Стилистика частей речи
Имя существительное
Упражнение 238. В отрывке из повести В. Распутина «Прощание с Матерой» выделите имена существительные, выполняющие экспрессивную функцию. Дайте оценку стилистическому использованию форм рода и числа существительных.
Матёру, и остров и деревню, нельзя было представить без этой лиственницы на поскотине. Она возвышалась и возглавлялась среди всего остального, как пастух возглавляется среди овечьего стада, которое разбрелось по пастбищу… Но говорить «она» об этом дереве никто, пускай пять раз грамотный, не решался; нет, это был он, «царский листвень» - так вечно, могуче и властно стоял он на бугре в полверсте от деревни… ‹…›
За век свой он наронял так много хвои и шишек, что земля вокруг поднялась легким, прогибающимся под ногой, курганом, из которого и выносился могучий, неохватный одними руками ствол…
А неподалеку, метрах в двадцати ближе к Ангаре, стояла береза, все еще зеленеющая, дающая листву, но уже старая и смертная. Лишь она решилась когда-то подняться рядом с грозным «царским лиственем». И он помиловал ее, не сжил. Быть может, корни их под землей и сходились, знали согласие, но здесь, на виду, он, казалось, выносил случайную, заблудшую березу только из великой и капризной своей милости.
И вот настал день, когда к нему, к «царскому лиственю», подступили чужие люди. Это был уже не день, а вечер, солнце село, и на остров спускались сумерки. Люди эти возвращались со своей обычной работы…
Тот, что шел первым, с маху, пробуя листвень, стукнул обухом топора о ствол и едва удержал топор, с испугом отдернув голову, - с такой силой он спружинил обратно.
- Ого! - изумился мужик. - Зверь какой! Мы тебе, зверю… У нас дважды два - четыре. Не таких видывали…
Он отбросил в сторону бесполезный топор и взялся собирать и ломать ногами валявшиеся кругом сучья, складывая их крест-накрест под дуплистой нишей. Товарищ его молча, все с той же позевотой, полил из канистры ствол бензином и остатки побрызгал на приготовленный костерок. Отставил позадь себя канистру и чиркнул спичку. Огонь тотчас схватился, поднялся и захлестнул ствол. ‹…›
Но утром, когда они шли на нижний край острова, где еще оставалась работа, листвень как ни в чем не бывало стоял на своем месте.
‹…› Бригадир, по стати самый невзрачный из всех, но с усиками, чтобы не походить на мальчишку, задрал вверх голову:
- Здоровый, зараза! Не примут. Надо что-то делать.
- Пилу надо. ‹…›
- Развести пожарче, и пыхнет как миленький… Горючки надо побольше. ‹…›
Огонь поплясал, поплясал и начал, слизнув бензин, сползать, отделяться от дерева, точно пылал вокруг воздух, а листвень под какой-то надежной защитной броней оставался невредимым. ‹…›
- Надо завтра бензопилой все-таки попробовать, - согласился бригадир, только что уверявший, что для такой твердыни и махины бензопила не годится. ‹…›
На третий день с утра уже как к делу первой важности, а не пристяжному, подступили к «царскому лиственю» с бензопилой… Она дрыгнула, едва не выскочив из рук, однако легонький надрез оставить успела. Угадывая по этому надрезу, бригадир нажал сильнее - пила зашлась высоким натужным воем, из-под нее брызнула легонькая струйка бесцветных пыльных опилок, но бригадир видел, что пила не идет. Качать ее толстый ствол не позволял, можно было лишь опоясать его кругом неглубоким надрезом - не больше. Это было все равно что давить острой опасной бритвой по чурке, стараясь ее перерезать, - результат один. И бригадир остановил пилу.
- Неповалимый, - сдался он и, зная теперь лиственю полную цену, еще раз смерил его глазами от земли доверху.
Упражнение 239. Определите экспрессивную роль имен существительных, учитывайте при этом их принадлежность к различным функционально-смысловым типам речи (описание, повествование, рассуждение), монологический или диалогический характер. Мотивируйте использование в тексте существительных различных лексико-грамматических разрядов (конкретных, отвлеченных и т.д.), а также употребление их в прямом или переносном значении.
1.1. Эти стихи [«Дума» М.Ю. Лермонтова] писаны кровью; они вышли из глубины оскорбленного духа; это вопль, это стон человека, для которого отсутствие внутренней жизни есть зло, в тысячу раз ужаснейшее физической смерти (Бел.).
