Самарский край в годы великой

ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941-1945 гг.)

Поклонимся великим тем годам:

Тем славным командирам и бойцам,

И маршалам страны и рядовым,

Поклонимся и мертвым и живым -

Всем тем, которых забывать нельзя,

Поклонимся, поклонимся, друзья,

Всем миром, всем народом, всей землей,

Поклонимся за тот великий бой.

План

1. На отпор врагу.

2. Запасная столица.

3. Сталь и хлеб победы.

4. В фонд обороны.

5. Наука и народное образование.

6. Культура и искусство.

7. Ратный подвиг самарцев.

Литература

– Годы и события. Хроника (к 150-летию Самарской губернии). Том П. 1921-2000. – Самара, 2000.

– История Самарского края с древнейших времен до наших дней. XX век (1918-1998). – М., 2000.

– Куйбышевская область в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг). Документы и материалы. Куйбышев, 1966.

– Куйбышевская область в годы Великой Отечественной войны (1941-1945). Документы и материалы. – Самара, 1995.

– Здесь тыл был фронтом (1941-1945). Сборник документов и материалов. – Самара, 2000.

– Самарская область (География и история, экономика и культу­ра). Учебное пособие. – Самара, 1998.

– Синельник А.К. Градостроительная история Самарского края. – Самара, 2000.

Великая Отечественная война 1944-1945 гг. по значимости ис­торических событий, по мощи выражения национального духа и пат­риотизма, всенародному порыву и единению во имя спасения Оте­чества, по величию свершенных дел навсегда вошла в мировую ис­торию как важнейшее событие XX века.

В грандиозной борьбе с иноземным нашествием в годы Великой Отечественной войны участвовали все регионы страны, все нации и народности тогдашнего Союза ССР. В силу конкретно-историчес­кой обстановки, мощного экономического, военно-промышленного и культурного потенциала, созданного в предвоенные годы, географи­ческого и стратегического положения важная роль в достижении по­беды принадлежала Поволжью, следовательно и Самарской (в те годы Куйбышевской) области.

Особенно важную роль в разгроме врага сыграл военно-промыш­ленный комплекс Поволжья. Если до войны сердцем индустрии По­волжья являлся Сталинград, то в ходе ее стал Куйбышев (ныне Са­мара). Куйбышев военных лет и по темпам и по объему производст­ва оставил позади себя все областные центры огромного региона. Его доминирующее положение было связано с развитием авиапромыш­ленности, резким возрастанием нефтедобычи и нефтепереработки, стратегическим положением и превращением города в первый период войны во вторую столицу страны. Куйбышев стал главным арсена­лом Поволжья.

На отпор врагу

Июня 1941 года.

Грозная опасность, нависшая над нашей Родиной, вызвала не растерянность, на что рассчитывали захватчики, а беспримерный в истории патриотизм россиян.

Патриотизм волжан проявлялся прежде всего в стремлении с оружием в руках защищать свободу и независимость Родины. Только за 3 первых дня из Куйбышевской области поступило около 10 тыс. заявлений о добровольном зачислении в Красную Армию.

В июле 1941 года в области началось формирование народного ополчения, которое сыграло значительную роль в пополнении Крас­ной Армии в первые месяцы войны. На 25 августа 1941 года в на­родное ополчение только в г.Куйбышеве вступили 16842 человека. Они составили 9 полков и 3 отдельных батальона. Тысячи крестьян вступали в народное ополчение: в Шенталинском районе – 2273 че­ловека, в Майнском – 1894, Елховском – 1976, Куйбышевском -2161, Большеглушицком – 830 и т.д.

Во всех городах и селах 70 тысяч добровольцев народного ополчения несли караульную службу, охраняя мосты, дороги, кол­хозные и совхозные поля, нефтехранилища, телефонные линии. Для усиления охраны железной дороги им. В.В.Куйбышева было создано 179 дружин.

