Классификация хозяйственных организаций
К хозяйственным организациям относятся:
- юридические лица всех форм, кроме общественных и религиозных организаций), в том числе общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, потребительские кооперативы и т. д.
- неюридические лица всех форм, в том числе подразделения организаций, организации на базе индивидуальной трудовой деятельности и т. д.
Хозяйственные организации могут иметь следующие формысобственности:
- государственную,
- муниципальную,
- общественную,
- арендную.
- частную,
- групповую,
- смешанные формы собственности.
Примером хозяйственной организации со смешанной формой собственности являются акционерные общества, в которых государство имеет только часть ее акций, а остальные принадлежат частным лицам – юридическим и физическим.
Хозяйственные организации разделяются на 4 группы:
- микро,
- малые,
- средние,
- крупные.
Критериями такого разделения могут служить:
- численность персонала,
- стоимость имущественного комплекса,
- значение выпускаемой продукции,
- доля занимаемого рынка в соответствующем секторе.
К малому предприятию могут быть отнесены хозяйственные организации, удовлетворяющие следующим критериям:
- доля уставного капитала, принадлежащая его учредителям, не являющимся субъектами малого предприятия, не должна превышать 25% от уставного капитала. (Этот критерий позволяет отличить малые предприятия от дочерних.)
- значение среднесписочной численности работников не должно превышать (без совместителей и договорников) следующих пределов (таблица 9).
Таблица 9 - Ограничение среднесписочного числа работников
Сфера деятельности малого предприятия | Предельные значения среднесписочной численности работников |
Промышленность, строительство, транспорт | |
Сельское хозяйство, инновационная деятельность | |
Наука и научное обслуживание, розничная торговля, общественное питание, бытовое обслуживание | |
Оптовая торговля, остальные отрасли и другие виды деятельности |
Хозяйственные организации с численностью, существенно меньшей, чем у малых предприятий, относят к микроорганизациям, например, аудиторская фирма с численностью персонала шесть человек.
Крупные предприятия – определяют экономическую и техническую мощь страны. В целях сомосохранения тяготеют к интеграции в международном масштабе. В результате чего теряют национальную привязку и могут действовать в ущерб национальным экономическим интересам.
Помимо общественно-правовых аспектов, отношения к собственности и величины персонала хозяйственные организации классифицируются по следующим признакам:
------по времени действия:
- срочные (в регистрационных документах указывается, на какой срок создана организация);
- бессрочные.
-------по сезону активного действия:
- летние,
- зимние и т. п.
Этот статус дает возможность организации набирать персонал на определенный циклический срок.
---------по масштабу производства:
- единичное производство;
- серийное производство;
- массовое производство.
----------по специализации производства:
- специализированное производство;
- универсальное производство.
-----------по номенкоатуре выпуска продукции:
- монономенклатурное производство;
- многономенклатурное производство.
Организационно правовые формы хозяйственных предприятий представлены на рисунке 7.
![]() |
Рисунок 7 - Организационно-правовые формы хозяйственных организаций
Тема 6 Организация и управление
1.Природа и сущность управления организацией как сложной системой.
2. Структура элементов управления организацией, принципы формирования функционального типового звена управления.
3.Самоорганизация и самоуправление.
4.Организованность и управляемость.
На эффективность функционирования любой организации огромное влияние оказывает система управления. Система управления – это достаточно сложный элемент организации. Включает в себя субъект управления, объект управления, управляющее воздействие.
В её составе СУ можно выделить 4 подсистемы по функциональному признаку:
Эти 2 подсистемы образуют содержание управленческой деятельности | ||
Методология управления | В её составе выделяют: законы (закон функционирования организации) закономерности; принципы организации; методы управления организацией; цели функционирования; технология управления; стадии управления | |
Сам процесс управления | Подготовка, разработка управленческих решений; реализация управленческих решений; информационные связи | |
Эти 2 подсистемы образуют механизм управления | ||
Структура управления | Структура организации (по функциональным и др.признакам); схема характера связей внутри организации (горизонтальные и вертикальные) | |
Техника управления | Т.е. технические средства, которые применяются в управленческом процессе в современных условиях |
Система управления одновременно и статична (стабильна), и в то же время подвижна (изменчива).
В составе этих 4-х подсистем и в составе каждой подсистемы можно выделить более консервативные и более динамичные элементы (закон – самый консервативный, чтобы его изменить, нужно изменить характер многих факторов).
Система управления должна постоянно совершенствоваться.
В составе этих подсистем ведущую роль выполняют 1 и 2 подсистемы. Управленческая деятельность проявляется в выполнении управленческих функций.
Управленческая функция – это совокупность однородных управленческих действий. В ТО выделяют 3 группы управленческих функций. Эти группы отражают 3 уровня управления:
1. Производственные функции – это функции, которые выполняют работники первичного звена деятельности любой организации (рабочие). В ТО они называются специалисты.
2. Функция управления производственными функциями – среднее звено (бригадир, нач. цеха, мастер). В ТО их называют менеджеры.
3. Управление управленческой деятельностью, т.е. они регулируют, координируют деятельность менеджеров – высший уровень. В ТО – руководители.
