Анализ программы курса «основы православной культуры
Цель учебного предмета «Основы православной культуры» - помочь воспитаннику российской школы вырасти человеком высоконравственным: добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, благодарным учителям и воспитателям, любящим свою Родину, а также стремящимся помогать тем, кто нуждается в помощи, и благожелательно относящимся к людям других национальностей, верований и убеждений.
В ходе изучения этого нового предмета учащиеся должны познакомиться с историей, культурой и основными ценностями православного христианства. Федеральный Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997 г.) подчеркивает «особую роль православия в истории России, в становлении её духовности и культуры». Из этого законодательного признания особого значения православия в истории нашего Отечества вытекает необходимость изучения православной культуры в общеобразовательных учреждениях России.
Предмет представлен Министерством образования и науки как светский; преподавание ведется светскими педагогами и организуется на обычных государственных и муниципальных основаниях: педагогическое образование учителя, наличие программы, учебных пособий и т. д.
Курс не ставит своей целью подготовку служителей Церкви или воспитания в вере, не включает обряды, таинства.
Ученики либо их родители (законные представители) имеют право по своему желанию выбрать предмет «Основы православной культуры» в качестве одного из модулей обязательного предмета «Основы религиозных культур и светской этики». Обучение проводится по предложенному Министерством образования и науки России единому для всех школ учебнику «Основы православной культуры» А. В. Кураева. С 2008—2009 учебного года проводится Всероссийская олимпиада по «Основам православной культуры».
Выводы по практической части
Информация, полученная в результате проведенного опроса учеников и их родителей, позволяет сделать вывод о том, что курс ОРКСЭ востребован учителями, учащимися и родительской общественностью. Большинство участников мониторинга оценивают данный курс положительно.
Особый интерес вызывает преподавание следующих модулей: «Основы православной культуры», «Основы светской этики», «Основы мировых религий».
Одним из положительных моментов введения курса ОРКСЭ является то, что его изучение привело к усилению интереса школьников к прошлому своей страны, её культуре, традициям своей семьи, а также благотворно влияет на воспитание детей.
Подавляющее число педагогов отмечает, что курс нравится учащимся. Ребята заинтересованно относятся к преподаваемому предмету, серьезно воспринимают материал, предлагаемый учителями, задают волнующие их вопросы, обсуждают услышанное на уроках с родителями. Содержание курса позволяет укреплять связи родителей со школой, влиять на взаимоотношение детей и родителей в семье посредством совместного выполнения заданий, предусмотренных программой.
Благодаря практическому знакомству с содержанием курса, имеющим культурологическую и нравственно-воспитательную направленность, доля родителей, проявляющих настороженное или резко отрицательное отношение к введению его в учебный план школы, сократилась в несколько раз по сравнению с ситуацией, предшествовавшей началу апробации.
Проявлению положительной динамики также способствует:
· освещение результатов апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в электронных и печатных СМИ;
· работа региональных координационных советов по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений;
· привлечение представителей различных конфессий и общественных организаций к обсуждению особенностей преподавания курса;
· систематическая просветительская работа с родителями учащихся и представителями общественных организаций.
Заключение
Проблема религиозного образования, воспитания религиозной толерантности и идентификации подрастающего поколения сегодня стоит очень остро и в целом в мире, и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что религиозную составляющую наряду с наукой, искусством, моралью и правом как важнейшую часть духовной культуры человечества невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, духовно-нравственного становления личности.
Современный этап развития общественного воспитания в российской школе характеризуется возвращением в педагогическую практику духовно-нравственного воспитания школьников на основе ценностей и культуры традиционных российских религий. Такая практика развивалась в регионах с начала 1990-х гг., а в последнее время вышла на федеральный уровень.
Формирование российской гражданской идентичности на отечественной, российской культурно-исторической основе — общая цель духовно-нравственного образования в российской школе, какой бы предмет или модуль духовно-нравственной направленности по выбору не изучал школьник. Так может пониматься общая цель введения предметной области по религии и этике или по основам духовно-нравственной культуры народов России. А содержание, состав этой предметной области духовно-нравственного образования должен обеспечить учет многообразия (мировоззренческого, культурного, этнического, религиозного) в рамках нашей общей российской культурной идентичности.
Также нельзя забывать о том, что в воспитании ребенка, особенно в нравственном воспитании, обращенном непосредственно к ценностям, идеалам, духовным приоритетам исключительно важную роль играют родители. Самоустранение родителей из процесса нравственного воспитания учащихся сделает этот процесс малопродуктивным.
Новый, нравственно-ориентированный предмет ОРКСЭ открывает перед родителями дополнительные возможности для укрепления и развития отношений с ребенком. В младшем подростковом возрасте, когда ребенок впервые по-взрослому начинает понимать окружающий мир и себя в нем, он особенно нуждается в духовной связи с взрослым, родным для него человеком.
Свободное и добровольное изучение традиционных религий народов России в государственной и муниципальной школе в действительности не противоречит, а способствует восстановлению жизнеспособности и единства российского общества.