Правосознание: понятие, структура, виды и уровни

Правосознание - это совокупность представ­лений и чувств, выражающих отношение людей к праву и право­вым явлениям в общественной жизни, осознание правовой действи­тельности, восприятие ее в мыслительных и чувственных образах.

Особенности.

1) отражение в правосознании лишь государственно-правовых явлений, т.е. тех, которые составляют правовую сферу общественной жизни. Это законодательство, другие формы и связи права; юридическая практика в разнообразном ее проявлении и т.д.;

2) своеобразие способов отражения государственно-правовой действительности – посредством юридических понятий, категорий, конструкций, правовых принципов, правовых обычаев и традиций и т.д.;

3) способность к опережающему отражению правовой действительности, т.е. в нем могут отражаться не только данное состояние общественных отношений, но и тенденции их развития;

4) взаимодействие с другими формами общественного сознания, каждое из которых по-своему оценивает то или иное явление. Особенно тесная связь у правосознания с нравственным сознанием. Как известно, нравственные ориентиры, в том числе о справедливости, гуманизме, равенстве людей, составляют содержание правовых взглядов и представлений;

5) способность воздействовать на социальные процессы, преобразования, реформы. При этом правосознание может как ускорить социальные процессы, так и затормозить их развитие Например, некоторые прогрессивные правовые реформы могут быть не восприняты населением и не поддержаны им в силу отставания правосознания больших социальных групп от общественных потребностей.

Структура правосознания.

1) Пра­вовая идеология включает в себя понятия и представления о праве и правовых явлениях в обществе. Уровень и качествен­ные показатели таких представлений могут быть различны: от примитивных, поверхностных до научно-теоретических. Особой значимостью в правовой идеологии обладает юридическая наука. Научная теория определяет страте­гию развития правовой жизни общества, осуществляет всесторонний анализ современной правовой ситуации. Научные доктрины могут выступать в качестве источников права.

2) Правовая психология (эмоциональные структурные элементы). Эмоции органически включены в структуру сознания, и чело­век не может руководствоваться в сфере правового регулирова­ния только рациональным мышлением. Эмоциональная окрас­ка (положительная или отрицательная) существенно влияет на характер и направленность правового поведения. Например, имеет юридическое значение состо­яние сильного душевного волнения при совершении преступ­ления. Правовая психология включает следующие эле­менты:

а) общественный интерес, мотивы деятельности определен­ных социальных групп, вытекающие из их места в структуре общества;

б) психологический уклад, т. е. привычки, традиции, убежде­ния, свойственные социальным группам общества;

в) представления о праве, выработанные в социальных груп­пах под влиянием их психического склада;

г) чувства, эмоции, настроения, связанные с правом, прису­щие социальным группам;

д) способы формирования представлений (настроений, чувств, эмоций) — влияние, взаимовлияние, подражание, внушение.

3) Правовая онтология - означает осозна­ние того, что есть право, какова его роль в жизни общества, какие возможности оно представляет людям и чего оно от них требует. Данный элемент правосознания формируется на осно­ве получения информации о праве и правовых явлениях. Ин­формация может быть почерпнута как из теоретических источ­ников (официальных правовых документов, научных коммен­тариев, учебной литературы и т. п.), так и из повседневной практической деятельности.

4) Аксиологичес­кие (оценочные) элементы. Получив информацию о нормативном акте, ином правовом документе или факте, человек как-то к нему относится, как-то его оцени­вает, сопоставляет с собственными ценностями. На основе оценки права формируется его легитимность, т. е. признание права обществом, добровольное следование его принципам и нормам, активное использование предоставлен­ных правом возможностей для решения жизненных задач.

5) Волевой (праксиологический) элемент. На­пример, узнав о законе и оценив его, человек решает, что он будет делать в условиях, предусмотренных законом. Использо­вать этот закон для реализации собственных задач или «обой­ти» его, строго исполнять этот закон или найти другие право­вые акты, более отвечающие интересам и потребностям — все это входит в волевой элемент правосознания. Волевую направ­ленность правосознания иногда именуют правовой установкой, т. е. психологической направленностью, готовностью человека как-то действовать в сфере правового регулирования.

Виды правосознания.

1) По уровню осознания необходимости права, глубину про­никновения в сущность права и правовых явлений в обществе.

а) Первый уровень - обыденное правосознание. Этот уро­вень свойствен основной массе членов общества. Данный уро­вень правосознания формируется на основе повседневной жиз­ни граждан в сфере правового регулирования.

б) Второй уровень - профессиональное правосознание. Этот уровень складывается в ходе специальной подготовки (напри­мер, в ходе обучения в юридическом учебном заведении), в процессе осуществления практической юридической деятельно­сти.

в) Третий уровень - научное, теоретическое правосозна­ние. Оно характерно для исследователей, научных работников, занимающихся вопросами правового регулирования обществен­ных отношений.

2) по субъек­там, носителям.

а) Индивидуальное - характеризует правовые взгляды, эмо­ции одного человека,

б) Коллективное

i) групповое правосознание, т. е. правовые представления и чувства тех или иных социальных групп: классов, слоев общества, профессио­нальных сообществ. В ряде случаев правосознание одной соци­альной группы может существенным образом отличаться от правосознания другой. Например, зримые различия существу­ют в правосознании классов, возрастных слоев населения.

ii) массовое правосознание. Этот вид правосозна­ния характерен для нестабильных, временных объединений людей (митинги, демонстрации, бунтующая толпа).

iii) обще­ственное правосознание. К общественному правосознанию можно отнести правовые воззрения наций и народностей. Для российского общества характерна подмена правосозна­ния этическими воззрениями.

Наши рекомендации