Тема 1. Государственно-правовая природа административного процесса

Содержание

Введение …………………………………………………………………..... 4

Общая часть

Тема 1. Государственно-правовая природа административного

процесса ………………………………………………………….. 5

Тема 2. Административный процесс: понятие, признаки, принципы,

структура и содержание ……………………………………….. 11

Тема 3. Административно-процессуальные отношения и

производства …………………………………………………… 24

Тема 4. Субъекты административно-процессуальных отношений …. 40

Тема 5. Административно-процессуальные нормы ………………….. 55

Тема 6. Система и источники административно-процессуального

права …………………………………………………….……….73

Тема 7. Конституционные основы административного процесса …... 85

Тема 8. Зарубежное законодательство об административном процессе и

международные административно-правовые процедуры …... 99

Тема 9. Основные направления повышения эффективности

административного процесса ……………………………...… 121

Особенная часть

Тема 10. Административно-правотворческая деятельность ……….. 130

Тема 11. Административно-правонаделительный процесс ………... 145

Тема 12. Административный контроль и надзор: цели, сущность и

процедуры …………………………………………………….. 166

Тема 13. Административно-исполнительное производство………... 190

Тема 14. Административно-юрисдикционный процесс ……………. 205

Quod non legitur, non creditor –

тому, что не прочтено, нет веры

Введение

Цели и задачи учебного курса «Административный процесс», требова­ния к уровню усвоения дисциплины, соотношение курса с другими учебными дисциплинами, формы, методы и технологии обучения, рекомендуемые из­дания, содержание Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 021100 – «Юриспруден­ция» изложены в Рабочей программе учебного курса «Административный процесс».

Считаем необходимым отметить, что предлагаемый ученый курс не ох­ватывает всего комплекса вопросов, связанных с административно-процессу­альной деятельностью, и должен рассматриваться студентами в большей сте­пени как основа для самостоятельной образовательной работы по углубле­нию полученных первоначальных знаний.

При составлении учебного пособия использованы многочисленные ис­точники, рекомендуемые студентам для изучения. При этом в тематический материал включены положения как в авторских редакциях, так и с необходи­мыми, на наш взгляд, уточнениями и добавлениями.

Предложенная структура курса призвана помочь систематизировать и совершенствовать индивидуальные знания по соответствующим тематиче­ским направлениям. Этому в значи­тельной мере помогут практические зада­ния, которые рекомендуется выпол­нять как в режиме «учеба», обращаясь к учебной и справочной литературе, нормативным актам, так и в режиме «са­моконтроль», развивая способность к логическому мышлению, тренируя па­мять и проверяя самого себя на знание пройденного материала.

Настоящее учебное пособие включает юридическую латинскую фразео­логию, что по нашему мнению оживляет материал учебного курса, ориенти­руя студентов не только на осмысление используемых выражений, но и на выработку навыков краткой и емкой юридической речи.

Краткий юридический словарь также призван обогатить профессиональ­ную лексику будущих юристов*. Согласимся с одним из изречений: «Nomina si nescis perit cognition rerum – если ты не знаешь на­именования вещей, ты не знаешь самих вещей».

_________________________

* См.: Латинские юридические изречения / Составитель и автор предисловия проф. Е.И. Темнов. – М.: Издательство «Экзамен», Право и закон, 2003. – 384 с. / Исследования и тексты по истории и теории права.

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Necessitas publica major est quam privata –

общественная необходимость более важна, чем частная

Тема 1. Государственно-правовая природа административного процесса

Вопросы:

1. Государство и государственное управление.

2. Цели, виды, признаки и принципы государственного управления.

3. Система и субъекты государственного управления.

4. Механизмы и процесс государственного управления.

1. Государство и государственное управление.

Государство – есть необходимый способ жизнедеятельности общества, это организация общества, необходимая как условие и предпосылка решения общих дел членов общества, это высшая форма общности, содержанием ко­торой является народ (не всегда форма соответствует содержанию).

