Тема 1. Государственно-правовая природа административного процесса
Содержание
Введение …………………………………………………………………..... 4
Общая часть
Тема 1. Государственно-правовая природа административного
процесса ………………………………………………………….. 5
Тема 2. Административный процесс: понятие, признаки, принципы,
структура и содержание ……………………………………….. 11
Тема 3. Административно-процессуальные отношения и
производства …………………………………………………… 24
Тема 4. Субъекты административно-процессуальных отношений …. 40
Тема 5. Административно-процессуальные нормы ………………….. 55
Тема 6. Система и источники административно-процессуального
права …………………………………………………….……….73
Тема 7. Конституционные основы административного процесса …... 85
Тема 8. Зарубежное законодательство об административном процессе и
международные административно-правовые процедуры …... 99
Тема 9. Основные направления повышения эффективности
административного процесса ……………………………...… 121
Особенная часть
Тема 10. Административно-правотворческая деятельность ……….. 130
Тема 11. Административно-правонаделительный процесс ………... 145
Тема 12. Административный контроль и надзор: цели, сущность и
процедуры …………………………………………………….. 166
Тема 13. Административно-исполнительное производство………... 190
Тема 14. Административно-юрисдикционный процесс ……………. 205
Quod non legitur, non creditor –
тому, что не прочтено, нет веры
Введение
Цели и задачи учебного курса «Административный процесс», требования к уровню усвоения дисциплины, соотношение курса с другими учебными дисциплинами, формы, методы и технологии обучения, рекомендуемые издания, содержание Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 021100 – «Юриспруденция» изложены в Рабочей программе учебного курса «Административный процесс».
Считаем необходимым отметить, что предлагаемый ученый курс не охватывает всего комплекса вопросов, связанных с административно-процессуальной деятельностью, и должен рассматриваться студентами в большей степени как основа для самостоятельной образовательной работы по углублению полученных первоначальных знаний.
При составлении учебного пособия использованы многочисленные источники, рекомендуемые студентам для изучения. При этом в тематический материал включены положения как в авторских редакциях, так и с необходимыми, на наш взгляд, уточнениями и добавлениями.
Предложенная структура курса призвана помочь систематизировать и совершенствовать индивидуальные знания по соответствующим тематическим направлениям. Этому в значительной мере помогут практические задания, которые рекомендуется выполнять как в режиме «учеба», обращаясь к учебной и справочной литературе, нормативным актам, так и в режиме «самоконтроль», развивая способность к логическому мышлению, тренируя память и проверяя самого себя на знание пройденного материала.
Настоящее учебное пособие включает юридическую латинскую фразеологию, что по нашему мнению оживляет материал учебного курса, ориентируя студентов не только на осмысление используемых выражений, но и на выработку навыков краткой и емкой юридической речи.
Краткий юридический словарь также призван обогатить профессиональную лексику будущих юристов*. Согласимся с одним из изречений: «Nomina si nescis perit cognition rerum – если ты не знаешь наименования вещей, ты не знаешь самих вещей».
_________________________
* См.: Латинские юридические изречения / Составитель и автор предисловия проф. Е.И. Темнов. – М.: Издательство «Экзамен», Право и закон, 2003. – 384 с. / Исследования и тексты по истории и теории права.
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Necessitas publica major est quam privata –
общественная необходимость более важна, чем частная
Тема 1. Государственно-правовая природа административного процесса
Вопросы:
1. Государство и государственное управление.
2. Цели, виды, признаки и принципы государственного управления.
3. Система и субъекты государственного управления.
4. Механизмы и процесс государственного управления.
1. Государство и государственное управление.
Государство – есть необходимый способ жизнедеятельности общества, это организация общества, необходимая как условие и предпосылка решения общих дел членов общества, это высшая форма общности, содержанием которой является народ (не всегда форма соответствует содержанию).
