Консервативное течение
Возникшее в начале столетия общественное движение после разгрома восстания декабристов почти прекратилось. Как писал А.И. Герцен "... развитие было прервано, всё передовое, энергичное вычеркнуто из жизни". Оживление наступает на рубеже 30-40-х гг., а к началу 60-х г. достаточно четко определяются такие течения и направления, как официальная правительственная идеология, либеральная и революционная.
Главным вопросом политической борьбы был вопрос о крепостном праве. Три этих направления сталкивались в отношении к крепостному праву и его проявлениям. Первое отражало интересы, настроения и взгляды реакционной части крепостников-помещиков, отстаивающих нерушимость самодержавно-крепостнических порядков. Второе — интересы нарождающейся буржуазии и той части помещиков, хозяйство которых было связано с рынком. Третье — интересы и требования широких масс крестьянства и других слоев общества, выступающих за отмену феодально-крепостнических порядков.
Правительственное течение в пореформенный период можно назвать дворянско-консервативным, т.к. его социальной опорой были помещики и государственные чиновники, стремящиеся сохранить и крепостной строй, и неограниченную монархию. Консерватизм (фр. охранять) означает приверженность к старым отжившим порядкам, старому строю. Если говорить о данном общественном движении, то это реакционное течение, отстаивающее устои полукрепостнического строя, привилегированное положение помещиков.
У истоков дворянско-консервативного течения страны стоит историк и писатель Н.М. Карамзин. В его записке "О древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях", написанной для императора Александра I в 1811 г., обосновывается необходимость для России самодержавной формы правления и незыблемость феодально-крепостнических порядков. В 1830 г., когда Николаю I потребовалось идеологическое обоснование его курса, С.С. Уваров (с 1833 г. министр просвещения) превратил концепцию великого историка в программу-лозунг, знаменитую триаду «православие, самодержавие, народность», т.н. теорию официальной народности. Прочесть ее можно было по-разному, акцентируя внимание на том или ином слагаемом. Но консерваторы утверждали единство самодержавия, православия и народа. Либералы, которые не возражали против лозунга правительства, в отличие от Уварова, делавшего ударение на слове "самодержавие", концентрировали внимание на понятии "народность".
Дворянство, которое занимало господствующее положение в стране и опиралось на мощь государственного аппарата, было самым сильным и организованным. Дворянские собрания, действующие как органы сословного самоуправления в каждом уезде и губернии, обладали большой властью даже после реформы 1861 г. Они могли опираться на поддержку правительства и государственные структуры: официальную печать, церковь, школу и т.д. А командование армии, полиции, государственный аппарат возглавлялись, как правило, выходцами из помещиков.
В то же время под влиянием курса Александра II на либеральные реформы в среде консервативных сил появились либерально-монархические идеи. Правительственный либерализм был направлен на достижение компромисса с другими слоями общества и предотвращение развития революционных событий.
Идейное обоснование либерализма было дано в теории постепенности реформ и мирного разрешения общественных проблем известным историком К.Д. Кавелиным. Часть либерально настроенных государственных чиновников и дворян, недовольных реформой 1861 г., выступала за ограничение монархии и создание дворянской конституции и русского парламента. В 1863 г. идея представительной власти (парламента), поддержанная великим князем Константином Николаевичем, выдвигается министром внутренних дел П.А. Валуевым. В конце царствования Александра II под руководством министра внутренних дел М.Т. Лорис-Меликова разрабатывался проект "русской конституции". Она была одобрена царем, но довести реформы до логического конца Александр II не смог.
Идеологи неограниченного самодержавия в своих контраргументах не отличались ни новизной, ни многообразием. В 1860-1870 гг. М.Н. Катков, называвший себя "сторожевым псом самодержавия", в каждом номере "Московских ведомостей" обрушивался на университетский устав 1863 г. как конституционный режим в самодержавном государстве, на присяжных заседателей как судебную республику внутри монархии.
Убийство Александра II и приход к власти Александра III положили конец либеральному курсу. Вместе с оберпрокурором Священного синода К.Л. Победоносцевым Каткову удается провести на ключевые посты угодных реакционерам людей. Д.А. Толстой, И.Д. Делянов, Н.В. Муравьев, Е.М. Феоктистов стали министрами иностранных дел, народного просвещения, юстиции, главной цензуры. Вскоре провозглашается царский манифест "О незыблемости самодержавия". Министры-реформаторы были сняты со своих постов. Начался период контрреформ, объявленный Александром III. Консервативные силы в среде дворянства окрепли, однако это не помогло самодержавию найти выход из той кризисной ситуации, в которую оно попало, не вооружило его новыми идеями и тактическими ходами.
