Наследственное и семейное право по Соборному Уложению 1649 г

Ограничения и регламентация переходили и в сферу наследст­венного права. Степень свободы в распоряжении имуществом была различной в случае наследования по закону или по завещанию (во втором случае она была большей). Прежде всего, воля завещателя ограничивалась сословными принципами: завещательные распоря­жения касались лишь купленных вотчин, родовые и выслуженные вотчины переходили к наследникам по закону.

Родовые вотчины наследовали сыновья, при отсутствии сыно­вей — дочери. Вдова могла наследовать только часть выслуженной вотчины «на прожиток», т.е. в пожизненное пользование. Родовые и жалованные вотчины могли наследоваться только членами рода, к которому принадлежал завещатель.

Купленные вотчины могла наследовать вдова завещателя, кото­рая, кроме того, получала четверть движимого имущества и собст­венное приданое, внесенное ею в семейный бюджет при вступлении в брак.

Поместье переходило по наследству к сыновьям, каждый из ко­торых получал из него «по окладу». Определенные доли выделялись «на прожиток» вдовам и дочерям, до 1684 г. в наследовании поместья участвовали боковые родственники.

В области семейного права продолжали действовать принципы «Домостроя» — главенство мужа над женой и детьми, фактическая общность имущества и т.п. Они раскрывались и в законодательных положениях.

Юридически значимым признавался только церковный брак. Закон допускал заключение одним лицом не более трех брачных союзов в течение жизни. Брачный возраст был определен еще Сто­главом: для мужчин пятнадцать, для женщин — двенадцать лет. На заключение брака требовалось согласие родителей, а для крепостных крестьян — согласие помещиков.

Юридический статус мужа, как во времена Русской Правды, оп­ределял юридический статус жены: вышедшая замуж за дворянина, становилась дворянкой, вышедшая за холопа — холопкой. Закон обязывал жену следовать за мужем — на поселение, в изгнание, при переезде.

В отношении детей отец сохранял права главы: он мог, когда ребенок достигал пятнадцатилетнего возраста, отдать его «в люди», «в услужение» или на работу.

Отец мог наказывать детей, но не чрезмерно. За убийство ребенка грозило тюремное заключение (но не смертная казнь, как за убийст­во постороннего человека).

Закон знает понятие «незаконнорожденный», лица этой катего­рии не могли усыновляться, а следовательно, принимать участие в наследовании недвижимого имущества.

Развод допускался в ограниченном числе случаев: при уходе одного из супругов в монастырь, при обвинении супруга в антигосу­дарственной деятельности («лихом деле»), при неспособности жены к деторождению.

Т е м а IV. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В XVIII — НАЧАЛЕ XIX в.

26. Особенности абсолютной монархии в России

К концу XVII в. в России начинает складываться абсолютная монархия. Ее формирование не произошло сразу же после образова­ния централизованного государства, после установления самодер­жавного строя. Самодержавие еще не есть абсолютизм. Для послед­него требуется целый ряд условий и предпосылок.

Для абсолютной монархии характерно максимальное сосредото­чение власти (как светский, так и духовной) в руках одной личности. Однако это не единственный признак, сосредоточение власти осу­ществлялось египетскими фараонами, римскими императорами и диктатурами XX в. И все же это не было абсолютной монархией. Для возникновения последней необходима ситуация перехода от фео­дальной к капиталистической системе. В разных странах этот пере­ход происходил в различные исторические периоды, сохраняя при этом общие черты.

Для абсолютной монархии характерно наличие сильного, развет­вленного профессионального бюрократического аппарата, сильной постоянной армии, ликвидация всех сословно-представительных органов и учреждений. Все эти признаки были присущи и российскому абсолютизму.

Однако у него были свои существенные особенности:

1) если абсолютная монархия в Европе складывалась в условиях развития капиталистических отношений и отмены старых феодаль­ных институтов (особенно крепостного права), то абсолютизм в Рос­сии совпал с развитием крепостничества;

2) если социальной базой западноевропейского абсолютизма был союз дворянства с городами (вольными, имперскими), то российский абсолютизм опирался почти исключительно на крепостническое дворянство, служилое сословие.