2. Сестра была блондинка, светлая блондинка, совсем не в мать и не в отца волосами; но глаза, овал лица были почти как у матери. Нос очень прямой, небольшой и правильный; впрочем, и еще особенность - мелкие веснушки на лице… Версиловского было очень немного, разве тонкость стана, немалый рост и что-то такое прелестное в походке (Дост.).
3. В короткое время Антошка успел сколотить несколько сотен рублей. Главный же результат сказался в том, что цена на Антошкину услугу внезапно повысилась и отношения к нему местных обывателей в значительной степени изменились. С тех пор он делается солидным человеком, вместо Антошки начинает именоваться Антоном Валерьяновичем, прозвище «Стрела» заменяет фамилиею «Стрелов»… Репутация Антошки установилась уже настолько прочно, что даже самому Дерунову не приходило в голову назвать его по-прежнему «Антошкой» (С.-Щ.).
4. Уходить из города, от борьбы, от житейского шума, уходить и прятаться у себя в усадьбе - это не жизнь, это эгоизм, лень, это своего рода монашество, но монашество без подвига. Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа (Ч.).
II. В политических отношениях между государствами и народами используются любые возможности. Образно говоря, здесь нужны и понтонные мосты, однако куда предпочтительнее мосты на крепких опорах, рассчитанные на века, кропотливо возводимые с обеих сторон. Только на такой основе могут держаться подлинное международное сотрудничество, безопасность, мир (из газ.).
Упражнение 240. Определите экспрессивную роль имен существительных собственных; укажите источники комизма речи.
I. Родильнице предоставили на выбор любое из трех [имен], какое она хочет выбрать: Моккия, Сессия, или назвать ребенка во имя мученика Хоздазата. «Нет, -подумала покойница, - имена-то все такие». Чтобы угодить ей, развернули календарь в другом месте; - вышли опять три имени: Трифилий, Дула и Варахасий. «Вот это наказание, - проговорила старуха, - какие всё имена; я, право, никогда и не слыхивала таких. Пусть бы еще Варадат или Варух, а то Трифилий и Варахасий». Еще переворотили страницу - вышли: Павсикахий и Вахтисий. «Ну, уж я вижу, - сказала старуха, - что, видно, его такая судьба. Уж если так, пусть лучше будет он называться, как и отец его. Отец был Акакий, так пусть и сын будет Акакий» (Г.).
II. - Ты пирожка не хочешь ли? Кушай на здоровье, Скорпион Мардарьич! - Боже ты мой милостивый! Да какой же я Скорпион! Это ты скорпион, а я Серапион (Остр.).
III. 1. - Эх, Трубецкой, Трубецкой!.. Да, кстати, Ляпсус, почему вы Трубецкой? Почему вам не взять псевдоним еще получше? Например, Долгорукий! Никифор Долгорукий! Или Никифор Валуа? Или еще лучше: гражданин Никифор Сумароков-Эльстон? Если у вас случится хорошая кормушка, сразу три стишка в «Гермуму», то выход из положения у вас блестящий. Один бред подписывается Сумароковым, другая макулатура - Эльстоном, а третья - Юсуповым… Эх вы, халтурщик! (И. и П.) 2. Сотни тысяч людей, богато обеспеченных людей, будут стремиться в Васюки… НКПС построит железнодорожную магистраль Москва-Васюки… Аэропорт «Большие Васюки» - регулярное отправление почтовых самолетов и дирижаблей во все концы света, включая Лос-Анджелес и Мельбурн (И. и П.).
Упражнение 241. Приведите примеры использования в публицистике географических названий и фамилий в экспрессивной функции. Каковы выразительные возможности этих существительных?
Образец. Бонн протестует против налоговых убежищ в странах ЕС; за рубежом в свое время тоже были свои мавроди.
Род существительных
Упражнение 242. Укажите на отклонения от современной нормы в употреблении форм рода имен существительных; дайте стилистическую оценку вариантным формам рода.
I. 1. Это бы еще ничего, - инкогнито проклятое! (Г.) 2. В Белой зале с участием князя образовались три жиденькие кадрильки (Дост.). 3. Бронский - по замыслу Клюшникова - продувная шельма, демон, хитрый и опасный человек (Писар.). 4. Я не знал, что с собой делать, думая только одно: пренебрегу всем своим карьером, брошу полк, останусь навеки в деревне (Бун.). 5. Впереди хора, с гитарой на голубой ленте через плечо, старый цыган, за ним цыганка-запевало (Бун.). 6. И, вспомнив, как к нему относились ее покойный отец и все товарищи врачи, она поняла, что все они видели в нем будущую знаменитость (Ч.). 7. Сахаров - большой умница и хитрец, никогда ничего зря не делает (Ст.). 8. А фонарик, вот какая умница, вдруг погас на несколько минут (Св.).
