Бедность и нищета как социальные явления. Социальная защита малообеспеченных слоев

Бедность и нищета как социальные явления. Виды бедности: абсолютная, относительная, первичная, вторичная. Факторы, влияющие на уровень бедности в обществе (пол, возраст, состав семьи, уровень образования, уровень социальной мобильности и др.).

Основные принципы и направления социальной поддержки бедных. Основные виды и направления социальной защиты бедных и малообеспеченных. Профессиональное нищенство как социальный феномен. «Бомж» как социальное явление. Содержание социальной работы с людьми без определенного места жительства.

Ответ:

Бедность – категория, отражающая абсолютный (на основе прожиточного минимума) или относительный (как отставания от достигнутого в обществе стандарта потребления) уровень удовлетворения минимальных жизненных стандартов. Бедность выступает как один из важных соц. индикаторов.

Бедность – состояние, не позволяющее человеку или социально-демографической группе обеспечивать свои основные потребности. Как правило, является результатом несоответствия необходимых расходов и доходов, обеспечивающих прожиточный минимум.

Факторы, влияющие на уровень бедности в обществе: пол, возраст, состав семьи, уровень образования, уровень социальной мобильности и др.

В последнее время вызывают серьезную озабоченность проблемы, связанные с появлением в России значительного числа лиц без определенного места жительства, не имеющих постоянных средств к существованию, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством.

Существование в России бомжей рассматривается ныне как сложное соц. явление, требующее многостороннего вмешательства со стороны государства и органов управления.

К этой категории граждан относятся:

1) Лица с психической патологией и больные алкоголизмом или наркоманией, не желающие лечиться, потерявшие связь с семьей и вынужденные скитаться ; жертвы мошенничества с жильем.

2) Бывшие осужденные, утратившие соц. связи и не имевшие возможности реализовать конституционное право на жилище в связи с продажей жилья родственниками или его потерей, вследствие их смерти; нежелание родственников совместно проживать.

3) Лица, уклоняющиеся от исполнения возложенных судом обязанностей или совершившие преступление и вынужденные скрываться.

4) Лица, выселенные по решению суда с занимаемой или служебной жилплощади вследствие прекращения трудовых отношений с предприятием, предоставившим жилую площадь.

5) Беженцы, вынужденные переселенцы, незаконно въехавшие в РФ из др. стран.

6) Дети, убегающие от родителей, из воспитательных учреждений и домов- интернатов.

Причины бездомности и бродяжничества:

1. падение уровня жизни населения и развития неблагополучных отношений в семье.

2. Утрата жилья.

3. Недостаточно эффективная работа правоохранительных органов, органов СЗ, служб занятости, миграционных служб с лицами бомж.

4. Увеличение числа лиц, злоупотребляющих алкоголем, наркотиками.

5. Несовершенство законодательства РФ.

6. Прозрачность границ России.

7. Наличие локальных войн на территории России.

8. Ухудшение соц.-экономического положения в стране.

9. Нежелание определенного слоя населения трудиться и вести нормальный образ жизни и др.

Среди взрослых бомжей больше мужчин, чем женщин; возраст от 30 до 50 лет; более 90% из них трудоспособны.

Источниками существования для представителей этой категории является: милостыня, воровство, помощь благотворительных организаций и эпизодические заработки (сбор и сдача пустой стеклотары, погрузка/разгрузка, мытье вагонов в отстойниках и т.п.).

Бомжи живут на чердаках, в подвалах, в квартирах заброшенных домов, под линиями теплотрасс и в канализационных колодцах, на вокзалах. Весь образ жизни бомжей направлен на борьбу за существование. Отличительные особенности лиц бомж: отсутствие жилья, прописки, документов, родственников (субъективно) и определенной жизненной цели, перспектив, внешний вид и специфический запах.

Каждый десятый бомж-ребенок (либо сбежавший из семьи алкоголиков, или воспитательного учреждения, либо ребенок родителя-бомжа, который не знает другого образа жизни). Часто они живут целыми колониями на вокзалах, некоторые рискуют существовать самостоятельно. Они попадают под «патронаж» взрослых, вовлекающих несовершеннолетних в преступный мир или занятия проституцией.

Типичные заболевания бомжей: туберкулез, педикулез (вши), дифтерия, чесотка, желудочно-кишечные, кожные, венерические и др. заразные заболевания. Зонами санитарного эпидемиологического риска становятся практически все места, посещаемые бомжами, главным образом – вокзалы, рынки, общественный транспорт, и т.п. Все это может привести к вспышкам сыпного тифа и массовому распространению туберкулеза и др. заболеваний среди населения страны.

Бомжи – это огромный пласт так называемой «латентной преступности» (деяния, о которых милиция никогда, ничего не узнает).

