Государственный (политический) режим
Государственный (политический) режим – это система методов осуществления политической, государственной власти, используемая стоящей у власти социальной группой.
Истории известны различные политические режимы: просвещенный абсолютизм, бонапартизм, марионеточный, полицейский и многие другие. Зачастую под определением режима понимают деспотизм, тиранию, абсолютизм и т. д. Эти понятия в большей степени отражают форму правления, хотя эти явления взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Государственный (политический) режим складывается под воздействием многих факторов как объективных, так и субъективных.
Объективные факторы:
- характер экономики (плановая, рыночная, регулируемая);
- уровень развития общества;
- тип государства;
- соотношение социально-классовых сил в обществе;
- исторические традиции;
- особенности национальной психологии.
Субъективные факторы:
- уровень образования, политической и правовой культуры населения;
- особенности правящей элиты;
- «дух» и «воля» народа.
Политический режим обусловливает уровень гарантированности демократических прав и политических свобод личности, степень соответствия конституционных норм политическим реалиям, характер отношения властных структур к правовым основам государственной и общественной жизни. В самом общем виде понятие «политический режим» включает в себя:
- степень участия народа в процессе формирования политической власти, а также сами способы такого формирования;
- гарантированность прав и свобод личности;
- соотношение прав и свобод человека и гражданина с полномочиями государства в лице его органов и должностных лиц;
- правами и обязанностями государства;
- характеристику реальных механизмов осуществления власти в обществе;
- степень гласности в обществе и прозрачности государственной политики;
- отношения между законодательной, исполнительной и судебной властями;
- место и роль негосударственных структур в политической системе общества;
- политическое и юридическое положение в обществе силовых структур;
- меру идеологического плюрализма.
Можно выделить два основных метода осуществления государственной власти:
- метод политического либерализма, имеющий целью развитие демократии, обеспечение основных прав и свобод граждан;
- метод насилия, основанный на отказе от демократических принципов.
В зависимости от преобладания того или иного метода в процессе осуществления государственной власти можно выделить два вида государственного (политического) режима:
- демократический;
- антидемократический.
Основные черты демократического режима:
- закрепление и реальное существование широкого спектра политических и социальных прав и свобод граждан, их гарантированность государством, учет, по возможности интересов меньшинства;
- наличие эффективной избирательной системы;
- формирование правового государства и гражданского общества;
- реальное осуществление принципа разделения властей;
- ответственность власти перед народом;
- законодательное закрепление прав и свобод личности и гарантий их обеспечения;
- наличие эффективных механизмов обеспечения воздействия населения на характер и содержание государственной власти;
- наличие и существование многопартийной политической системы, политического плюрализма и конкурентной борьбы за власть между различными политическими силами;
- обеспечение контроля общества над силовыми структурами.
Условно можно выделить два вида демократических режимов:
- либерально-демократический;
- консервативно-демократический.
Либерально-демократический режим характеризуется тем, что приоритет отдается широким свободам во всех сферах общественной жизни. Роль государства сводится к защите прав, свобод и собственности граждан. Для его осуществления необходим высокий уровень политической и правовой культуры населения.
Консервативно-демократические режимы в большей степени опираются на политические традиции, больший вес в обществе имеют интересы государства. Такой вид режима необходим современной России.
Подлинно демократический режим может быть сформирован только на основе высокого образовательного и культурного уровня населения, утверждения общественной морали, подлинно гуманистических принципов и идеалов в обществе.
Антидемократические режимы характеризуются методами осуществления власти, ограничивающими права и свободы граждан, их реальное участие в политической жизни страны.
Виды антидемократических режимов:
- авторитарный;
- тоталитарный;
- нацистский;
- расистский.
Авторитарный режимпредставляет собой власть одного лица или группы лиц, осуществляемую в своих интересах и по своему усмотрению. Он характеризуется:
- ограничениями основных политических прав и свобод граждан;
- формальным участием граждан в формировании органов государственной власти;
- формирование государственной власти бюрократическим способом;
- ограничением политического плюрализма;
- ограничением роли представительных органов власти;
- существованием только одной государственной идеологии;
- гипертрофированной ролью государственного аппарата, силовых структур;
- доминированием исполнительной власти над законодательной;
- преобладанием командных, административных методов в государственном управлении;
- отсутствием практики реального разделения властей.
Тоталитарный (totes – весь, целый, полный) режим характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии. Основные черты тоталитарного режима:
- стремление государства к полному господству над всеми сферами общественной жизни;
- практически полное отчуждение широких народных масс от политической власти;
- монопольный государственный контроль над экономикой, культурой, средствами массовой информации;
- вмешательство государства в сферу личной жизни, влияние на мотивы поведения людей;
- недоступность контроля со стороны народа;
- доминирующий метод управления – насилие, принуждение, террор;
- сращивание партийного аппарата с государственным.