Функции государства – главные направления его управляющего воздействия на общество*. Любое общество заинтересовано в успешном управлении своими делами, решении публичных проблем, отражающих общие интерес и потребности, организации, упорядочении и регулировании поведения, отношений людей, поддержании общественного порядка. Поэтому государство понимается и как механизм публичной власти. В этом контексте управление государственными делами осуществляется посредством системы государственного управления**. Тогда государственное управление – юридически властная деятельность всех органов государства по осуществлению возложенных на них полномочий.
_________________________
* Функции государства:
- обеспечение целостности и стабильности общества, его военной, экономической, духовной и информационной безопасности;
- охрана конституционности и правозаконности во взаимоотношениях власти и общества, гарантирование прав и свобод человека и гражданина;
- создание и обеспечение условий для развития всех сфер общественной жизнедеятельности (экономической, социальной и др.);
- регулирование общественных отношений с помощью основного регулятора – права;
- координация – согласование интересов и потребностей общества;
- контроль – для целей обеспечения правопорядка, повышения эффективности управления и т.д.;
- обеспечение государственных интересов в мировом сообществе.
** Определяется как целостная совокупность институтов государственной власти и органов государственно-административного управления, во взаимодействии реализующих государственно-управляющее воздействие на общество, общественные процессы и отношения, обеспечивающих конституционный строй, законоустановленные права и интересы граждан.
2. Цели, виды, признаки и принципы государственного управления.
Цель государственного управления – предполагаемые результаты, к которым стремится субъект при осуществлении управленческой деятельности (социально-экономические, политические, организационно-правовые).
Виды государственного управления по характеру воздействия – государственно-политическое и государственно-административное управление
Государственно-политическое управление – это процесс целеполагания (выработка концепции и стратегии развития общества) и контроля за стабильностью (важнейшими параметрами развития общества).
Государственно-административное управление – процесс профессионального оперативного повседневного организующе-регулирующего воздействия на отношения в обществе.
Признаки государственного управления:
- вид государственно-управленческой деятельности;
- юридически властный, исполнительно-распорядительный характер;
- постоянное, непрерывное и плановое воздействие;
- ведется на основании и во исполнение законов;
- наличие вертикальных (иерархических) и горизонтальных связей;
- осуществляется в различных формах (правовых и неправовых);
- обеспечивается посредством системы экономических, политических, организационных, правовых и пр. гарантий;
- наступление негативных последствий (правоограничений, ответственности) за нарушения управленческой деятельности.
Принципы государственного управления – основополагающие идеи, руководящие начала управленческой деятельности, раскрывающие его сущность. Различают общие (социально-правовые – демократизм, законность, объективность, научность, конкретность, разделение властей, федерализм, эффективность) и организационные (отраслевой, территориальный, линейный, функциональный, двойного подчинения, сочетания единоначалия и коллегиальности).
3. Система и субъекты государственного управления.
Системный подход позволяет представить государственное управление как функционирование нескольких сложных социальных систем:
- системы управляющей – государство как субъект управления;
- системы управляемой – элементы общественно-государственного устройства, подверженные государственному воздействию, как объекты управления;
- системы воздействия – различные институты государства и общества, реализующие прямые и обратные, вертикальные и горизонтальные, подчиняюще-обязывающие и обеспечивающие связи.
В организационном отношении механизм государственного управления образуют три ветви государственной власти (законодательная, исполнительная и судебная), осуществляющие государственно-политическое управление, и аппарат управления (государственные и муниципальные учреждения, в т.ч. администрации, подразделения органов государственной власти и местного самоуправления, органы контроля и надзора, а также иные органы, осуществляющие государственно-административное управление).
В правовом отношении – установленные законом правомочия и порядок действий участвующих в управленческих отношениях лиц.
4. Механизмы и процесс государственного управления.
Таким образом, формой материализации государственной власти являются структура и органы трех ветвей власти, а порядок ее осуществления в самом широком смысле – правила осуществления процесса взаимодействия субъекта и объекта управления, закрепленные в законе, совокупность взаимообязывающих процедур.