Функции государства – главные направления его управляющего воздей­ствия на общество*. Любое общество заинтересовано в успешном управле­нии своими де­лами, решении публичных проблем, отражающих общие инте­рес и потребно­сти, организации, упорядочении и регулировании поведения, от­ношений лю­дей, поддержании общественного порядка. Поэтому государ­ство по­нимается и как механизм публичной власти. В этом контексте управ­ление го­сударст­венными делами осуществляется посредством системы госу­дарствен­ного управления**. Тогда государственное управление – юридиче­ски власт­ная дея­тель­ность всех органов государства по осуществлению воз­ложенных на них пол­номочий.

_________________________

* Функции государства:

- обеспечение целостности и стабильности общества, его военной, эко­номической, духовной и информационной безопасности;

- охрана конституционности и правозаконности во взаимоотношениях власти и об­щества, гарантирование прав и свобод человека и гражданина;

- создание и обеспечение условий для развития всех сфер общественной жизнедея­тельности (экономической, социальной и др.);

- регулирование общественных отношений с помощью основного регу­лятора – права;

- координация – согласование интересов и потребностей общества;

- контроль – для целей обеспечения правопорядка, повышения эффек­тивности управления и т.д.;

- обеспечение государственных интересов в мировом сообществе.

** Определяется как целостная совокупность институ­тов государственной власти и орга­нов государственно-администра­тивного управления, во взаимодействии реализующих го­сударственно-управляющее воздействие на общество, общественные процессы и отноше­ния, обеспечи­вающих конституционный строй, законоустановленные права и интересы граждан.

2. Цели, виды, признаки и принципы государственного управления.

Цель государственного управления – предполагаемые результаты, к ко­торым стремится субъект при осуществлении управленческой деятельности (социально-экономические, политические, организационно-правовые).

Виды государственного управления по характеру воздействия – государ­ственно-политическое и государственно-административное управление

Государственно-политическое управление – это процесс целеполагания (выработка концепции и стратегии развития общества) и контроля за ста­бильностью (важнейшими параметрами развития общества).

Государственно-административное управление – процесс профессио­нального оперативного повседневного организующе-регулирующего воз­действия на отношения в обществе.

Признаки государственного управления:

- вид государственно-управленческой деятельности;

- юридически властный, исполнительно-распорядительный характер;

- постоянное, непрерывное и плановое воздействие;

- ведется на основании и во исполнение законов;

- наличие вертикальных (иерархических) и горизонтальных связей;

- осуществляется в различных формах (правовых и неправовых);

- обеспечивается посредством системы экономических, политических, организационных, правовых и пр. гарантий;

- наступление негативных последствий (правоограничений, ответствен­ности) за нарушения управленческой деятельности.

Принципы государственного управления – основополагающие идеи, ру­ководящие начала управленческой деятельности, раскрывающие его сущ­ность. Различают общие (социально-правовые – демократизм, законность, объективность, научность, конкретность, разделение властей, федерализм, эффективность) и организационные (отраслевой, территориальный, линей­ный, функциональный, двойного подчинения, сочетания единоначалия и коллегиальности).

3. Система и субъекты государственного управления.

Системный подход позволяет представить государственное управление как функционирование нескольких сложных социальных систем:

- системы управляющей – государство как субъект управления;

- системы управляемой – элементы общественно-государственного уст­ройства, подверженные государственному воздействию, как объекты управ­ления;

- системы воздействия – различные институты государства и общества, реализующие прямые и обратные, вертикальные и горизонтальные, подчи­няюще-обязывающие и обеспечивающие связи.

В организационном отношении механизм государственного управления образуют три ветви государственной власти (законодательная, исполнитель­ная и судебная), осуществляющие государственно-политическое управление, и аппарат управления (государственные и муниципальные учреждения, в т.ч. администрации, подразделения органов государственной власти и местного самоуправления, органы контроля и надзора, а также иные органы, осущест­вляющие государственно-административное управление).

В правовом отношении – установленные законом правомочия и порядок действий участвующих в управленческих отношениях лиц.

4. Механизмы и процесс государственного управления.

Таким образом, формой материализации государственной власти явля­ются структура и органы трех ветвей власти, а порядок ее осуществления в самом широком смысле – правила осуществления процесса взаимодействия субъекта и объекта управления, закрепленные в законе, совокупность взаи­мообязывающих процедур.

Процесс функционирования системы государственного управления мо­жет быть представлен как совокупность последовательных и взаимосвязан­ных общественных явлений (схема 1).

