Способы маркировки продукции знаком соответствия
Знак соответствия – зарегистрированный в установленном по-
рядке знак, которым по правилам, установленным в данной системе сер-
тификации, подтверждается соответствие маркированной им продукции
установленным требованиям.
В правилах применения знака соответствия указаны способы мар-
кировки, к числу которых относятся:
•клеймение готового изделия, упаковочной единицы, оформлен-
ной сопроводительной документацией, знаком соответствия с помощью
специального клейма;
•нанесение на продукцию, ее тару (упаковку) и оформляемую
сопроводительную документацию плоского или рельефного изображе-
ния знака соответствия в ходе технологического процесса изготовления
с помощью специализированной технологической оснастки;
•применение комплектующих изделий, упаковочных материалов
и бланков сопроводительной документации с нанесенными на них изоб-
ражениями знака соответствия;
•прикрепление специально изготовленных носителей знака соот-
ветствия (ярлыков, этикеток, самоклеящихся лент и т. п.).
Применением может являться также использование знака соответ-
ствия в рекламе, печатных изданиях, на официальных бланках и вывес-
ках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках, изготовле-
ние этого знака или технических средств для его воспроизведения, иное
введение в хозяйственный оборот.
Маркирование продукции знаком соответствия могут осуще-
ствлять только лица, уполномоченные на это держателем сертификата
соответствия или декларантом. Держатель сертификата соответ-
ствия – это организация или индивидуальный предприниматель, на чьё
имя выдан сертификат соответствия. Декларант – изготовитель (прода-
вец), принявший декларацию о соответствии и зарегистрировавший её в
установленном порядке.
Орган по сертификации контролирует правильность использова-
ния сертификатов и знаков соответствия. В случаях неправильных ссы-
лок на систему сертификации или вводящих в заблуждение случаев
применения сертификатов и знаков соответствия, выявленных в рекла-
ме, каталогах, на сайте Интернета и т. п., орган предпринимает соответ-
ствующие меры. К таким мерам относят проведение держателем серти-
фиката корректирующих действий, отмену действия сертификата, пуб-
ликацию о допущенных нарушениях или иные правовые действия, соот-
ветствующие действующему законодательству.
Понятие и сущность обязательной сертификации.
Обязательная сертификация – действие органов по сертифика-
ции, доказывающее, что идентифицированная продукция соответству-
ет обязательным требованиям стандартов, технических регламентов.
Обязательная сертификация является формой государственного
контроля за безопасностью продукции, поэтому она осуществляется
лишь в случаях, предусмотренных законодательными актами РФ.
В ст. 7 закона ≪О защите прав потребителей≫ сказано, что перечни
товаров, подлежащих обязательной сертификации, устанавливаются
Правительством РФ. На основании этих перечней Ростехрегулирование
РФ разрабатывает и вводит Номенклатуру продукции и услуг, в отноше-
нии которых предусмотрено обязательное подтверждение соответствия.
Номенклатура– это перечень продукции и услуг с кодами в соответ-
ствии с общероссийскими классификаторами.
Добровольная сертификация проводится в соответствии с за-
коном «О техническом регулировании» по инициативе заявителя
(изготовитель, продавец, исполнитель) в целях подтверждения соот-
ветствия продукции или услуги национальным стандартам, стан-
дартам организаций, системам добровольной сертификации.
Добровольная сертификация проводится на условиях договора
между заявителем и органом по сертификации. Продукция или услуги,
прошедшие обязательную сертификацию, могут проверяться в рамках
добровольной сертификации на требования, дополняющие обязатель-
ные. Сравнительная характеристика обязательной и добровольной сер-
тификаций представлена в табл. 3.
Например, при анализе молочной продукции могут быть проверены
ее оздоровительные для организма человека эффекты или, при проверке
компьютеров, наличие благоприятного биологического воздействия на че-
ловека, которое они, согласно рекламе, оказывают на человека.
На 2005 г. в России зарегистрировано 249 систем добровольной
сертификации. Из них некоторые системы относятся к продукции, неко-
торые к услугам или персоналу, а некоторые системы носят комплекс-
ный характер, так какотносятся и к услугам, и к продукции.
Примеры систем добровольной сертификации в РФ:
– Система стоимостной оценки автотранспортных средств СЕР-
ТОЦАТ, разработанная Министерством автомобильного транспорта РФ;
– Система сертификации санаторно-оздоровительных услуг, раз-
работанная Центром сертификации Центрального региона;
– Система сертификации экологического агропроизводства (Эко-
Нива), разработанная АОЗТ ≪ЭкоНива≫, и т. д.