Процесс функционирования системы государственного управления может быть представлен как совокупность последовательных и взаимосвязанных общественных явлений (схема 1).
Схема 1. Социальный механизм формирования и реализации
государственного управления.
Взаимосвязь разнопеременных составляющих в рамках одного (или нескольких) явления может принять характер столкновения (целей, идеалов, методов), которое может исказить результат вплоть до его полной противоположности. Поэтому важно уяснить, что конечной целью управляющей системы, ее предназначением является не ее собственное существование «для себя», а обеспечение параметров надлежащего состояния и развития общества, удовлетворение его потребностей, интересов и ожиданий.
Для решения этих задач нормативными актами устанавливаются различные процедуры, охватываемые общим понятием – управленческий процесс.
Управленческий процесс – это процесс достижения нормативно установленных целей управления с помощью правовых, организационных и иных средств управленческого воздействия, представляющий собой последовательность взаимосвязанных циклов, объединяемых достижением той или иной цели.
Управленческий цикл состоит из следующих стадий процесса управления:
- анализ управленческой ситуации;
- выработка и принятие решения;
- организация и исполнение решения;
- контроль за выполнением решения;
- сбор информации и подведение итогов для последующих корректив.
Функции управленческого процесса закрепляются в правовых актах и выражают основные направления и предметное содержание деятельности субъектов управления (в области управления экономикой, здравоохранением, образованием, внутренними делами и т.д.). Среди них есть функции, которые имеют не материальный, а процессуальный смысл. Они возникают на разных стадиях управленческой деятельности и выражают последовательно осуществляемые управленческие действия – по сбору информации, обработке и обобщению, планированию, принятию решений, исполнению решений, контролю и вновь сбору информации. Между функциями в материальном и процессуальном смысле есть органическая связь (им присуща содержательная и временная характеристика), т.к. здесь сливаются содержательная (внутренний аспект) и процессуальная (выражает управленческое воздействие на объекты управления) стороны функции.
Следовательно, правовые формы управленческого процесса – правовые акты (нормативные и распорядительные документы и действия).
Понятие «государственное управление» отражает статику данного явления: органы и учреждения, должности и персонал государственного аппарата, правовые нормы и индивидуальные управленческие решения, технические средства и информацию в управлении и т.п., а также динамику, процесс управляющего воздействия: практическую деятельность и отношения, многоаспектные связи, взаимодействия должностных лиц органов власти и управления, реализующих в совокупности действий (актов) функции государства.
Практические задания:
1. Решить логическую задачу: К какому виду управления государственными делами директивному или релятивному относится вынесение Министерством внутренних дел правового акта – приказа от 22 сентября 2006 г. № 750 «Об утверждении Инструкции по работе с обращениями граждан в системе МВД России»? Обоснуйте ответ.
Условие: direct (нем.) – прямой, непосредственный; relativ (нем.) – относительный.
2. Решить контрольный тест к Теме 1.
1. К видам управления относятся:
а) механическое
б) технологическое
в) биологическое
г) социальное
2. Объект управления является:
а) подвластным субъектом
б) независимым субъектом
в) управляющим субъектом
г) субъектом административного права
3. Властными полномочиями наделены:
а) объект управления
б) субъект управления
в) субъект местного самоуправления
г) объект общественного самоуправления
4. К социальному управлению относятся:
а) управление производством предприятия
б) управление транспортным средством
в) местное самоуправление
г) общественное самоуправление
5. Виды функций управления:
а) общие
б) специальные
в) обеспечивающие
г) конкретные
6. Анализ управленческой ситуации это:
а) процесс управления
б) стадия процесса управления
в) управленческий цикл
г) вид управленческих связей
7. К специальным функциям управления относятся:
а) кадровая
б) финансово-плановая
в) контрразведывательная
г) контроль
8. Виды государственной власти:
а) представительная
б) общественная
в) исполнительная
г) судебная
9. Уровни государственной законодательной власти:
а) международный
б) федеральный
в) региональный
г) муниципальный
10. Уровни государственной исполнительной власти:
а) международный
б) федеральный
в) региональный
г) муниципальный
Краткий юридический словарь
Государство – способ и форма организации общества, представляющая механизм взаимосвязи и взаимодействия людей, проживающих на единой территории, объединенных институтом гражданства, системой публичной власти и права.