В годы войны по линии всевобуча в области было подготовлено 157106 человек, в том числе бойцов-стрелков – 124921, специа­листов (снайперов, пулеметчиков, связистов, шоферов и других) -27089, из них 6096 женщин. Осовиахим подготовил 2370 кавалеристов, 517 летчиков, 2644 водителя машин, 2120 радистов и связистов, а всего 148864 человека. По программе ПВХО было под­готовлено 1422200 человек. Так в тылу создавался резерв Крас­ной Армии.

Могучий патриотический подъем породил невиданный ранее трудо­вой героизм.

Соревнование развертывалось под лозунгами: "Все для фронта", "Все для победы над врагом!". Возникло движение двухсотников. "Работать не только за себя, но и за товарища, ушедшего на фронт", выполнять в дни войны две норма – вот смысл этого дви­жения. К апрелю 1942 года в области почетное звание двухсотни­ков носили 10297 рабочих. Ширилось движение многостаночников. Началось соревнование комсомольско-молодежных бригад за право называться фронтовыми и гвардейскими. Добиться такого звания можно было при условии систематического выполнения заданий на 150-200 процентов и более.

На место ушедших на фронт мужчин вставали женщины, подрост­ки, старики.

30 июня 1941 года образован Государственный Комитет Обороны, сосредоточивший в своих руках всю полноту власти в стране. В шестидесяти городах страны были созданы городские комитеты обо­роны, объединившие гражданскую и военную власть на местах. В состав Куйбышевского ГКО, который возглавил первый секретарь обкома партии В.Д.Никитин, вошли председатель облисполкома, начальник областного управления внутренних дел, начальник Куй­бышевского гарнизона и другие.

Велась огромная работа по размещению и пуску предприятий, эвакуированных из западных районов страны. К 1 января 1942 года в область прибыло оборудование с ряда предприятий Украины, Белоруссии, Москвы, Одессы, Ленинграда...

Трудовой героизм рабочего класса и пуск новых предприятий позволили увеличить выпуск промышленной продукции в Куйбышев­ской области в 1942 году по сравнению с 1940 годом в 5,1 раза, а по Куйбышеву – в 7,4 раза. Патриотический подъем народа, его героический труд и самоотверженность создавали условия для прев­ращения нашего края в могучий военно-промышленный арсенал.

Запасная столица

15 октября 1941 г. Государственный Комитет Обороны принял решение, учреждавшее по сути "запасную столицу" в Самаре (тогда Куйбышев).

Почему именно нашему городу суждено было стать запасной столицей? Близость к фронтам, один из важнейших в государстве железнодорожных узлов, прямое сообщение с Уралом, Сибирью, Дальним Востоком, Казахстаном и Средней Азией, центр одного из крупнейших военных округов... Ну а Волга – транспортная ма­гистраль и водная преграда, защищавшая город с Запада.

17 октября в Самару приезжает М.И.Калинин – председатель Президиума Верховного Совета СССР. Одновременно в город при­бывает маршал К.Е.Ворошилов – член ГКО, А.А.Андреев – секре­тарь ЦК ВКП(б), А.Ф.Горкин – секретарь Президиума Верховного

Севета СССР.М.В.Шкирятов – заместитель председателя Совета Народных Комиссаров СССР, Н.А.Вознесенский – председатель Госплана и другие партийные и государственные работники. В Самару были эвакуированы часть аппарата ЦК партии, ЦК ВЛКСМ, ряда наркоматов, дипломатический корпус.

Несколько позднее в Самаре обосновался Исполком Коминтерна во главе с Г.Димитровым.

Дипломатические миссии прибыли в Самару 20 октября. Очевидно в этом же поезде в тюремном вагоне били привезены и арестованные: командующий военно-воздушными силами Красной Ар­мии, Герой Советского Союза П.В.Рычагов; главный инспектор ВВС дважды Герой Советского Союза Я.В.Смушкевич; командующий про­тивовоздушной обороной СССР Герой Советского Союза Г.М.Штерн и еще 19 высших командиров Красной Армии. Через пять дней они были расстреляны в пригороде Самары...

Вместе с дипломатическим корпусом в Самару приехал и зна­чительный штат работников Наркомата иностранных дел СССР. Воз­главил всю деятельность аппарата, а также связь с иностранными миссиями по самым различным вопросам зам. наркома иностранных дел А.Я.Вышинский.

