Создание Лиги Наций и ее деятельность в 20 – 30 г. ХХв
Лига Наций представляла собой международную организацию, целью которой было определение ее Устава, «развитие сотрудничества между народами и гарантия общего мира и безопасности». Она существовала между двумя мировыми войнами и сыграла определенную роль в консолидации сил мира и развитии норм международного права относительно предупреждения войн.
Проекты создания международной организации по обеспечению мира выдвигались разными пацифистскими кругами Великобритании, США, Франции и других стран еще в годы Первой мировой войны. Обязательство создать
Лигу Наций вошло также и в «Четырнадцать пунктов», которые разработал президент США В. Вильсон в 1918 г. относительно послевоенного устройства мира.
На Парижской мирной конференции 1919-1920 гг. была создана специальная комиссия по изготовлению Устава Лиги Наций. Подготовленный ею проект Устава был принят Конференцией и включен в Версальский мирный договор 14 июня 1919 г., а также другие мирные договоры с союзниками Германии.
Сначала Устав Лиги Наций был подписан 44 государствами, в том числе государствами, которые принимали участие в войне на стороне Антанты, или теми, что присоединились к ней. США не ратифицировали Устав Лиги Наций и не вошли в число членов Лиги Наций. Это, прежде всего, объяснялось тем, что ведущая роль в Лиге Наций принадлежала Великобритании и Франции.
Согласно Уставу, основными органами Лиги Наций стали Ассамблея, Совет и Секретариат. Все решения Ассамблеи и Совета, за исключением решений по процедурным вопросам, должны были приниматься единогласно. При Лиге Наций на правах автономных организаций были созданы Постоянная палата международного правосудия, Международное бюро и другие организации. Место пребывания основных органов Лиги Наций — Женева (Швейцария).
В первые годы существования Лига Наций была центром организации борьбы против Советского государства большевиков в России. В Лиге Наций обсуждались разнообразные планы интервенции и разрабатывались общие дипломатические акции против Советской России. В связи с вражеской относительно большевистской власти позицией Лиги Наций, советское правительство отрицательно относилось к ней, считая ее деятельность вмешательством во внутренние дела СССР.
В 20-х и начале 30- х годов в центре внимания Лиги Наций были: спор между Швецией и Финляндией относительно Аландских островов, конфликт между Литвой и Польшей по поводу Вильнюса (1921 г.), конфликт между Турцией и Ираном по поводу Мосуда (1924-1925 гг.), конфликт между Боливией и Парагваем по поводу области Чако (1928- 1932 гг.), агрессия Японии против Китая и другие вопросы. В этот же период Лига Наций начала обсуждение проблемы разоружения. В начале 20- х годов Лигой Наций были распределены мандаты на право владения колониальными территориями государствами-победителями, прежде всего, Великобританией и Францией.
Лига Наций осуществляла многочисленные попытки устранить острые разногласия между ее главными участниками. С целью устранения преград относительно вступления Германии в Лигу Наций и прекращения вражды, которая оставалась между Германией и государствами-победителями в Первой мировой войне, в 1925 году была созвана Локарнская конференция. Главным ее итогом стали соглашения между Германией с одной стороны и Францией и Бельгией с другой по поводу неприкосновенности их общих границ, а также отказ от войны как средства решения территориальных проблем. Той же цели служили соглашения о репарациях (план Дауеса 1924- 1925 гг., план Юнга 1929-1930 гг.). В 1926 г. дипломатическую изоляцию Германии удалось преодолеть, и она вступила в Лигу Наций.
В середине 30- х годов в связи с угрозой реализации планов установления мирового господства фашистскими государствами — Германией и Италией и милитаристской Японией, некоторые страны начали искать пути сотрудничества с СССР. 15 сентября 1934 г. по инициативе французской дипломатии, в частности премьер-министра иностранных дел Л. Барту, 30 членов Лиги Нации обратились к СССР с предложением вступить в эту организацию. 18 сентября 1934 г. СССР вступил в Лигу Наций, заняв постоянное место в ее Совете. Против принятия СССР голосовали Голландия, Португалия и Швейцария. Во время вступления в Лигу Наций советское правительство сделало ряд предостережений, которые касались ее Устава, в частности, было сделано заявление о том, что СССР не может одобрить систему мандатов, которая, по сути, является формой прикрытия колониальных захватов.
Важнейшими вопросами, обсуждаемыми в Лиге Наций на протяжении 1934-1939 гг., были итальянская агрессия против Эфиопии (1935- 1936 гг.), нарушение Германией Версальского мирного договора в связи с ремилитаризацией Рейнской зоны (1936 г.), итало-немецкая интервенция в Испании (1936-1939 гг.), увлечение Германией Австрии (1938г). Политика западных государств в этот период — умиротворение агрессоров — объяснялась старанием направить фашистскую агрессию восточнее, против СССР. Эта позиция превратила Лигу Наций в прикрытие немецкой, итальянской и японской агрессии против других стран. Этим и объяснялась беспомощность Лиги Наций, которая не смогла осуществить ни одного эффективной меры против фашистской агрессии накануне Второй мировой войны. Например, в октябре 1935 г. Ассамблея Лиги Наций по требованию ряда государств, в том числе СССР, приняла решение о применении экономических и финансовых санкций против Италии, которая напала на Эфиопию. Однако, в связи с позицией западных государств, важнейшая часть итальянского импорта — нефть — не была внесена в список предметов, запрещенных для ввоза в Италию. Это облегчило и ускорило заинтересованность Италией Эфиопии (1936 г.). В июле 1936 г. по требованию Великобритании и Франции решение Лиги Наций относительно санкций против Италии вообще было отменено. В период итало-немецкой интервенции в Испании в 1936-1939 гг. некоторые западные государства добились от Лиги Наций того, что она не только не приняла никаких мер по сдерживанию агрессоров, а и вовсе уклонилась от рассмотрения этого вопроса.
