Глава 2. Способы распоряжения материнским капиталом

Введение

Прошедший 2013 год стал переломным в традиции соотношения уровня рождаемости и смертности современного Российского государства. Впервые число рожденных граждан превысило число умерших на 23 тысячи человек, таким образом, был зафиксирован естественный прирост численности населения Российской Федерации[1]. О значимости такого события нет необходимости напоминать: известно, что последние десятилетия численность населения России лишь сокращалась.

Скептики пытались оправдать «бум» рождаемости демографическим всплеском в середине 80-ых гг. прошлого века, однако при детальном и скрупулезном подходе их довод оказался неверен. Аналитики уверены, что главной причиной превышения уровня рождаемости над смертностью стало повышение уровня жизни россиян за счет стабильной социальной политики государства.

Россия, согласно Конституции 1993 г., социальное государство, а это значит, что забота о социальном благополучии своих граждан выступает одним из приоритетных направлений внутренней и внешней политики государства.

Социальная функция государства выражается, в частности, в мерах поддержки слабозащищенных слоев населения (дети, пенсионеры, инвалиды), а также в мероприятиях по укреплению семьи, поддержке материнства и детства по различным направлениям, в том числе по экономическим и имиджевым. В рамках данного исследования нас будет интересовать такая форма материальной поддержки семьи, как выплата материнского (семейного) капитала.

Целью исследования полагаем рассмотрение материнского (семейного) капитала как меры поддержки семьи в России.

Исходя из поставленной цели, задачи исследования сформулируем следующие:

· анализ легального подхода к определению материнского (семейного) капитала как меры поддержки семьи

· изучение размера материнского (семейного) капитала, условий и процедуры его получения;

· способы распоряжения материнским (семейным) капиталом.

При исследовании нами будут использованы как общефилософские методы анализа, синтеза, обобщения, так и частнонаучные: формально-логический, сравнительно-правовой методы.




Глава 1. Материнский (семейный) капитал: определение, общие положения

Дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь, устанавливает Федеральный закон от 29.12.2006 N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Согласно ст. 3 этого Закона право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства:

- женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 г.;

- женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 г., если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;

- мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 г.

Однако при возникновении прав на дополнительные меры государственной поддержки у перечисленных лиц не учитываются дети, в отношении которых данные лица были лишены родительских прав или в отношении которых было отменено усыновление, а также усыновленные дети, которые на момент усыновления являлись пасынками или падчерицами данных лиц[2].

Также право на дополнительную государственную поддержку может возникнуть у отца (усыновителя) ребенка независимо от наличия гражданства Российской Федерации или статуса лица без гражданства с наступлением следующих случаев:

- смерти женщины или объявления ее умершей;

- лишения женщины родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки;

- совершения женщиной в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности;

- отмены усыновления ребенка.

Следует отметить, что право на дополнительные меры государственной поддержки у указанного лица не возникает, если оно является отчимом в отношении предыдущего ребенка, очередность рождения (усыновления) которого была учтена при возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки, а также если ребенок, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, признан в порядке, предусмотренном Семейным кодексом Российской Федерации, после смерти матери (усыновительницы) оставшимся без попечения родителей.

В некоторых случаях право на дополнительные меры государственной поддержки может возникнуть у ребенка (детей в равных долях), не достигшего совершеннолетия, и (или) у совершеннолетнего ребенка (детей в равных долях), обучающегося по очной форме обучения в образовательном учреждении любого типа и вида независимо от его организационно-правовой формы (за исключением образовательного учреждения дополнительного образования) до окончания такого обучения, но не дольше чем до достижения им возраста 23 лет.

Документом, подтверждающим право на дополнительные меры государственной поддержки, является государственный сертификат на материнский (семейный) капитал - именной документ (ст. 2 Закона N 256-ФЗ). Для получения государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (далее - сертификат) согласно ст. 5 Закона N 256-ФЗ необходимо обратиться в территориальный орган ПФР путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (их копиями, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке)[3].

Форма сертификата, Правила подачи заявления о выдаче сертификата и выдачи сертификата (его дубликата) утверждены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 18.10.2011 N 1180н «Об утверждении Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (его дубликата) и формы государственного сертификата на материнский (семейный) капитал».

Решение о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата выносится территориальным органом ПФР в месячный срок с даты приема заявления о выдаче сертификата. Не позднее чем через пять дней с даты вынесения соответствующего решения территориальный орган ПФР направляет лицу, подавшему заявление о выдаче сертификата, уведомление об удовлетворении либо отказе в удовлетворении его заявления.

Напомним, что формы уведомления о выдаче сертификата на материнский (семейный) капитал или об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал утверждены Постановлением Правления ПФР от 11.01.2007 N 3п «О рекомендуемых формах документов, используемых территориальными органами ПФР при реализации Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»[4].

