Постоянное (бессрочное) пользование землей (ТИТУЛ)
Ст. 268, 269 ГК РФ.
С принятием ЗК земельные участки предоставляются в постоянное бессрочное пользование гос. и муниц. учреждениям, органам гос. власти и МСУ. Гражданам участки в постоянное бессрочное пользование не предоставляются, но это право за ними, как и временно за ЮЛ, сохраняется и граждане могут приобрести их в собственность однократно и бесплатно.
Собственность на землю - государственная или муниципальная.
Субъекты – ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАТЕЛИ (ФЛ и ЮЛ). Распоряжаться землей они не могут, только владеть и пользоваться. С 2001 года получить землю на этом титуле могут только ЮЛ, а ФЛ могут пользоваться, если получила до 2001 года.
На этом праве в в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки могут получить исключительно ЮЛ:
1) органам гос. власти и органам МСУ;
2) государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным);
3) казенным предприятиям;
4) центрам исторического наследия президентов РФ, прекративших исполнение своих полномочий.
Иные ЮЛ обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность (за плату)! Срок прошел – июль 2015 года. Исключения: ЮЛ, у которых на земельном участке имеются линейные объекты (срок – январь 2016 года).
Основания возникновения права постоянного (бессрочного) пользования землей - ст. 39.1 ЗК: решение органа гос.власти или МСУ
Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования землей - ст. 45 ЗК:
- отказ (процедура отказа в статье 53 ЗК) - это единственная мера добровольного характера;
- изъятие для государственных и муниципальных служб (порядок - статья 55 ЗК);
- реквизиция (порядок - статья 51 ЗК) - это временное явление и отличается существенно от конфискации, возможность вернуть земельный участок (либо, если это невозможно - процедура реквизиции);
- конфискация (изъятие в случае преступлений);
- изъятие за правонарушения (ст. 45 ЗК и ст. 54 ЗК).
Аренда земли (ТИТУЛ).
Регулируются такие отношения ЗК и ГК.
Основания возникновения: договор аренды (на определенный или неопределенный срок). По истечению срока арендатор имеет преимущественное право на заключение нового договора.
Стороны:
арендодатель (собственник земельного участка) и
арендатор (любой гражданин и любое ЮЛ).
Объект договора аренды: земельный участок, не изъятый из гражданского оборота (п. 2 ст. 22 ЗК).
Основные условия использования земельного участка определяются в договоре, который заключается обычно письменно и подлежит государственной регистрации, если срок аренды больше одного года.
Арендодателями так же могут быть несовершеннолетние наследники, при этом в
аренду земельный участок сдают опекуны до достижения несовершеннолетнего совершеннолетия. Земли, находящиеся в общей собственности, могут быть сданы в аренду только с согласия всех со-собственников. Договор заключается со всеми участниками, либо с одним по доверенности от других со-собственников.
При аренде земельного участка, находящиеся в гос. либо муниц. собственности на срок аренды более 5-ти лет арендатор земельного участка имеет право передавать свои права и обязанности третьему лицу.
Договор аренды по общему правилу является срочным (по ЗК).
Сроки бывают договорные (по договору аренды) и законные (по ЗК – например, не более 1 года для проведения изыскательских работ; срок аренды для земель сельхозназначения; для земельных участков лесного фонда - 49 лет максимум).
Размер арендной платы: существенное условие этого договора (п. 3 ст. 65 ЗК).
Основания взимания арендной платы:
- На основании кадастровой стоимости
- На основании конкурса-аукциона
- В соответствии со ставками арендной платы и методическими указаниями
- На основании рыночной стоимости.
Общие начала для государственных и муниципальных земель установлены Постановлением Правительства РФ от 16.06.09 N 582 «Об основных принципах арендной платы…»:
- принцип экономической обоснованности – арендная плата устанавливается в размере, соотв. доходности земельного участка с учетом категории земель, гос. регулирования тарифов на товары и субсидий организациям, осуществляющим деятельность на зем.участке
- принцип предсказуемости расчета размера арендной платы – определяется порядок расчета в НПА органов гос. власти и органов местного самоуправления, возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя;
- принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы – предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости;
- принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки – размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков;
- принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога;
- принцип запрета необоснованных предпочтений – порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, принадлежащие соответствующему публично-правовому образованию и отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
Основания прекращения аренды земельного участка (ст. 46 ЗК) в порядке, презусмотренном ГК, а также по инициативе арендодателя по след основаниям (п. 2 ст. 46 отсылает к п. 2 ст. 45 ЗК): при ненадлежащем использовании ЗУ и при изъятии ЗУ для гос и мун нужд (искл при изъятии: период полевых с/х работ.