни в распределении уделов, ни в их наследовании. Все это рождало княжеские междоусобицы. Набирал силу принцип наследования от отца к сыну. Таким образом, каждый князь превращался из наместника, готового оставить свой удел, в постоянного и наследственного его обладателя, а Русь становилась территорией наследственных владений князей. С этой поры земельные интересы местных князей и бояр совпали. Они объединились в борьбе с центральной властью, и удельная раздробленность страны приобрела необратимый характер.
Удельные князья перестали платить дань Киеву, разорвали связи со своим верховным сюзереном. Со второй половины XII в. на Руси уже существовало 15 княжеств и отдельных земель: Ростово-Суздальское, Муромо-Рязанское, Смоленское, Киевское, Черниговское, Галицкое, Волынское, Новгородское и др. Накануне ордынского нашествия уже насчитывалось около 50 удельных княжеств, а в XIV в. – более 250.
К моменту распада Древнерусского государства на отдельные княжества объектом обложения становится земля. Все основные тяжести в виде различных сборов и повинностей ложились на землю. В это время земледелие составляет главнейшее занятие большей части населения и распространяется повсюду, а вследствие этого поземельная собственность делается главным мерилом взимания податей.
Окладная единица во времена удельных княжеств была не одинакова. Однако в большинстве княжеств за основу обложения принималась соха(единица податного обложения). Соха включала в себя определенный размер земельного участка, к которому приписывалось тяглое население, учитывалось также качество земли. Ответственность за полноту и своевременность уплаты подати несли хозяйства, включенные в соху. Внутри сохи действовал раскладочный принцип.
Феодальная раздробленность – закономерная политическая организация феодализма. Экономической основой которой является натуральный характер феодального хозяйства: в феодальной вотчине все производиться для внутреннего потребления. Это хозяйство приспособлено для изолированного существования. Этой экономической раздробленности и соответствовала политическая – деление на мелкие государства.
Практически все же экономические связи между княжествами существовали. Это была торговля, навязываемая географическими условиями. Например, в Новгородской земле не хватало своего хлеба. Поэтому Новгород был вынужден регулярно закупать хлеб в южных княжествах, а в обмен снабжать их железными изделиями собственного изготовления. Но созданию внутреннего общерусского рынка мешала феодальная раздробленность, поскольку в каждом княжестве устанавливалось большое количество проездных и торговых пошлин и поборов.
Такой всеобщей таможенной пошлиной за провоз грузов через княжеские границы и городские заставы была тамгаили мытв процентах к стоимости ввозимого продукта с каждого воза или лодки с товаром. С приехавших на торг брали «явку» - плату за предъявление товара представителям властей. При переезде через реки брали налог «мостовщина» или «перевоз». В зависимости от тяжести товара нужно было платить «весчее», «пудовое», «подъемное». За клеймение скота платили «пятно», за каждую голову скота на рынке следовало платить «роговое» или «привязное». За складирование товара в торговых помещениях платили «гостиное».
Период феодальной раздробленности – опасная для страны стадия развития. В этот период народ беззащитен, и если в это время появляется мощная централизованная сила извне, раздробленный народ оказывается не в состоянии оказать достаточное сопротивление. Для Руси такой силой оказались монголо-татары. Монголы вызвали экономический регресс у завоеванных народов. До нашествия Киевская Русь развивалась по тому же пути, что и другие европейские государства. К концу монгольского ига она намного отставала от европейских стран.
Монгольская империя, а позже ее наследник, Золотая Орда, захватив ряд русских княжеств, превратила князей в вассалов-данников. Князья утверждались на престолах ханами через вручение им ярлыков, т.е. жалованных грамот. Старший среди князей, великий князь Владимирский, получал особый ярлык на Великое княжение.
Страна была обложена колоссальной данью – «выходом». Кроме этого осуществлялись и экстренные выплаты – «запросы». Огромные богатства уходили на подарки хану, его родичам и послам, на взятки придворным и подкуп ордынских чиновников. Для раскладки дани все население было переписано ханскими чиновниками (1245,1257,1273 гг.). Единицей обложения было признано хозяйство (дом). Татарская дань составляла десятину со всего населения. От обязанности платить дань было освобождено лишь духовенство. Первоначально дань собиралась под надзором особых ханских чиновников – баскаков. Впоследствии право сбора налогов переходит к русским князьям.
Помимо дани, население Руси должно было выполнять ряд натуральных повинностей. Видное место среди них занимал «ям». Русь была включена в общую систему путей сообщения Монгольской империи, заимствованную из Китая. Через определенные расстояния на проезжих путях устанавливались конюшни и постоялые дворы. Служило там, отрабатывая повинность, окрестное население, оно же поставляло лошадей. Такой пункт назывался «ям», а его служители – «ямчи» (отсюда происходит русское слово ямщик). Их задачей было обеспечивать безостановочное передвижение ханских гонцов, послов и чиновников. Еще одним средством удержания Руси в повиновении были неоднократные карательные экспедиции против непокорных князей.
Татаро-монгольское нашествие расстроило денежную систему Руси. С середины ХII века киевские князья перестали чеканить собственную монету. Из-за отсутствия на Руси добычи благородных металлов долгое время пользовались привозным серебром, а также иностранными монетами, в том числе и монгольскими («диргема» или «денга» («звенящая»), отсюда термин «деньги»). Это были небольшие серебряные монеты с арабскими надписями.
Возродилась русская чеканка только в XIV столетии сначала в Рязанском, потом в Нижегородском княжествах, а после Куликовской битвы (1380) — в Москве. Князь Дмитрий Донской стал перечеканивать монгольские монеты, изображая на оборотной стороне свои знаки – воина с секирой – и делая надпись: «Это деньга московская». Постепенно деньга превратилась в мелкую разменную монету, распространенную во многих княжествах Руси.
Подводя итоги вышесказанному можно сделать вывод: нельзя предполагать существование сколько-нибудь организованной финансовой системы в данный период: не существовало ни сметы доходов и расходов, ни системы прямого и косвенного обложения, ни единой денежной системы.
Вопросы для контроля:
1. Каким образом развивались налоговые отношения древнерусского государства?
2. Какой товар первоначально употреблялся в качестве денег?
3. Способы сбора дани в Древнерусском государстве?
4. Единица обложения в Древнерусском государстве?
5. В чем заключалась налоговая реформа княгини Ольги?
6. Каким образом развивались кредитные отношения в Древнерусском государстве?
7. Как сказалась феодальная раздробленность на внутренней торговле?
8. Когда возродилась русская чеканка монет?