Таможенно-тарифное регулирование как метод государственно-экономического воздействия на сферу ВЭД

Под внешнеэкономической политикой государства обычно понимается деятельность, направленная на развитие и регулирования экономических отношений с другими странами. Осуществление внешнеэкономической политики предполагает определение стратегических целей государства во внешнеэкономических отношениях в целом, с отдельными странами и группами стран, а также выработку методов и средств обеспечивающих достижение поставленных целей и сохранение достигнутых результатов.

Внешнеэкономическая политика регулирует внешнеэкономическую деятельность, отличительным признаком которой является международная купля продажа товаров и услуг, а также международное перемещение материальных, денежных, трудовых и интеллектуальных ресурсов. Существующий ныне у большинства государств обширный арсенал инструментов внешнеэкономической политики позволяет им оказывать активное влияние как на формирование структуры и направлений развития собственных внешнеэкономических связей, так и на внешнеэкономические связи и внешнеэкономическую политику других государств.

Внешнеэкономическая политика неразрывно связана с внутренней экономической политикой государств. Поэтому её содержание обусловлено, с одной стороны, природой социально экономического строя того или иного государства, а с другой – теми задачами расширенного производства, которые оно решает в рамках своего национального хозяйства.

В самой общей форме можно сказать, что главной задачей внешнеэкономической политики является создание благоприятных внешних экономических условий для расширенного воспроизводства политики подавляющего большинства государств мира. Вместе с тем во внешнеэкономической политике развитых капиталистических, развивающихся стран и стран с переходной экономикой существуют и некоторые общие черты, обусловленные общностью объективных процессов, происходящих в мировой экономике и международных экономических отношениях, и прежде всего быстрой интернационализацией производства и капитала, проходящей под влиянием нового этапа НТП и на основе международного разделения труда. Эти процессы находят отражение в дальнейшем расширении экономических связей между государствами, развитии многонационального предпринимательства, в частности, в росте числа и резком увеличении сферы деятельности транснациональных корпораций, в повышении роли внешнеэкономических связей в воспроизводстве и в конечном итоге в усилении экономической взаимозависимости государств.

Наряду с этим на формировании внешнеэкономической политики различных государств не могли не сказаться такие происходящие в мировой экономике и международных экономических отношениях явления, как обострение конкурентной борьбы на мировом рынке, дестабилизация валютных курсов, возросшее неравновесие платёжных балансов, огромная внешняя задолженность развивающихся стран и некоторых государств с переходной экономикой, которые дополняются внутренними проблемами, обусловленными объективными изменениями в развитии производственных сил.

Действие указанных выше процессов порождает постоянное взаимодействие двух тенденций в современной внешнеэкономической политике: либерализации и протекционизма. Протекционизм представляет собой политику государства, направленную на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции, а зачастую и на захват внешних рынков. В противоположность ему политика либерализации связана со снижением таможенных пошлин и других барьеров, препятствующих развитию внешнеэкономических связей.

Классическим инструментом регулирования внешней торговли являются таможенные тарифы, которые по характеру своего действия относятся к экономическим регуляторам внешней торговли. Таможенный тариф – это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при импорте, а в отдельных случаях – при экспорте из данной страны.

Таможенные тарифы строятся на основе товарных классификаторов, содержащих перечень товаров, распределяемых по соответствующей схеме.

Самым первым классификатором являлась первая Брюссельская товарная номенклатура, принятая 29 странами – участницами Международной конференции по таможенной статистике в 1913 году. Первая Брюссельская товарная номенклатура состояла из пяти разделов, включавших 186 базисных товарных позиций:

живые животные, 7 товарных позиций (1 – 7);

продовольственные товары и напитки, 42 товарные позиции (8 – 49),

сырьё и полуфабрикаты, 49 товарных позиций (50 – 98);

Готовые изделия, 84 товарные позиции (99 – 182);

Золото и серебро, необработанные, золотые и серебряные монеты, 4 товарные позиции (183 – 186).

Вскоре после второй мировой войны (в 1950 г.) 13 европейских государств (Англия, Бельгия, Греция, Дания, Италия, Люксембург, Голландия, Норвегия, Португалия, Турция, Франция, ФРГ, Швеция) подписали Конвекцию об учреждении Совета таможенного сотрудничества (СТС), которым в 1951 г. в соответствии с этой Конвенцией была выработана новая Номенклатура товаров для таможенных тарифов, получившая название Брюссельской таможенной номенклатуры (БНТ) (по сути вторая Брюссельская таможенная номенклатура).