II. 1. По правде сказать, она мало походила на философа. Но еще меньше на агитаторшу. 2. Всемирный форум откроется докладом председателя Международной демократической федерации женщин, известной общественной деятельницы, ученой Эжени Коттон. 3. Выступила лауреатка второй премии Мицуко Ухида из Японии. 4. Руководители клубных коллективов досадуют: несколько артистов уже вышли замуж, и теперь заботы о семье могут отвлечь их от дела. 5. Рулевой Петька-гитарист - выдумщик и заводило. С ним не соскучишься! 6. Он стоял, пораженный, но скоро проникся состраданием к лежавшему перед ним бедному малютке. Но она взяла на руки ребенка и, назвав малышку премиленьким, унесла. 7. Миллионный житель. Радостное событие в жизни города-героя возвестил громкий крик родившегося вчера малыша: дочка рабочего завода «Баррикады» и бухгалтера детского сада Виктора и Ольги Чаусовых стала в этот солнечный день миллионным жителем Волгограда. - Мы стараемся сделать все, - сказал председатель горисполкома Ю. Староватых, - чтобы и у малыша, и у всех волгоградцев были хорошие условия жизни в нашем теперь уже миллионном городе.
Упражнение 243. Укажите грамматические средства речевой экспрессии; назовите стилистические приемы создания образности речи, ее юмористической окраски.
1. По висевшим у ней за поясом ключам и по тому, что она бранила мужика довольно поносными словами, Чичиков заключил, что это, верно, ключница… Но тут увидел он, что это был скорее ключник, чем ключница: ключница по крайней мере не бреет бороды, а этот, напротив того, брил, и, казалось, довольно редко… (Г.) 2. А невесте скажи, что она подлец (Г.). 3. Ночевала тучка золотая на груди утеса-великана; утром в путь она умчалась рано, по лазури весело играя… (Л.) 4. Произросло между ними в ту пору существо среднего рода: ни рак, ни рыба, ни курица, ни птица, ни дама, ни кавалер, а всего помаленьку. Произросло, выровнялось и расцвело. И было этому межеумку имя тоже среднего рода: «Лицемерие» (С.-Щ.). 5. Это была женщина-классик (Дост.). 6. Есть у меня знакомая девушка такая, врагиня моя лютая (Ч.). 7. Она [собака], может быть, дорогая, а ежели каждый свинья будет ей в нос сигаркой тыкать, то долго ли испортить. Собака - нежная тварь (Ч.). 8. А ведь все кончится тем, что эта старая баба Петр Николаевич и его сестра попросят у него извинения (Ч.). 9. Я была батрачкой, горничной, домашним животным моего мужа, - я стала профессором философии, агрономом, парторгом (М. Г.). 10. Три «нимфа» переглянулись и громко вздохнули (И. и П.). 11. Кот Тимофей, открытая душа, коту Василию принес в зубах мыша (Мих.). 12. Матерь городов русских, как называют часто Киев, неизвестно почему переделывая его в женщину (Сверб.). 13. Кварц - отец стекла; без кварца не было бы стекла, этого удивительного материала, одного из самых замечательных изобретений человека, одного из самых мощных рычагов мировой культуры (Ферсм.).
Упражнение 244. Определите род несклоняемых существительных, согласуя с ними определения (за справками обращайтесь к словарям).
Вульгарн… арго, рискован… антраша, звучащ… банджо, выдержан… бри, опасн… динго, красив… драпри, ярк… индиго, юн… кабальеро, больш… гну, забавн… гризли, крошечн… колибри, бескрыл… киви-киви, остроумн… конферансье, маленьк… нули, прохладн… мацони, уважаем… кюре, сочн… манго, молод… марабу, сед… маэстро, прекрасн… пери, стар… рантье, заброшен… ранчо, матов… габбро, справедлив… рефери, маленьк… цеце, увлекательн… шоу, установлен… эмбарго.
Упражнение 245. Согласуйте в роде и числе определения и сказуемые с выделенными существительными, объясняя их значение и выбор грамматической формы.