Установление абсолютной монархии в России сопровождалось широкой экспансией государства, его вторжением во все сферы общественной, корпоративной и частной жизни. Экспансионист­ские устремления выразились прежде всего в стремлении к рас­ширению своей территории и выходу к морям. Другим направле­нием экспансии стала политика дальнейшего закрепощения; наи­более жестокие формы этот процесс принял именно в XVIII в. Наконец, усиление роли государства проявилось в детальной, об­стоятельной регламентации прав и обязанностей отдельных сосло­вий и социальных групп. Наряду с этим происходила юридическая консолидация правящего класса, из разных феодальных слоев сло­жилось сословие дворянства.

Государство, сложившееся к началу XVIII в. называют «полицей­ским» не только потому, что именно в этот период была создана профессиональная полиция, но и потому, что государство стреми­лось вмешиваться во все мелочи жизни, регламентируя их.

В отдельные периоды существования абсолютной монархии ее идеологией становилась идеология «просвещения»: возникали пра­вовые формы, напоминающие западноевропейские (французские, английские), предпринимались попытки создания правовых основ государственности («правового государства»), конституции, куль­турного просветительства. Эти тенденции были обусловлены не только личностью того или иного монарха (Екатерины II, Александ­ра I), но и социально-экономической и политической ситуацией. Часть дворянства отказывалась от традиционных и консервативных методов хозяйствования и политики, искала более гибкие формы. Этому способствовало культурное и промышленное развитие стра­ны. «Просвещенный абсолютизм» возникал в периоды, когда старые (полицейские и патриархальные) методы управления становились неэффективными. Однако в любой момент мог быть осуществлен возврат к старым приемам (либеральный период правления Екате­рины II заканчивается после Крестьянской войны Пугачева).

Для системы властвования, установившейся в эпоху абсолютиз­ма, характерны довольно частые дворцовые перевороты, осущест­вляемые дворянской аристократией и дворцовой гвардией. Означа­ло ли это ослабление и кризис системы абсолютной монархии? Ви­димо, наоборот. Легкость, с которой происходила смена монархов, свидетельствует о том, что в установившейся и укрепившейся систе­ме абсолютистской монархии личность монарха уже не имела особо­го значения. Все решал сам механизм власти, в котором каждый член общества и государства представлял только деталь, «винтик».

В сфере экономической идеологии господствующей становится философия меркантилизма, ориентирующая экономику на пре­вышение экспорта над импортом, накопление, бережливость и госу­дарственный протекционизм.

Областью зарождения капиталистических элементов (без прояв­ления которых невозможно установление абсолютизма) в России стали: мануфактурное производство (государственное и частное), барщинное помещичье производство, отходные промыслы и крес­тьянская торговля (областью накопления капитала, разумеется, ос­тавалась и купеческая торговля).

В XVIII в. в России действовало около двухсот мануфактур (госу­дарственных, купеческих, владельческих), на которых было занято до пятидесяти тысяч рабочих. Проблему составляло отсутствие сво­бодного рынка труда: на мануфактурах были заняты приписные крестьяне, отходники и беглые.

Складывается всероссийский рынок, центром торговых связей остается Москва. В состав торговцев входят купцы, помещики и крестьяне. Характерно отношение законодателя к торгующим крес­тьянам, наряду с установлением разрешений и льгот для них, закон постоянно склонен ограничивать эту деятельность.

Несмотря на сопротивление дворянства и бюрократии крестьян­ство как экономический фактор играло более важную роль. Наряду с этим крепостной труд все еще превалировал над свободным. Этому способствовало и то, что сильный сектор государственной промыш­ленности основывался на труде крепостных. Крестьянские повин­ности (барщинные дни) не были регламентированы законом, что усиливало произвол. Эксплуатация непашенных крестьян (ремес­ленников, отходников) была невыгодна помещикам, поэтому они препятствовали неземледельческой хозяйственной деятельности крестьян. Сильно ограничивалась миграция крестьян: характерно, что плодородные южные земли осваивали помещики и беглые крестьяне, хуторская система там не развивалась (этому препятствовало также правовое уравнивание однодворцев с государственными крес­тьянами).

27. Правовое положение сословий в первой четверти XVIIIв.