Товары в данной Номенклатуре были объединены в 21 раздел, состоящий из 99 товарных групп. Группы, независимо от принадлежности к тому или иному разделу, пронумерованы в возрастающем порядке от 01 до 99. Ниже приводятся наименования разделов и шифры товарных групп Брюссельской таможенной номенклатуры (табл.1).

В 1960 г. страны ООН ввели учёт внешней торговли по Стандартной международной торговой классификации (СМТК), при этом большая группа стран продолжала осуществлять этот учёт по Брюссельской таможенной номенклатуре. Наименование товаров в СМТК по существу идентичны их названиям в БНТ. Классификация товаров в СМТК осуществлена по нескольким признакам. Главный из них – это признак последовательности обработки продуктов. Все товары в СМТК были разделены на три основных класса: сырьё, полуфабрикаты, готовые изделия. Стандартная международная торговая классификация состояла из десяти (0 – 9) разделов, 56 товарных групп, 177 товарных подгрупп и 1312 базисных товарных позиций. Ниже приводится наименование разделов, их шифры и шифры товарных групп СМТК (табл.2).

В конце 70х – начале 80х гг. был разработан классификатор, получивший название Гармонизированная система описания и кодирования товаров (ГС). За базу построения ГС были приняты в основном прежняя Брюссельская таможенная номенклатура (БНТ) и Стандартная международная торговая классификация (СМТК).

Однако, новый товарный классификатор (ГС) следует рассматривать не как производную от БНТ и СМТК, но как новый многоцелевой классификатор для товаров, обращающихся в международной торговле. С 1 января 1988 г. 53 страны и ЕЭС подписали конвекцию о вступлении в силу нового товарного классификатора – Гармонизированной системы описания и кодирования товаров. В ближайшие годы 90% мировой торговли и свыше 150 государств, включая США, будут принимать ГС.

Принятая в ГС классификация товаров сохранила 21 раздел.

В остальном построении классифицированных группировок несколько отличается от предшествующих классификаторов. В Номенклатуре Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (НГС) входит 86 групп, 33 подгруппы, 1241 позиций, 3553 подпозиций и 5019 субпозиций (табл.3).

Таблица 1

Классификация товаров в соответствии с Брюссельской таможенной номенклатурой

Шифры разделов Наименование разделов Количество групп и их шифры
Живые животные и продукция животного происхождения 5 (01-05)
Продукты растительного происхождения 9 (06-14)
Жиры и масла растительного происхождения; продукты их расщепления; приготовленные пищевые жиры; воск животного и растительного происхождения 1 (15)
Готовые пищевые продукты, алкогольные и безалкогольные напитки и уксус; табак 9 (16-24)
Минеральные продукты 3 (25-27)
Продукция химической промышленности и связанных с ней отраслей 11 (28-38)
Искусственные смолы и пластмассы, целлюлозные эфиры (простые и сложные) и изделия из них; каучук (натуральный синтетический) и изделия из него 2 (39-40)

Продолжение табл.1

Шифры разделов Наименование разделов Количество групп и их шифры
Шкуры, кожа, меха и изделия из них; шорные, седельные и дорожные изделия; изделия из кишок (кроме кетгута) 3 (41-43)
Лесоматериалы и изделия из дерева; древесный уголь, пробка и изделия из неё; изделия из соломы, эспарто и других плетёных материалов; корзиночные изделия 3 (44-46)
Сырьё для производства бумаги; бумага, картон и изделия из них 3 (47-49)
Текстиль и текстильные изделия 14 (50-63)
Обувь; головные уборы; зонты дождевые и от солнца; плети, хлысты; части таких изделий; выделанные перья и изделия из них; искусственные цветы, изделия из человеческого волоса; веера 4 (64-67)
Изделия из камня, гипса, цемента, асбеста, слюды и подобных им материалов; керамические изделия, стекло и изделия из него 3 (68-67)
Жемчуг, драгоценные и полудрагоценные камни; драгоценные металлы, изделия, плакированные драгоценными металлами, и изделия из них; бижутерия; монеты 2 (71-72)
Чёрные и цветные металлы и изделия из них 11 (73-83)
Машины и оборудование; электротовары; части к ним 2 (84-85)