1. Мо… импрессарио настаива…, чтобы для концерта привезли нов… рояль. 2. Своей внешностью она производила впечатление типичн… инженю. 3. У входа девушка оставила сво… маленьк… сабо. 4. С рекламы улыбалась красавица, весь наряд которой составлял… ярк… бикини. 5. Густ… контральто ее звучал… ровно и уверенно. 6. Загримированный, в костюме, Дима выглядел как истинн… денди. 7. Здешняя молодежь увлекалась не футболом, а весьма популярн… тогда регби. 8. Взгляды игроков вновь устремились на таинствен… зеро. 9. Местных жителей мучил… бери-бери, котор… казал… неизлечим… . 10. Этот выскочка, сделавший головокружительную карьеру, эт… парвеню, котор… просочил… в высшее общество, теперь отворачивал… от друзей. 11. Бледно-зелеными деревцами тянется над грядами заморск… кольраби - особый вид капусты. 12. Женщины выдергивали жирн… иваси, застрявш… в сетях. 13. Не каждый день приходится нам сидеть в обществе молоденьк… и по-своему миловидн… шимпанзе. 14. В Багдаде я учился в больш… медресе у знаменитых ученых.
Число существительных
Упражнение 246. Укажите особенности употребления форм числа существительных. Выделите случаи использования единственного числа вместо множественного (и наоборот) для достижения определенного стилистического эффекта.
1. Пустите, ветреники сами. Опомнитесь, вы старики! (Гр.) 2. Повсюду страсти роковые и от судеб защиты нет (П.). 3. Все привстали, важно хмуряся, низко, низко поклонилися и, поправив ус и бороду, сели на скамьи дубовые (П.). 4. Мы все глядим в Наполеоны (П.). 5. В те поры война была (П.). 6. - Прошу покорнейше, - сказал Манилов. - Вы извините, если у нас нет такого обеда, какой на паркетах и в столицах, у нас просто (Г.). 7. - Конечно, - продолжал Манилов, - другое дело, если бы соседство было хорошее, если бы, например, такой человек, с которым бы в некотором роде можно было поговорить о любезности… - тогда, конечно, деревня и уединение имели бы очень много приятностей (Г.). 8. Дом господский стоял одиночкой на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть; покатость горы, на которой он стоял, была одета подстриженным дерном. На ней были разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сиреней и желтых акаций (Г.). 9. - После кампании двенадцатого года, сударь ты мой, - так начал почтмейстер, несмотря на то что в комнате сидел не один сударь, а целых шестеро (Г.). 10. У этого помещика была тысяча с лишним душ, и попробовал бы кто найти у кого другого столько хлеба зерном, мукою и просто в кладях, у кого бы кладовые, амбары и сушилы загромождены были таким множеством холстов, сукон, овчин, выделанных и сыромятных, высушенными рыбами и всякой овощью… (Г.) 11. Выход великого гения встречен был до крайности почтительно: даже самые строгие старички изъявили одобрение и любопытство, а дамы так даже некоторый восторг. Аплодисмент, однако, был коротенький и как-то недружный, сбившийся (Дост.). 12. Люблю ее степей алмазные снега (Тютч.). 13. Тургенев, отдышавшись, откинулся в креслах… Он вошел в комнаты (Тын.). 14. Многие новизны ни к чему, только жителей раздражают (Тын.).
Упражнение 247. Проанализируйте употребление существительных в единственном и множественном числе. Отметьте случаи использования единственного числа вместо множественного и наоборот. Определите стилистические мотивы трансформации форм числа и дайте им оценку.
1. Наш современник прекрасен богатством своего духовного мира. 2. У любой нации есть культурные памятники, одинаково близкие и дорогие всему народу как символ народной стойкости в тяжелые годы испытаний. 3. Почему англичане, будучи народом богатым и грамотным, не издают «сверхполного» собрания сочинений Диккенса? Потому что нет покупателя. 4. Кондитеры фабрики готовятся к выпуску новых сортов карамели - «Золушка» и «Чайка». Эти карамели будут иметь ореховую начинку. 5. Мыло наших дней - это натриевые или калиевые соли стеариновой, олеиновой и некоторых других кислот с различными добавками. 6. Принимаются серьезные меры по уменьшению производственных выбросов в атмосферу. 7. Что же волнует зрителя? - То, что он видит вокруг себя в жизни. 8. После продолжительных дождей установились жары. 9. Здесь находится хозяйство по разведению форели. Для выращивания рыбы созданы особые пруды. 10. Для нанесения прямых линий употребляют стальные выверенные линейки разных длин и толщин. 11. Ученый выступил с оригинальным докладом о трансокеанических акклиматизациях рыб. 12. Детали из базальтовой ваты выдерживают более высокие температуры. 13. В брюссельском порту был обычный людской водоворот. Люди всех цветов кожи, говорящие на самых разнообразных языках, одетые порой в самые невероятные одежды, - в пестрых бурнусах, с перьями на головах, в юбкоподобных саронгах вместо брюк, - все это шумело, галдело, спешило, куда-то устремлялось. 14. Правительство Новой Зеландии и Фиджи выступили с предложениями о том, чтобы Генеральная Ассамблея ООН приняла решение о превращении южной части Тихого океана в безъядерную зону.