Изменения в социальной структуре российского общества перио­да абсолютизма (на его ранних стадиях) приводили к появлению нового социального слоя, связанного с капиталистическим развити­ем экономики. Мелкие промыслы и мануфактуры составили основу для его появления.

Поскольку большинство мануфактур были частновладельчески­ми, вопрос о рабочих руках приобрел особую остроту для нарожда­ющегося предпринимательства. Законодатель, учитывая государст­венный интерес к развитию промышленности, принял ряд мер, на­правленных на решение проблемы. Был установлен порядок припис­ки к мануфактурам государственных крестьян (в государственном секторе экономики) и покупки крестьян с землей при обязательном использовании их труда на мануфактурах (в частном секторе). Эти категории крестьян получили наименование приписных и посесси­онных.

Со своей стороны приписные крестьяне предпринимали меры для того, чтобы устраниться от работы на мануфактурах: они могли откупиться, уплатив определенные суммы или выставить вместо себя нанятых людей. Большая часть приписных формировалась из част­новладельческих крестьян и крестьян, закрепленных по Указу 1736 г.

Дифференциация крестьянства приводила к выделению из его среды мануфактуристов, ростовщиков и купцов. Этот процесс натал­кивался на многие препятствия социально-психологического, эконо­мического и правового характера.

Нарождающаяся городская буржуазия была довольно пестрой по своему составу и происхождению. В целом она являлась податным сословием, но для некоторых ее групп (мануфактуристов, купцов высших гильдий и др.) устанавливались особые привилегии и льготы.

В городах стали формироваться органы самоуправления: посад-кие сходы, магистраты. Стало юридически оформляться городское сословие. По регламенту Главного магистрата 1721 г. оно стало де­литься на регулярных граждан и «подлых» людей. Регулярные, в свою очередь, подразделялись на первую гильдию (банкиры, купцы, доктора, аптекари, шкиперы купеческих судов, живописцы, иконописцы и серебряных дел мастера) и вторую гильдию (ремесленники, столяры, портные, сапожники, мелкие торговцы).

Гильдии управлялись гильдейскими сходами и старшинами. Со­здавались по европейскому образцу цеховые организации, в которых состояли мастера, подмастерья и ученики и которыми руководили старшины. Появление гильдий и цехов означало, что корпоративные начала противопоставлялись феодальным (сюзеренно-вассальным) принципам хозяйственной организации, возникали новые стимулы к труду, не известные крепостнической системе. Однако эти системы (гильдейская и цеховая), вышедшие из средневековья, отнюдь не означали зарождение новых буржуазных и капиталистических начал. В первое время они уживались с крепостничеством и абсолю­тизмом.

Правящим классом оставалось дворянство. В ходе складывания абсолютной монархии, происходила консолидация этого сословия. Особое положение феодальной аристократии (боярства) уже в конце XVII в. резко ограничивается, а затем и ликвидируется. Важ­ный шаг в этом направлении сделал акт об отмене местничества (1682). Аристократическое происхождение утрачивает значение критерия при назначении на руководящие государственные посты. Его заменяют принципы выслуги, квалификации и личной предан­ности государю и системе. Позже эти принципы будут оформлены в Табели о рангах (1722). Функция государственной службы объеди­няет дворянство (поначалу Петр I хотел назвать это сословие «шля­хетством») в политически и юридически консолидированную груп­пу. Экономическую консолидацию завершил Указ о единонаследии (1714), ликвидировавший правовые различия между вотчиной и по­местьем и объединивший их в единое юридическое понятие «недви-жимостей».

Дворянство становится единственным служилым сословием, а служба главной сферой приложения сил и энергии. В 1724 г. были приняты законодательные меры для ограничения продвижения о службе недворян. Табель о рангах перевернула старую идею мест­ничества: титул и звание превращались из основания для получения должности в результат продвижения по службе. Достигнув опре­деленного чина можно было превратиться из недворянина в дво­рянина, т.е. получить личное или потомственное дворянство. К концу 20-х гг. XVIII в. число дослужившихся до дворянства со­ставило треть всего дворянского сословия.

Земельная собственность оставалась экономической основой су­ществования дворянского сословия. Землевладение наряду с госу­дарственной службой было его важнейшей социальной функцией.

