Социально-экономические последствия катастрофы на Чернобыльской АЭС. Классификация земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению

Переросшая в катастрофу глобального масштаба, авария на Чернобыльской АЭС является самой тяжёлой и трагической из всех 26 происшедших к тому времени (26 апреля 1986 г.) подобных аварий в мире. На долю Республики Беларусь пришлось около 70% загрязнённой радионуклидами территории Европейской части бывшего СССР. Под радиацией оказалось 23% территории республики, где до переселения проживало свыше 2,2 млн человек, было расположено 53 города и около 4 тыс. иных населённых пунктов. Наибольшему загрязнению территория республики подверглась цезием-137 с уровнем более 1 Ки/км2 (37 кБк/м2) – 46,5 тыс. км2. Вследствие выпадения большого количества радиоактивных долгоживущих элементов из сельскохозяйственного оборота минимум на 30 лет выбыло 265 тыс. га сельхозугодий. Радиационное загрязнение лесных фитоценозов выявлено на 25% лесного фонда страны, где в течение многих десятилетий невозможно обычное ведение лесного хозяйства и многоцелевое использование леса.

После аварии на ЧАЭС природные процессы и экологические связи в Беларуси, Украине и России, других регионах, пострадавших от катастрофы, оказались нарушенными настолько глубоко, что в данном планетарном регионе, по существу, создана объективная угроза как для потери равновесия и устойчивости биосферы, так и для развития цивилизации в целом. Наряду с экологическим взрывом, вызванным негативными последствиями антропогенных воздействий, чернобыльская катастрофа может явиться основной причиной не только региональной, но и глобальной деградации жизненных качеств биосферы.

Кроме того, в результате антропогенного воздействия на подвергшихся радиоактивному загрязнению территориях сформировались сложные специфические комплексы экологических проблем. Около 12% земель Беларуси (2,5 млн га), прилегающих к городам, крупным промышленным регионам, железным дорогам и автомагистралям, подвергаются постоянному загрязняющему воздействию токсическими веществами. Значительные земельные площади загрязняются минеральными удобрениями и пестицидами из-за нарушения технологий их использования. По состоянию естественной репродуктивной способности компонентов природной среды и масштабам современного уровня воздействия на них в республике остались незначительные площади для дальнейшего расширения населённых мест, размещения промышленных комплексов, транспортных и инженерных коммуникаций. Экологическая ёмкость перегружена на 25% территории республики и нуждается в едином природоохранном режиме, а также требуется ужесточение нормативов выбросов вредных веществ в биосферу.

Экологическое и биологическое воздействие последствий чернобыльской катастрофы на человека и окружающую среду поставило человеческую цивилизацию в исключительно сложное социально-политическое, экономическое и психологическое положение, связанное с необходимостью решения неведомых ранее глобальных задач планетарного масштаба, затрагивающих все стороны общественной жизни, экономики, культуры и права. Последствия чернобыльской трагедии прямо или косвенно отразились на судьбах целого ряда государств, народов, природных экосистем и будут сказываться длительный период на будущих поколениях людей.

В результате катастрофы сформировался новый социально-политический и биохимический регион – Чернобыльская провинция, характеризующийся повышенным содержанием радионуклидов в верхней зоне геологической среды, в сообществах и особях животного мира.

Правовой режим территорий Республики Беларусь, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате чернобыльской катастрофы, устанавливает Закон Республики Беларусь от 12 ноября 1991 г. «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС» (с измен. и дополн.) [Ведомости Верховн. Совета Респ. Беларусь. – 1991. – № 35. – Ст. 622; Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2010. – № 6. – 2/1648]. Закон направлен на снижение радиационного воздействия на население и экологические системы, на проведение природовосстановительных и защитных мероприятий, на рациональное использование природного, хозяйственного и научного потенциала этих территорий. Закон регулирует режим территорий радиоактивного загрязнения, условия проживания, осуществление хозяйственной, научно-исследовательской и другой деятельности на этих территориях.

Территория радиоактивного загрязнения – это часть территории Республики Беларусь, на которой в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС возникло долговременное загрязнение окружающей среды радиоактивными веществами с плотностью загрязнения почв радионуклидами цезия-137 либо стронция-90 или плутония-238, 239, 240 соответственно 1,0; 0,15; 0,01 Ки/км2 и более, а также иные территории, на которых среднегодовая эффективная доза облучения населения может превысить (над естественным и техногенным фоном) 1,0 мЗв в год, и территории, на которых невозможно получить продукцию, содержание радионуклидов в которой не превышает республиканских допустимых уровней.

При классификации территорий и зон радиоактивного загрязнения в соответствии со статьёй 2 Закона «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС» приняты следующие критерии:

• возможность проживания населения (величина среднегодовой эффективной дозы облучения населения);

• уровень радиоактивного загрязнения территории (плотность загрязнения почв радионуклидами);

• возможность получения продукции, содержание радионуклидов в которой не превышает республиканских допустимых уровней (сельскохозяйственной, лесохозяйственной, торфа, вод и других видов продукции и сырья).