Окончание табл. 1

Шифры разделов Наименование разделов Количество групп и их шифры
Транспортные средства и их части; суда и некоторые виды оборудования, связанного с транспортом 4 (86-89)
Приборы и аппараты оптические, фотографические и кинематографические, измерительные, контрольные, прецизионные, медико-хирургические инструменты и аппараты; звукозаписывающие и звуковоспроизводящие аппараты; оборудование для телевизионной записи и телевизоры; части к ним 3 (90-92)
Оружие и боеприпасы; части к ним 1 (93)
Разные готовые изделия 5 (94-98)
Произведения искусства, товары для коллекций 1 (99)
Итого:

Таблица 2

Классификация товаров в соответствии с СМТК

Шифры разделов Наименование разделов Количество групп и их шифры
Продовольственные товары и живые животные 10 (00- 09)
Напитки и табак 2 (11-12)
Сырьё непродовольственное, кроме топлива 9 (21-29)
Минеральное топливо, смазка и подобные им товары 4 (32-35)
Жиры и масла растительного и животного происхождения 3 (41-43)

Окончание табл.2

Шифры разделов Наименование разделов Количество групп и их шифры
Химические продукты 9 (51-59)
Обработанные изделия, классифицированные преимущественно по материалам 9 (61-69)
Машины, оборудование и транспортные средства 3 (71-73)
Разные обработанные изделия 7 (81-86,89)
Товары и сделки, не включённые в соответству4ющие разделы -
Итого:

Для товарных позиций и субпозиций в ГС предусмотрена возможность включения значительного количества новых товаров или группы товаров без нарушения системы классификации и кодирования. Для товарных классификаторов очень важно обеспечить достаточный резерв для расширения номенклатуры товаров, так как в условиях научно технической революции с небывалой быстротой обновляется промышленное производство при одновременном росте номенклатуры товаров на внутреннем и внешнем рынке.

Система классификации по признакам, принятым в НГС на уровне групп, товарных позиций и субпозиций, с помощью перегруппировок позволяет ответить на вопрос о происхождении товаров (сельскохозяйственного и промышленного производства) или о их назначении (для потребления, для дальнейшей переработки), степени обработки (сырьё и готовые изделия). Указанные укрупнённые группы можно детализировать.

Ни одна из существующих товарных систем в мире не снабжена такими подробными пояснениями, которые способствовали бы единообразному пониманию классификационных группировок, что является не только преимуществом ГС, но и необходимым условием при определении ставок таможенных пошлин, а также при сопоставлении данных по внешней торговле различных стран.

2.2 Виды таможенных тарифов. Клас­сификация таможенных пошлин. Начисление и порядок уплаты.

Таможенные тарифы могут быть импортные и экспортные, про­стые и сложные. Импортные тарифы в таможенном регулировании играют главную роль и параллельно с внутренней налоговой систе­мой оказывают влияние прежде всего на уровень внутренних цен, рентабельность предприятий, состояние национальной валюты, формирование оптимальной товарной структуры импорта, обеспе­чивает экономическую безопасность государства и защиту отдель­ных отраслей национальной экономики от иностранной конкурен­ции. Процесс построения импортного тарифа требует не только определения позиции номенклатуры товара в таможенном тарифе, по отношению к которой установлена ставка, но и тесно увязан с та­кими методами, как определение таможенной стоимости или стра­ны происхождения ввозимых товаров, порядком введения, измене­ния, отмены и взимания пошлин. Активной частью импортного та­моженного тарифа служат ставки таможенных пошлин.

Экспортный таможенный тариф как инструмент регулирования во внешней торговле используется ограниченным числом стран, в основном развивающихся, причем обладающих значительными объемами природного сырья и удерживающих, благодаря этому, свои позиции на конкретных мировых товарных рынках.

В отдельных случаях они оказывают влияние на рост экспорт­ной цены и служат источником пополнения валютных ресурсов страны. Однако попытки регламентирования с помощью экспорт­ных тарифов объема и структуры экспорта чреваты подрывом экс­портного потенциала, инфляционным давлением на внутренние цены и т.д.

Развитие таможенных тарифов у большинства стран осущест­вляется двумя способами — увеличением номенклатуры товаров и установлением нескольких видов ставок по одним и тем же това­рам. Первый способ известен как простой таможенный тариф, ко­торый предусматривает единый размер ставки для каждого товара определенной номенклатуры независимо от страны его происхож­дения.

Второй называют сложным таможенным тарифом. Он предпола­гает установление двух или более ставок по каждому товару, в зави­симости от страны происхождения. В последнем случае наиболее высокая ставка такого тарифа считается автономной и называется генеральной, предполагая распространение ее на товары тех государств, с которыми не заключены торговые договоры и согла­шения.