Однако между этими направлениями деятельности довольно часто возникали серьезные противоречия: дворянство, стремившееся ис­пользовать службу для приобретения земли и чинов, начинает тяго­титься обязательностью государственной службы как таковой.

Табель о рангах приравняла гражданскую службу к военной, продвижение по иерархической лестнице чинов было возможным только начиная с низшего чина. Служба для дворянина была обязан­ностью и продолжалась до конца его жизни. В 1714 г. была произве­дена перепись дворян в возрасте от десяти до тридцати лет, с 1722 г. за неявку на службу назначалось шельмование.

Уже в 1727 г. было введено частичное освобождение дворян от военной службы. С 1736 г. срок государственной службы стал огра­ничиваться двадцатью пятью годами. В 1762 г. обязательность дво­рянской службы отменяется, дворянину предоставляется свобода выбора.

28. Государственные реформы первой четверти XVIII в.

Существенные перемены в социальной структуре общества конца XVII — начала XVIII в. выявились в ходе военных реформ. В конце XVII в. основу войска все еще составляла дворянская кон­ница. Все сильнее она начинает дополняться, а затем и оттесняться новыми формированиями: стрелецкими частями и полками «инозем­ного строя» (рейтарскими и драгунскими).

Если стрельцы были еще полурегулярным войском (и были при­вязаны к своим дворам и огородничеству на посадах), то полки «иноземного строя» были зародышем профессиональной армии. Офицерский корпус уже в конце XVII в. быстро пополнялся ино­странными специалистами. Этот путь военных реформ позволял центральной власти стать независимой от дворянства в деле форми­рования вооруженных сил, одновременно используя служилую роль дворянства при создании офицерских кадров.

В финансовой сфере конец XVII в. отмечен интенсивным преоб­разованием всей податной и налоговой системы. Оставшаяся основ­ным видом обложения «соха» пополняется длинным рядом дополни­тельных налогов. Важнейшим из них были: таможенный сбор, кабац­кие (косвенные налоги), данные (прямые налоги), оброчные, ямские, стрелецкие, неокладные сборы, соляной и табачный акцизы.

В 1718 г. была проведена подушная перепись, и финансовые службы перешли к подушному обложению населения. В результате этой акции были выделены группы неподатных сословий (дворянства и духовенства) и фактически уравнены в податном отношении различные группы крестьянского населения (государственные, вла­дельческие, посессионные, холопы). С точки зрения фискалитета, разные группы населения отличались друг от друга только степенью платежеспособности.

Усиление монархической власти неизбежно столкнулось с поли­тическими интересами церкви. Соборное Уложение стало юридичес­ким препятствием для концентрации земельной собственности цер­кви и расширения ее юрисдикции. Уже в конце XVII в. стали огра­ничиваться некоторые финансово-налоговые льготы церковных уч­реждений — на них стали распространяться разного рода подати: ямские, полоняночные, стрелецкие.

Попытки секуляризации церковных земель, начавшиеся еще в конце XVI в., продолжались в начале XVIII в. Подвергались секуля­ризации вотчины патриарха, монастыри облагались значительными податями.

В 1701 г. был учрежден Монастырский приказ, ведавший церков­ным управлением, однако почти полный государственный контроль над церковью был установлен только после учреждения Синода как органа государственного отраслевого управления церковными дела­ми (1721).

Решающим актом секуляризации церковных земель стал Указ 1764 г., лишивший церковь всех вотчин и переведший монастыри и епархии на штатные оклады. Крестьяне, принадлежавшие ранее цер­кви, переводились в положение государственных. Была восстановле­на ликвидированная в ходе реформы Коллегия экономии и к ней приписаны все эти крестьяне (около восьмисот тысяч человек). За монастырями и архирейскими домами оставались значительные зе­мельные наделы (несколько увеличены в 1797 г.).

29. Указ о единонаследии 1714 г.

Характерным для абсолютизма является стремление рациональ­но регламентировать правовое положение каждого из существующх сословий. Такое вмешательство могло носить как политический, так и правовой характер. Законодатель стремился определять правовой статус каждой социальной группы и регулировать ее социальные действия.