Городские власти предоставили посольствам лучшие, старинные особняки в центре, принадлежащие когда-то купцам, промышлен­никам, именитым чиновникам.

Одновременно началось строительство бункера – убежища – то есть дублирующей Ставки Верховного Главномандующего И.В. Сталина на самый крайний случай. Основные работы начались в феврале 1942 года. Они велись силами "Метростроя" и местными специалистами. Размах работ был немалым: 25 тыс. кубометров грунта, 5 тыс. кубометров уложенного бетона, тонны оборудова­ния. Объект был принят в эксплуатацию 16 декабря 1942 года. На завершающем этапе строительства оформлялись центральные поме­щения бункера: зал заседаний и комната Сталина. Площадь зала заседаний 70 кв. метров. Он защищен более чем 30-метровым слоем земли и бетона. В то время бункер считался практически неуяз­вимым.

Строительство уникального бункера началось, проходило и завершилось в глубокой тайне.

В Самаре в начальный период войны решались многие сложней­шие вопросы военно-хозяйственного, мобилизационного и внешне­политического характера. Заместителю председателя СНК Н.А.Вознесенскому поручалось представлять правительство СССР в г.Куйбышеве, руководить работой наркоматов оборонной промышлен­ности А.А.Андреев, находившийся также в Куйбышеве, наделялся полномочиями от имени ЦК партии руководить деятельностью обкомов Поволжья, Урала, Средней Азии и Сибири по вопросам организации промышленных и сельскохозяйственных заготовок.

Пребывание правительственных и партийных органов страны в Куйбышеве способствовало ускорению ввода в действие эвакуиро­ванных предприятий, перестройке работы промышленности на воен­ный лад. 7 ноября первого года войны на площади имени Куйбыше­ва парад и демонстрацию трудящихся приветствовали М.И.Калинин, К.Е.Ворошилов, Н.А.Вознесен-ский, Н.М.Шверник.

В 1941-1943 гг. за дверями посольских подъездов с разноцвет­ными флагами иностранных государств готовились многие важные документы, определявшие во многом ход и исход второй мировой войны.

Здесь же, в Самаре, при посольствах Великобритании и США были созданы военные миссии с чрезвычайными полномочиями. Они являлись координаторами в ответственном и важнейшем деле поставок Красной Армии вооружения и стратегических материалов для нашей оборонной промышленности.

Работники Наркомата иностранных дел почти ежедневно инфор­мировали Правительство о встречах, переговорах с дипломатами, о позициях по крупным стратегическим и межгосударственным во­просам и даже о мелких бытовых делах.

Вся дипломатическая переписка велась, разумеется, под грифом "Секретно". Но иные из донесений имели широкий общественный ре­зонанс.

Так, второй секретарь посольства СССР в США В.Базыкин в донесении Вышинскому в Самару сообщал следующее: 21 октября 1941 года Сергей Васильевич Рахманинов дал в Вашингтоне автор­ский концерт, прошедший с громадным успехом. Концерт состоялся в честь воюющей Красной Армии, и весь гонорар, 4 тысячи долла­ров, Рахманинов через посольство передал на медикамента для раненых.

А.Я.Вышинский, видимо, должным образом оценив случившееся, 16 января 1942 года подписал письмо на имя В.М.Молотова с пред­ложением: I) Опубликовать в прессе статью о творчестве С.В.Рахманинова; 2) Организовать письмо Рахманинову от имени лучших ис­полнителей его произведений – Оборина, Глиэра, Игумнова; 3) По­добрать изданные в России программы, афиши, пластинки с музыкой Рахманинова и дипломатической почтой отправить в США; 4) В му­зыкальный сезон 1942 года. публично исполнить несколько произве­дений Рахманинова. Молотов был – "За!" Как писал известный са­марский писатель А.Е. Павлов – "Самара стала своеобразным порогом, с какого началось возвращение высочайшего искусства композитора и музыканта Сергея Васильевича Рахманинова в Рос­сию. Навсегда".