Государственная власть – исходящая от государства возможность и способность оказывать определенное воздействие на поведение людей с помощью определенных средств.
Государственное управление – целенаправленное организующее-регулирующее воздействие государства через систему его органов и должностных лиц на общественные процессы, отношения и деятельность людей.
Социальное управление – вид управления, процесс воздействия на общество, социальные группы, отдельных индивидов с целью упорядочения их деятельности, повышения уровня организованности социальной системы.
Управление – процесс целенаправленного воздействия на систему (механическую, технологическую, биологическую, социальную), в результате которого достигается ее упорядоченность, развитие в соответствии с поставленными целями.
Литература:
1. Административное право и процесс: полный курс. Второе издание, дополненное и переработанное / Ю.А. Тихомиров. – М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2005. – 697 с.
2. Глазунова Н.И. Государственное управление: учебник для вузов / Н.И. Глазунова. – М.: Муниципальный мир, 2004. – 456 с. – (Энциклопедия управленческих знаний. Муниципальная наука).
3. Макарейко Н.В. Административное право: Пособие для сдачи экзамена. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Юрайт-Издат, 2005. – 235 с. – (Хочу все знать!).
Nihil perfectum est dum aliquid restat agendum –
ничто не является совершенным, если что-то остается несделанным
Тема 2. Административный процесс: понятие, признаки, принципы, структура и содержание
Вопросы:
1. Сущность и понятие административного процесса
2. Признаки и принципы административного процесса
3. Виды административно-процессуальной деятельности, содержание и структура административного процесса
1. Сущность и понятие административного процесса
Юридическая деятельность в процессе управления государственными делами структурируется на обособленные сферы в зависимости от порядка осуществления деятельности и юридических последствий. Среди них различают порядок формирования субъектов властной деятельности, создания нормативно-правовой основы, осуществления юрисдикционной деятельности, связанной с применением норм права, систематическим проведением контрольной и осуществлением надзорной деятельности.
Процессуально-правовой блок государственного управления формируется как специфическая подсистема функционально обособленных видов правовых форм деятельности, включающих учредительный, правотворческий, правоприменительный, контрольный и надзорный процессы в качестве его основных взаимосвязанных и взаимодействующих компонентов.
Управленческий процесс, имеющий юридическое оформление с полным основанием может быть назван юридическим процессом, который в свою очередь имеет свои разновидности (например, по сфере применения – законодательный, судебный), регулируемые соответствующими отраслями права, в т.ч. процессуального:
Административный процесс – Административное право
Арбитражный процесс – Арбитражно-процессуальное право
Бюджетный процесс – Бюджетное право
Гражданский процесс – Гражданско-процессуальное право
Избирательный процесс – Избирательное право и процесс
Конституционный процесс – Конституционное право
Налоговый процесс – Налоговое право
Таможенный процесс – Таможенное право
Уголовный процесс – Уголовно-процессуальное право
Следует подчеркнуть, что ряд названных процессов (например, налоговый, таможенный) по своим признакам являются разновидностями административного процесса.
Понятие и содержание административного процесса всегда находилось в поле зрения науки административного права, рассматривающей его как процесс исполнительно-распорядительной деятельности в системе государственной власти и некоторых иных отношениях, имеющих начала власти-подчинения. В данном случае административный процесс выступает как специфический юрисдикционный процесс в сфере государственного управления, представляющий собой совокупность определенных последовательных действий органов и должностных лиц государственного управления (относящихся не только к исполнительной власти) по осуществлению возложенных на них функций (в т.ч. внутриорганизационных).