Правовой статус дворянства был существенно изменен приня­тием Указа о единонаследии 1714 г. (полное название: «О порядке наследования в движимых и недвижимых имуществах»). Этот акт имел несколько последствий:

1) юридическое слияние таких форм земельной собственности, как вотчина и поместье, привело к возникновению единого понятия «недвижимая собственность». На ее основе произошла консолида­ция сословия. Появление этого понятия привело к выработке более точной юридической техники, разработке правомочий собственни­ка, стабилизации обязательственных отношений;

2) установление института майората (наследования недвижимос­ти только одним старшим сыном), не свойственного русскому праву. Его целью было сохранение от раздробления земельной дворянской собственности. Реализация нового принципа приводила, однако, к появлению значительных групп безземельного дворянства, вынуж­денного устраиваться на службу по военной или по гражданской линии. Это положение Указа вызвало наибольшее недовольство со стороны дворян (оно было упразднено уже в 1731 г.);

3) превратив поместье в наследственное землевладение, Указ вместе с тем нашел новый способ привязать дворянство к государст­венной службе — ограничение наследования заставляло его пред­ставителей служить за жалование. Очень быстро стал формировать­ся многочисленный бюрократический аппарат и профессиональный офицерский корпус.

30. Табель о рангах 1722 г.

Логическим продолжением Указа о единонаследии стала Табель о рангах (1722). Ее принятие свидетельствовало о целом ряде новых обстоятельств:

1) бюрократическое начало в формировании государственного аппарата несомненно победило начало аристократическое (связан­ное с принципом местничества). Профессиональные качества, лич­ная преданность и выслуга становятся определяющими критериями для продвижения по службе. Признаком бюрократии как системы управления являются: вписанность каждого чиновника в четкую иерархическую структуру власти (по вертикали) и руководство им в своей деятельности строгими и точными предписаниями закона, регламента, инструкции. Положительными чертами нового бюро­кратического аппарата стали профессионализм, специализация, нормативность. Отрицательными — его сложность, дороговизна, ра­бота на себя, негибкость;

2) сформированная Табелью о рангах новая система чинов и должностей юридически оформила статус правящего класса. Были подчеркнуты его служебные качества: любой высший чин мог быть присвоен только после прохождения через всю цепочку низших чинов. Устанавливались сроки службы в определенных чинах. С до­стижением чинов восьмого класса чиновнику присваивалось звание потомственного дворянина и он мог передавать титул по наследству, с четырнадцатого по седьмой класс чиновник получал личное дво­рянство.

Принцип выслуги тем самым подчинял принцип аристократи­ческий;

3) Табель о рангах уравнивала службу военную со службой граж­данской: чины и звания присваивались в обеих сферах, принципы продвижения по службе были аналогичными. Практика выработала способ прохождения лестницы служебных чинов ускоренным обра­зом (в основном это касалось только дворян): уже после рождения дети дворян-аристократов записывались в должность и по достиже­нии ими пятнадцатилетнего возраста имели достаточно важный чин. Такая юридическая фикция была несомненно обусловлена пережит­ками старых принципов службы и основывалась на фактическом господстве в аппарате дворянской аристократии;

4) подготовка кадров для нового государственного аппарата стала осуществляться в специальных школах и академиях в России и за рубежом. Степень квалификации определялась не только чином, но и образованием, специальной подготовкой. Обучение дворянских недорослей осуществлялось часто в принудительном порядке (за уклонение от учебы налагались взыскания). Дети дворян по разна­рядке направлялись на учение, от уровня их подготовки зависели многие личные права (например, право на вступление в брак).

31, Преобразования государственного аппарата в первой четверти XVIII в.

Бюрократизация государственного аппарата проходила на раз­ных уровнях и в течение длительного периода. Объективно она совпала с процессами дальнейшей централизации властных струк­тур.

Уже во второй половине XVII в. исчезают остатки иммунитетных феодальных привилегий и последние частновладельческие города. Центральные органы управления, такие как Боярская дума и прика­зы, прежде чем трансформироваться в новые структуры, проделали значительную эволюцию. Боярская дума из органа, вершившего вместе с царем все важнейшие дела в государстве, к концу XVII в. превращается в периодически созываемое совещание приказных судей. Она превращалась в контрольный орган, наблюдавший за деятельностью исполнительных органов (приказов) и органов мест­ного управления.