ОРГАНИЗАЦИЯ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ СР С лицами бомж:

В соответствии с указом Президента РФ «О мерах по предупреждению бродяжничества и попрошайничества» в целях оказания социальной, медицинской и иной помощи лицам бомж, а также обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и укрепления общественного порядка, Федеральному Правительству и органам исполнительной власти в регионах, получена реорганизация приемников-распределителей ОВД для лиц, задержанных за бродяжничество и попрошайничество, в центры социальной реабилитации.

ОВД – выявление лиц, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством, и их задержание, доставление в центры соц. реабилитации и установление личности задержанных.

Органы здравоохранения – проведение мед. освидетельствования бомжей и направление их на лечение.

Федеральная служба занятости – трудоустройство бомжей и определение выплаты по безработице.

Органы соц. защиты – направление лиц бомж в учреждения СЗ, а также определение оснований и порядка выплаты пенсий.

Правительство РФ своим постановлением «О мерах по развитию сети учреждений социальной помощи для лиц, оказавшихся в экстремальных условиях без определенного места жительства и занятий» (1995) поддержало инициативу органов СЗ населения о создании системы соц. защиты для лиц бомж, включающей в себя дома ночного пребывания, соц. приюты, соц. гостиницы, соц. центры и др.

В ряде регионов России администрациями и органами СЗ населения сформированы и реализуются программы соц. поддержки и помощи бездомным, в т.ч. путем организации для них бесплатного питания, выдачи одежды и оказания финансовой поддержки.

Сейчас в РФ сложились 4 типа соц. учреждений, оказывающих помощь лицам бомж:

1. Дома ночного пребывания: бесплатный ночлег, оказывается мед. помощь, проводится санитарная обработка, выдаются талоны на бесплатное питание; присутствует пост милиции – для обеспечения общественного порядка.

2. Дома-интернаты для престарелых и инвалидов – медико-соц. учреждения для проживания граждан, нуждающихся в постороннем уходе, в бытовой и мед. помощи, из числа освобожденных из мест лишения свободы, а также лиц бомж и занятий, направляемых на организацию СЗ. Цель – решить соц.-быт. проблемы лиц бомж и восстановить утраченные соц. связи с обществом.

3. Центры соц. адаптации: трудоустройство способных лиц, освобожденных из мест лишения свободы, снятых с учета ОВД и задержанных за бродяжничество. Решают вопросы бытового и психологического характера, оказывают помощь в трудоустройстве. Бомжи проживают в общежитиях центра (до 6 месяцев) – решение различных правовых вопросов, восстановление утраченных соц. связей.

4. Социальные приюты (гостиницы): 10 суток проживания, получение необходимых консультаций по вопросам бытового, трудового устройства, пенсионного обеспечения, оказания медицинской помощи, получение бесплатных горячих обедов, постельных принадлежностей и предметов культурно-бытового назначения (в период проживания).

Благотворительные организации также участвуют в оказании помощи лицам бомж: «Ночлежка», «Врачи без границ», «Армия спасения» и др.

Международная неправительственная ассоциация «Врачи без границ» (Бельгия) оказывают социальную и первичную мед. помощь бомжам возле вокзалов (в Москве), где функционируют передвижные автобусы-амбулатории. Врачи проводят мед. осмотр, диагностику и лечение заболеваний, не требующих госпитализации; выдают лекарства и проводят перевязку гнойных ран и язв; ассоциация помогает бомжам в восстановлении документов, проводит консультации по социальным, правовым, бытовым и медицинским вопросам.

Работа целевого благотворительного фонда «Ночлежка»: получение талонов на бесплатное питание; организована соц. столовая, где 600 человек ежедневно получают горячие обеды, работает юрист и психолог; нуждающиеся направляются в санитарный пропускник; получают одежду. В учреждениях здравоохранения общественные организации стали главным инициатором создания социальных столовых для лиц бомж. Можно пообедать без талонов – в столовой благотворительного общества (Христианского милосердия в Москве).

Вывод: проблема лиц бомж остается одной из самых острых, в рамках которой не решен целый комплекс не только социальных, но и организацией технологических вопросов. Не определен статус лиц бомж, отсутствует государственная система их учета.

Содержание социальной работы с военнослужащими и гражданами, уволенными с военной службы

Исторические аспекты социальной работы с военнослужащими и гражданами, уволенными с военной службы. Социальные проблемы военнослужащих и членов их семей. Социально-правовой статус различных категорий военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Специфика, принципы, функции и основные направления социальной работы с военнослужащими. Правовые основы социальной защиты военнослужащих и членов их семей. Основные права и социальные льготы военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Технологии социальной работы с различными категориями военнослужащих и гражданами, уволенными с военной службы в Российской Федерации. Общественные организации военнослужащих, основные направления их деятельности.

Ответ:

Военная служба - особый вид государственной службы, заключающиеся в исполнении гражданами установленной законами воинской обязанности в составе Вооруженных Сил РФ или других войск. Военная служба является наиболее активной формой реализации долга и обязанности каждого гражданина по защите Отечества.

Гражданин, проходящий военную службу, является военнослужащим и имеет правовое положение, определяемое законом.