(Из газет.)
Упражнение 248. Дайте оценку употреблению форм числа имен существительных. Исправьте стилистические ошибки, мотивируя выбор грамматической формы слова.
1. Весной, пока стояли хорошие погоды, лесничество произвело посадку леса на большой площади. 2. Применение хлоридов при снегопадах препятствует образованию снежных накатов, а там, где они уже образовались, способствует их разрушению, ликвидирует ледяные корки при гололеде, уменьшает силысмерзания льда с поверхностью дороги. 3. Вопросы, требующие согласований и разрешений Госавтоинспекции, изучаются заблаговременно. 4. В наше время неизмеримо возросли передвижения транспортных средств. 5. С каждым днем убыстряются ритмы нашей жизни. 6. Восемнадцать лет работает художественным руководителем в Доме культуры Н.А. Горлович. За это время он помог многим воспитать в себе чувства прекрасного. 7. Далеко не все разработки коллективов института отвечают задачам сегодняшних и завтрашних дней. 8. Коллективы решили каждый квартал обмениваться информациями. 9. Значительные суммысоставляют доходы от прибылей предприятий местного значения. 10. В делах, поступках, поведении бригадира как в зеркале отражаются его отношения к коллективу, в котором он трудится. 11. Питомники нашего управления выращивают деревья и кустарник ста пород. 12. Замечена большая способность этих хлебовлучше переносить недостатки влаги. 13. Трава, говоря языком экономиста, -основа развития животноводств в республике. 14. Сейчас поздняя осень, зима стучится в двери, а на улице можно встретить девушек в легких косынках и молодых людей без головного убора. 15. Птице от горожанина ничего не надо, кроме доброго отношения. К шуму она помаленьку, как и все мы, привыкает.
(Из газет.)
Варианты падежных окончаний существительных
Упражнение 249. Дайте оценку употреблению вариантов падежных окончаний имен существительных; исправьте ошибки.
1. Многие мои знакомые провели свои отпуска в круизах по новым маршрутам. 2. Для яслей-сада надо установить на прогулочном участке прожектора. 3. Многочисленные прожекторы ярко освещают площади и улицы праздничной Москвы. 4. На совещание прибыли многие инженеры, директоры. 5. В обсуждении проблемы приняли участие директора. 6. Разные цехи специализируются на изготовлении вкусного прохладного лакомства. 7. Для выступления перед рабочими артисты пошли в цеха депо. 8. В этом же здании обучаются будущие повары. 9. Посмотрите на снимок! Сколько весит, по-вашему, эта щучище? Всего 14 килограммов! 10. Мы готовы заключить долгосрочные договоры. 11. Сад занимает свыше ста гектар. 12. А каков результат небрежности? - Поезд сошел с рельс.
Упражнение 250. Дайте оценку употреблению падежных форм имен собственных (фамилий и географических названий).
1. В центре пьесы В. Чичкова «Интервью в Буэнос-Айресе» образы Сальвадора Альенде и Че Гевара. 2. Второе место жюри присудило учащемуся В. Корнейчук. 3. Предисловие к сборнику карикатур написано главным редактором журнала Ф. Макивчук. 4. 20 мая исполняется 60 лет начальнику планово-экономического отдела завода Борису Ивановичу Сорока. Дирекция завода поздравила Б.И. Сорока с юбилейной датой. 5. Оба брата Гиппиуса писали стихи. 6. Спектакль пойдет в сценической редакции и постановке главного режиссера театра Валерия Колосёнок. 7. Открыта выставка работ Базилюк Ивана Сергеевича. 8. С утра над Кавголово нависли свинцовые тучи. 9. Много лет видели мы голубое небо с белыми облаками над родным Жодино. 10. Лыжные соревнования проходили в окрестностях Сараева, которые вошли в историю спорта с их названиями Велико поле и Мало поле… Что произошло в тот день на Велико поле? 11. Сегодня на Мало поле было разыграно действие первое. 12. Сообщением о женских заездах мы завершаем этот репортаж с Требевич (название горы). 13. Сегодня под крышей «Зетра» (название катка) фигуристы.
Упражнение 251. Укажите ошибки в выборе вариантных форм числа и падежа имен существительных; отредактируйте текст.
С тех пор как был создан наш завод, в третьем цеху не раз сменялся вид продукции. Но при всем этом сложились устойчивые изделия, которые теперь хорошо знают не только в Калиново. Изделия эти из белой жести. Они нужны на животноводческих фермах и в личном хозяйстве крестьянина. Это - подойник. Заказов на них очень много. Более 40 тысяч штук ежемесячно мы отправляем их потребителю.
