Этапы становления и развития государственности на территории Беларуси в контексте идеологии белорусского государства
Истоки идеологии белоруской государственности уходят в глубину веков, отражая историко-политический опыт и традиции государственности на территории современной Беларуси. Становление и развитие государственности на территории Беларуси IXв. Это период раннефеодальных княжеств-государств: Полоцкого, Туровского, Смоленского. Данные государственные объединения имели восточнославянский этнический характер, а к концу Хв. они уже были объединены и политически под началом славянизированного, к тому времени, варяжского рода Рюриковичей (около 980г. Новгородский князь Владимир из рода Рюриковичей уничтожив мужскую линию самостоятельной полоцкой династии женившись на последней её представительнице Рогнеде, присоединил эти земли к Киевской Руси). Консолидации данного раннефеодального государственного объединения способствовало и принятие христианства, инициированное всё тем же Владимиром в 988г. Однако это била раннефеодальная федерация земель-княжеств, объединённая схожим княжеско-вечевым политическим строем, кровным родством правящих князей и православной верой. Таким образом, древнерусская государственность стала точкой, из которой берёт начало белорусская, украинская и российская государственность, соответственно, идеи уважения интересов и консолидации восточнославянских народов не являются чуждыми для государственной идеологии белорусского государства на современном этапе.
Следующий этап развития белорусской государственности связан с созданием и развитием Великого княжества Литовского (XIII –XVIвв.) – полиэтнического государства во главе с балтской славянизированной династией и древнебелорусским государственным языком. Именно тогда на стыке западноевропейской (католическо-протестантской) и восточноевропейской (православной) ветвей христианской культуры зарождается белорусская народность. Великое княжество Литовское оставаясь в своей основе православным восточнославянским государством эволюционизировало по пути конституционной парламентской монархии, явив Европе первые попытки создания Конституций (Статуты ВКЛ) последний из которых действовал на территории Беларуси с 1588г. до 1840. Также к тому периоду относится и распространение Магдебургского права – права городов на самоуправление, что содействовало утверждению принципов апелляции к закону и легализации своих интересов и прав с помощью закона. Однако не стоит забывать, что ВКЛ было феодальным государством в котором шло закрепощение, лишение личной свободы, основной массы населения того времени – крестьянства. Таким образом, идеи многовекторности внешней политики, мирного сосуществования, обусловленного геополитическим положением белорусского государства, верховенства закона не чужды и для современного белорусского государства.
В 1569г. в Люблине в условиях войны между Московским царством и Великим княжеством Литовским польские магнаты добились от магнатов ВКЛ подписания государственной унии (создание Речи Посполитой) и подчинении ВКЛ Польской Короне. С этого периода усиливается процесс ополячивания и окатоличивания белорусских земель. Уже к 1696г. древнебелорусский язык теряет статус языка делопроизводства в ВКЛ, а православие сохраняется в среде горожан восточной Беларуси и частично в среде мелкой средней и мелкой шляхты. Шляхетская демократия превращается в магнатскую анархию и к XVIIIв. парализует деятельность высших органов власти (короля и Сейма), Речь Посполитая становится лёгкой добычей соседних государств: Пруссии, Австрии и России. С конца XVIIIв. все белорусские земли вошли в состав Российской империи, которая проводила политику деполонизации и русификации края, что в условиях тяжелого социального положения белорусского народа привело к возникновению белорусского национально-освободительного движения. На повестку дня были поставлены вопросы свободного и равноправного развития белорусской культуры на территории Беларуси в составе демократической России и оформления белорусской государственности. Прошлый опыт свидетельствует о необходимости первоочередного учёта национальных интересов народов Беларуси, во имя всеобщего процветания.
После Октябрьской социалистической революции (1917г.) ускоряется процесс национально-государственного самоопределение Беларуси. Вначале создаётся Белорусская Народная Республика (25 марта 1918г. – Третья Уставная грамота), однако, это государство существовало в зоне германской оккупации и не признавалось оккупационными властями. К концу 1918г. белорусы-большевики добились от правительства Советской России права на создание белорусской социалистической государственности. 1 января 1919г. была провозглашена Белорусская Советская Социалистическая Республика (первоначально Советская Социалистическая Республика Беларусь). Именно с БССР, с завоеваниями в интересах трудящихся связано развитие белорусской государственности вплоть до распада Союза Советских Социалистических Республик в 1991г. Ликвидация массовой неграмотности и превращение республики в интеллектуально развитое государство, преодоление технической отсталости и превращение в индустриальную республику, победа над нацизмом и сохранение идей гуманизма в качестве основы европейской цивилизации, выход на международную арену в кагорте стран-основателей Организации Объединённых Наций – всё это достижения белорусской социалистической государственности. Однако по справедливому утверждению Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко «сформировать идеологические основы суверенного независимого государства в этот период мы не смогли. Мы были частью великого, огромного государства...».[4, с. 13] Поэтому многие проблемы национально-культурного, экономического и политического порядка, накопившиеся в рамках Советского Союза пришлось разрешать в условиях первого суверенного демократического правового белорусского государства – Республики Беларусь.
Период 1991-1994гг. характеризовался жёсткой борьбой за власть между представителями различных идеологий, которые предусматривали различные варианты развития белорусского государства. В этой борьбе можно выделить как сторонников старого строя, возврат к которому был не возможен, так и сторонников кардинальной ломки системы социализма без сохранения элементарных гарантий прав трудящихся и форсированного создания экономических, политических и социальных основ капиталистического общества, также были сторонники постепенной трансформации социальной и экономической системы Беларуси в рыночных условиях, но без полного отрицания роли государства как гаранта порядка и законности, экономических прав и свобод граждан. Все эти силы были заинтересованы в введении поста Президента, который мог определить доминирующую линию развития белорусского государства не смотря на кардинальные разногласия, царившие в высшем законодательном органе страны – Верховном Совете. После принятия Верховным Советом 15 марта 1994г. Конституции Беларусь из парламентской республики превратилась в президентскую. Не смотря на серьёзное противостояние политических сил в условиях трансформации экономики, современное белорусское государство не отказалось от опыта прошлых лет и стремиться собрать воедино богатое прошлое в интересах сильной, демократической, образованной, процветающей Беларуси и существенную роль в этом процессе сыграл первый Президент Республики Беларусь Александр Григорьевич Лукашенко. «Политики будут приходить и уходить (такова жизнь), а курс политического и социально-экономического развития сохранится. Так происходит во всех цивилизованных странах.