М.И.Калинин уехал в Москву в декабре 1941 года, тотчас после разгрома под столицей немецкой армии.

Дипломатический корпус оставался в Самаре до августа 1943 года.

Сталь и хлеб победы

На пересечении двух оживленных магистралей Самары -Московского шоссе и Кировского проспекта – на высоком постаменте установлен необычный памятник – боевой самолет Ил-2. Это не ма­кет – это один из тех штурмовиков, что в годы Великой Отечест­венной войны были грозным оружием советских летчиков. Недаром же "черной смертью" называли гитлеровцы эти замечательные ма­шины. А делали их здесь, на Волге, искусные руки рабочих, ин­женеров и техников Куйбышевского авиационного завода.

Пожалуй, не было ни одной крупной операции Великой Отечест­венной войны, в которой бы не использовалась боевая техника, созданная руками рабочих Куйбышевской области. Если в целом по СССР в годы войны валовая продукция авиационной промышленности возросла в 4 раза, в Поволжье – в 5 раз.

Чрезвычайно сложной была проблема топлива. Особенно боль­шая потребность была в нефти, которая использовалась не только как топливо, но как сырье для выработки горюче-смазочных мате­риалов, крайне необходимых фронту.

В области в 1942 году было добыто черного золота в 2,7 раза больше, чем в 1940-м, и в 1,3 раза больше, чем в 1941-м. ГКО поставил перед Куйбышевским нефтекомбинатом задачу – увеличить в 1943 году добыча нефти на 60,8 процента по сравнению с пре­дыдущим годом. Задание было выполнено уже в августе. Добыча нефти в 1945 году против 1940 года увеличилась в 4,7 раза.

Но мало было добывать нефть. Ее нужно было еще перераба­тывать в авиационный бензин для самолетов, в дизельное топливо для танков, в смазочные материалы. Вот почему в рекордно короткий срок был построен Сызранский нефтеперерабатывающий завод. Пер­вый эшелон бензина, полученного на заводе, 20 июля 1942 года был направлен на. Сталинградский фронт. Более тысячи мощных танков ежесуточно заправлялись куйбышевским топливом.

В военные годы в области родилась и газовая индустрия. В 1942-1943 годах по решению правительства был построен самый крупный для того времени в стране газопровод Бугуруслан-Куйбышев. С сентября 1943 до июль 1945 года промышленные предприятия Куйбышева получили 260 миллионов кубических метров газа, что сберегло 370 тысяч тонн привозимого издалека каменного угля и высвободило 20 тысяч вагонов. За этими сухими цифрами – самоот­верженный труд нефтяников и добытчиков газа. Они внесли неоце­нимый вклад в победу над врагом.

Самоотверженно трудились работники местной промышленности. Особенно отличились в выполнении фронтовых заказов районные промкомбинаты Борского, Подбельского, Похвистневского и Камышлинского районов области.

Война вызвала колоссальную потребность в людях – для ком­плектования армии, для восполнения боевых потерь, для расши­рения военного производства и строительства различного рода сооружений. На предприятия оборонного значения были переведе­ны тысячи рабочих местной промышленности, коммунального хозяй­ства, 9 тысяч учащихся старших классов, студентов и домашних хозяек. За годы войны было мобилизовано для работы в промышлен­ности, строительстве и на транспорте 128,5 тысячи человек. В 1945 году удельный вес женщин в промышленности области со­ставлял 54,3 процента, на железнодорожном транспорте – 48, на водном транспорте – 40 процентов.

За годы войны Куйбышевская область превратилась в один из крупнейших индустриальных районов Советского Союза. В промыш­ленное и жилищное строительство было вложено 2467 миллионов рублей. Были созданы новые отрасли промышленности – нефтепере­рабатывающая, подшипниковая, автомобильная, газовая, авиацион­ная и другие. Страна получила от куйбышевцев 44,3 миллиона подшипников, 10467 станков, 400 локомобилей и т.д. В целом объ­ем промышленного производства области увеличился в 7 раз, а по г.Куйбышеву – в 11.

