Виды и функции правосознания
Возможны самые разные классификации правосознании. Наиболее распространенная — классификация по его субъектам. Виды правосознания по его субъектам в обобщенной форме предстают как правосознание индивидуальное, групповое и общественное. С позиций уровня развития правосознание, как правило, подразделяется на обыденное, научное и профессиональное.
Общественное правосознание включает в себя правовые идеи, взгляды, мнения, теории, которые распространены в данном обществе и которые отражают типичные свойства его юридической действительности. Оно объективируется в правовой культуре, юридической науке и доктрине, государственно-правовой идеологии; в законодательстве, поскольку оно принимается государственным органом, представляющим общество; в массовых взглядах, представлениях, отражаемых, в частности, в прессе; во всех идеологических институтах — таких как политика, мораль, искусство, религия и т.д.
Как видим, общественное сознание может проявляться в формах, которые не существуют и не могут существовать в головах отдельных людей.
Прежде чем общественное сознание проникнет в психику отдельных граждан, оно становится коллективным сознанием социальных групп. То, что правосознание опосредствуется социально-демографической структурой общества, — факт, подтвержденный многочисленными эмпирическими наблюдениями. Особенности группового правосознания объясняются рядом факторов. Первый из них состоит в том, что в любой общности, как уже указывалось, складывается специфическая субкультура, т.е. свои нормативные ценности, которые прежде всего влияют на оценки членами группы сложившейся юридической системы. Второй фактор — это различия интересов социально-демографических групп, связанных с неодинаковостью их мест в социальной структуре, а стало быть, с различным отношением к собственности, системе распределения, к власти, одним словом, к общественному строю и нормам, его определяющим, закрепляющим и регулирующим.
Индивидуальное правосознание является результатом усвоения человеком группового и общественного правосознания, опосредствованного особенностями его жизненного пути. Коллективные формы сознания плюс личный опыт — вот что образует основу восприятия юридической действительности каждой неповторимой личностью.
Правосознание изменчиво. Наибольшей устойчивостью обладает та его часть, которую образуют нормы культуры, в том числе ставшие правом. Набольшей изменчивостью характеризуется общественное мнение, которое благодаря современным информационным технологиям часто становится объектом манипуляций различных политических сил.
На особенности правового мышления и правосознания влияет правовая осведомленность гражданина. Нельзя сказать, что высокий уровень правовых знаний гарантирует нормальное правосознание и иммунитет от правонарушений (например, среди судей, прокуроров и ученых правоведов ничуть не меньше коррупционеров, чем среди других), но индивидуальные особенности юридическая деятельность все же накладывает. С такой точки зрения можно выделить обыденное, профессиональное и научно-теоретическое правосознание. Обыденное правосознание – самое распространенное, так как им обладают практически все граждане. У профессиональных юристов элементы обыденного правосознания также присутствуют, но доминирует все же тот тип правового мышления и сознания, который связан с их деятельностью – в сфере публичного (уголовного, административного и т.д.), или частного (гражданского, хозяйственного и т.д.) права.
Профессиональное правосознание юриста — это научно обоснованная, стройная система правовых знаний, убеждений и чувств, которыми он руководствуется в своей деятельности. Профессиональное правосознание по глубине освоения права относится к теоретическому сознанию. Оно формируется в процессе познания правовой системы общества, сущности и роли права, изучения различных юридических дисциплин, в ходе практической деятельности по реализации права. Для профессионального правосознания человека характерно усвоение правовых знаний как системы, понимание взаимосвязей различных правовых норм, представление о воздействии права на общественные отношения, на мотивы поведения личности в правовой сфере. Профессиональное правосознание юриста вместе с системой теоретических знаний об общих принципах прав, правовой жизни общества включает также определенные систематические познания в какой-либо конкретной сфере права, — например, гражданского, финансового, торгового, трудового, семейного, административного, экологического, уголовного.
