Расстановка сил перед Куликовской битвой. Куликовская битва
Сокрушив Тверь, Дмитрий Иванович возобновил борьбу с Ордой, которую начал в 1360-е гг. В 1374 г. Дмитрий Иванович разорвал все отношения с Мамаем, который к этому времени стал фактическим правителем Золотой Орды, и прекратил уплату дани. Через год, поставив Тверь на колени, он обезопасил свой тыл. Одновременно происходили важные события в Литве. Князь Ольгерд умер, а его сын и преемник князь Ягайло пошел на сближение с католической Польшей. Отныне лидером в борьбе с ордынским игом выступил великий московский князь Дмитрий Иванович. Литва собирала антирусские силы, Ягайло все более склонялся к союзу с Ордой. Борьба русских земель, возглавляемых Москвой, против Мамая принимала все более ожесточенные формы. Властный и сильный правитель, талантливый полководец, Мамай принял вызов Москвы. Он сурово покарал Нижний Новгород за гибель своего отряда.
Большая Мамаева рать прошла огнем и мечом по русским землям, союзным с Москвой. Нижегородское княжество было разорено.
В 1377 г. Мамай подготовил новый поход на Русь. Навстречу ордынскому войску вышли полки нижегородско-суздальских князей и Московского княжества. Однако воеводы не обнаружили ордынцев и успокоились, а степняки, проведенные по лесным тропам враждебными Руси мордовскими старейшина-ми, внезапно прорвались к русскому лагерю на реке Пьяне, притоке Оки. В это время воины во главе с воеводами бражничали; как сказано в летописи, они вели себя на Пиане, аки пиании. Разгром рати был полным. Преследуя ее остатки, ордынцы ворвались в Нижний Новгород и сожгли его. Это был горький урок для Руси. Стало ясно, что Орда — еще сильный и коварный враг, совладать с которым будет непросто. Когда в 1378 г. в Москву пришли сведения о движении войска во главе с полководцем Мамая Бегичем на Русь, воеводы встретили его в полной готовности. Навстречу ордынцам вышла сильная московская рать. Сам князь возглавлял ее. 11 августа 1378 г. на берегу, реки_Вожи, правого притока Оки, Дмитрий Иванович дал бой ордынскому войску. Получив известие о поражении на Воже, Мамай пришел в ярость.
Два года Мамай готовился к походу на Русь, договорился о союзе с Ягайло, заручился поддержкой рязанского князя Олега, запуганного ордынскими карательными набегами. Однако Олег, ненавидя ордынцев и остерегаясь Москвы, тайно оповещал Дмитрия Ивановича о планах ордынского владыки. Дмитрий Иванович также готовился к противоборству. Он превратил борьбу с Мамаем в общерусское дело. Около 30 городов прислали своих воинов в войско Дмитрия Ивановича — Владимир, Суздаль, Ростов, Кострома, Ярославль, Серпухов, Звенигород, Коломна, Белоозеро, Муром, Углич и др. Поддержали Москву братья Ягайло — полоцкий князь Андрей Ольгердович и брянский князь Дмитрий Ольгердович, оставшиеся верными антиордынской политике. Древние источники говорят, что наряду с княжескими дружинниками и воинами в составе русского войска было много крестьян, ремесленников, купцов, представителей духовенства. Дух национального подъема охватил все слои населения. Вся Русь снаряжала войско московского князя. Огромную роль в воодушевлении русского воинства и ободрении его на ратный подвиг сыграли деятели Русской Православной Церкви. Существует предание, что на борьбу с врагом сам Сергий Радонежский (1321 — 1391), известный всей Руси основатель Троице-Сергиевой лавры, благословил Дмитрия Ивановича. В помощь князю он направил двух монахов — Пересвета и Ослябю, отличавшихся поистине богатырской силой. Сбор русского войска был назначен в Коломне. Там собралось 40 — 45 тыс. воинов.
Получив новые разведывательные данные — Мамай медлил с наступлением, ожидая подхода Ягайло, Дмитрий Иванович сам начал наступление. Он вызвал к себе полки, которые оставлял для обороны Москвы, и переправился всем войском через Оку. В ночь с 7-го на 8 сентября 1380 г., в день Рождества Богородицы, по наведенным мостам и через броды русские полки переправились на противоположный берег Дона и выстроились на Куликовом поле, расположенном между Доном и его притоком — рекой Непрядвой. Впереди стоял Большой полк, по флангам — полки Правой и Левой руки. Перед Большим полком располагался Передовой полк, а позади — Запасной полк. Таким образом, русское войско имело три эшелона обороны, прорвать которые было невероятно трудно.
Но главной тактической хитростью полководца явилось создание Засадного конного полка, который укрылся в дубраве на левом фланге. Во главе его Дмитрий Иванович поставил своего двоюродного брата, талантливого полководца князя Владимира Андреевича серпуховского и испытанного воеводу Дмитрия Боброка-Волынца. По традиции, битва началась поединком богатырей. Против ордынского гиганта Челубея вышел монах Пересеет. Всадники сшиблись, пронзили друг друга копьями и бездыханными упали наземь. И тут же ордынские тумены двинулись вперед. С волнением смотрели на приближавшихся врагов русские воины, понимая, что для Руси наступил исторический час.
В отличие от Мамая, Дмитрий Иванович надел доспехи рядового воина и вышел на поле боя вместе с Передовым полкам. Под княжеское знамя_в_княжеских доспехах встал боярин Михаил Бренок. Первый же яростный удар ордынцев по центру прогнул русское войско, и Передовой полк отступил. Тогда всю тяжесть боя принял на себя Большой полк, куда перешел Дмитрий Иванович. С болью смотрели русские воины из дубравы, как с воем и гиканьем ордынские всадники проносились мимо них, заходя в тыл русским и отрезая их от переправ через Непрядву и Дон. Владимир серпуховской рвался в бой, но опытный Боброк-Волынец сдерживал его, ждал, когда неприятель подставит Засадному полку свой фланг. Наступили самые драматические минуты битвы. Боброк-Волынец воскликнул: Час прииде, и время приближеся! Дерзайте, братья и други! Свежая русская конница вихрем вылетела из дубравы и ударила во фланг и тыл оторопевшему неприятелю. Воины Большого и Запасного полков воспрянули. Началось наступление всей русской рати. Мамаево войско сражалось еще около часа, затем началась паника. Одни вплавь пытались перебраться на другой берег Непрядвы и уйти в степь, другие мчались мимо шатра Мамая, не слыша отчаянных призывов своего предводителя. Мамай бежал с поля боя. Много ордынцев пало на Куликовом поле, погибли и тысячи русских воинов. Лишь к вечеру отыскали раненого Дмитрия Ивановича. В окровавленных и помятых доспехах, но без тяжелых ран он лежал среди груды убитых ордынцев и русских. Донской — такое имя обрел московский князь после Куликовской битвы. Восемь дней русские полки оплакивали и хоронили погибших. Литовское войско Ягайло так и не пришло к Куликову полю, остановившись от него в дне пути. Остатки войска Мамая частью были добиты ханом Тохтамышем — соперником Мамая в борьбе за ханский престол в Орде, частью перешли на его сторону. Мамай добрался до города Кафы (Феодосии), где был убит.