В случае отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата в соответствующем уведомлении излагаются основания, в соответствии с которыми территориальным органом ПФР было принято такое решение. Решение об отказе в удовлетворении заявления о выдаче сертификата может быть обжаловано в вышестоящий орган ПФР или в установленном порядке в суд.

Лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала. Размер материнского (семейного) капитала составляет 250 000 руб. (ст. 6 Закона N 256-ФЗ). Однако ежегодно размер материнского (семейного) капитала пересматривается с учетом темпов роста инфляции и устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Так, на 2014 год размер материнского (семейного) капитала установлен в размере 429 408,5 рублей[5].

Пересмотр размера материнского (семейного) капитала осуществляется до перечисления средств материнского (семейного) капитала из федерального бюджета в бюджет ПФР. В таком же порядке осуществляется пересмотр размера оставшейся части суммы средств материнского (семейного) капитала. Размер материнского (семейного) капитала уменьшается на сумму средств, использованных в результате распоряжения этим капиталом в порядке, установленном Законом N 256-ФЗ. Ежегодно не позднее 1 сентября текущего года ПФР информирует лиц, получивших сертификат, о размере материнского (семейного) капитала либо в случае распоряжения частью материнского (семейного) капитала - о размере его оставшейся части.

Распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала осуществляется лицами, получившими сертификат, не ранее чем поистечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей путем подачи в территориальный орган ПФР заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала (далее - заявление о распоряжении), в котором указывается направление использования материнского (семейного) капитала в соответствии с Законом N 256-ФЗ.

Исключение составляет необходимость использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала на погашение основного долга и уплату процентов по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилого помещения, включая ипотечные кредиты, предоставленным гражданам по кредитному договору (договору займа), заключенному с организацией, в том числе кредитной организацией[6]. В этом случае заявление о распоряжении может быть подано в любое время со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей (п. 6.1 ст. 7 Закона N 256-ФЗ).

Если у ребенка (детей) право на дополнительные меры государственной поддержки возникло из-за смерти родителей (усыновителей) или единственного родителя (усыновителя), объявления умершими родителей (усыновителей) или единственного родителя (усыновителя), лишения родителей родительских прав, совершения родителями (усыновителями) в отношении ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, то распоряжение средствами материнского (семейного) капитала осуществляется усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями ребенка (детей) с предварительного разрешения органа опеки и попечительства или самим ребенком (детьми) по достижении им (ими) совершеннолетия или приобретения им (ими) дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия[7].

Распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала лица, получившие сертификат, могут либо в полном объеме, либо по частям по следующим направлениям:

- улучшение жилищных условий;

- получение образования ребенком (детьми);

- формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин.

Распоряжение средствами материнского (семейного) капитала может осуществляться лицами, получившими сертификат, одновременно по нескольким направлениям, установленным Законом N 256-ФЗ.

Правила подачи заявления о распоряжении, а также перечень документов, необходимых для реализации права распоряжения средствами материнского (семейного) капитала, утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 26.12.2008 N 779н.

Заявление о распоряжении может быть подано в любое время по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей, за исключением следующего случая. Заявление о распоряжении может быть подано в любое время со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей в случае необходимости использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала на погашение основного долга и уплаты процентов по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилого помещения, включая ипотечные кредиты, предоставленным гражданам по кредитному договору (договору займа), заключенному с организацией, в том числе кредитной организацией. Других ограничений по срокам использования материнского капитала нет. Владелец сертификата может использовать его в любое время по своему усмотрению[8].

Распоряжение средствами материнского (семейного) капитала, право на который возникло у ребенка (детей), оставшегося (оставшихся) без попечения родителей и находящегося (находящихся) в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется ребенком (детьми) не ранее достижения им (ими) совершеннолетия либо приобретения им (ими) дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия[9].

Для распоряжения материнским капиталом в территориальный орган ПФР представляются следующие документы:

- письменное заявление о распоряжении материнским капиталом;

- сертификат на материнский капитал или его дубликат;

- страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования;

- паспорт лица, получившего сертификат, или паспорт представителя лица, получившего сертификат, и документ, подтверждающий его полномочия;

- при необходимости: документы, удостоверяющие личность супруга лица, получившего сертификат, документы, подтверждающие родственные отношения членов семьи лица, получившего сертификат (в частности, свидетельство о браке), а также разрешение органа опеки и попечительства о расходовании средств материнского капитала по выбранным направлениям, если заявление о распоряжении подается опекунами (попечителями) или приемными родителями несовершеннолетних детей (п. п. 2, 6, 7 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.12.2008 N 862).

При обращении с заявлением также иметь при себе свидетельства о рождении детей. Помимо вышеуказанных документов в зависимости от выбранного направления расходования средств потребуются документы, подтверждающие цели использования материнского капитала.