Численность Боярской думы постоянно возрастала, и ее внутрен­няя структура начала дифференцироваться: уже в конце XVII в. из состава Думы официально выделилась Ближняя дума — прототип кабинета министров.

В1711 г. с образованием Сената прекратились дальнейшие транс­формации Боярской думы. Аристократический орган, основанный на принципе местничества, исчезает окончательно. Его заменяет на вершине властной пирамиды новый бюрократический орган. Принципы его формирования (выслуга, назначение) и деятельности (специализация, следование инструкциям и регламентам) сущест­венно отличались от принципов (традиция, спонтанность) Боярской думы.

Столь же сложный путь проделала система центральных отрасле­вых органов управления — приказов.

Число приказов уменьшалось в ходе этого процесса, но общая численность штата чиновников возрастала.

Реформы высших органов власти и управления, проведенные в первой четверти XVIII в., принято подразделять на три этапа:

1) 1699—1710 гг. Для этого этапа характерны лишь частичные преобразования в системе высших государственных органов, в струк­туре местного самоуправления, военная реформа;

2) 1710—1719 гг. Ликвидация прежних центральных органов влас­ти и управления, создание новой столицы, Сената, проведение пер­вой областной реформы;

3) 1719—1725 гг. происходит образование новых органов отрасле­вого управления коллегий, проводится вторая областная реформа, реформа церковного управления, финансово-налоговая реформа, создается правовая основа для всех учреждений и нового порядка прохождения службы.

Сенат был образован в 1711 г. как чрезвычайный орган во время нахождения Петра I в военном походе. По Указу Сенат должен был, основываясь на существующем законодательстве, временно заме­щать царя.

К компетенции Сената относились: судебная и организационно-судебная деятельность, финансовый и налоговый контроль, внешне­торговые и кредитные полномочия. О законодательных полномочи­ях Сената ничего не говорилось.

Организационная структура Сената включала присутствие, где выносились решения, и канцелярию во главе с обер-секретарем, которая осуществляла делопроизводство. Решения принимались коллегиально и только единогласно.

Для контроля за деятельностью самого Сената в 1715 г. была учреждена должность генерал-ревизора, которого несколько позже сменил обер-секретарь Сената. Для усиления контроля со стороны императора при Сенате учреждались должности гене­рал-прокурора и обер-прокурора. Им были подчинены прокуроры при коллегиях.

Генерал-прокурор одновременно руководил заседаниями Сената и осуществлял контроль за его деятельностью. Генерал-прокурор и обер-прокурор могли быть назначены и отстранены только мо­нархом.

В конце 1717 г. начала складываться система коллегий: назначены Сенатом президенты и вице-президенты, определены штаты и поря­док работы. Кроме руководителей в состав коллегий входили четыре советника, четыре асессора (заседателя), секретарь, актуариус, реги­стратор, переводчик и подьячие. Специальным указом предписыва­лось с 1720 г. начать производство дел «новым порядком».

Уже в декабре 1718 г. был принят реестр коллегий:

1) Иностранных дел; 2) Казенных сборов; 3) Юстиции; 4) Ревизи­онная (бюджетная); 5) Военная; 6) Адмиралтейская; 7) Коммерц (торговля); 8) Штатс-контора (ведение государственных расходов); 9) Берг-Мануфактур-коллегия (Горнодобывающая и Промыш­ленная).

В 1721 г. была учреждена Вотчинная коллегия, заменившая По­местный приказ, в 1722 г. из единой Берг-Мануфактур-коллегии выделилась Мануфактур-коллегия, на которую кроме функций уп­равления промышленностью были возложены задачи экономичес­кой политики и финансирования. За Берг-коллегией остались функ­ции горнодобычи и монетного дела.

Деятельность коллегий определял Генеральный регламент (1720), объединивший большое число норм и правил, детально рас­писывающих порядок работы учреждения.

Создание системы коллегий завершило процесс централизации и бюрократизации государственного аппарата. Четкое распределение ведомственных функций, разграничение сфер государственного уп­равления и компетенции, единые нормы деятельности, сосредоточе­ние управления финансами в едином учреждении — все это сущест­венно отличало новый аппарат от приказной системы.