Схема 1. Социальный механизм формирования и реализации

государствен­ного управления.

Тема 1. Государственно-правовая природа административного процесса - student2.ru

Взаимосвязь разнопеременных составляющих в рамках одного (или не­скольких) явления может принять характер столкновения (целей, идеалов, методов), которое может исказить результат вплоть до его полной противо­положности. Поэтому важно уяснить, что конечной целью управляющей сис­темы, ее предназначением является не ее собственное существование «для себя», а обеспечение параметров надлежащего состояния и развития обще­ства, удовлетворение его потребностей, интересов и ожиданий.

Для решения этих задач нормативными актами устанавливаются раз­лич­ные процедуры, охватываемые общим понятием – управленческий про­цесс.

Управленческий процесс – это процесс достижения нормативно уста­новленных целей управления с помощью правовых, организационных и иных средств управленческого воздействия, представляющий собой последова­тельность взаимосвязанных циклов, объединяемых достижением той или иной цели.

Управленческий цикл состоит из следующих стадий процесса управле­ния:

- анализ управленческой ситуации;

- выработка и принятие решения;

- организация и исполнение решения;

- контроль за выполнением решения;

- сбор информации и подведение итогов для последующих корректив.

Функции управленческого процесса закрепляются в правовых актах и выражают основные направления и предметное содержание деятельности субъектов управления (в области управления экономикой, здравоохранением, образованием, внутренними делами и т.д.). Среди них есть функции, которые имеют не материальный, а процессуальный смысл. Они возникают на разных стадиях управленческой деятельности и выражают последовательно осуще­ствляемые управленческие действия – по сбору информации, обработке и обобщению, планированию, принятию решений, исполнению решений, кон­тролю и вновь сбору информации. Между функциями в материальном и про­цессуальном смысле есть органическая связь (им присуща содержательная и временная характеристика), т.к. здесь сливаются содержательная (внутрен­ний аспект) и процессуальная (выражает управленческое воздействие на объ­екты управления) стороны функции.

Следовательно, правовые формы управленческого процесса – правовые акты (нормативные и распорядительные документы и действия).

Понятие «государственное управление» отражает статику данного явле­ния: органы и учреждения, должности и персонал государственного аппа­рата, правовые нормы и индивидуальные управленческие решения, техниче­ские средства и информацию в управлении и т.п., а также динамику, процесс управляющего воздействия: практическую деятельность и отношения, мно­гоаспектные связи, взаимодействия должностных лиц органов власти и управления, реализующих в совокупности действий (актов) функции госу­дарства.

Практические задания:

1. Решить логическую задачу: К какому виду управления государст­вен­ными делами директивному или релятивному относится вынесение Ми­ни­стерством внутренних дел правового акта – приказа от 22 сентября 2006 г. № 750 «Об утверждении Инструкции по работе с обращениями граждан в сис­теме МВД России»? Обоснуйте ответ.

Условие: direct (нем.) – прямой, непосредственный; relativ (нем.) – от­но­сительный.

2. Решить контрольный тест к Теме 1.

1. К видам управления относятся:

а) механическое

б) технологическое

в) биологическое

г) социальное

2. Объект управления является:

а) подвластным субъектом

б) независимым субъектом

в) управляющим субъектом

г) субъектом административного права

3. Властными полномочиями наделены:

а) объект управления

б) субъект управления

в) субъект местного самоуправления

г) объект общественного самоуправления

4. К социальному управлению относятся:

а) управление производством предприятия

б) управление транспортным средством

в) местное самоуправление

г) общественное самоуправление

5. Виды функций управления:

а) общие

б) специальные

в) обеспечивающие

г) конкретные

6. Анализ управленческой ситуации это:

а) процесс управления

б) стадия процесса управления

в) управленческий цикл

г) вид управленческих связей

7. К специальным функциям управления относятся:

а) кадровая

б) финансово-плановая

в) контрразведывательная

г) контроль

8. Виды государственной власти:

а) представительная

б) общественная

в) исполнительная

г) судебная

9. Уровни государственной законодательной власти:

а) международный

б) федеральный

в) региональный

г) муниципальный

10. Уровни государственной исполнительной власти:

а) международный

б) федеральный

в) региональный

г) муниципальный

Краткий юридический словарь

Государство – способ и форма организации общества, представляющая механизм взаимосвязи и взаимодействия людей, проживающих на единой территории, объединенных институтом гражданства, системой публичной власти и права.