Поддерживаемое всей мощью государственной машины, дворянство вплоть до революции 1905-1907гг. не нуждалось ни в каких политических организациях, в том числе и партиях. Манифест 17 октября 1905 г. и легализация политических партий способствовали созданию монархических партий и объединению их в правительственный лагерь. Таким образом, правительственное или дворянско-консервативное течение в пореформенный период вплоть до начала XX в. прошло определенные этапы. До 1881 г. оно ориентируется на ограничение самодержавия и создание российской конституции. Правительственный либерализм выступает за умеренные буржуазные реформы при сохранении самодержавия и помещичьего землевладения. После убийства Александра II крепнут консервативные силы, реформаторы уходят в отставку.
Либеральное течение
Отдельные исторические периоды ставили перед российским обществом не только вопросы содержания преобразований, но и методов их проведения. Наряду с идеями революционной нетерпимости, готовности революционеров на самопожертвование во имя свободы и равенства появляется течение, которое выдвигает либеральные идеи. Либерализм по своему содержанию является буржуазным политическим и идеологическим течением, выражавшим интересы буржуазии в период смены феодального строя капиталистическим, ликвидации крепостнических порядков и абсолютной монархии. Либералы требовали ограничения власти монарха парламентом, введения конституции и демократических свобод. Отсюда происходит название "либерализм" (лат. касающийся свободы), означающее требование свобод, свободный.
Первые либеральные течения, сформировавшие умеренно-оппозиционный лагерь, появляются в России в начале 1840-х гг. Журнальные баталии между западниками и славянофилами начались после публикации в 1836 г. в журнале "Телескоп" Н.И. Надеждина первого философского письма П.Я. Чаадаева. В нем интереснейший мыслитель России попытался проанализировать исторический путь, пройденный нашей страной, и заглянуть в ее будущее. Рассматривая историческое развитие России, П.Я. Чаадаев делал крайне пессимистические выводы о будущем страны. "Телескоп" был закрыт, редактор журнала сослан, цензор, пропустивший публикацию, отстранен от должности. П.Я. Чаадаев официально объявлен "умалишенным" и за ним был установлен "медико-полицейский надзор". Крайне отрицательно отозвался о статье Николай I, что, собственно, и повлекло за собой все эти меры, к тому же в течение нескольких лет на дом к Чаадаеву являлись врачебные и полицейские чины для свидетельствования его "умственного состояния".
Передовая Россия оценивала "Философские письма" неоднозначно. Осуждалось его негативное отношение к прошлому России и неверие в будущее. Вокруг философско-политологических проблем, поднятых в письмах, развернулись дискуссии западников, положившие начало двум течениям общественной мысли России: западников и славянофилов. Оба течения не считали положение России безнадежным и настаивали провести два мероприятия: отменить крепостное право и изменить формы правления страной. Однако методы решения этих проблем предлагались различные. Западники во главе с Т.Н. Грановским, К.Д. Кавелиным, Б.Н. Чичериным отстаивали европейский вариант развития России. Это означало превращение ее в буржуазную республику или конституционную монархию. Славянофилы, куда входили братья К.С. и И.С. Аксаковы, С.Т. Аксаков, Ю.Ф. Самарин, А.И. Кошелев, Ф.В. Чижов и др., возглавляемые А.С. Хомяковым, братьями И.В. и П.В. Киреевскими, отстаивали возвращение к традиционным русским государственным порядкам, измененным Петром I. По мнению славянофилов, эти порядки могли бы вывести страну из кризиса. Главным устоем народной жизни они считали общину (мир), которая была даже не столько школой жизни, сколько традиционной структурой, учившей и заставлявшей крестьян жить в соответствии с христианскими нормами.
Правительство Николая I с особым пристрастием относилось именно к славянофилам, оставляя западников несколько в тени. Они слишком прямо ставили вопрос о соответствии существующей монархии народному духу и исторической традиции, выдвигая при этом конституционный, по сути, лозунг: "Сила власти — царю, сила мнения — народу".
В конце концов представители обоих течений пытались отыскать пути для постепенного перерождения дворянства и феодально-зависимого крестьянства в буржуазные классы, а абсолютной монархии — в правовое капиталистическое государство.