С учреждением новой столицы (1713) центральный аппарат переместился в Санкт-Петербург: Сенат и коллегии создавались уже там.

32. Реформы местного управления первой четверти XVIII в.

В 1708 г. вводится новое территориальное деление государства: учреждались восемь губерний, по которым были расписаны все уезды и города. В 1713—1714 гг. число губерний возросло до один­надцати.

Во главе губернии был поставлен губернатор или генерал-губер­натор (Петербургская и Азовская губернии), объединившие в своих руках всю административную, судебную и военную власть. Им под­чинялись четыре помощника по отраслям управления.

В ходе реформы (к 1715) сложилась трехзвенная система местно­го управления и администрации: уезд — провинция — губерния. Провинцию возглавлял обер-комендант, которому подчинялись ко­менданты уездов. Контролировать нижестоящие административные звенья помогали ландратные комиссии, избранные из местного дво­рянства.

Вторая областная реформа была проведена в 1719 г. Суть ее заключалась в следующем: одиннадцать губерний были разделены на сорок пять провинций. Во главе этих единиц были поставлены также губернаторы, вице-губернаторы или воеводы.

В 1718—1720 гг. прошла реорганизация органов городского само­управления, созданных в 1699 г. вместе с Ратушей — земских изб и земских бурмистров. Были созданы новые органы — магистраты, подчиненные губернаторам. Общее руководство осуществлял Глав­ный магистрат. Система управления стала более бюрократической и централизованной. В 1727 г. магистраты были преобразованы в ра­туши.

Централизация государственного аппарата при абсолютизме тре­бовала создания специальных контрольных органов. В начале XVIII в. сложилось две контрольных системы: прокуратура (во главе с генерал-прокурором Сената) и фискалитет. Уже при формирова­нии Сената в 1711 г. при нем был учрежден фискал. Аналогичные должности устанавливались в губерниях, городах и центральных учреждениях. Вершину пирамиды занял обер-фискал Сената. Более четкая правовая регламентация института была осуществлена в 1714 г. Фискалам вменялось в обязанность доносить о всяких государственных, должностных и иных тяжких преступлениях и наруше­ниях законности в учреждениях. В их обязанности входило выступ­ление в суде в качестве обвинителей (задачи, позже принятые на себя прокурорскими органами).

33. Военная реформа Петра I

Военная реформа была одним из важнейших звеньев в цепи государственных преобразований начала XVIII в. После неудачных походов на Азов (1695—1696) прекратило свое существование дво­рянское конное ополчение. Образцом для преобразования военных частей стали полки личной охраны Петра I — Преображенский, Семеновский и Бутырский. Стрелецкое восстание 1698 г. ускорило ликвидацию старых стрелецких подразделений и их расформиро­вание.

С 1699 г. начинается формирование рекрутской системы набора в армию. Из числа владельческих крестьян, дворовых и посадского населения были сформированы два полка. К 1705 г. было собрано уже двадцать семь полков, набор осуществлялся по установленным рекрутским округам. С 1723 г. на основе переписи была введена система подушной раскладки рекрутов (до 1725 г. было проведено пятьдесят три рекрутских набора, давших двести восемьдесят четыре тысячи солдат). Закрепленный порядок позволил сформировать многочисленную, хотя и плохо обученную армию.

В 1719 г. вводится изданный в 1716 г. Устав воинский, регламен­тировавший состав и организацию армии, отношения командиров и подчиненных, обязанности армейских чинов.

В 1720 г. был принят Морской устав.

34. Статус российского монарха в первой четверти XVIII в.

В октябре 1721 г. в связи с победой в Северной войне Сенат и Святейший Синод присваивают Петру I титул «Отца Отечества, Императора Всероссийского» и Россия становится империей.

Еще в ст. 20 Воинских артикулов (1715) положение государя определялось следующим образом: «Его величество есть самовласт­ный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен; но силу и власть имеет свои государства и земли, яко хрис­тианский государь по своей воле и благомнению управлять».