Система государственного управления использует свои полномочия при решении самых разнообразных дел, и это обстоятельство позволяет признать административный процесс:
1. Частью управленческой (властной, исполнительно-распорядительной) деятельности, подлежащей правовой регламентации.
2. В силу этого – частью юридического процесса, причем – самой большой из юридических процессов, предназначенной для реализации правового статуса всех субъектов административного права, которые могут одновременно являться субъектами иных правовых отношений (т.е. административный процесс обслуживает нормы других отраслей права – земельного, финансового, трудового и др.), и направленной на решение определенных управленческих дел, достижение в них юридических результатов.
С другой стороны, административный процесс урегулирован нормами административного права, что позволяет понимать под ним совокупность административно-процессуальных норм, регулирующих общественные отношения организационно-управленческого характера.
Охватывая возможно больший круг организационных и исполнительно-распорядительных отношений, следует признать административно-правовой характер избирательного, законодательного, судебного и некоторых иных разновидностей юридического процесса. Это обстоятельство обусловливает необходимость дальнейшего исследования сущности юридического процесса во всех его видах.
Отмечается юридическая общность административного, уголовного и гражданского процессов, которая заключается в том, что, во-первых, все они способствуют реализации (принудительной) материальных правовых норм различных отраслей права, во-вторых, в каждом из этих процессов одной из сторон является субъект, наделенный властными полномочиями, в-третьих, все они относятся к публичному праву.
Основные отличия административного от указанных видов процесса заключаются в следующем:
а) административный процесс - это определенная часть специфической управленческой деятельности государства (муниципального образования);
б) наличие особых задач административного процесса: реализация функций государственного управления; целей и задач исполнительно-распорядительной деятельности; решение правоохранительных задач.
в) наличие в структуре административного процесса специальных производств, характеризующихся своей завершенностью и определенностью (специфические особенности функций государственного управления получают закрепление в отдельных видах административно-процессуальных производств);
г) специальная система органов, осуществляющих административно-процессуальную деятельность.
Таким образом, административный процесс многофункционален и направлен на упорядочение и правовое обеспечение управленческих, регулятивных, защитных и иных действий субъектов права в рамках описываемых выше отношений.
2. Признаки и принципы административного процесса
С точки зрения управленческой концепции административный процесс:
а) имеет ярко выраженную управленческо-правовую природу;
б) является юридической формой осуществления прежде всего исполнительной ветви государственной власти;
в) осуществляется главным образом органами исполнительной власти, но проникает и в иные сферы публично-правового регулирования;
г) считается юридической деятельностью, так как обеспечивает реализацию материальных норм российского права;
д) включает в свою систему специальные административно-процессуальные нормы;
е) создает административно-процессуальные отношения в сфере публичного управления.
Административный процесс обладает следующими признаками:
- является частью юридического процесса;
- разновидность властной деятельности субъектов управления;
- обеспечивает условия для реализации материальных норм права;
- имеет целью достижение определенных юридических результатов и разрешение управленческих дел;
- его результаты (промежуточные и окончательные) закрепляются в официальных актах (документах);
- регламентируется административно-процессуальными нормами, образующими самостоятельный институт административного права;
- обладает определенным строением (структурой) и цикличностью, т.е. включает в себя производства и их стадии.
Кроме того, административному процессу свойственны такие особые признаки, как динамизм и интегративность, которые характеризуют его устойчивые связи с разнообразными сторонами общественной и государственной жизни, высокую степень восприимчивости к изменениям, происходящим в сфере государственного управления, а также способность к гибкой и оперативной внутренней модернизации.
