Оценка эффективности муниципального управления
В самом общем виде можно сказать, что муниципальное управление направлено на предоставление особого типа услуг (“муниципальных услуг”) и обеспечение развития муниципальных образований (“муниципального развития”).
Кроме того, по своей организации, муниципальное управление представляет собой сферу публичной политики, а также специфическую область профессиональной управленческой деятельности.
Эти четыре позиции в состоянии определить первичное минимальное представление о “структуре эффективности” муниципального управления.
Собственно эффективность, в общем виде, понимается как:
- возможность достижения результата;
- значимость полученного результата для тех, для кого он предназначен;
- отношение значимости этого результата к количеству усилий, потраченных на его достижение.
Это – также первичный минимальный набор “критериев эффективности”.
Перечисленные характеристики могут задать первичное поле понимания эффективности муниципального управления (табл.1). В каждой из ячеек этой таблицы будет располагаться своя система показателей, в соответствии со спецификой конкретного элемента структуры эффективности и конкретного критерия.
Табл.1 Эффективность муниципального управления.
Критерии эффективности | |||||
1. | 2. | 3. | … | ||
Структура эффективности | 1. | ||||
2. | |||||
3. | |||||
… | |||||
Полнота представления требует добавления еще одного измерения, поскольку показатели эффективности будут различаться для представителей разных групп, вовлеченных в муниципальное управление, относящихся к нему или использующих его результаты: одним образом они будут представляться жителям, другим – самим муниципальным управляющим (по-разному представителям разных уровней управления), третьим – представителям государственных органов управления и т. д. (см. рис.1).
Рис.1 Эффективность муниципального управления.
Таким образом, мы получаем богатое и разнообразное поле оценки эффективности муниципального управления. Для его превращения в обозримое пространство, позволяющее осуществлять конкретные измерения эффективности, например, в определенном городе, органе муниципального управления или организации, имеющей к нему непосредственное отношение, необходимо сформировать те или иные измерительные инструменты. Любой такой инструмент будет выделять те или иные акценты эффективности, представляющие разные элементы структуры, критерии эффективности и позиционную принадлежность. Именно он и задаст, в конечном счете реальное представление об эффективности управления.
В этом – сложность задачи построения измерительного инструмента. Такой инструмент не может быть универсальным, он всегда будет служить решению тех или иных конкретных задач и обслуживать ту или иную конкретную деятельность. С этой точки зрения, важными оказываются не абсолютные характеристики эффективности муниципального управления, а инструменты, позволяющие оценивать ее “здесь и теперь”: в соответствии с конкретными обстоятельствами и возможностями времени и места, конкретными постановками задач и интересами.
Представляется, что метод, использованный в данной работе, дает возможность проводить именно такую оценку, поскольку его основные средства получены в той же культурной среде, где проводится сама оценка, а результаты оценки привязываются не к абсолютным моделям муниципального управления, а показывают относительное положение в разных местах, в которых проводится оценка (см. рис. 6.2–6.7). Готовя и проводя исследование, мы искали ответы на вопросы не о “хороших” (тем более “правильных”) теоретических конструктах, а об инструментах, которые могут быть использованы в практике муниципального управления. Представляется, что получено два основных инструмента такого рода: метод работы и эмпирическая модель эффективного муниципального управления, которая может и должна развиваться и модифицироваться в соответствии с развитием муниципального управления в целом и постановкой специальных задач для анализа.
В методологическом отношении наиболее сложным является определение эффекта управления как воздействия, оказываемого на управляемый объект в социально-экономической системе. Такой эффект управления, выраженный системой параметров, характеризующих новое состояние объекта управления, достигается в результате управленческих воздействий. При этом все элементы социально-экономической системы используются в соответствии с их назначением наиболее рациональным способом. Для оценки эффективности программ социально-экономического развития, органам муниципального управления следует использовать показатель, характеризующий уровень качества жизни населения региона.
Следует отметить, что пока еще не создана единая методика оценки эффективности систем государственного и муниципального управления, в том числе управления качеством жизни, заслуживают внимания следующие направления оценки эффективности органов управления, наиболее часто применяемые в настоящее времяобщая эффективность, экономическая эффективность, качественная эффективность, количественная эффективность.
Общая эффективность.
Эффективность функционирования систем государственного и муниципального управления может оцениваться по степени достижения их цели.
В качестве показателей достижения основной цели системы государственного или муниципального управления рассматривается три коэффициента:
· коэффициент уровня выживания населения (Кув);
· коэффициент уровня жизни населения (Куж);
· коэффициент уровня нарушения прав человека (Кунпч).
Эти коэффициенты выражают по существу соотношение цели и результатов.
Обобщенный показатель общей относительной эффективности систем муниципального управления представляет собой произведение этих трех коэффициентов:
Ксу = КувКужКунпч,
где
Ксу- обобщенный коэффициент достижения целей системы муниципального управления .