Произошедший разрыв со старыми правовыми традициями само­державия сказался на изменении порядка престолонаследия. В силу политических мотивов законный престолонаследник (царевич Алек­сей) был лишен права наследования. В 1722 г. издается Указ о насле­дии престола, утвердивший право монарха по собственной воле на­значать наследника престола. Произошел разрыв с принципом бо­жественной благодати, нисходящей на монарха, ее заменила воля императора.

Монарх являлся источником всей исполнительной власти и гла­вой всех государственных учреждений. Присутствие монарха в опре­деленном месте прекращало действие всей администрации и власть автоматически переходила к монарху. Все учреждения империи должны исполнять указы и постановления монарха. Публичные го­сударственные дела получали приоритет перед делами частными.

Монарх утверждал все основные должности, осуществлял произ­водство в чины (в соответствии с Табелью о рангах), стоял во главе орденской и наградной системы империи.

Монарх являлся верховным судьей и источником всей судебной власти. Он мог решать любые дела независимо от решения любых судебных органов. Его решения отменяли любые другие. Монарху принадлежало право помилования и право утверждения смертных приговоров (дела, проходившие по Преображенскому приказу и Тайной канцелярии). Монарх мог решать дела, не урегулированные законодательством и судебной практикой, — достаточно было его воли.

35. Высшие органы власти в первой половине XVIII в.

После смерти Петра I роль Сената как центрального органа уп­равления начинает снижаться. С 1711 г. по 1718 г. Сенат являлся коллективным регентом, заместителем государя в решении всех во­просов государственного управления, главой исполнительной влас­ти (в отсутствие государя).

В 1726 г. создается Верховный Тайный совет, сосредоточивший в своих руках решение всех вопросов внутренней и внешней политики. Верховный Тайный Совет стал рассматривать жалобы на действия Сената и подбирать кандидатуры сенаторов. При таком соседстве Сенат превратился в одну из коллегий.

Верховный Тайный совет приобретает законодательные полно­мочия, законы подписываются либо императрицей (Екатериной I), либо Верховным Тайным советом.

В 1730 г. этот орган управления упраздняется и в 1731 г. его место занимает Кабинет министров, выполнявший совещательные функ­ции при императрице (Анне Иоанновне). С 1735 г. Кабинет наделя­ется законодательными полномочиями, полный набор подписей ми­нистров (три) заменяет подпись императрицы.

Кабинет министров фактически возглавил исполнительную власть в стране, сосредоточив все государственное управление. Сенат, к этому времени состоявший из пяти департаментов, сотруд­ничал с Кабинетом, осуществляя его решения.

В 1741 г. Кабинет министров упраздняется и Сенат вновь превра­щается в высшее политическое учреждение, активно включившись в управление государством. В том же году, однако, создается другой центральный орган, решающий вопросы государственного управле­ния — Кабинет Ее Величества, возглавляемый секретарем императ­рицы (Елизаветы Петровны).

В 1762 г. Петром III учреждается Императорский совет, состояв­ший из восьми человек, который в 1769 г. заменяется Советом при высочайшем дворе, сосредоточившим свою деятельность на внут­ренней политике и включившим всех руководителей центральных органов управления. Совет просуществовал до 1801 г., затем был заменен Непременным Государственным Советом.

С 1763 г. Сенат превращается в высшее административно-судеб­ное учреждение, состоящее из шести департаментов: первый ведал государственными финансами и секретным делопроизводством, вто­рой — собственно судебными делами (надзором, обобщением прак­тики, кадровым подбором, пересмотром дел), третий ведал делами провинций (администрацией, финансами), четвертый — военными делами, пятый — местной администрацией, шестой — местными су­дами.

С 1801 г. Сенат фактически и окончательно превращается в выс­шую судебную инстанцию.

Столь частые изменения в структуре высших органов власти и управления были обусловлены борьбой двух начал власти: бюрокра­тического и личного. Укрепление абсолютной монархии питало каж­дое из этих начал — власть монарха становилась неограниченной, но она должна была опираться на мощный бюрократический аппарат, который, в свою очередь, все более начинал работать на себя. Законы бюрократии приводили к тому, что аппарат стремился стать господ­ствующим. В этой коллизии монарх был вынужден обращаться к «верным людям», узкому кругу лиц, которым он перепоручал власть.

Наши рекомендации