Упрямая борьба СССР за создание системы коллективной безопасности на протяжении 1934-1939 гг. не нашла широкой поддержки в Лиге Наций. Подписание 23 августа 1939 г. в Москве пакта о ненападении между СССР и Германией (так называемый «пакт Молотова-Риббентропа») оттолкнул от СССР последних сторонников системы коллективной безопасности в западных странах. Для правящих кругов Великобритании, Франции и США дальнейшее пребывание СССР в составе Лиги Наций оказалось нежелательным. Используя советско-финляндскую войну 1939-1940 гг., которая едва не привела к вооруженному конфликту между СССР и Великобританией и Францией, как повод, западные страны добились того, что решением Совета Лиги Наций 14 декабря 1939 г.
СССР было исключено из этой организации. Деятельность Лиги Наций с этих пор, по сути, прекратилась, хотя формально она была ликвидирована лишь в апреле 1946 г. решением специально созванной для этого Ассамблеи.
Ужасы и лишения Первой мировой войны, длившейся без малого четыре года и унесшей более 10 миллионов человеческих жизней и нанесшей огромный ущерб инфраструктуре многих стран вызвали соответствующую реакцию. С одной стороны, в 1917 г. в России произошла Октябрьская революция большевиков, которая в корне изменила политическую систему государства. Успех Российской революции привел к широкому развитию аналогичных движений во всех остальных странах Европы и в США. С другой стороны возникла необходимость в формировании качественно новой системы регулирования международных отношений, могущей эффективно поддерживать международную безопасность в послевоенный период. Во многих странах мира возникли широкие общественные движения, требующие внести коренные изменения в механизм управления международными отношениями. Международное политическое мышление стало осознавать новое положение вещей, при котором нормальное функционирование международной и национальных систем может быть обеспечено лишь совместными усилиями государств. Во весь рост встала задача организации достаточно эффективного управления системой международных отношений. Все эти факторы сыграли немаловажную роль в том, что в 1919 г. державы-победительницы решили создать Лигу Наций и приняли ее уставной документ – Статут. Таким образом была учреждена первая всеобщая политическая организация призванная обеспечить мир и сотрудничество между государствами.
Статут Лиги Наций обладал следующими характерными чертами:
1. В документе было уделено внимание роли международно-правового регулирования международных отношений. Международное право было признано важным для развития сотрудничества и для обеспечения мира. В Статуте было указано, что предписания международного права признаются «отныне действительным правилом поведения правительства».
2. Была поставлена задача «установить господство справедливости и добросовестно соблюдать все налагаемыми договорами обязательства во взаимных отношениях организованных народов». Таким образом, Статут Лиги Наций отвел ключевую роль договорам в обеспечении международной безопасности и объявил необходимым соблюдение договорных обязательств.
3. Статут Лиги Наций впервые отнес международно-правовые споры к числу вопросов, подлежащих третейскому или судебному разрешению. В соответствии со Статутом в 1922 г. была учреждена Постоянная палата международного правосудия – первый постоянный международный суд.
4. Мирное разрешение международных споров: Первично Статут Лиги Наций не содержал предписаний, касающихся недопустимости разрешения международных споров посредством военных действий. В 1924 г. под давлением пацифистов организацией был принят Протокол о мирном разрешении споров, в котором агрессивная война объявлялась международным преступлением и давалось определение агрессии. К сожалению протокол так и не вступил в силу[9]. Взамен в1928 г. был заключен многосторонний Договор об отказе от войны в качестве орудия национальной политики. Статья II данного договора гласила: «Стороны признают, что урегулирование или разрешение всех могущих возникнуть между ними споров или конфликтов, …должно всегда изыскиваться только в мирных средствах»[10].
Наряду со своей значимостью с точки зрения развития международного права, Лига Наций и Версальская система в целом имели целый ряд недостатков, которые подготовили почву для развязывание в последующем Второй мировой войны:
1. Статут Лиги Наций так и не поставил применение вооруженной силы в международных отношениях вне закона.
2. Еще более укрепилась и практически узаконилась колониальная система, при которой ни одна из зависимых от метрополий стран не имела возможность участвовать в международных отношениях. Согласно новой системе, Лигой Наций выдавались временные полномочия на управление колониями, что было нацелено лишь на смягчение противоречий в этой области.
3. В Лигу Наций не были включены две сильные страны – СССР и Германия, что негативно сказалось на эффективности и общей дееспособности организации. Этот фактор еще более накалял обстановку на международно-политической арене.
Таким образом, организация Лиги Наций была несомненным шагом вперед на пути становления современного международного права, но, в то же время сформировавшаяся международная организация сделала недостаточно для полного обеспечения международного мира и справедливости. Как и накануне первой мировой войны, Лига Наций и другие международно-правовые договоры использовались ведущими странами мира как ширма и практика нередко противоречила декларируемым намерениям.