Основополагающими идеями, общими началами (принципами), лежащими в основе административного процесса и раскрывающими его сущность являются принципы:
- законности (реализация материальных административно-правовых норм должна строиться в строгом соответствии с административно-процессуальными нормами);
- процессуального равенства (равенство сторон административно-процессуального отношения перед законом и наделение каждой стороны определенным объемом взаимообусловленных прав, обязанностей и ответственности);
- материальной истины (решение, принятое в рамках административного процесса, должно основываться на тщательном изучении всех обстоятельств управленческого дела);
- доступности (выражается в беспрепятственной возможности каждой из сторон участвовать на всех стадиях процесса в соответствии с процессуальным статусом);
- гласности (административный процесс строится на публичных началах с учетом требований к сохранению различных видов сведений);
- национального языка (процесс ведется на государственном языке Российской Федерации или языке субъекта РФ при обеспечении услуг переводчика);
- оперативности (административный процесс должен отправляться в возможно короткие сроки, не превышая установленных законом);
- экономичности (затраты на отправление административного процесса должны быть малозначительны);
- ответственности органов управления и их должностных лиц за ненадлежащее ведение процесса и за принятый акт (указанные органы и лица несут предусмотренную законом юридическую ответственность за нарушение административно-процессуальных норм).
В юридической литературе также выделяют принципы:
- обеспечения охраны прав субъектов административного процесса;
- самостоятельности принятия решения;
- двухступенчатости административного процесса;
- активности правоприменительных органов;
- сочетания интересов личности, общества и государства.
Нужно отметить, что наряду с названными принципами существуют и другие принципы, вытекающие из названных и действующие в пределах административно-процессуальных институтов. Так, можно говорить о принципе ограниченных процессуальных возможностей, который закономерным образом вытекает из характера управленческой деятельности, имеет вполне реальное обоснование, связанное с оперативностью и непрерывностью правоприменительной деятельности органов исполнительной власти, и порождается проблемой усмотрения в административной материи.
3. Виды административно-процессуальной деятельности, содержание и структура административного процесса
Существует несколько мнений по поводу структуры административного процесса. Согласно первому она включает три административных процесса – административно-правотворческий (нормотворческий), административно-правонаделительный и административно-юрисдикционный. Другие авторы выделяют административно-процедурную и административно-юрисдикционную деятельность как два вида административно-процессуальной деятельности (критерий – наличие спорных правоотношений). Третье – снова трехчленная структура: административно-процедурный, административно-юрисдикционный процессы и административное судопроизводство (последние два – спор, разрешаемый во внесудебном и в судебном порядке). Есть позиция, рассматривающая административный процесс как единую, целостную юридическую категорию, структура которого включает различные виды производств, группируемые по содержательным признакам, а не отдельные, самостоятельные процессы. Оценивая содержательную сторону выполняемых субъектами административно-процессуальных отношений действий, административный процесс можно разделить на две составные части:
1) административно-процедурную (производства и процедуры административного правотворчества; правонаделительные или оперативно-распорядительные; контрольно-надзорные и исполнительные);
2) производства и процедуры административно-юрисдикционные.
В этом случае правомерно говорить о видах административно-процессуальной деятельности (нормотворческой, правонаделительной, проверочной, исполнительной и юрисдикционной). Первые четыре – имеют неюрисдикционный характер (нет спора). Предложим следующие определения (узкосодержательные, но дающие четкое представление о рамках административного процесса) этих видов административно-процессуальной деятельности (табл. 1).
Еще один вид административно-процессуальной деятельности, который в настоящее время получает нормативное закрепление, но пока не выделяется наравне с указанными видами административного процесса – регламентирование организационно-распорядительной деятельности субъектов власти. С развитием данного института «административного регламента» найдут свое окончательное место в системе административного процесса организационные, розыскные и иные производства.