Заявление о распоряжении и необходимые документы могут быть (п. п. 2, 3, 3.1 Правил N 862):

- представлены лично либо через представителя;

- направлены по почте;

- представлены в форме электронных документов.

В случае распоряжения в полном объеме средствами материнского (семейного) капитала лицами, получившими сертификат, территориальный орган ПФР не позднее 1 сентября текущего года уведомляет данных лиц о прекращении права на дополнительные меры государственной поддержки. Уведомление производится территориальным органом ПФР в форме, обеспечивающей возможность подтверждения факта уведомления.

Следует отметить, что заявление о распоряжении подлежит рассмотрению территориальным органом ПФР в месячный срок с даты приема заявления о распоряжении со всеми необходимыми документами (их копиями, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке), по результатам которого выносится решение об удовлетворении или отказе в удовлетворении заявления о распоряжении (ст. 8 Закона N 256-ФЗ). Не позднее чем через пять дней с даты вынесения соответствующего решения ПФР направляет лицу, подавшему заявление о распоряжении, уведомление об удовлетворении или отказе в удовлетворении его заявления. Уведомление заявителей производится территориальным органом ПФР в форме, обеспечивающей возможность подтверждения факта уведомления.

В случае положительного решения вопроса деньги должны быть перечислены на выбранную цель не позднее чем через два месяца с даты принятия заявления со всеми необходимыми документами (п. 17 Правил N 862; п. 9 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 926).

В случае отказа в удовлетворении заявления о распоряжении в соответствующем уведомлении излагаются основания, в соответствии с которыми территориальным органом ПФР было принято такое решение. Решение об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении может быть обжаловано в вышестоящий орган ПФР или в установленном порядке в суд[10].

Как уже было нами отмечено, материнский капитал может быть использован исключительно на следующие цели (п. 3 ст. 7 Закона от 29.12.2006 N 256-ФЗ): улучшение жилищных условий на территории РФ; получение образования ребенком (детьми); формирование накопительной части трудовой пенсии.

Целевое расходование средств материнского капитала контролируется государством. Использование государственного сертификата на материнский капитал в различных противоправных схемах с целью обналичивания части денежных средств и их последующего нецелевого использования (например, на покупку автомобиля, мебели и т.д.) может повлечь законные требования органов Пенсионного фонда о возврате денежных средств, потраченных на нецелевые нужды, а также уголовную ответственность владельца государственного сертификата, распорядившегося им в ущерб интересам государства. Такие действия могут быть признаны мошенничеством в получении выплат в крупном размере (более 250 тыс. руб.) с применением к виновному лицу ответственности в виде штрафа от 100 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработка за период от одного года до трех лет либо принудительных работ на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового. Крайней мерой наказания может явиться лишение свободы на срок до пяти лет с одновременной выплатой штрафа в размере до 80 тыс. руб. или в размере заработной платы за период до шести месяцев либо без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет либо без такового[11].

Начать использовать материнский капитал можно не ранее чем через три года со дня рождения либо усыновления второго, третьего ребенка или последующих детей. Исключением является случай, когда средства материнского капитала направляются на погашение основного долга и уплату процентов по кредитам (займам), взятым на приобретение и строительство жилья. В такой ситуации воспользоваться материнским капиталом можно непосредственно после рождения ребенка, не дожидаясь достижения им трехлетнего возраста.

Материнский капитал можно расходовать одновременно на несколько целей (п. 4 ст. 7 Закона от 29.12.2006 N 256-ФЗ). Например, часть средств разрешено потратить на улучшение жилищных условий, а часть на получение образования ребенком.

Важным является и тот факт, что материнский капитал как мера государственной поддержки, имеющая целевой характер, не является частью совместной собственности супругов, в связи с чем не подлежит разделу в случае расторжения брака (п. 2 ст. 34, ст. 38 СК РФ). То есть на практике складывается такая ситуация. Супруги, имеющие двух несовершеннолетних детей, расторгли брак в судебном порядке. По решению суда дети должны проживать вместе с отцом. При этом у матери детей имеется полученный еще до развода сертификат на материнский капитал. Этот сертификат должен остаться у матери. Законодательство не предусматривает раздела сертификата между супругами[12].

Таким образом, под материнским (семейным) капиталом законодатель подразумевает средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом. Основания возникновения права на получение материнского (семейного) капитала возникает у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства:

1) женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года;

2) женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;

3) мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года.

Размер материнского (семейного) капитала ежегодно индексируется и в 2014 г. составил 429 408,5 рублей.

Получить государственный сертификат материнского (семейного) капитала можно в отделении ПФР при предоставлении определенного пакета документов, а расходовать – на определенные цели, изучению которых будет посвящена следующая глава.

Глава 2. Способы распоряжения материнским капиталом

Наши рекомендации