Федеральный закон «О статусе военнослужащих» содержит статьи о гарантиях правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Для военнослужащих настоящим Федеральным законом устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы.

Правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, льгот, гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации.

Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает:

реализацию их прав, льгот, гарантий и компенсаций органами государственной власти, органами военного управления и органами местного самоуправления;

совершенствование механизмов и институтов социальной защиты указанных лиц;

охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе.

По своему содержанию социальная работа с военнослужащими включает:

изучение и прогнозирование развития социальных процессов в воинских коллективах и районах дислокации воинских частей;

выработку, принятие и реализацию исполнения управленческих решений по осуществлению социальной защиты военнослужащих;

организацию и проведение правового воспитания различных категорий военнослужащих;

обеспечение индивидуальной помощи различным категориям военнослужащих в целях разрешения конкретных социально-правовых проблем;

обучение командиров, других должностных лиц правовым основам служебной деятельности по осуществлению социальной защиты подчиненных;

рассмотрение и разрешение жалоб и заявлений военнослужащих и членов их семей;

взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления, общественными объединениями по вопросам социальной защиты военнослужащих и членов их семей.

Различаются в зависимости от характера и глубины их социальных проблем, что в значительной степени определяется принадлежностью к призывному или контрактному контингенту, определенному составу военнослужащих, длительностью их пребывания на военной службе и уволенных в запас. Цели социальной работы в самом общем виде заключаются в том, чтобы восстановить физические и психические силы военнослужащих, скорректировать их личностные установки.

Социальная работа с военнослужащими осуществляется как непосредственно в условиях Вооруженных Сил, так и в обществе в целом.

Военнослужащие, подлежащие скорому увольнению с военной службы, а также недавно уволенные испытывают социальный и психологический кризис, глубина которого зависит от длительности их пребывания на военной службе, возраста, особенностей характера, вынужденного или добровольного увольнения с военной службы, степени решенности их социальных проблем.

Непредсказуемость и стохастичность отношений, характерные для гражданских лиц, противоречат четкости и определенности военной службы; навыки директивного обращения с людьми не всегда оказываются применимыми в гражданских условиях. Кроме того, многие военнослужащие не могут найти применение своим способностям в условиях рыночных отношений, адаптироваться к этим отношениям. Специфическими задачами социального работника в Вооруженных Силах являются обучение и переобучение уволенных военнослужащих и их жен гражданским профессиям, пользующимся спросом на рынке труда, правильная психологическая ориентация и коррекция ожиданий, подготовка к неизбежному изменению образа жизни. Важную роль играет социально-педагогическая помощь детям военнослужащих, проведение педагогической коррекции с целью ликвидации трудностей в обучении, устранения воспитательных дефектов, социальной реадаптации детей и подростков, имеющих проблемы. Немалый воспитательный потенциал имеет система детских военно-спортивных лагерей, клубов и кружков, помогающая возродить у подростков представление о высоком социальном статусе воинской службы, уважение к труду родителей. Технологии психологического тренинга, психотерапии и психокоррекции наиболее распространены в работе с большими группами людей, к которым, безусловно, относятся и военнослужащие, в том числе и уволенные в запас. Стимуляция положительных психологических реакций и подавление или сглаживание негативных реакций необходимы в условиях постоянного и вынужденного общения с другими людьми. Нужно учить людей смягчать отрицательные черты своего характера, практиковать аттрактивное (привлекающее) общение, которое нейтрализует возможную агрессию со стороны окружающих, разрешать проблемы на до-конфликтной стадии. При помощи аутотренинга военнослужащие могут научиться управлять своими эмоциями, самовосстанавливаться после сильных нагрузок и при увольнении в запас. Проведение такой работы возможно также в форме групповой терапии, т. е. в форме создания групп самопомощи и взаимоподдержки. Определенный вклад в улучшение положения военнослужащих и их семей могут внести социально-экономическая работа, организация самопомощи и взаимопомощи семей военнослужащих, развитие элементов малого производства, кооперативных форм труда. Организаторы социальной работы могут выполнять функции консультантов и менеджеров, посредников в контактах ассоциации и объединений жен военнослужащих с органами социальной защиты населения, медицинскими учреждениями, другими органами и учреждениями. Для смягчения напряженности в семьях военнослужащих, предотвращения конфликтов или кризисных ситуаций большое значение имеет развитие специальной системы семейного консультирования и семейной терапии. В случаях проживания вдали от больших городов наличие такой службы будет единственной.

Екатеринбургский Комитет солдатских матерей (Региональное общественное движение «Союз Комитетов солдатских матерей Свердловской области». Защита прав призывников, солдат срочной службы, военнослужащих и членов их семей. Общественная Правозащитная Приемная (ОПП) при Екатеринбургском обществе «Мемориал». Защита прав призывников и военнослужащих срочной службы; Реализация призывниками права на Альтернативную Гражданскую Службу (АГС).

Наши рекомендации