Определенными особенностями обладают правосознание лиц с отклоняющимся поведением, правовые представления и чувства граждан, отбывающих наказание в местах лишения свободы, преступников-рецидивистов. Социологические исследования показывают, что в ряде случаев у человека, совершившего преступление, вместе со знанием статей уголовного кодекса соседствует нигилистическое отношение к праву, определенный настрой на нарушение закона. Так называемые «воры в законе» обладают специфической правовой психологией, что определяет авторитет в преступной среде. Теоретический и практический интерес представляет изучение условий жизни, правосознания несовершеннолетних правонарушителей, способов воздействия на их правосознание с целью преодоления нравственных дефектов, пагубных наклонностей.
Наиболее высокоразвитой формой правосознания – научным правосознанием, обладают представители юридической элиты – ученые правоведы, деятельность которых предполагает глубокие знания по истории государства и права, философским аспектам права, современным проблемам правовой политики и международных отношений.
Среди функций правосознания выделяются:
1. Познавательная - характеризует осмысление правовых явлений в общественной реальности.
2. Регулирующая - дает возможность путем сопоставления своего поведения с требованиями правовых предписаний корректировать его.
3. Функции моделирования - служит важнейшим средством формирования соответствующей модели поведения.
Некоторые ученые выделяют такую функцию правосознания, как оценочную. Однако оценка в той или иной степени всегда присутствует в процессах познания и осмысления социально-правовой действительности. Следовательно отдельно выделять ее в качестве функции правосознания не имеет особого смысла.
Правосознание оказывает активное воздействие на регулирование всего многообразия жизненных процессов в обществе и государстве, способствует консолидации граждан, всех социальных групп, поддержанию и укреплению целостности общества, порядка в нем. Здоровое правосознание общества, уважение граждан к закону являются основой крепости государства, эффективного функционирования политической и правовой систем. Правовые представления о справедливости, сознание прав и обязанностей человека, дозволений и запретов — все это воздействует на формирование мотивов и установок поведения человека в правовой сфере жизни общества, а через регулирование правового поведения личности проявляется активная роль права, правосознания.
Правовая культура
Правовая культура – исторический опыт организации жизни по определенным нормативным предписаниям, имеющим всеобщий (общеобязательный) для той или иной социальной общности характер, а также опыт отдельных людей в сфере права, влияющий на их юридически значимое поведение. Правовая культура является органической частью культуры того или иного этноса, государствообразующего народа, цивилизации. Эти социальные общности обладают своими историческими и культурными особенностями, зависящими, прежде всего, от религиозных ценностей, поэтому национальная правовая культура каждого сообщества уникальна и самобытна. Например, правовая культура русского народа связана с православным мировоззрением, а правовая культура большинства народов Северного Кавказа с исламом и шариатом. В тоже время общность исторических судеб сформировала единую, евразийскую правовую культуру российского многонационального народа.
Поскольку культура — выражение специфически человеческого способа деятельности, постольку она по своей природе нормативна; следовательно, культурные и правовые нормы могут совпадать по своему содержанию, т.е. они могут заключать в себе одни и те же правила поведения.
Обращаясь к праву, можно утверждать, что все юридические нормы суть нормы культуры, но не все нормы культуры суть юридические нормы. Осуществляемый обществом отбор культурных норм, после чего они оказываются включенными в право, производится по принципу их значимости для сохранения и функционирования социального целого. Если правило поведения, входящее в культуру, имеет значение для общества или во всяком случае связано с осуществлением общих дел, оно должно стать общеобязательным, т.е. стать правом.
Правовая культура того или иного народа или этноса развивается вместе с последним, не остается застывшей. Правовой опыт усваивается человеком с рождения, с первых шагов, когда родители обучают ребенка основам социального общежития, указывают на то что можно и запрещено, наказывают за не соблюдение запретов. Именно в детстве закладываются основы правового сознания и воспитания.