В зависимости от плотности загрязнения почв радионуклидами и степени воздействия (величины эффективной дозы) радиации на население территории в соответствии с указанным Законом подразделяются на пять зон:

1) зона эвакуации (отчуждения) – территория вокруг Чернобыльской АЭС, с которой в 1986 г. в соответствии с существовавшими нормами радиационной безопасности было эвакуировано население (30-километровая зона и территория, с которой проведено дополнительное отселение в связи с плотностью загрязнения почв стронцием-90 выше 3 Ки/км2 и плутонием-238, 239, 240 – выше 0,1 Ки/км2);

2) зона первоочередного отселения – территория с плотностью загрязнения почв цезием-137 от 40 Ки/км2 либо стронцием-90 или плутонием-238, 239, 240 соответственно 3,0; 0,1 Ки/км2 и более;

3) зона последующего отселения – территория с плотностью загрязнения почв цезием-137 от 15 до 40 Ки/км2 либо стронцием-90 от 2 до 3 Ки/км2 или плутонием-238, 239, 240 от 0,05 до 0,1 Ки/км2, на которых среднегодовая эффективная доза облучения населения может превысить (над естественным и техногенным фоном) 5 мЗв в год, и другие территории с меньшей плотностью загрязнения вышеуказанными радионуклидами, где среднегодовая эффективная доза облучения населения может превысить 5 мЗв в год;

4) зона с правом на отселение – территория с плотностью загрязнения почв цезием-137 от 5 до 15 Ки/км2 либо стронцием-90 от 0,5 до 2 Ки/км2 или плутонием-238, 239, 240 от 0,02 до 0,05 Ки/км2, на которых среднегодовая эффективная доза облучения населения может превысить (над естественным и техногенным фоном) 1 мЗв в год, и другие территории с меньшей плотностью загрязнения вышеуказанными радионуклидами, где среднегодовая эффективная доза облучения населения может превысить 1 мЗв в год;

5) зона проживания с периодическим радиационным контролем – территория с плотностью загрязнения почв цезием-137 от 1 до 5 Ки/км2 либо стронцием-90 от 0,15 до 0,5 Ки/км2, либо плутонием-238, 239, 240 от 0,01 до 0,02 Ки/км2, где среднегодовая эффективная доза облучения населения не должна превышать 1 мЗв в год.

Дополнительные критерии по определению границ указанных зон в зависимости от степени загрязнения территории другими долгоживущими радионуклидами, включая дочерние изотопы (с учётом их суммарного воздействия и других факторов), устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь.

Перечень населённых пунктов и других объектов, находящихся в данных зонах, составляет в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учётом других факторов и пересматривает Совет Министров Республики Беларусь не реже одного раза в пять лет.

В соответствии со статьёй 5 Закона Республики Беларусь «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС» радиационно опасными признаются земли, расположенные на территориях радиоактивного загрязнения, на которых не обеспечивается производство продукции, соответствующей республиканским допустимым уровням содержания радионуклидов или межгосударственным экономическим соглашениям. Данные земли в зависимости от плотности загрязнения почв радионуклидами и степени воздействия радиации на человека исключаются из хозяйственного пользования либо на них вводятся ограничения хозяйственной деятельности.

Радиационно опасные земли, которые в установленном порядке исключаются из хозяйственного пользования ввиду непригодности их использования по основному целевому назначению, выделяются как земли отчуждения и могут быть изъяты в установленном порядке у собственников земельных участков, землевладельцев и землепользователей. На указанных землях могут проводиться научно-исследовательские работы, работы по локализации и утилизации радиоактивных отходов и другие виды работ, определённые Советом Министров Республики Беларусь или международными договорами.

Радиационно опасные земли, не отнесённые к землям отчуждения, переводятся в разряд земель ограниченного хозяйственного использования. На них допускается хозяйственная деятельность в порядке и на условиях, установленных Законом Республики Беларусь «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС» и другими нормативными правовыми актами.

Порядок отнесения земель к категории радиационно опасных и перевода их в разряд земель отчуждения либо ограниченного хозяйственного пользования устанавливается Советом Министров Республики Беларусь. Границы радиационно опасных земель устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учётом других факторов и периодически пересматриваются Советом Министров Республики Беларусь.

Учёт радиационно опасных земель по зонам, составление планово-картографических материалов, ведение земельного кадастра обеспечиваются уполномоченными на то республиканскими органами государственного управления.

Исключение земель из категории радиационно опасных и перевод их в хозяйственное пользование в соответствии с основным целевым назначением, исключение земель из разряда земель отчуждения и перевод их в разряд земель ограниченного хозяйственного пользования производятся по решению Совета Министров Республики Беларусь после их комплексного обследования и экспертных заключений.

Наши рекомендации