Либеральное (реформаторское) народничество
4.4.1. Основные представители.В 80-90-х гг. в результате острого организационного и идейного кризиса революционного народничества в интеллигентской среде получили широкое распространение идеи реформаторского народничества (В.П. Воронцов, И.И. Каблиц, Н.К. Михайловский и др.)
4.4.2. Важнейшие положения. Теоретики либерального народничества:
-осуждая капитализм, пытались обосновать преимущество мелкого производства, основанного на общинных или артельных началах;
-доказывали возможность мирного перехода к социализму в результате реформ, проводимых правительством. Они считали, что марксизм в крестьянской России не применим, а попытки его утверждения приведут к установлению диктатуры меньшинства над большинством населения;
-считали идеалом общественного устройства гармоничное сочетание свободы личности и общинной солидарности, обеспечивающее, по их мнению, необходимые условия для всестороннего развития человека.
В итоге, они выступали как против реакции, так и против революции, осуждали насильственные методы преобразований. В годы контрреформ получила широкое распространение либерально-народническая теория и практика малых дел, призывавшая интеллигенцию, в первую очередь, честно выполнять свои профессиональные обязанности во благо народа.
ЗАРОЖДЕНИЕ РУССКОЙ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИИ
Причины.
5.1.1. Разочарование части интеллигенции в идеологии народничества, которое, испытав, фактически, все средства, так и не сумело не только поднять народ на борьбу за идеалы социализма, но и понять его, преодолеть ту пропасть, которая существовала между интеллигенцией и народом.
5.1.2. Нарастание с конца 70-х годов выступлений рабочих, что свидетельствовало о появлении новой народной силы в общественной жизни страны. Кроме того, опыт пропагандистской работы народников-семидесятников свидетельствовал о том, что рабочие более активны, готовы к организации собственных сил, восприимчивы к идеям социализма.
5.1.3. Успехи социал-демократии и рабочего движения на Западе, знакомство с идеями марксизма.
5.2. Группа "Освобождение труда" была создана в 1883 г. Г.В. Плехановым, П.Б. Аксельродом, В.И. Засулич, Л.Г. Дейчем в Женеве. Ее целью являлась подготовка социалистической пролетарской революции.
Группа, в основном, занималась переводами на русский язык произведений Маркса и Энгельса, проводила анализ политических процессов в России с позиций марксизма. Одновременно с критикой народничества началась разработка программных документов русской социал-демократии. Плехановым были написаны первые русские марксистские работы - Социализм и политическая борьба, Наши разногласия, в которых доказывалась неизбежность разложения крестьянской общины и утверждения капитализма, определялась роль пролетариата для будущего России, выдвигалась задача создания социал-демократической партии. С конца 80-х гг. группа Освобождения труда стала принимать участие в деятельности 11 Интернационала.
5.3. Первые марксистские кружки в Россиивозникли в 1880-е гг. Отдельными кружками и их объединениями руководили Д.И. Благоев, М.И. Бруснев, Н.Е. Федосеев.
Работа кружков сводилась к изучению марксистской литературы. Но в середине 90-х гг. количество кружков возросло, появилось стремление к их объединению в подпольную партию и организации пропаганды в пролетарской среде
Итоги и ОСОБЕННОСТИ
ОБЩЕСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ 60-90 ГГ.
6.1.В этот период завершилось идейное формирование основных направлений общественно-политического движения в России: консервативного, либерального и радикального (народнического). Появилось новое - социал-демократическое течение.
6.2. Авторитарный режим самодержавной власти, отсутствие политических свобод:
- не допустили организационного оформления общественно-политических течений, как проправительственного, так и оппозиционного характера. Радикалы ушедшие в подполье, создают тайные боевые партии;
- способствовали отторжению интеллигенции от государства;
- обусловливали слабость либерально-реформистского движения;
- рождали крайние, радикальные формы движения, подпольную деятельность и призывы к революции и террору;
6.3. Интеллигенцияпо ряду причинстала главным участником общественного движения.
6.4. Общественное движение России не только заимствовало идеи западных мыслителей и адаптировала их к русским условиям, но и создавало собственные оригинальные концепции. Народничество же старалось их проверить на практике, не останавливаясь ради этого перед насилием и человеческими жертвами.
6.5. Противостояние власти и подполья влияло на общественную атмосферу, развитие культуры, приводило к колебаниям внутриполитического курса.
Вопросы и задания
1. Каковы предпосылки и особенности общественного движения пореформенной России? Какие основные течения сложились и действовали в это время?
2. Почему именно интеллигенция стала ведущей силой общественного движения пореформенной России? Каковы особенности российской интеллигенции?
3. Расскажите о теории и практике российского либерализма. Чем определялись и в чем выражались особенности либерального движения в России?
4. Какие течения складывались в рамках революционного народничества. Сравните взгляды его крупнейших идеологов. Что их объединяет, а что различает?
5. Как и почему менялись тактика и методы деятельности революционно- народнических организаций от "Земли и воли" 60-х гг. до "Народной воли"?
6. Определите основные черты либерального народничества. Когда и почему его влияние среди интеллигенции особенно усилилось?
7. Почему и когда зародилось социал-демократическое течение в общественном движении России? Что предопределяло особенности его развития? Проанализируйте содержание первых марксистских работ Г.В. Плеханова. Каким образом он пытался применить идеи марксизма к условиям крестьянской страны?
8. В чем причины распространения радикализма в России? Почему либерализм так и не смог стать доминирующим направлением в общественном движении страны?
ЛИТЕРАТУРА
Анархисты // Отечественная история: Энциклопедия. Т. 1. М., 1994.
Антонов В.Ф. Народничество в России: утопия или отвергнутые возможности // Вопросы истории. 1991. 1.
Бакунин М.А. // Отечественная история: Энциклопедия. Т. 1. 1994.
Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990. Гл. 1-5.
Бруснев М.И. // Отечественная история: Энциклопедия. Т. 1. М., 1994.
Зверев В.В. Реформаторское народничество и проблема модернизации России. От сороковых к девяностым годам Х1Х века. М., 1997.
Кавелин К.Д. // Отечественная история: Энциклопедия. Т. 2. М., 1996.
Кропоткин П.А. Записки революционера. М., 1987.
Костылев В.Н. Выбор Льва Тихомирова // Вопросы истории. 1992. 6-7.
Лавров П.Л. // Русские писатели. 1800 -1917. Биографический словарь. Т. 3. М., 1994.
Леонтович В.В. История либерализма в России. М., 1994.
Либерализм в России. М., 1996.
Нечаев С.Г. Катехизис революционера // Родина. 1990. 2.
Пирумова Н.М. Бакунин. М., 1970.
Пирумова Н.М. Разрушитель // Родина. 1990. 2.
Русская интеллигенция. История и судьба. М., 1999.
Русский либерализм: исторические судьбы и перспективы: Материалы международной научной конференции. М., 1999.
Твардовская В.А., Итенберг Б.С. Русские и Карл Маркс: выбор или судьба? М., 1999.