Оценка эффективности муниципального управления

В самом общем виде можно сказать, что муниципальное управление направлено на предоставление особого типа услуг (“муниципальных услуг”) и обеспечение развития муниципальных образований (“муниципального развития”).

Кроме того, по своей организации, муниципальное управление представляет собой сферу публичной политики, а также специфическую область профессиональной управленческой деятельности.

Эти четыре позиции в состоянии определить первичное минимальное представление о “структуре эффективности” муниципального управления.

Собственно эффективность, в общем виде, понимается как:

- возможность достижения результата;

- значимость полученного результата для тех, для кого он предназначен;

- отношение значимости этого результата к количеству усилий, потраченных на его достижение.

Это – также первичный минимальный набор “критериев эффективности”.

Перечисленные характеристики могут задать первичное поле понимания эффективности муниципального управления (табл.1). В каждой из ячеек этой таблицы будет располагаться своя система показателей, в соответствии со спецификой конкретного элемента структуры эффективности и конкретного критерия.

Табл.1 Эффективность муниципального управления.

  Критерии эффективности
1. 2. 3.
Структура эффективности 1.        
2.        
3.        
       
         

Полнота представления требует добавления еще одного измерения, поскольку показатели эффективности будут различаться для представителей разных групп, вовлеченных в муниципальное управление, относящихся к нему или использующих его результаты: одним образом они будут представляться жителям, другим – самим муниципальным управляющим (по-разному представителям разных уровней управления), третьим – представителям государственных органов управления и т. д. (см. рис.1).

Оценка эффективности муниципального управления - student2.ru

Рис.1 Эффективность муниципального управления.

Таким образом, мы получаем богатое и разнообразное поле оценки эффективности муниципального управления. Для его превращения в обозримое пространство, позволяющее осуществлять конкретные измерения эффективности, например, в определенном городе, органе муниципального управления или организации, имеющей к нему непосредственное отношение, необходимо сформировать те или иные измерительные инструменты. Любой такой инструмент будет выделять те или иные акценты эффективности, представляющие разные элементы структуры, критерии эффективности и позиционную принадлежность. Именно он и задаст, в конечном счете реальное представление об эффективности управления.

В этом – сложность задачи построения измерительного инструмента. Такой инструмент не может быть универсальным, он всегда будет служить решению тех или иных конкретных задач и обслуживать ту или иную конкретную деятельность. С этой точки зрения, важными оказываются не абсолютные характеристики эффективности муниципального управления, а инструменты, позволяющие оценивать ее “здесь и теперь”: в соответствии с конкретными обстоятельствами и возможностями времени и места, конкретными постановками задач и интересами.

Представляется, что метод, использованный в данной работе, дает возможность проводить именно такую оценку, поскольку его основные средства получены в той же культурной среде, где проводится сама оценка, а результаты оценки привязываются не к абсолютным моделям муниципального управления, а показывают относительное положение в разных местах, в которых проводится оценка (см. рис. 6.2–6.7). Готовя и проводя исследование, мы искали ответы на вопросы не о “хороших” (тем более “правильных”) теоретических конструктах, а об инструментах, которые могут быть использованы в практике муниципального управления. Представляется, что получено два основных инструмента такого рода: метод работы и эмпирическая модель эффективного муниципального управления, которая может и должна развиваться и модифицироваться в соответствии с развитием муниципального управления в целом и постановкой специальных задач для анализа.

В методологическом отношении наиболее сложным является определение эффекта управления как воздействия, оказываемого на управляемый объект в социально-экономической системе. Такой эффект управления, выраженный системой параметров, характеризующих новое состояние объекта управления, достигается в результате управленческих воздействий. При этом все элементы социально-экономической системы используются в соответствии с их назначением наиболее рациональным способом. Для оценки эффективности программ социально-экономического развития, органам муниципального управления следует использовать показатель, характеризующий уровень качества жизни населения региона.

Следует отметить, что пока еще не создана единая методика оценки эффективности систем государственного и муниципального управления, в том числе управления качеством жизни, заслуживают внимания следующие направления оценки эффективности органов управления, наиболее часто применяемые в настоящее времяобщая эффективность, экономическая эффективность, качественная эффективность, количественная эффективность.

Общая эффективность.

Эффективность функционирования систем государственного и муниципального управления может оцениваться по степени достижения их цели.

В качестве показателей достижения основной цели системы государственного или муниципального управления рассматривается три коэффициента:

· коэффициент уровня выживания населения (Кув);

· коэффициент уровня жизни населения (Куж);

· коэффициент уровня нарушения прав человека (Кунпч).

Эти коэффициенты выражают по существу соотношение цели и результатов.

Обобщенный показатель общей относительной эффективности систем муниципального управления представляет собой произведение этих трех коэффициентов:

Ксу = КувКужКунпч,

где

Ксу- обобщенный коэффициент достижения целей системы муниципального управления .

Наши рекомендации