Героически трудилось в военные годы крестьянство. Среднее Поволжье в годы войны являлось одной из важнейших сельскохо­зяйственных баз Союза ССР. Временная потеря хлебородных рай­онов на западе, близость к фронту, превращение края в один из важнейших арсеналов страны – все это усиливало военно-эконо­мическое значение средневолжского хлеба. В годы войны на долю Куйбышевской области приходилась пятая часть зерна, произведен­ного всем Поволжьем.

За четыре года войны труженики сельского хозяйства сдали государству 97,7 тыс.т. мяса, 167.3 тыс. т молока, около 3 тыс. т шерсти, 82,4 млн. пудов зерна...

В тяжелых условиях войны, при острой нехватке рабочих рук, тракторов, сельскохозяйственных машин они своим самоотвержен­ным трудом сорвали замысел врага и обеспечили снабжение про­довольствием нашей армии и тыла.

В фонд обороны

Несокрушимое единство фронта и тыла проявились с особой силой во всенародной помощи защитникам Родины.

В первый период войны наиболее широко было развито патрио­тическое движение за создание Фонда обороны. Эта идея возникла в самой гуще народа.

Параллельно с движением по созданию Фонда обороны начался сбор средств на вооружение и боевую технику Красной Армии. В ноябре 1941 года рабочие станкозавода решили отчислить одно­дневный заработок на строительство танковой колонны и призвали всех трудящихся последовать их примеру. К 1 января 1942 года на строительство танковой колонны было собрано 6 миллионов 476 тысяч рублей. Железнодорожники построили на свои средства и отправили на фронт бронепоезд и танковую колонну "Куйбышевский железнодорожник", речники – звено гидросамолетов "Речник Сред­ней Волги". Было собрано 80,6 млн. рублей на строительство тан­ковой колонны "Куйбышевский колхозник".

В области было немало последователей саратовского колхоз­ника Ф.Головатого, купившего на свои личные средства три боевых самолета-истребителя. Так, колхозник сельхозартели имени Киро­ва Борского района М.А.Игнатов и тракторист из Похвистневского района А.И.Столяров внесли из своих трудовых сбережений по 100 тысяч рублей. "Готов сам на танке, построенном на мои средства, -писал патриот А.Столяров,– громить ненавистного врага до пол­ного уничтожения". Пионеры и школьники области собрали на строительство танковой колонны "Юный пионер" 2 миллиона 130 ты­сяч 930 рублей.

Осенью 1941 года в Среднем Поволжье развернулось широкое движение трудящихся до сбору теплых вещей для воинов Красной Армии. В короткий срок было собрано и отправлено на фронт более 1 миллиона теплых вещей и около 2 тысяч тонн праздничных подар­ков.

Не было в области такого предприятия, учреждения, колхоза, совхоза, которые не приняли бы участия в шефстве над ранеными воинами. Тысячи домохозяек, колхозниц, школьников и пионеров, ученых, педагогов были постоянными посетителями госпиталей. Они помогали и медицинским работникам в их труде, заменяли раненым родных, близких, друзей. Активно действовал областной комитет помощи раненым воинам.

Широкое распространение получило донорство. Областная станция переливания крови снабжала консервированной кровью не толь­ко местные эвакогоспитали, но и отправляла тысячи килограммов ее на фронт.

Особая забота была проявлена о детях фронтовиков. При ис­полкомах Советов работали комиссии по устройству детей, остав­шихся без родителей. Расширялась сеть детских учреждений. За годы войны, через систему детских домов прошло 12252 человека. Из героического Ленинграда было принято 3211 человек, Смолен­ской области – 1580, из других областей – 4110 человек. 1907 детей были устроены в порядке патронирования и усыновления. Каждый детский дом имел своего шефа. Молодежные организации об­ласти в течение одного года собрали в фонд помощи детям фрон­товиков 5 миллионов рублей, 55 тысяч пар обуви, 5 тысяч пар белья, и эвакуированным детям – 32 тысячи теплых вещей.

Люди фронта и тыла жили единой, жизнью. Единая цель была у них – победить фашизм.

Наши рекомендации