Более низкая — конвенционная или минимальная ставка применяется по отношению к товарам тех стран, которым предоставлен режим наибольшего благоприятствования (РНБ). Так, минимальные ставки в таможенном тарифе ЕС, установлен­ные в рамках РНБ, применяются к товарам, ввозимым из стран-членов ВТО, а также из стран, подписавших с ЕС соглашение о данном режиме. Их размер составляет 25—70% от автономных ставок, а средний уровень не превышает 6,4%. В ставках пошлин США и Японии этот разрыв еще больше.

В системе таможенно-тарифного регулирования существует такой элемент, как тарифные преференции: сложные тамо­женные тарифы предусматривают наличие особо льготных (префе­ренциальных) пошлин для конкретных стран, обычно при форми­ровании замкнутых экономических союзов, режимов ассоциаций, а также в отношении развивающихся стран.

Преференциальные ставки пошлин имеют по существу нулевое значение, т.е. означают беспошлинный ввоз.

В частности, в странах ЕС имеют место шесть схем предоставле­ния преференций. Наиболее общая из них — схема Общей системы преференций (ОСП), предоставляемых развивающимся странам. Ставки пошлин ОСП указаны в восьмой колонке интегрированно­го тарифа, предполагая обязательное подтверждение страны про­исхождения ввозимого товара сертификатом формы «А» и соблю­дение требований прямой отгрузки товара из страны-экспортера на рынки ЕС. Под ОСП попадает промышленная продукция, произ­веденная в развивающихся странах, и полуфабрикаты, за исключе­нием черных металлов и текстиля, ввоз которых ограничивается квотами в составе нетарифных ограничений импорта и в целях за­щиты национальной экономики и производителей.

Размер пошлин в системе ОСП понижен на 20—60% в отноше­нии импорта сельхозпродуктов из развивающихся стран, и беспош­линный ввоз предусмотрен для импорта из наименее развитых стран.

Схема ОСП ЕС распространяется с 1993 г. на Россию, благодаря чему уровень ввозных пошлин на российские товары понизился с 1 до 0,3%, а отдельные позиции освобождены от уплаты пошлин полностью или в пределах установленных квот. Однако в послед­ние два года страны ЕС по отношению к России пытаются устано­вить более высокие ставки ввозных пошлин по нефтепродуктам, металлам, а также текстилю, в связи с окончанием соглашения о поставках последнего на рынки ЕС в рамках установленных ими ввозных квот и неспособностью России урегулировать вопрос о подписании нового.

Сложные таможенные тарифы предусматривают также возмож­ность введения дополнительных антидемпинговых и компенсаци­онных пошлин, уровень которых может значительно превышать уровень максимальных ставок тарифа. Наиболее сложные тарифы в Конго, Венесуэле, Мали (от 5 до 17 колонок).

Во внешнеторговом регулировании ЕС применяется интегриро­ванный тариф, содержащий одиннадцать колонок. В нем приводят­ся сведения не только о таможенных пошлинах, но и о других сред­ствах внешнеторгового регламентирования. Например, в седьмой колонке этого тарифа представлены те используемые ставки пош­лин, которые фактически имеют место в процессе таможенного оформления: ставки РНБ или автономные, размер импортных сбо­ров в совокупности с таможенной ввозной пошлиной или вместо нее. Кроме того, здесь указаны ставки пошлин к товарам, ввози­мым в пределах тарифных квот.

Тарифная квота означает количество товара, в пределах которо­го он может быть ввезен беспошлинно или облагаться пониженной ставкой пошлины. Товар, который ввозится сверх квоты, облагает­ся при этом в полном размере величины пошлины.

Пониженные пошлины в рамках этих квот в ЕС установлены по отношению к продуктам питания (мясо, рыба), фруктам, сокам, какао-бобам, кофе и к части продукции промышленного назначе­ния: газетная бумага в рулонах, текстиль, ремесленные изделия из железа и стали, цветных металлов.

Таможенная пошлина — обязательный взнос, взимаемый таможенными органами РФ при ввозе то­вара на таможенную территорию РФ или вывозе това­ра с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.

Основные черты таможенной пошлины:

1) это обязательный взнос в федеральный бюджет;

2)носит возмездный характер, так как является платой за право перемещения товаров через таможен­ную границу РФ;

3)не обладает признаком регулярности;

4 )право ее уплаты может быть передано другому лицу декларантом;

5)обеспечивается принуждением со стороны госу­дарства.

Таможенные пошлины могут быть:

- ввозными таможенными пошлинами;

-вывозными таможенными пошлинами.