Государственная власть – исходящая от государства возможность и спо­собность оказывать определенное воздействие на поведение людей с по­мо­щью определенных средств.

Государственное управление – целенаправленное организующее-регу­ли­рующее воздействие государства через систему его органов и должност­ных лиц на общественные процессы, отношения и деятельность людей.

Социальное управление – вид управления, процесс воздействия на об­ще­ство, социальные группы, отдельных индивидов с целью упорядочения их деятельности, повышения уровня организованности социальной системы.

Управление – процесс целенаправленного воздействия на систему (ме­ха­ническую, технологическую, биологическую, социальную), в результате ко­торого достигается ее упорядоченность, развитие в соответствии с постав­ленными целями.

Литература:

1. Административное право и процесс: полный курс. Второе издание, дополненное и переработанное / Ю.А. Тихомиров. – М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2005. – 697 с.

2. Глазунова Н.И. Государственное управление: учебник для вузов / Н.И. Глазунова. – М.: Муниципальный мир, 2004. – 456 с. – (Энциклопедия управленческих знаний. Муниципальная наука).

3. Макарейко Н.В. Административное право: Пособие для сдачи экзамена. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Юрайт-Издат, 2005. – 235 с. – (Хочу все знать!).

Nihil perfectum est dum aliquid restat agendum –

ничто не яв­ляется совершенным, если что-то остается несделанным

Тема 2. Административный процесс: понятие, признаки, принципы, структура и содержание

Вопросы:

1. Сущность и понятие административного процесса

2. Признаки и принципы административного процесса

3. Виды административно-процессуальной деятельности, содержание и структура административного процесса

1. Сущность и понятие административного процесса

Юридическая деятельность в процессе управления государственными делами структурируется на обособленные сферы в зависимости от порядка осуществления деятельности и юридических последствий. Среди них разли­чают порядок формирования субъектов властной деятельности, создания нормативно-правовой основы, осуществления юрисдикционной деятельно­сти, связанной с применением норм права, систематическим проведением контрольной и осуществлением надзорной деятельности.

Процессуально-правовой блок государственного управления формиру­ется как специфическая подсистема функционально обособленных видов правовых форм деятельности, включающих учредительный, правотворче­ский, правоприменительный, контрольный и надзорный процессы в качестве его основных взаимосвязанных и взаимодействующих компонентов.

Управленческий процесс, имеющий юридическое оформление с полным основанием может быть назван юридическим процессом, который в свою очередь имеет свои разновидности (например, по сфере применения – зако­нодательный, судебный), регулируемые соответствующими отраслями права, в т.ч. процессуального:

Административный процесс – Административное право

Арбитражный процесс – Арбитражно-процессуальное право

Бюджетный процесс – Бюджетное право

Гражданский процесс – Гражданско-процессуальное право

Избирательный процесс – Избирательное право и процесс

Конституционный процесс – Конституционное право

Налоговый процесс – Налоговое право

Таможенный процесс – Таможенное право

Уголовный процесс – Уголовно-процессуальное право

Следует подчеркнуть, что ряд названных процессов (например, налого­вый, таможенный) по своим признакам являются разновидностями админи­стративного процесса.

Понятие и содержание административного процесса всегда находилось в поле зрения науки административного права, рассматривающей его как про­цесс исполнительно-распорядительной деятельности в системе государ­ст­венной власти и некоторых иных отношениях, имеющих начала власти-под­чинения. В данном случае административный процесс выступает как спе­ци­фический юрисдикционный процесс в сфере государственного управ­ле­ния, представляющий собой совокупность определенных последова­тельных дей­ствий органов и должностных лиц государственного управ­ления (отно­ся­щихся не только к исполнительной власти) по осу­ществ­лению возложен­ных на них функций (в т.ч. внутриорганизационных).

Система государственного управления использует свои полномочия при решении самых разнообразных дел, и это обстоятельство позволяет при­знать административный процесс:

1. Частью управленческой (властной, ис­полнительно-распорядительной) деятельности, подлежащей правовой регла­ментации.

