Функции политической идеологии

Роль идеологий как инструмента коллективного действия в политике и обществен­ной жизни реализуется посредством вы­полнения ими ряда важных и совершенно необходимых для жиз­недеятельности их носителей конкретных функций. Среди ис­следователей наблюдается некоторый разброс мнений относи­тельно количества таких функций — перечисляется от двух до де­сяти и более — и их названий. Такие расхождения обусловлены степенью детализации аналитиками самого процесса, в ходе ко­торого реализуется предназначение идеологий. Однако практи­чески всеми в качестве основных указываются познавательно-ориентационная, прагматическая и мобилизационная функции.

Познавательно-ориентационная функция выражается в том, что любая идеология, хотя и является «ложным сознанием», все же стремится дать своим носителям определенное представле­ние о существующей социальной действительности, так или иначе объяснить происходящие в ней процессы и, возможно, выявить тенденции их развития. Эти представления, независи­мо от степени их объективности, позволяют социальным субъ­ектам ориентироваться в событиях общественно-политической жизни, определять свое место в них и ставить перед собой оп­ределенные цели и задачи. В данном своем аспекте идеологии имеют сходство с научными теориями и даже стремятся опи­раться на них. Однако «аргументы» идеологий, если их так мож­но назвать, носят тенденциозный характер, тесно связаны с во­лей и устремлениями носителей данной системы воззрений. Поэтому предлагаемая в идеологиях интерпретация социаль­ной действительности всегда носит искаженный характер, что, тем не менее, отвечает интересам их носителей.

В некоторых публикациях просматривается стремление их авторов к отождествлению идеологии и науки. В частности, ес­ли ими и не отрицается сам феномен идеологии, то проводится мысль о том, что идеология представляет собой систему теоре­тического знания об обществе и что она должна «базироваться на научно обоснованных положениях» [32]. Такое пожелание, безусловно, следует расценивать как благое, но оно вряд ли мо­жет быть реализовано когда-либо в полной мере. Согласно К. Марксу, только в бесклассовом обществе место идеологии будет полностью замещено позитивной наукой. Но и тогда по­знание существующей социальной действительности будет не­полным и, следовательно, управление бесклассовым обще­ством также не будет абсолютно научным. Кроме того, формули­рование общественных целей и обоснование необходимых дей­ствий людей по их достижению всегда будет уделом не одних только ученых. «Эмпирическая наука, — отмечал М. Вебер, — ни­кого не может научить тому, что он должен делать, она указыва­ет только на то, что он может, а при известных обстоятельствах на то, что он хочет совершить» [33]. Стало быть, формулирова­ние целей деятельности людей и обоснование путей их реализа­ции остается и еще долго будет оставаться уделом политиков, идеологов, групп людей и их объединений, а не только ученых. Идеология, таким образом, не менее нужна людям, чем наука, поскольку им приходится формулировать и принимать решения и постоянно меняющихся условиях по самым разнообразным вопросам своей социальной жизни.

Прагматическая, или оправдывающая, функция — главная функция идеологии. Она выражается в том, что по своей при­роде как социального феномена идеологии призваны либо за­щищать существующий социальный порядок, либо обосновывать необходимость внесения в него определенных, вплоть до кардинальных, изменений с целью его приспособления к инте­ресам определенных групп людей. Название данной функции — прагматическая — происходит от греческого слова, ко­торое означает «дело, действие». Прагматическая установка со­циального субъекта ориентирована на решение встающих перед ним практических проблем исходя исключительно из соображе­ний выгоды, целесообразности. При этом оправдываются, при­знаются правильными только такие решения и поступки, кото­рые приносят реальную пользу действующему субъекту. Иными словами, идеологии оправдывают ту или иную политическую практику. Эта функция идеологий имеет более важное значение для социальных субъектов, чем познавательная их функция. Познание и интерпретация существующей социальной действи­тельности в идеологических конструкциях, в сущности своей, подчинены эффективному обоснованию интересов различных групп людей, практически значимых целей и действий по их до­стижению. Поэтому идеологии стремятся не столько к научной объективности, сколько к оправданию сформулированных целей и избранных действий по их реализации.

Необходимость поиска мотивов, оправдывающих деятель­ность субъектов политических отношений, вытекает главным образом из нравственных потребностей людей. Политические идеологии позволяют избежать чувства вины, которое может овладеть людьми, совершающими определенные политические действия. Поэтому все идейно-политические учения и доктри­ны апеллируют к ценностям общества, они пытаются предста­вить соответствующие политические установки и действия объ­ективно направленными на реализацию принятых в обществе ценностей. Политическое действие в таком случае предстает не как произвольное выражение интересов определенных соци­альных субъектов, а как реализация общепринятых нравствен­ных, этических, религиозных и т.п. принципов. Благодаря тако­го рода оправдательным мотивам люди действуют с чувством уверенности в том, что они преследуют благородные обще­ственные цели, а сами они - лишь орудие достижения этих це­лей [34]. Из сказанного следует, что не только несомненно бла­гие действия, но и самые тяжелые преступления могут пред­ставляться тем, кто их совершает, как простое выполнение общественно значимых целей. История полна такого рода при­мерами.

Мобилизационная функция политической идеологии, кото­рая не менее значима ее оправдывающей функции, выражается в побуждении людей к действию, к реализации обоснованных в идеологии социальных идей, ценностей и целей. Основное на­значение идеологии быть средством укрепления или, наоборот, изменения существующей социально-политической действи­тельности, быть руководством к коллективному действию. На­мечая общие направления общественного развития, формули­руя цели и задачи социальной деятельности, а также в некото­рой степени прогнозируя будущую картину общества, идеоло­гии сплачивают людей вокруг своих лозунгов, не оставляют их равнодушными к происходящим социально-политическим процессам, порождают у них стремление оказывать влияние на события собственными действиями.

Функции политической идеологии могут быть расчленены на ряд еще более узких по своему содержанию функций. Пе­речень таких частных функций может быть различным. Одна­ко все они служат главным образом задачам обеспечения ори­ентации социального субъекта в происходящих процессах, выражения его интересов и устремлений, обоснования путей и средств их достижения, а также мобилизации носителей данной идеологии на реализацию сформулированной в ней программы деятельности.

Наши рекомендации