Нормативно-правовые основы социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Содержание
Введение | ……………………………………………………………………… | |
Глава 1. | Теоретико-методологические основы трудоустройства и занятости детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…………………………………………………………… | |
1.1 | Нормативно-правовые основы социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей……………. | |
1.2 | Проблемы профессионального обучения, трудоустройства и трудовой адаптации………………………………………………... | |
1.3 | Защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на труд………………………………………………… | |
Глава 2. | Анализ деятельности государственного казённого учреждения «Центр занятости населения г.Краснокамска» с гражданами из лиц, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. | |
2.1 | Анализ основной деятельности специалистов центра занятости с различными категориями граждан…………………………….. | |
2.2 | Организация деятельности по содействию в трудоустройстве несовершеннолетним………………………………………………. | |
2.3 | Меры и программы по трудоустройству и профориентации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснокамском муниципальном районе Пермского края……… | |
2.4 | Проблемы профессионального самоопределения детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснокамском муниципальном районе…………………………………………… | |
Заключение…………………………………………………………. | ||
Список использованной литературы……………………………… | ||
Приложения |
Введение
Дети-сироты – это социальный феномен, проявляющийся во всех аспектах социальных отношений в современном российском обществе и заслуживающий самого пристального внимания социальной работы. Серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются воспитанники интернатных учреждений и детских домов, - это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем я стану?» задает себе каждый молодой человек. В подобной ситуации, главное – не растеряться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам и требованиям. Это и отражает актуальность выбранной темы.
Профессиональное самоопределение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей представляет собой сложный, длительный и динамический процесс формирования личностью системы отношений к профессионально-трудовой среде, развития и самореализации духовных и физических возможностей, формирования адекватных им профессиональных планов и намерений, реалистического образа себя как профессионала. Именно профессиональное самоопределение играет важную роль в социальной адаптации данной категории детей. Задача всех органов государства оказать максимальное содействие данной категории детей занять свое достойное место в обществе. И органы занятости населения являются в данном направлении деятельности не исключением.
Объектом данного исследования является деятельность органов занятости населения по оказанию содействия в профессиональном самоопределении и трудоустройстве детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Предметом исследования являются общественные отношения, сложившиеся между органами занятости населения и категорией детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по поводу трудоустройства.
Цель дипломной работы – проанализировать особенности деятельности органов занятости населения по поводу оказания услуг категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по поводу трудоустройства на примере ГКУ ЦЗН г.Краснокамска.
Задачи:
1. выявить сущность правового статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, охарактеризовать данную категорию и особенности;
2. определить проблемы, существующие при трудоустройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
3. проанализировать особенности деятельности органов занятости населения по поводу оказания услуг категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по поводу трудоустройства.
Проблема социальной адаптации выпускников интернатных учреждений рассматривается в работах Н.В. Малукас, Л.А. Полозовой, Н.И. Янушко, Н. Н. Радиной, А. Н. Майорова, О.Е. Лебедева и т. д.
В структуру работы входят введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.
Методы, которые были использованы при написании работы: контент-анализ, социологический, статистистический, наблюдение, опыт.
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы трудоустройства и занятости детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Нормативно-правовые основы социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Сиротство – это социальное явление, которое обусловлено наличием в обществе детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся без попечения родителей вследствие различных социальных факторов. К данным факторам могут быть отнесены: лишение родительских прав обоих родителей либо единственного родителя, признание в установленном порядке родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д. Сюда также относят детей, родители которых не лишены родительских прав, но фактически не осуществляют какой-либо заботы о своих детях и в установленном законом порядке дали согласие на их усыновление (удочерение).
Дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.
Дети, оставшиеся без попечения родителей - дети в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящиеся в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбывающими наказания в учреждениях исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном порядке [13; 14].
Закон не проводит принципиального различия между этими категориями детей с точки зрения общих принципов, содержания и мер их государственной поддержки.
Социальная защита и поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возлагается на органы опеки и попечительства, которыми являются органы местного самоуправления. Их деятельность регламентируется рядом международных, федеральных и региональных нормативных актов, имеющих целью заботу государства о данной категории детей. Их деятельность регламентируется следующими документами: Конвенция ООН о правах ребенка 1989г., Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс РФ (гл.3, ч.1), Семейный кодекс РФ (раздел 6), Жилищный кодекс РФ [31; 44].