В первые годы правления Александра II либеральный лагерь оказался перед необходимостью более активных действий. Русские либералы обосновали систему взглядов, где главным для гражданина считалось участие в политической жизни страны, поддержка правительственных реформ, но при этом сохранение независимости и свободы действий. Более того, критикуя царизм за деспотизм и непоследовательность, они полагали, что в стране нет другой политической силы, которая способна провести реформы мирным путем, не допуская новой пугачевщины.
В среде молодых дворян, либерально-демократической интеллигенции появляются кружки. Однако в 60-х — первой половине 70-х гг. либерализм, прежде всего, был распространен в земских учреждениях, носил вполне легальный характер. Можно сказать, что эти годы были временем строительства либерального движения, периодом осознания собственной значимости, поиска своего места среди общественных сил страны. Один из основателей российского либерализма историк К.Д. Кавелин, профессор Московского университета, так определил свое видение проблемы: "Не тот народ имеет будущее, который умеет храбро умирать в битвах, на виселицах и каторге, а тот, кто умеет переродиться и вынести реформу". В этом смысле российский либерализм отличался от европейского тем, что оставался не столько оппозицией его величеству, сколько оппозицией его величества. Думается, что либералы, как и крестьянство, тоже болели царистскими иллюзиями. В их глазах Трон, Зимний дворец представляли собой нечто отдельное от государственного аппарата, и они надеялись оторвать императора от окружающей его бюрократии и сделать своим союзником.
В середине 70-х гг. под влиянием упорного нежелания царского правительства завершить реформы и развертывания революционного движения усилилось и либеральное движение. Земцы стали требовать созыва Земского собора, реформы Государственного совета и включения в него представителей губернских земских собраний, ликвидации привилегий дворянства, закрепления демократических свобод. В связи с участием в земском движении разночинной интеллигенции - адвокатов, врачей, учителей, агрономов - либерализм радикализируется и становится оппозиционной силой. Такие видные земские деятели, как Д.И. Шаховский, Ф.И. Родичев, П.А. Долгоруков и некоторые другие проводили тайные съезды и собрания земцев. Став на путь нелегальной деятельности, они пытались сплотить либеральные силы, чтобы довести реформы до логического конца – конституционной монархии. Иногда либералы задумывали крупные самостоятельные акции, но до логического завершения они не доводились из-за сопротивления властей. Так, в начале 1880 г. либеральные газеты попытались начать кампанию в защиту конституционного проекта М.Т. Лорис-Меликова, но она была запрещена министром внутренних дел, т.е. самим же Лорис-Меликовым.
Убийство Александра II и установление реакционных порядков резко снизило в стране размах либерального движения, но уничтожить оппозицию не смогло. Александр III, взявший курс на искоренение земств, в изданном в 1890 г. "Положении о губернских и земских учреждениях" повысил роль губернаторов в борьбе за укрепление монархии. В 1892 г. новое городское положение существенно снизило число избирателей городской думы.
На рубеже XIX и XX веков в либеральное движение вступают многие представители интеллигенции, которая лучше других понимала необходимость капиталистических перемен в экономических отношениях и политическом устройстве страны. Либеральная интеллигенция использовала нелегальные методы борьбы с самодержавием широко: создавались запрещенные кружки и печатные органы.
Земские либералы, состоящие в основном из дворян, стали терять свои позиции. На политическую арену выходит буржуазный либерализм. В либеральное движение приходит будущий лидер кадетской партии П.Н. Милюков. К движению примыкает группа "легальных марксистов" во главе с П.Б. Струве, ранее сотрудничавшая с социал-демократами, бывшие народники Н.А. Каблуков, А.И. Чупров. В 1902 г. в Германии стал издаваться нелегальный журнал "Освобождение" тиражом в 9-10 тысяч экземпляров, который редактировал П.Б. Струве. В 1903 г. радикально настроенные деятели создают "Союз земцев-конституционалистов", а в 1904 г. буржуазная интеллигенция и радикально настроенные земцы образуют "Союз освобождения".
Несмотря на серьезные попытки, массовым либеральное движение не стало. Объединиться в прочный оппозиционный блок с демократическими силами либералы также не смогли, т.к. их разделяло слишком многое. Друг от друга их отталкивала и социалистическая идея, и тактика террора, и споры по поводу государственного устройства будущей России. Не захотела воспользоваться поддержкой своих нечиновных единомышленников и либеральная бюрократия. В результате знания и политический потенциал либерального течения в России второй половины XIX в. оказались невостребованными.
Общественное недовольство, лишенное легальных форм проявления, все чаще и активнее прорывалось в виде выступлений революционеров.