Виды пошлин:

1)по способу взимания:

- адвалорные, начисляемые в процентах к та­моженной стоимости облагаемых товаров;

- специфические, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров;

- комбинированные, сочетающие оба назван­ных вида таможенного обложения;

2)пошлины, целью которых является защита эконо­мических интересов. Специальные пошлины при­меняются:

- в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию РФ в количествах и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров;

- как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы РФ, со стороны других государств или их союзов.

антидемпинговые пошлины – применяются в случаях ввоза на таможенную территорию РФ товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза в момент этого ввоза, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации
или расширению производства подобных товаров в РФ;

компенсационные пошлины – применяются в случаях ввоза на таможенную территорию РФ то­варов, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальные ущерб отечественным производителям подобных то­варов либо препятствует организации или расши­рению производства подобных товаров в РФ;

3)для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров Правительством РФ могут устанавливать­ся сезонные пошлины. Срок действия сезонных пошлин не может превышать 6 месяцев в году;

4)в зависимости от страны происхождения товара таможенные пошлины могут быть;

базовыми (минимальными);

льготными;

максимальными;

карательными.

При перемещении товаров через таможенную границу обязанность по уплате таможенных пошлин возникает:

1) при ввозе товаров - с момента пересечения тамо­женной границы;

2)при вывозе товаров - с момента подачи таможен­ной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории РФ.

Таможенные пошлины не уплачиваются в случае, если:

товары не облагаются таможенными пошлинами;

общая таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ в течение одной недели в адрес одного получателя, не превышает 5000 руб.;

товары обращаются в федеральную собственность и др.

Порядок и сроки уплаты таможенных пошлин, налогов.

Плательщиками таможенных пошлин, налогов яв­ляются:

- декларанты;

- иные лица, на которых возложена обязанность

уплачивать таможенные пошлины, налоги.

Любое лицо вправе уплатить таможенные пошли­ны, налоги за товары, перемещаемые через таможен­ную границу.

Сроки уплаты таможенных пошлин, налогов:

при ввозе товаров таможенные пошлины, налоги долж­ны быть уплачены не позднее 15 дней со дня предъяв­ления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию РФ или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирова­ние товаров производится не в месте их прибытия;

при вывозе товаров таможенные пошлины должны быть уплачены не позднее дня подачи таможенной декларации;

при изменении таможенного режима таможенные пошлины, налоги должны быть уплачены не позднее дня, установленного для завершения действия из­меняемого таможенного режима;

при использовании условно выпущенных товаров в иных целях, чем те, в связи с которыми были предоставлены таможенные льготы, для целей исчисления пеней сро­ком уплаты таможенных пошлин, налогов считается первый день, когда лицом были нарушены ограничения на пользование и распоряжение товарами;

при нарушении требований и условий таможенных процедур, которое влечет обязанность уплатить таможенные пошлины, налоги, сроком уплаты та­моженных платежей для целей исчисления пеней считается день совершения такого нарушения. Таможенные пошлины, налоги уплачиваются:

- в кассу или

- на счет таможенного органа, открытый для этих целей.
Таможенные пошлины, налоги уплачиваются по выбору плательщика:

в валюте РФ;

в иностранной валюте, курс которой котируется ЦБР.
Пересчет валюты РФ в иностранную валюту для целей уплаты таможенных пошлин, налогов, исчислен­ных в валюте РФ, производится по курсу, действующему на день принятия таможенным органом таможенной дек­ларации, а в случаях, когда обязанность уплаты тамо­женных пошлин, налогов не связана с подачей тамо­женной декларации, - на день фактической уплаты.

Обязанность по уплате таможенных пошлин, нало­гов считается исполненной с момента:

списания денежных средств со счета плательщика
в банке;

внесения наличных денежных средств в кассу та­моженного органа;

зачета в счет уплаты таможенных пошлин, нало­гов излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов, а если такой
зачет производится по инициативе плательщика - с момента принятия заявления о зачете;

зачета в счет уплаты таможенных пошлин, налогов аван­совых платежей или денежного залога, а если такой зачет производится по инициативе плательщика, - с момента получения таможенным органом распоряжения о зачете;

зачета в счет уплаты таможенных пошлин, нало­гов денежных средств, уплаченных банком, иной кредитной организацией либо страховой органи­зацией в соответствии с банковской гарантией или договором страхования, а также поручителем в соответствии с договором поручительства;

обращения взыскания на товары, в отношении ко­торых не уплачены таможенные платежи, либо на предмет залога или иное имущество плательщика, если размер сумм указанных денежных средств не менее суммы задолженности по уплате таможен­ных пошлин, налогов.