А в осеннее время для дома бывают нужны жестяные крышки для консервирования огурцов, помидор, их трудно увидеть на полках магазинов в сезонное время. А как обойтись без них хозяйкам? Нынче огурец уродился, и на наш товар особый спрос.
Упражнение 252. Сравните неотредактированный и отредактированный варианты; назовите исправленные морфолого-стилистические и другие ошибки. При необходимости предложите свои варианты стилистической правки.
1. Инфаркт - омертвение участков того или иного органа в результате закупорки или спазмы кровеносных сосудов.
1. Инфаркт - омертвение участка того или иного органа в результате закупорки или спазма кровеносного сосуда.
2. Утконосы удивят хоть кого: можно подумать, к шкурке какой-то тропической зверюшки шутники пришили утиный клюв.
2. Утконос удивит хоть кого: можно подумать, что к шкурке какого-то тропического зверюшки шутники пришили утиный клюв.
3. Давление обусловлено действием сил упругости самого манжета.
3. Давление обусловлено действием силы упругости самой манжеты.
4. Вовлечение в хозяйственные обороты миллионов гектар пустующих земель - важнейшая задача.
4. Вовлечение в хозяйственный оборот миллионов гектаров пустующих земель - важнейшая задача.
5. Там, на самом краю обрыва, я различаю крохотную ранчо.
5. Там, на самом краю обрыва, я различаю крохотное ранчо.
Имя прилагательное
Упражнение 253. В отрывках из повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» укажите части речи, которые несут основную изобразительно-выразительную функцию. Выделите прилагательные. Какова их грамматическая и стилистическая роль в тексте? Какие разряды прилагательных использованы?
1. Сии столь оклеветанные смотрители вообще суть люди мирные, от природы услужливые, склонные к общежитию, скромные в притязаниях на почести и не слишком сребролюбивые. Из их разговоров… можно почерпнуть много любопытного и поучительного.
2. По приезде на станцию, первая забота была поскорее переодеться, вторая - спросить себе чаю. «Эй, Дуня! - закричал смотритель. - Поставь самовар да сходи за сливками». При сих словах вышла из-за перегородки девочка лет четырнадцати и побежала в сени. Красота ее меня поразила. «Это твоя дочка?» - спросил я смотрителя. «Дочка-с, - отвечал он с видом довольного самолюбия, - да такая разумная, такая проворная, вся в покойницу мать».
3. Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный зеленый сюртук с тремя медалями на полинялых лентах.
Не успел я расплатиться со старым моим ямщиком, как Дуня возвратилась с самоваром. Маленькая кокетка со второго взгляда заметила впечатление, произведенное ею на меня; она потупила большие голубые глаза; я стал с нею разговаривать, она отвечала мне безо всякой робости, как девушка, видевшая свет.
4. Лошади стали у почтового домика. Вошед в комнату, я тотчас узнал картинки, изображающие историю блудного сына; стол и кровать стояли на прежних местах; но на окнах уже не было цветов, и все кругом показывало ветхость и небрежение. Смотритель спал под тулупом; мой приезд разбудил его; он привстал… Это был точно Самсон Вырин; но как он постарел… Я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно не бритого лица, на сгорбленную спину и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика.
Упражнение 254. Укажите стилистические особенности употребления прилагательных, выявляя приемы создания образности и эмоциональности речи (метафоризация, употребление относительных прилагательных в значении качественных, образование от них степеней сравнения, кратких форм, использование экспрессивного словообразования прилагательных, субстантивация и т.д.).
I. 1. Я не помню утра более голубого и свежего! Солнце едва выказалось из-за зеленых вершин, и слияние первой теплоты его лучей с умирающей прохладой ночи наводило на все чувства какое-то сладкое томление; в ущелье не проникал еще радостный луч молодого дня; он золотил только верхи утесов, висящих с обеих сторон над ними; густолиственные кусты, растущие в их глубоких трещинах, при малейшем дыхании ветра осыпали нас серебряным дождем. Я помню, - в этот раз, больше чем когда-нибудь прежде, я любил природу (Л.).
2. Печальное нам смешно, смешное грустно, а вообще, по правде, мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя (Л.).
II. - Как вам показался наш город? - примолвила Манилова. - Приятно ли провели там время?
- Очень хороший город, прекрасный город, - отвечал Чичиков, - и время провел очень приятно: общество самое обходительное.