Работники каждого уровня выполняют соответствующие функции. Функция – это одна из основных составляющих управленческого процесса на любом её уровне, т.к. в функции отражено само содержание управления. Функция как элемент тоже имеет своё строение, структуру, т.е. это не последняя неделимая составляющая. В её составе выделяют: процедуры и операции. Они имеют свои свойства и инструменты измерения этих свойств.
Выделяют 3 параметра функции:
Трудоёмкость (функций, процедур, операций) | - измеряется в единицах времени (часы/дни, часы, минуты) | |
Сложность (функций, процедур, операций) | - 4 уровня сложности (высший, средний, нижний, нулевой). Критерии этих уровней: нижний – отражает наиболее простой характер процедур операций (технические функции); средний – функции логического характера; высший – функции содержат элемент творчества. Требования этих уровней отражены в нормативных документах | |
Стоимость (функций, процедур, операций) | - это параметр, в котором отражен объём затрат на выполнение затрат всех видов ресурсов, которые могут быть выражены в денежной форме - ЗП |
В ТО используется соответствующая классификация функций. Любая классификация имеет практическую направленность (полезность), классификация функций используется для построения формирования состава и структуры организации (формирование отдельных подразделений, их состав, количество и соотношение).
В соответствии с этой классификацией выделяют 2 группы функций:
- конкретные функции управления
- общие функции управления
Каждая группа состоит из подгрупп однородных функций:
Конкретные функции | - управление производством | |
- управление финансами | ||
- управление оплатой труда | ||
- управление трудом | ||
- управление маркетингом | ||
- управление техническим развитием | ||
- управление техникой безопасности | ||
- управление охраной окружающей среды | ||
- управление качеством… и т.д. | ||
Общие функции | - организация | |
- планирование | ||
- контроль | ||
- мотивация | ||
- регулирование | ||
- прогнозирование… и т.д. |
Эти функции называются общими, потому что они присутствуют в составе любой конкретной функции, и они определяют и образуют состав этих конкретных функций, т.е. например, управление производством, но её реализация посредством функций.
В любой организации выполнение функций всех видов (т.е. сам управленческий процесс) – это регламентированная управленческая работа, т.е. она осуществляется на основе соответствующих нормативных документов, правил. Но параллельно с регламентированными действиями имеют место и нерегламентированные, т.е. осуществляемые не на основе правил, норм. Это и есть самоорганизация, самоуправление, т.е. в условиях самоорганизации субъекты и объекты организации совпадают. Организационно управленческие действия осуществляются самостоятельно организацией как системой либо отдельными её частями, или отдельными работниками.
Самоуправление не очень заметно, но всегда присутствует в любой организации, в различных пропорциях с регламентированным управлением.
В условиях рыночных отношений роль самоуправления значительно повысилась, т.к. рыночный механизм по своей природе предусматривает более высокую самостоятельность.
Следует иметь в виду, что роль и доля самоуправления может зависеть от отраслевого фактора (есть отрасли – благоприятные для проявления самоуправления, а есть - неблагоприятные). В определённых ситуациях самоуправление оказывается более эффективным.
В ТО различают следующие основные формы самоорганизации:
1) самообучение
2) самовоспитание
3) самообразование
4) самоконтроль
5) изобретательская и рационализаторская деятельность
Самообучение и самообразование – относится как к организации в целом, так и к каждому работнику. Формирование поколений знаний, т.е. формирование таких параметров, которые были бы максимально адекватны современным требованиям. Осуществляется через учебные заведения, либо через индивидуальное самообразование. В современных рыночных условиях роль самообразования возрастает, т.к. имеет место быстрое устаревание знаний. В современных условиях всё более остро стоит проблема квалификации. Самообразование – более гибкое понятие, чем образование в учебных заведениях.
Самовоспитание – устранение отклонений, которые возникли в поведении организации, отдельных работников, в сравнении с нормативными ориентирами. Цель самовоспитания организации – формирование устойчивого максимально положительного имиджа организации.
Самоконтроль – форма самоорганизации, направленная на выявление резервов, повышения эффективности управленческой деятельности на всех уровнях управления. Особенно значима роль самоконтроля в условиях, когда в деятельности организации возникают серьёзные отклонения. Содержание: самоанализ, самооценка, самоотчёт.
Изобретательская и рационализаторская деятельность – особая значимость этой формы в сравнении с другими проявляется в том, что изобретательство и рационализаторская деятельность в наименьшей степени может быть управляема посредством регламентированных управленческих действий. Эта деятельность – творческая, и требует максимально полной самостоятельности. Значимость этой формы всегда очень велика, а в условиях НТП – повышается.
Самоуправление – это автономное функционирование системы. Самоуправление осуществляется на основе определённых принципов:
-Принцип вторичности – организация не может в полном объёме самоуправляться и ведущую роль всегда выполняет регламентированное управление, т.к. деятельность любой организации направлена на удовлетворение общественных потребностей и поэтому государство создаёт соответствующие нормативные правила. Для того, чтобы рыночный механизм постоянно функционировал, предприятия должны выполнять определённые правила.
- Принцип оптимальной пропорции между регламентированным управлением и самоуправлением – в каждой организации, в каждый конкретный период соотношения между этими видами управления могут быть разными.
- Принцип мягкой регламентации самоуправления – хотя самоуправление по природе – значит самостоятельность, все-таки необходима определённая регламентация, но она должна быть минимальной (создание благоприятных условий; установление направлений изобретательской деятельности).