Таможенные тарифы как инструмент торговой политики капиталистических стран используются с начала 18 в. Несмотря на многократное снижение пошлин, проведенное после второй мировой войны, таможенные тарифы играют существенную роль в регулировании современной капиталистической внешней торговли, воздействуя прежде всего на объем и структуру импорта. Одной из важных функций таможенного тарифа, как и ранее, является защита национальных производителей от иностранной конкуренции. Сдерживание импорта осуществляется посредством сравнительно высоких ставок пошлин и прогрессивного увеличения размеров таможенных сборов в зависимости от степени обработки товаров. Несмотря на то, что в результате торговых переговоров средний уровень таможенного обложения снизился до 4-10 %, ставки пошлин на часть товарных позиций значительно превышают этот уровень.

Так, по подсчетам Секретариата ТН ВЭД, до снижения пошлин, согласованного в ходе «Токио-раунд», на 16% облагаемого пошлинами импорта в указанные страны ставки составляли 15% и более (в том числе 2% ввоза подвергалось обложению пошлинами свыше 25%. Но даже относительно невысокие ставки пошлин способны затруднять импорт готовых изделий при наличии определенной разницы в уровне обложения товаров низкой и высокой степени обработки.

Традиционная фискальная функция таможенных тарифов – средство увеличения доходов государственного бюджета - в большинстве экономически развитых стран отошла на второй план (таможенные пошлины, как правило, составляют лишь несколько процентов в общей сумме бюджетных доходов). Однако в ряде развивающихся стран, особенно промышленно наименее развитых, эта функция по-прежнему имеет важное значение.

Таможенные тарифы изменяются в соответствии с объективными процессами развития национальных хозяйств и структурными сдвигами в международной торговле: кроме того, на эволюцию тарифов капиталистических стран влияют внешнеэкономические интересы монополий.

Основными направлениями происходящей перестройки таможенных тарифов по мере углубления международного разделения труда, развития интернационализации производства, расширения внутрифирменных заграничных операций ТНК и повышения роли внешнеторговых связей в процессе воспроизводства, формировании национального дохода стран и увеличении прибылей монополистического капитала являются следующие: во-первых, уменьшаются и частично отменяются ставки пошлин на промышленные изделия; во-вторых, образуются двусторонние или региональные таможенно-тарифные объединения с беспошлинным режимом торговли (всеми товарами или определенными их группами) между странами-участницами; в-третьих, прогрессирует унификация структуры таможенных тарифов и некоторых областей таможенного дела.

Кроме того, таможенные тарифы широко используются странами Запада в процессе переговоров как инструмент уторговывания на взаимной основе встречных тарифных уступок. Так, в результате переговоров в рамках ТН ВЭД уровень таможенного обложения развитых стран в связи с предоставлением этих уступок сократился более чем на 70%.Многосторонние переговоры о встречных тарифных уступках продолжают оставаться важным торгово-политическим мероприятием. В настоящее время в странах Запада наибольшее значение имеют ввозные, или импортные пошлины. Размеры таможенных пошлин устанавливаются в законодательном порядке и публикуются в таможенных тарифах. Вследствие введения новой товарной классификации возникла необходимость в пересчете пошлин в связи с перегруппировкой тарифных позиций. Однако это не привело к существенному изменению размеров таможенного обложения, поскольку при переходе на гармонизированную систему страны не могут не учитывать существующие обязательства по ТН ВЭД. Таможенные тарифы развитых стран, как правило, являются многоколонными, т.е. один и тот же товар может облагаться разными по уровню пошлинами в зависимости от страны происхождения. Колонка ставок общего тарифа, содержащая наиболее высокие пошлины, распространяется на государства, не пользующиеся режимом наибольшего благоприятствования ( во многих случаях это ставки пошлин сверхпротекционистских тарифов 30-х – начала 40-х гг.).

Колонка договорных пошлин (называемая колонкой ТН ВЭД или колонкой наибольшего благоприятствования) содержит значительно более низкие ставки пошлин, закреплённые в результате семи раундов многосторонних торговых переговоров в рамках ТН ВЭД. Тарифы могут содержать самостоятельную колонку или столбец преференциальных ставок в колонке договорных пошлин, которые действуют в отношении развивающихся государств или стран, с которыми данное государство связано соглашениями о предоставлении более благоприятного таможенного режима.

Наши рекомендации