Каждый новый день существования общества сопровождается новыми конфликтами, соглашениями, противоречиями, требующими своего разрешения. И не всегда правовой опыт может дать готовое нормативное предписание как поступить в том или ином случае, как разрешить тот или иной конфликт. В таких ситуациях человек вырабатывает собственное нормативное веление, которое он считает необходимым применить. Здесь правовая культура этого человека, особенно если он занимает, например, руководящий пост и влияет на повседневную жизнь сотен людей, выступает основанием для создания новых правовых норм. Часто неосознанно руководитель в той или иной практической ситуации действует в соответствии с представлениями о праве, справедливости и правосудии, усвоенными им ранее. Их индивидуальность и уникальность, присущая только этому человеку личностная характерность, способствует появлению совершенно новых ценностей, поведенческих образов, установок. Затем, найденное им решение в случае успешного исхода входит в привычку поступать так, становится правилом, оформляется нормативно и включается в правовую культуру в качестве правотворческого или правоприменительного опыта. Таким образом, правовая культура постоянно изменяется, от поколения к поколению приобретая новые и утрачивая старые ценности, стереотипы, ориентации, смысловые аксиомы. Наиболее устойчивые элементы правовой культуры, сохраняющиеся на протяжении нескольких поколений называются правовыми традициями.
Правовые традиции русского народа сформированы на протяжении тысячелетнего периода отечественной истории и обладают совершенно уникальными особенностями, усвоенными и другими этносами, проживающими в общем для всех российском государстве. Ни европейские, ни восточные или азиатские народы не имеют такого набора разносторонних качеств правового опыта: отрицание юридического формализма соседствует с традицией послушания распоряжений авторитарного правителя; уважение к указу сильнее в нашем правосознание чем уважение к закону; суровость закона смягчается всегда традиционным милосердием и великодушием. Легитимация (признание) действующих правых норм в России зависит от авторитета правящей элиты; общественные идеалы и ценности доминируют над личными, а уважение отдается тем, кто предпочел отказаться от собственной выгоды в пользу общества; государственная служба воспринимается как форма личной жертвы на благо Родины; обостренно воспринимается социальная несправедливость и материальное неравенство; существует потребность в государственно-правовом патернализме (опеке государства) и существовании специальных институтов государства по защите субъективных прав, вызванная не умением отстаивать и бороться за собственные права и выгоды; законодательство воспринимается через призму высоких духовных идеалов, что требует закрепления в законах единых для всех ценностей правовой идеологии. Самобытность российской правовой культуры определяется, как мы уже говорили, ценностной спецификой традиционных религий, в первую очередь, православием и исламом, основные принципы которых продолжают свое существование в различных стереотипах поведения, даже не связанного с религиозными ценностями (секуляризованного).
Правовое воспитание
Само участие в правовой жизни общества оказывает воздействие на правосознание индивида, способствует усвоению им правовых знаний и навыков. Покупая хлеб в магазине, оплачивая проезд в общественном транспорте, исполняя предписания различных государственных организаций, например, военного комиссариата, молодой человек вступает в разнообразные правоотношения, реализует своими действиями множество правовых норм. Общество и государство заинтересованы в формировании социально активных и в то же время законопослушных граждан. Утверждая право как большую социальную ценность, выражение и фактор реализации свободы личности, государство способствует укреплению законности, правопорядка, общественной дисциплины. В современных кризисных условиях в российском обществе необходимо преодолеть правовой нигилизм, поразивший многих людей, воспитывать уважительное отношение к закону, сознание и чувство ответственности, непримиримость к произволу, коррупции, такому состоянию правовой системы и общественной морали, который именуют понятием «теневое право». Основами формирования здорового нравственного и правового сознания российских граждан являются социальный мир, гражданское согласие, активное сотрудничество всех общественных групп населения, повышение благосостояния народа, расширение материальных гарантий прав человека.