2. В силу этого – частью юридического про­цесса, причем – самой боль­шой из юридических процессов, предназначен­ной для реализации правового статуса всех субъектов административного права, которые могут одновре­менно являться субъектами иных правовых от­ношений (т.е. административ­ный процесс обслуживает нормы других отрас­лей права – земельного, фи­нансового, трудового и др.), и направленной на реше­ние опреде­ленных управ­ленческих дел, достижение в них юридических ре­зультатов.

С другой стороны, административный процесс урегулирован нор­мами административ­ного права, что позволяет понимать под ним сово­купность административно-процессуальных норм, регулирующих обще­ственные от­ношения организационно-управленческого характера.

Охватывая возможно больший круг организационных и испол­нительно-распоря­ди­тельных отношений, следует признать административно-правовой харак­тер избирательного, законодательного, судебного и некото­рых иных разно­видно­стей юриди­ческого процесса. Это обстоятельство обу­словливает необ­ходи­мость дальнейшего исследования сущности юридиче­ского процесса во всех его видах.

Отмечается юридическая общность административного, уголовного и гражданского процессов, которая заключается в том, что, во-первых, все они способст­вуют реализации (принудительной) материальных правовых норм различных отраслей права, во-вторых, в каждом из этих процессов одной из сторон является субъект, наделенный властными полномочиями, в-третьих, все они относятся к публичному праву.

Основные отличия админи­стративного от указанных видов процесса за­клю­чаются в следующем:

а) административный процесс - это определенная часть специфической управленческой деятельности государства (муниципального образования);

б) наличие особых задач административного процесса: реализация функций государственного управления; целей и задач исполни­тельно-распо­рядительной деятельности; решение правоохрани­тельных задач.

в) наличие в структуре административного процесса специальных про­изводств, характеризующихся своей завершенностью и определенностью (специфические особенности функций государственного управления полу­чают закрепление в отдельных видах административно-процессуальных про­изводств);

г) специальная система органов, осуществляющих административно-процессуальную деятельность.

Таким образом, административный процесс многофункционален и на­правлен на упорядочение и правовое обеспечение управленческих, регуля­тивных, защитных и иных действий субъектов права в рамках описываемых выше отношений.

2. Признаки и принципы административного процесса

С точки зрения управленческой концепции административный процесс:

а) имеет ярко выраженную управленческо-правовую природу;

б) является юридической формой осуществления прежде всего исполни­тельной ветви государственной власти;

в) осуществляется главным образом органами исполнительной власти, но проникает и в иные сферы публично-правового регулирования;

г) считается юридической деятельностью, так как обеспечивает реализа­цию материальных норм российского права;

д) включает в свою систему специальные административно-процессу­альные нормы;

е) создает административно-процессуальные отношения в сфере пуб­личного управле­ния.

Административный процесс обладает следующими признаками:

- является частью юридического процесса;

- разновидность властной деятельности субъектов управления;

- обеспечивает условия для реализации материальных норм права;

- имеет целью достижение определенных юридических результатов и разре­шение управленческих дел;

- его результаты (промежуточные и окончательные) закрепляются в офици­альных актах (документах);

- регламентируется административно-процессуальными нормами, обра­зую­щими самостоятельный институт административного права;

- обладает определенным строением (структурой) и цикличностью, т.е. включает в себя производства и их стадии.

Кроме того, административному процессу свойственны такие особые признаки, как динамизм и интегративность, которые характеризуют его ус­тойчивые связи с разнообразными сторонами общественной и государствен­ной жизни, высокую степень восприимчивости к изменениям, происходящим в сфере государственного управления, а также способность к гибкой и опера­тивной внутренней модернизации.