Из специальных нормативных правовых актов, предусматривающих социальную защиту детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, необходимо выделить Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Данный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Также гарантируется полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в сиротских учреждениях, их право на бесплатное получение образования и на бесплатный проезд на городском и пригородном пассажирском транспорте. Кроме того, закон закрепляет за сиротами право на внеочередное бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение, на обязательное трудоустройство, на получение жилья по окончании учебы или службы в армии. Закон освобождает сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от оплаты коммунальных услуг.
В Семейном Кодексе РФ (ст. 121) за субъектами Российской Федерации закреплено право определять вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей.
С целью усиления социальной поддержки приемных семей в регионах принимаются нормативные правовые акты, устанавливающие размер оплаты труда приемных родителей и льготы, предоставляемые приемной семье.
Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта РФ (гл. 2 Федерального Закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ года «Об опеке и попечительстве»). Они осуществляют свои права и исполняют свои обязанности в соответствии с нормативно-правовыми актами, определяющими статус этих органов (ст.6 п.1 Федерального закона № 48 ФЗ от 24.04.2008 года «Об опеке и попечительстве») [39; 98].
Дети, по различным причинам оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление/удочерение, под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью), а при отсутствии такой возможности - в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (п.1 ст.123 Семейный кодекс Российской Федерации). Субъекты Российской Федерации вправе устанавливать новые формы устройства детей [31; 57].
Во многих субъектах Российской Федерации реализуются дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, такие как: предоставление бесплатного проезда в общественном транспорте, обучения на курсах по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования, выплата повышенной стипендии и пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей и другие.
На территории Российской Федерации в целях оказания содействия в устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан РФ и создания условий для реализации права граждан, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, был принят Федеральный закон от 16.04.2001 г. № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей». В гл. 1 ст. 1 данного закона формулируются понятия «государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей», «региональный банк данных о детях», «федеральный банк данных о детях», «федеральный оператор государственного банка данных о детях», «региональный оператор государственного банка данных о детях» и «граждане, желающие принять детей на воспитание в свои семьи» [31; 67].
Под государственным банком данных о детях, оставшихся без попечения родителей, понимается совокупность информационных ресурсов, а также процессы сбора, обработки, накопления и хранения документированной информации о детях, оставшихся без попечения родителей и подлежащих устройству на воспитание в семьи. Он складывается из регионального и федерального банков данных о детях, оставшихся без попечения родителей [13; 89].
На региональном уровне банком данных занимается орган исполнительной власти субъекта РФ, который в случаях выявления детей, оставшихся без попечения родителей, организует их устройство в семьи. Государственный банк данных о детях был сформирован с целью осуществления учета детей, оставшихся без попечения родителей; оказания содействия в их устройстве на воспитание в семьи; создания условий для реализации прав граждан, желающих принять детей на воспитание в свои семьи; на получение полной и достоверной информации о детях, оставшихся без попечения родителей.
Дети-сироты, как массовое явление современного общества, должны отдельно рассматриваться законодателями на федеральном и региональном уровнях сразу в нескольких аспектах: приоритетное устройство в замещающие семьи; внеочередное обеспечение жильем в полном объеме; квотирование мест в общеобразовательных учебных заведениях РФ различного уровня; квотирование рабочих мест на предприятиях и в учреждениях различных форм собственности и др.
С целью пресечения иждивенческих настроений, часто присутствующих в характере детей-сирот, обеспечение жильем необходимо проводить путем предоставления ипотечных беспроцентных кредитов, частично финансируемых государством. Кроме того, необходимо ограничить право собственности на жилье, приобретенное детям-сиротам государством за счет средств федерального и регионального бюджетов, в целях его сохранности и воспрепятствования мошенничеству [31; 78].
В учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, необходимо систематически проводить социально-бытовую адаптацию, для чего требуется увеличение количества кадровых работников, психологов, социальных педагогов и социальных работников, а также необходимо увеличение финансирования вышеуказанных учреждений [13; 100].