- А как вы нашли нашего губернатора? - сказала Манилова.
- Не правда ли, что препочтеннейший и прелюбезнейший человек? - прибавил Манилов.
- Совершенная правда, - сказал Чичиков, - препочтеннейший человек. И как он вошел в свою должность, как понимает ее! ‹…›
- Очень обходительный и приятный человек, - продолжал Чичиков, - и какой искусник! Я даже никак не мог предполагать этого. Как хорошо вышивает разные домашние узоры! ‹…›
- Ну, позвольте, а как вам показался полицеймейстер! Не правда ли, что очень приятный человек?
- Чрезвычайно приятный, и какой умный, какой начитанный человек! (Г.)
Упражнение 255. В отрывке из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» выделите прилагательные качественные и относительные; укажите случаи употребления их в переносном значении (как эпитетов) и в функции логических определений. Дайте оценку стилистическому использованию прилагательных.
Теперь я должен нарисовать его портрет. Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов, не побежденное ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными; пыльный бархатный сертучок его, застегнутый только на две нижние пуговицы, позволял разглядеть ослепительно чистое белье, изобличавшее привычки порядочного человека; его запачканные перчатки казались нарочно сшитыми по его маленькой аристократической руке, и когда он снял одну перчатку, то я был удивлен худобой его бледных пальцев. Его походка была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками, - верный признак некоторой скрытности характера… В его улыбке было что-то детское. Его кожа имела какую-то женскую нежность; белокурые волосы, вьющиеся от природы, так живописно обрисовывали его бледный, благородный лоб, на котором, только по долгом наблюдении, можно было заметить следы морщин, пересекавших одна другую, вероятно, обозначавшихся гораздо явственнее в минуты гнева или душевного беспокойства. Несмотря на светлый цвет его волос, усы его и брови были черные, - признак породы в человеке, так, как черная грива и черный хвост у белой лошади; чтоб докончить портрет, я скажу, что у него был немного вздернутый нос, зубы ослепительной белизны и карие глаза; об глазах я должен сказать еще несколько слов.
Упражнение 256. Сравните редакции стихотворных отрывков А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова. Объясните предпочтение одних прилагательных другим, учитывая их принадлежность к качественным или относительным, употребление в прямом или переносном значении, особенности их звучания и экспрессивные свойства.
I. 1. Сквозь печальные туманы пробирается луна.
1. Сквозь волнистые туманы пробирается луна.
2. Он по полю едет на смирном коне.
2. …на верном коне.
3. Идет престарелый кудесник.
3. …вдохновенный кудесник.
4. И к гордому старцу подъехал Олег.
4. …к мудрому старцу…
5. Уж не ступит нога в твое заслуженное стремя.
5. …позлащенное стремя.
6. И кудри их белы, как утренний снег над ветхой главою кургана.
6. …над славной главою кургана.
7. Густо-зелеными садами ее покрылись острова.
7. Темно-зелеными садами ее покрылись острова.
8. И горек был холодный их привет.
8. …небратский их привет.
9. Ты им доволен ли, божественный (увенчанный) (разборчивый) художник?
9. Ты им доволен ли, взыскательный художник? (П.)
II. 1. Зеленый листок (молодой) оторвался от ветки родимой и в степь укатился, холодной (безжалостной) бурей гонимый.
1. Дубовый листок оторвался от ветки родимой и в степь укатился, жестокою бурей гонимый.
2. И корни мои умывает покорное (послушное) море.
2. И корни мои умывает холодное море.
3. К чему теперь рыданья, похвал и слез ненужный хор…
3. …пустых похвал ненужный хор…
4. Его свободный чудный дар.
4. Его свободный смелый дар.
5. Добыча ревности немой.
5. Добыча ревности глухой.
6. Зачем он руку дал клеветникам безбожным?
6. …клеветникам ничтожным?
7. Отравлены его последние мгновенья коварным шепотом презрительных (бесчувственных) невежд. И умер он с глубокой жаждой мщенья…
7. …Коварным шепотом насмешливых невежд. И умер он с напрасной жаждой мщенья.. .(Л.)
III. 1. Худой! Седые длинные усы, фуражка белая высокая, с околышем из красного сукна.
1. Худой! Как зайцы зимние, весь бел, и шапка белая…
2. Hoc с горбинкою, усы седые длинные. И - разные глаза: один здоровый - светится. А левый - тусклый, матовый…
2. Hoc клювом, как у ястреба, усы седые длинные. И разные глаза. Один здоровый - светится, а левый - мутный, пасмурный, как оловянный грош!
3. Когда б не (княжеская) (Чернышевых) кровь текла в вас - я б молчал.
