Административный надзор. Понятие, особенности

Административный надзор как способ обеспечения законности и дисциплины представляет собой особый вид государственной деятельности специально уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц, направленный на строгое и точное исполнение органами исполнительной власти, коммерческими и некоммерческими организациями, а также гражданами общеобязательных правил, имеющих важное значение для общества и государства.

Виды надзорной деятельности государства:

·отраслевой надзор (например, финансовый надзор);

·межотраслевой надзор, осуществляемый не только в сфере государственного управления, но и в иных сферах общественной жизни.

Существует большое число государственных структур, занимающихся административным надзором. Среди них есть специализированные ведомства. Это:

·ФТС РФ;

·Роспотребнадзор;

·Комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации;

·Федеральный горный и промышленный надзор России;

·Федеральный надзор по ядерной и радиационной безопасности;

·ФНС РФ;

Особенности административного надзора:

·является особой разновидностью государственного контроля;

·осуществляется специально уполномоченными органами исполнительной власти и их должностными лицами;

·деятельность по надзору осуществляется систематически;

·цель – обеспечение правопорядка и общественной безопасности в сфере государственного управления;

·между субъектами и объектами надзора отсутствует организационная соподчиненность;

·осуществляется в отношении органов исполнительной власти, местного самоуправления, учреждений, организаций, предприятий, общественных объединений и их должностных лиц и граждан;

·осуществляется при помощи определенных методов;

·оценка объекта дается только с позиции законности.

Методы осуществления административного надзора:

·постоянное наблюдение;

·периодические проверки;

·обследование поднадзорного объекта;

·истребование и анализ документов;

·изучение обращений граждан и юридических лиц, публикаций в СМИ о нарушениях законности в сфере государственного управления.

Полномочия органов, осуществляющих административный надзор:

·получение информации;

·применение мер административного предупреждения;

·применение мер административного пресечения;

·привлечение к административной ответственности;

·регистрация и учет;

·выдача разрешений (лицензий);

·нормотворчество.

Для административного надзора характерно следующее:

Во-первых, осуществление соответствующих полномочий в отношении объектов (органов, предприятий, учреждений), организационно не подчиненных субъектам надзора. Во-вторых, проверка исполнения специально установленных правил и норм. Тем не менее ограничиться этим нельзя, так как чаще всего первый признак характерен в настоящее время почти для всех органов исполнительной власти. Конституции лишь второго признака явно недостаточно. По результатам контроля возможно применение к должностным лицам подконтрольных исполнительных органов, предприятий и учреждений, виновных в совершении неправомерных действий, мер дисциплинарной ответственности. Вместе с тем контроль может привести к отмене правовых актов подведомственных органов (должностных лиц). Юридические результаты надзора иные. Они могут найти свое выражение в применении к поднадзорным объектам исключительно мер административного принуждения (предупредительных, пресекательных и наказательных). И это соответствует предмету административного надзора, каковым являются действия по исполнению общеобязательных правил, устанавливаемых государством. Эти правила имеют специальный характер и соответствующее ему целевое назначение. Субъекты административного надзора уполномочены самостоятельно осуществлять административную юрисдикцию в ее процессуальном понимании. Иначе говоря, они вправе рассматривать и разрешать дела об административных правонарушениях, совершенных в поднадзорной сфере.

Административный надзор характеризует также большое число органов (должностных лиц) с надзорными полномочиями. При этом такие органы могут существовать в виде самостоятельных подразделений общей системы органов исполнительной власти (федеральные надзоры и их территориальные органы) либо как структурная часть того или иного органа исполнительной власти.

К федеральным органам исполнительной власти, основной деятельностью которых является административный надзор, относятся федеральные службы, различные инспекции в федеральных министерствах и иных федеральных органах исполнительной власти (ветеринарного, пожарного, рыбного, геодезического и др. надзора), а также территориальные органы надзора (например, энергетического).

Некоторые органы исполнительной власти, можно назвать контрольно-надзорными, так как в ряде случаев трудно отличить контрольные функции от надзорных, например, у федеральных таможенной или налоговой служб. Поэтому в законодательстве не всегда четко проводится разграничение между контрольными и надзорными функциями.

Деятельность органов административного надзора направлена на соблюдение специальных норм, действующих во всех или многих отраслях и сферах управления, независимо от ведомственных границ. Цель - обеспечить безопасность граждан, общества, государства, а также надлежащее качество продукции, услуг и работ.

Административный надзор - это особый вид государственной управленческой деятельности, осуществляемой специальными органами исполнительной власти в отношении организационно не подчиненных им органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан по поводу исполнения ими общеобязательных норм, правил, стандартов, требований с использованием комплекса мер административного принуждения с целью предупреждения, выявления и пресечения правонарушений, восстановления установленного порядка и привлечения виновных к административной ответственности.

Наши рекомендации