Основополагающими идеями, общими началами (принципами), лежа­щими в основе административного процесса и раскрывающими его сущность являются принципы:

- законности (реализация материальных административно-правовых норм должна строиться в строгом соответствии с административно-процес­суальными нормами);

- процессуального равенства (равенство сторон административно-про­цессуального отношения перед законом и наделение каждой стороны опре­деленным объемом взаимообусловленных прав, обязанностей и ответствен­ности);

- материальной истины (решение, принятое в рамках административ­ного процесса, должно основываться на тщательном изучении всех обстоя­тельств управленческого дела);

- доступности (выражается в беспрепятственной возможности каждой из сторон участвовать на всех стадиях процесса в соответствии с процессу­аль­ным статусом);

- гласности (административный процесс строится на публичных нача­лах с учетом требований к сохранению различных видов сведений);

- национального языка (процесс ведется на государственном языке Рос­сийской Федерации или языке субъекта РФ при обеспечении услуг перево­дчика);

- оперативности (административный процесс должен отправляться в возможно короткие сроки, не превышая установленных законом);

- экономичности (затраты на отправление административного процесса должны быть малозначительны);

- ответственности органов управления и их должностных лиц за ненад­лежащее ведение процесса и за принятый акт (указанные органы и лица не­сут предусмотрен­ную законом юридическую ответственность за нарушение административно-процессуальных норм).

В юридической литературе также выделяют принципы:

- обеспечения охраны прав субъектов административного процесса;

- самостоятельности принятия решения;

- двухступенчатости административного процесса;

- активности правоприменительных органов;

- сочетания интересов личности, общества и государства.

Нужно отметить, что наряду с названными принципами существуют и другие принципы, вытекающие из названных и действующие в пределах ад­министративно-процессуальных институтов. Так, можно говорить о прин­ципе ограниченных процессуальных возможностей, который закономерным образом вытекает из характера управленческой деятельности, имеет вполне реальное обоснование, связанное с оперативностью и непрерывностью пра­воприменительной деятельности органов исполнительной власти, и порожда­ется проблемой усмотрения в административной материи.

3. Виды административно-процессуальной деятельности, содержание и структура административного процесса

Существует несколько мнений по поводу структуры административного процесса. Согласно первому она включает три админи­стративных процесса – административно-правотворческий (нормо­творче­ский), административно-правонаделительный и административно-юрисдик­ционный. Другие авторы выделяют администра­тивно-процедурную и админист­ративно-юрисдикцион­ную деятельность как два вида административно-процессуальной деятельно­сти (критерий – на­личие спорных правоотношений). Третье – снова трех­членная структура: администра­тивно-процедурный, административно-юрис­дикционный процессы и адми­нистративное судопроизводство (последние два – спор, разрешаемый во вне­судебном и в судебном порядке). Есть позиция, рассматривающая админист­ративный процесс как единую, целостную юри­дическую категорию, струк­тура которого включает различные виды произ­водств, группируемые по со­держательным признакам, а не отдельные, само­стоя­тельные процессы. Оце­нивая содержательную сторону выполняемых субъектами админист­ративно-процессуальных отношений действий, админи­стративный процесс можно разделить на две составные части:

1) административно-процедурную (производства и процедуры админи­стративного правотворчества; правонаделительные или оперативно-распоря­дительные; контрольно-надзорные и исполнительные);

2) производства и процедуры административно-юрисдикционные.

В этом случае правомерно говорить о видах административно-про­цессу­альной деятельности (нормотворческой, правонаделительной, проверочной, ис­полнительной и юрисдикционной). Первые четыре – имеют неюрисдик­ци­онный характер (нет спора). Предложим сле­дующие оп­ределе­ния (узкосо­держательные, но дающие четкое пред­ставле­ние о рамках административ­ного процесса) этих видов администра­тивно-процессуальной деятельности (табл. 1).

Еще один вид административно-процессуальной деятельности, который в настоящее время получает нормативное закрепление, но пока не выделя­ется наравне с указанными видами административного процесса – регламен­тирование организационно-распорядительной деятельности субъектов вла­сти. С развитием данного института «административного регламента» найдут свое окончательное место в системе административного процесса организа­ционные, розыскные и иные производства.

Следовательно, содержанием адми­нистративного процесса являются, с одной стороны, определенные действия компетентных органов и их должно­стных лиц в рамках нормативно установ­ленных производств и процедур, а с другой, совокупность соответствующих правовых институтов и норм (адми­нистративно-процессуальных), т.к. регламентирование названных видов дея­тельности осуществляется различными административно-процессуаль­ными правовыми нормами, кото­рые образуют правовые институты администра­тивного процесса.