3. Когда б не доблестная кровь текла в вас - я б молчал.
4. Сурово молчали родные мои, прощание было немое… Старик поднялся негодуя, по сжатым губам, по морщинам чела ходили угрюмые тени…
4. Сурово молчали родные мои… по сжатым губам, по морщинам чела ходили зловещие тени.
5. Мне снова жить среди клевет, интриг и жалких дел?.. Там места нет, там друга нет тому, кто раз прозрел.
5. Вернуться? жить среди клевет, пустых и темных дел?..
6. Дорога все трудней, но грезы мирны и легки - приснилась юность ей. (Широкий двор, высокий дом…) Дворец с наследственным гербом…
6. …приснилась юность ей. Богатство, блеск! Высокий дом на берегу Невы… (Н.)
Упражнение 257. Проанализируйте примеры авторской правки прозы А.С. Пушкина А.П. Чехова, А.И. Куприна. Попытайтесь объяснить, чем вызвано исключение из текста тех или иных прилагательных (они даны в скобках), введение новых (они выделены курсивом), замена одних прилагательных другими? Дайте оценку стилистического использования имен прилагательных русскими писателями.
I. 1. Лиза вошла в сумрак рощи. (Невнятный) Глухой перекатный шум ее приветствовал девушку. 2. В одну минуту окрестность исчезла в мутной и желтоватоймгле. 3. Перед ним была равнина, устланная (чистым) белым волнистым ковром. 4. И (добрый) хозяин Кистеневки в последний раз перешел за порог своего дома. 5. Перед домом расстилался (овальный) густозеленый луг, на коем паслись (прекрасные) (величавые) швейцарские коровы. 6. (Славный проповедник) Молодой архиерей произнес надгробное слово. 7. Но предубежденный Ибрагим или ничего не замечал, или видел одно лишь (неловкое) кокетство. 8. Пол был обит (огромным) зеленым сукном и устлан (персидскими) коврами (П.).
II. 1. Вошел отец Андрей со своей хитрой улыбкой. 2. (Говорили о том, что она [Аня]…) Осуждали ее за то, что она вышла (из-за денег) за нелюбимого, нудного, скучного человека. 3. Егорушка решил, что Дымов очень (нехороший) Злой человек (Ч.).
III. 1. Чехов… разражался милым, искренним и глубоким смехом. 2. Захохотал своим громким (задушевным) ясным смехом. 3. Он требовал от писателей обыкновенных житейских сюжетов. 4. Вся сумма его (жизненного) (громадного) большого и тяжелого житейского опыта, все его огорчения, скорби, радости и разочарования выразились… в мечте… о счастье. 5. Удивительная деликатность, чуткость и внимание, но никогда не выходящие из рамок (простых) обыкновенных, как будто умышленно будничных отношений. 6. Как часто приходилось ему выслушивать тяжелые исповеди, помогать словом и делом, протягивать падающему своюнежную и твердую руку. 7. Помнится мне теперь очень живо пожатие его большой, сухой и горячей руки. 8. В хорошие теплые утра его можно было видеть на скамейке за домом. 9. У него в рассказах профессор говорит и думает именно как (типичный) старый профессор, а бродяга - как истый бродяга (Купр.).
Упражнение 258. Дайте оценку употреблению относительных прилагательных. Проследите, как усиливаются их изобразительно-выразительные возможности (путем метафоризации, сообщения им качественных оттенков, образования от них степеней сравнения, кратких форм, форм субъективной оценки, пояснения их сравнениями и т.д.).
1. С хозяйкой у ней наибеспрерывнейшие раздоры (Дост.). 2. Утро туманное, утро седое, нивы печальные, снегом покрытые (Т.). 3. Луна где-то сзади над городом, река под тенью его черна и бархатна (М. Г.). 4. Невыразимо прекрасен его [огня] великолепный, едва заметный для глаза трепет, создающий в пустыне неба и океана волшебную картину огненного города (М. Г.). 5. Весенний день горяч и золот (Сев.). 6. Рассвет этого дня был совсем зимний - неохотный, серый (Фед.). 7. Волосы Лизы как никогда были воздушны (Фед.). 8. О, я все могу выносить потому что у меня железная воля! (Леск.) 9. Деревянен братец твой, деревянен… Мозги у него прямые какие-то (Леон.).
Упражнение 259. Укажите особенности образования и употребления форм сравнительной и превосходной степени прилагательных; выделите элятив. Какова стилистическая роль этих прилагательных в тексте? Попытайтесь заменить простые формы сложными и наоборот; прокомментируйте стилистический результат такой замены.