Следовательно, содержанием административного процесса являются, с одной стороны, определенные действия компетентных органов и их должностных лиц в рамках нормативно установленных производств и процедур, а с другой, совокупность соответствующих правовых институтов и норм (административно-процессуальных), т.к. регламентирование названных видов деятельности осуществляется различными административно-процессуальными правовыми нормами, которые образуют правовые институты административного процесса.
Таблица 1. Виды административно-процессуальной деятельности
Определение | Общие черты |
Административно-нормотворческий процесс | |
это основанная на административно-процессуальных нормах деятельность органов исполнительной власти и их должностных лиц по созданию подзаконных нормативных правовых актов в целях формирования правовой базы для реализации законов. | - является частью административного процесса; - имеет неюрисдикционный (позитивный) характер; - направлена на регулирование общественных отношений; - осуществляется в целях создания и развития правовой базы для реализации законодательных положений; - реализуется ограниченным кругом уполномоченных субъектов; - составными элементами являются производства; - результатом является подзаконный нормативный правовой акт. |
Административно-правонаделительный процесс | |
это основанная на административно-процессуальных нормах деятельность уполномоченных субъектов права по разрешению позитивных управленческих дел. | - является частью административного процесса; - имеет неюрисдикционный (позитивный) характер; - направлена на создание условий для реализации позитивных задач в сфере деятельности исполнительной власти; - осуществляется в целях разрешения индивидуально-конкретных управленческих дел; - осуществляется широким кругом уполномоченных субъектов; - состоит из административных производств; - результатом является неюрисдикционный правоприменительный акт. |
Административно-проверочный процесс | |
это основанная на административно-процессуальных нормах контрольно-надзорная деятельность уполномоченных органов и их должностных лиц. | - является частью административного процесса; - имеет неюрисдикционный (позитивный) характер; - направлена на приведение в соответствие с требованиями закона деятельности субъекта права; - осуществляется с целью выявления и устранения нарушений законности, причин и условий, способствующих их совершению; - осуществляется определенным кругом субъектов контроля и надзора; - составными элементами являются производства; - результатом является неюрисдикционный правоприменительный акт. |
Административно-исполнительный процесс | |
это основанная на административно-процессуальных нормах деятельность уполномоченных органов и их должностных лиц по исполнению юрисдикционных решений. | - является частью административного процесса; - имеет неюрисдикционный (позитивный) характер; - направлена на восстановление в правах потерпевшей стороны и реализацию мер административной ответственности; - осуществляется с целью исполнения решений уполномоченных органов и лиц по административно-правовым спорам; - осуществляется определенным кругом уполномоченных субъектов; - результатом является приведение в исполнение юрисдикционного решения и вынесение акта о прекращении исполнительного производства. |
Административно-юрисдикционный процесс | |
это основанная на административно-процессуальных нормах юрисдикционная деятельность органов исполнительной власти и их должностных лиц по разрешению конфликтов в сфере государственного управления и применению мер административного принуждения. | - является частью административного процесса; - имеет юрисдикционный характер и направлена на разрешение конфликта (спора) в сфере государственного управления с применением мер административного принуждения; - выступает способом реализации охранительной функции административного права; - характеризуется множественностью субъектов осуществления; - состоит из определенных административных производств; - результатом является принятие правоприменительного, административно-юрисдикционного акта. |
В структурном отношении административный процесс сложнее, чем уголовный и гражданский процессы. Отмечается органическая способность административного процесса интенсивно пополняться новыми производствами, вызванными к жизни объективными социальными потребностями и ранее неизвестными законодательству и юридической науке. Производства, образующие административный процесс, существуют отдельно, независимо друг от друга и обладают юридическим равноправием (в то время как для уголовного и гражданского процессов в основном характерна логическая последовательность осуществления производств).
Правовые акты выступают внешней формой выражения юридической деятельности, в т.ч. административно-процессуальной. К внутренней форме, то есть способу организации, внутренней связи элементов ее содержания, относится процедурно-организационная (процессуальная) форма юридической деятельности.