Нация как совокупность граждан одного государства
С понятием государства непосредственным образом связано понятие нации. Практически все исследователи феномен нации усматривают прежде всего в совокупности (общности) людей, проживающей на определенной территории. Однако предметом расхождений в понимании нации составляют вопросы о социокультурной природе данной совокупности людей, и является ли она политическим, т.е. государственно-организованным, сообществом, а значит, и субъектом политических отношений.
Одни исследователи нацией считают естественное, объективно существующее сообщество людей, обладающих общей идентичностью. В основе такой идентичности может быть общность происхождения, языка, истории, культуры или просто общность занимаемой территории. Нация в этом случае рассматривается как «коллективный индивид (или тело), обладающее базовыми потребностями, самосознанием, общей волей и способное на единое и целенаправленное коллективное действие. Одной из таких потребностей является обеспечение условий для своего сохранения и развития» [3]. При этом считается, что нация может быть государственно организованным сообществом, но может и не быть таковым. Тем не менее, необходимым признаком нации рассматривается явное стремление территориальной общности к автономии и самоорганизации в форме отдельного государства.
Другие исследователи полагают, что между нацией и государством существует неразрывная взаимосвязь: в качестве нации признается только политически организованное сообщество людей. В данном случае нация понимается как совокупность всех граждан одного государства как политического сообщества [4]. При таком подходе понятие «нация» охватывает все территориальное сообщество, т.е. народ, независимо от происхождения, языка, цвета кожи, обычаев, религиозных убеждений составляющих его людей. При этом считается, что только организационно-правовое самооформление территориальной группы людей в виде государства делает ее способной на коллективное действие и, следовательно, превращает ее в подлинный субъект политики. Иными словами, нацией признается государственно организованное сообщество людей. В данном случае процесс его социокультурной (например, языковой) гомогенизации приобретает целенаправленный характер и многократно усиливается под организующим началом институтов государства. Такую группу людей называют также гражданской или политической нацией [5]. Нетрудно видеть, что при таком подходе понятия государства и нации совпадают. Отсюда и название «Организация Объединенных Наций», хотя ее членами являются государства.
В отечественном обществоведении в воззрениях на нацию вплоть до недавнего времени господствовал первый из упомянутых подходов. Он был использован И.В. Сталиным (1879— 1953) в работе «Марксизм и национальный вопрос» (1913). Согласно ему для того чтобы какая-нибудь группа людей могла называться нацией, она должна обладать четырьмя неразрывно связанными между собой чертами: «Нация есть исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры» [6].
Как видно, данное определение умалчивает об организационных аспектах бытия нации, т.е. исходит из того, что она не обязательно должна быть организована как политическое сообщество. Такое определение нации близко к тому, что ныне исследователи называют этносом (греч.— народ, племя) или этической общностью: исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая единым языком, общими четами культуры и психологического склада, а также сознанием своего единства и отличия от окружающих их других подобных общностей [7].
Очевидно, что проживающая на определенной территории культурно отличительная группа людей, как бы кто ее ни называл — этнос, народ или нация — не является социальным субъектом, если она не имеет собственных организационных структур. Поэтому вполне обоснованным является тот факт, что в мировом правоведении и в юридических академических словарях слово «этнос» отсутствует, а термин «нация» употребляется в значении государственно организованного, т.е. обладающего субъектностью, сообщества людей. В этом значении термин «нация» будет употребляться и в данном учебном пособии.
Нация-государство
Взаимосвязь понятий «государство» и «нация» позволяет соединить их в одно понятие: в некоторых источниках оно конструируется в словосочетание «нация-государство», в других — «государство-нация». Оба они являются синонимами понятия «национальное государство», однако порядок расположения слов в словосочетаниях все же указывает на некоторое различие в понимании исследователями самого процесса образования национальных государств. В первом случае (нация-государство) считается, что государство является результатом самоопределения исторически сложившейся социокультурной общности (нации) в политическое сообщество, во втором (государство-нация) — нация рассматривается результатом целенаправленной осознанной деятельности того или иного субъекта. В качестве таких продуцирующих нацию субъектов считаются либо интеллектуальная, элита, либо институты государства. Например, видный английский антрополог и политолог Эрнест Геллнер (1925— 1995) утверждает, что основным формирующим нацию субъектом является государство как таковое. Только твердо признав устанавливаемые им «определенные общие права и обязанности по отношению друг к другу», «группы людей становятся нацией» [8].
В отечественной и в западноевропейской литературе понятие «нация-государство» употребляется как полное тождество, понятия «национальное государство». Оба они отражают тот факт, что исходной предпосылкой образования современных государств в Европе являлась культурная (языковая и/или религиозная) гомогенизация проживающей на определенной территории группы людей, что вело к ее осознанию себя особой общностью — нацией и последующему самоопределению в качестве политического сообщества, получившего название национального государства [9]. Превращение относительно гамогенной (однородной) в каком-либо отношении территориальной группы в суверенный субъект политики или, проще говоря, в нацию-государство, знаменует собой рождение государства современного типа, пришедшего на смену средневековым феодальным, династическим и религиозным политическим образованиям. Данная форма самоорганизации территориальной группы людей в качестве политического субъекта первоначально возникла, повторяем, в Европе, а затем утвердилась и в других регионах мира. Политические и административные институты наций-государств устанавливаются, как правило, конституциями, законами и иными правовыми актами.
Следствием утверждения нации-государства как формы политического сообщества стало формирование современной системы международных отношений. В основе системы лежит принцип национального, или государственного, суверенитета и потому ее принято определять как нациоцентристскую, или же государственноцентристскую международную систему. За точку отсчета ее истории принимается завершение тридцатилетней войны в Европе и заключение Вестфальского мирного договора (1648), который закрепил статус национального государства как суверенного субъекта международных отношений. Это не только серьезно видоизменило политическую карту Европы (распад Священной Римской империи на ряд наций-государств), но и привело к изменению межгосударственных отношений. От ничем, кроме воли монарха, не мотивированных связей национальные государства стали переходить к упорядоченным отношениям друг с другом на основе появления у них целого комплекса осознанных интересов.