Любые проявления так называемого «беспредела», т.е. игнорирование права, других социальных норм, психология хищнического противоборства частных лиц, исповедующих представления о демократии по формуле «Хочу, чтобы было то, что захочу», образуют завалы на пути формирования гражданского общества, социального правового государства. Эти проявления социального зла необходимо преодолеть, и одной из важнейших составных частей всей работы по искоренению произвола, нигилизма, социальной апатии являются активные меры по правовому воспитанию граждан.
Воспитание правового сознания в органической связи с началами нравственности, патриотического сознания, любви к Родине всех граждан представляет процесс повышения культуры общества, человека, обретения им достоинства, свободы и справедливости. Если человек не любит свою страну, не уважает ее истории, не думает о будущих поколениях и потомках, бесполезно требовать от него уважения к законам этой страны. Воспитание в духе патриотизма – это воспитание, прежде всего, человека думающего о других, а не только о себе и о своей выгоде. Полицейской дубиной, системой тюрем и штрафов можно добиться, в лучшем случае, лишь видимого почитания правовых предписаний, а как только человек станет уверен в том, что его правонарушение будет не замеченным, от «уважения к закону» не останется и следа. И только внутренний контроль, нравственная самоцензура предотвратит преступление.
В духовной жизни нашего общества за последние годы возросло неприятие идей неограниченной свободы, перерастающей часто в произвол. Особо актуальными являются вопросы соотношения законности и справедливости, обязанностей и прав человека. Очевидно, что социальная справедливость, демократия, законность, права человека несовместимы с анархией, вседозволенностью, произволом. Свобода человека в ее нравственных и правовых формах означает такой вариант поведения лица, в котором реализация его здоровых, разумных и благородных интересов сочеталась бы с не только уважением прав других лиц, но и служением обществу и государству. Последние годы много говорили о свободе негативной, свободе от внешних обязательств (в обществоведении такой тип социально-политической свободы, так называемой «свободы от», считается свойственным западно-европейскому обществу), и почти не уделяли внимание свободе в традиционном для России контексте, свободе позитивной, свободе в служении людям. В нашем Отечестве свобода никогда не была самоценностью, а понималась как средство для духовного совершенствования человека, которое не может произойти без аскетического самопожертвования для других людей.
Естественно, что воспитание правосознания начинается с усвоения нравственных ценностей, норм в семье, школе, церкви, в духовном общении, в том числе и играх со сверстниками, товарищами и друзьями. Здесь закладывается нравственный фундамент, на котором формируются элементы правового сознания. В наблюдениях над жизнью, размышлениях о нормально протекающих событиях и бытовых, социальных конфликтах, связанных с нормами права, юридическими оценками, утверждаются правовые представления, взгляды, развивается правовое чувство молодых граждан.
В правовом воспитании, в его неразрывной связи с общей культурой большая роль принадлежит художественной литературе, средствам массовой информации, в том числе телевидению, радио, газетным публикациям. Воспитание правового сознания является составной частью всей культурной жизни общества, социальной функцией государства, проявляющего заботу о просвещении и воспитании подрастающего поколения. Правовое просвещение взрослых граждан также имеет воспитательное значение в развитии массового сознания общества. Воспитательная работа поднимает индивидуальное правосознание личности до понимания наиболее общих юридических принципов и требований, отвечающих интересам всего общества, государства. Воспитание в духе права, законности не ограничивается правовым просвещением, формированием позитивного отношения к закону, праву, а находит свое завершение в правовой активности личности, в ее правовой культуре.
Правовая культура личности выражается в овладении ею основами юридических знаний, в уважении к закону, праву, в сознательном соблюдении норм права, в понимании социальной, юридической ответственности, в непримиримости к правонарушениям, в борьбе с ними. Знание гражданами своих прав, свобод, а также обязанностей перед государством и обществом является составной частью правовой культуры. Правовое сознание человека включает чувство убежденности в том, что он найдет у государств, его органов помощь в защите своих прав, законных интересов, что государство справедливо требует от него выполнения возложенных обязанностей и что он равен в правах с другими гражданами, равен со всеми перед законом и судом.