Таблица 1. Виды административно-процессуальной деятельности

Определение Общие черты
Административно-нормотворческий процесс
это основанная на адми­ни­стративно-процессуаль­ных нормах деятельность орга­нов исполни­тельной власти и их должностных лиц по созда­нию подза­конных норматив­ных пра­вовых ак­тов в целях фор­мирования правовой базы для реализа­ции законов. - является частью административного процесса; - имеет неюрисдикционный (позитивный) характер; - направлена на регулирование общественных отноше­ний; - осуществляется в целях создания и развития правовой базы для реали­зации зако­нодательных положений; - реализуется ограниченным кругом уполномоченных субъ­ектов; - составными элементами являются производства; - результатом является подзаконный нормативный пра­во­вой акт.
Административно-правонаделительный процесс
это основанная на ад­ми­ни­стративно-процессуаль­ных нормах деятельность упол­но­моченных субъек­тов права по разрешению пози­тивных управлен­че­ских дел.   - является частью административного процесса; - имеет неюрисдикционный (позитивный) характер; - направлена на создание условий для реализации пози­тив­ных задач в сфере деятельности исполнительной вла­сти; - осуществляется в целях разрешения индивидуально-кон­кретных управ­ленческих дел; - осуществляется широким кругом уполномоченных субъ­ектов; - состоит из административных производств; - результатом является неюрисдикционный правопри­ме­ни­тельный акт.
Административно-проверочный процесс
это основанная на адми­ни­стративно-процессуаль­ных нормах контрольно-надзор­ная деятельность уполномо­ченных органов и их долж­ностных лиц.   - является частью административного процесса; - имеет неюрисдикционный (позитивный) характер; - направлена на приведение в соответствие с требова­ниями закона дея­тельности субъекта права; - осуществляется с целью выявления и устранения нару­ше­ний законно­сти, причин и условий, способствующих их со­вершению; - осуществляется определенным кругом субъектов кон­троля и надзора; - составными элементами являются производства; - результатом является неюрисдикционный правоприме­ни­тельный акт.
Административно-исполнительный процесс
это основанная на ад­ми­ни­стративно-процессуаль­ных нормах деятельность упол­но­моченных орга­нов и их долж­ностных лиц по испол­нению юрисдикци­онных решений.   - является частью административного процесса; - имеет неюрисдикционный (позитивный) характер; - направлена на восстановление в правах потерпевшей сто­роны и реали­зацию мер административной ответст­вен­ности; - осуществляется с целью исполнения решений уполно­мо­ченных орга­нов и лиц по административно-правовым спо­рам; - осуществляется определенным кругом уполномочен­ных субъектов; - результатом является приведение в исполнение юрис­дик­ционного ре­шения и вынесение акта о прекращении ис­пол­нительного производства.
Административно-юрисдикционный процесс
это основанная на ад­ми­нистративно-процессуаль­ных нормах юрисдикци­онная деятельность орга­нов исполнительной вла­сти и их должностных лиц по разрешению конфлик­тов в сфере государствен­ного управления и приме­нению мер администра­тивного принуждения. - является частью административного процесса; - имеет юрисдикционный характер и направлена на разре­шение кон­фликта (спора) в сфере государственного управле­ния с применением мер ад­министративного принуждения; - выступает способом реализации охранительной функции администра­тивного права; - характеризуется множественностью субъектов осуществ­ления; - состоит из определенных административных производств; - результатом является принятие правоприменительного, администра­тивно-юрисдикционного акта.

В структурном отношении административный процесс сложнее, чем уголовный и гражданский процессы. Отмечается органическая способность административного процесса интенсивно пополняться новыми производст­вами, вызванными к жизни объективными социальными потребностями и ранее неизвестными законодательству и юридической науке. Производства, образующие административный процесс, существуют отдельно, независимо друг от друга и обладают юридическим равноправием (в то время как для уголовного и гражданского процессов в основном характерна логическая по­следовательность осуществления производств).

Правовые акты выступают внешней формой выражения юридической деятельности, в т.ч. административно-процессуальной. К внутренней форме, то есть способу организации, внутренней связи элементов ее содержания, от­носится процедурно-организационная (процессуальная) форма юридической деятельности.

Наши рекомендации