Нацистский режим также обладает всеми чертами авторитарного
и тоталитарного режимов, его характерная особенность заключается
в господстве нацистской идеологии. Для нацистского режима также характерно:
- сочетание репрессивных методов правления с широкой социальной и политической демагогией по поводу защиты прав представителей избранной нации;
- официальное насаждение антикоммунизма и антисемитизма;
- опора на репрессивные органы;
Расистский режим основывается на идеях преимущества одной расы над другими.
Современная политическая действительность в России ассоциируется с авторитарно-бюрократическим режимом. Сам факт существования внешних, формальных атрибутов демократии ещё не свидетельствует о настоящей демократии, а служит лишь красивой упаковкой сложившегося олигархического чиновно-бюрократического авторитарного по существу режима.
Категория «форма государства» отражает особенности внутренней организации государства, порядок образования и структуру государственных органов, характер их взаимоотношений между собой и с населением, специфику территориальной обособленности различных частей государства, а также взаимодействие территориальных образований между собой и с центральной властью, методы осуществления государственной власти. |
Функции государства
Признаки, сущность и форма государства отражают его статическое состояние. Однако характеристика содержания государства была бы не полной без рассмотрения его динамики, которая выражается в основных направлениях деятельности – в функциях государства.
Юриспруденция, заимствуя термины у других наук придает им зачастую свой смысл, не имеющий ничего общего с изначальным. То же самое произошло и с понятием «функция». Функция – изначально математическое понятие, выражающее зависимость одной величины от другой.
Под функциями объекта в самом общем виде понимаются:
- внешнее проявление свойств объекта в определенной системе отношений;
- совокупность действий объекта, обусловленных его природой или необходимостью существования;
- наличие у субъекта специфических обязанностей, в соответствии с его назначением.
Функции государства – это основные направления деятельности государства, выражающие его сущность, задачи и социальное назначение на конкретно-историческом этапе развития общества.
Данное определение вполне приемлемо. В то же время оно не позволяет отразить объективное содержание функций таких явлений, как государство и право и дает возможность манипулировать общественным мнением при рассмотрении конкретных функций.
Представляется, что под функциями конкретного явления надо понимать его предназначение в определенной системе отношений, обусловленное сущностью данного явления. Это не словесная эквилибристика, а реализация практическо-прикладной функции теории государства и права.
Понятие направления деятельности как бы позволяет субъективно устанавливать обязательность тех или иных функций и произвольно толковать их содержание. К примеру, вряд ли кто-то будет спорить о том, что развитие образования и распространение культуры – важнейшая социальная миссия государства, обеспечивающая, нравственное здоровье нации, ее будущее. Так же и здравоохранение обеспечивает физическое здоровье граждан. Однако понимание функций не как предназначение, а как направления деятельности, позволяет отдельным чиновникам рассматривать эту образовательную функцию, как предоставление услуг. Перевод образования, культуры и здравоохранения на рыночные рельсы приведет к нравственной деградации и физическому вымиранию нации. Перефразируя фразу, приписываемую Наполеону, можно утверждать: если государство уклоняется от поддержки и развития системы образования, то оно обрекает своих граждан быть подсобными работниками у своих более образованных соседей.
Таким образом, под функциями государства следует понимать предназначение государства в определенной системе отношений, обусловленное его сущностью и социальным назначением.
Функции государства представляют собой единую систему. Все функции тесно взаимодействуют и дополняют друг друга. В то же время каждая отдельно взятая функция носит относительно самостоятельный характер.
Существенные признаки функций государства:
- их содержание представляет устойчиво сложившуюся и обособленную предметную деятельность государства в важнейших сферах общественной жизни;
- функции выражают непосредственную связь между сущностью государства и его социальным назначением;
- они отражают направленность деятельности государства на решение крупных социально значимых задач на каждом конкретном историческом этапе развития общества;
- функции отличают особые средства и формы их реализации, обусловленные применением специфических методов управления, основанных на властных полномочиях и возможности применения принудительной силы государства.
Не стоит смешивать функции государства в целом с функциями его отдельных органов. Содержание каждой функции государства показывает, что должно делать данное государство. Оно складывается из множества однородных и однопорядковых аспектов деятельности государства. Функции отдельного органа государства направлены на определенную сферу и определяются его компетенцией.
Функции государства формируются объективно под воздействием целей и задач, обусловленных сущностью государства, экономической и политической структурами общества, интересами социальных групп, классов, народа.
Если цель государства есть то, к чему стремится общество (правящая группа), а задачи – этапы её достижения, то функции – это предназначение государства по решению этих задач. Таким образом, задачи государства имеют исходное значение по отношению к его функциям, являются их непосредственной предпосылкой, а реализация функции представляет собой процесс выполнения задач.
Последовательность возникновения функций зависит от очередности задач, встающих перед обществом в его историческом развитии, которые определяются:
- интересами правящих классов и групп;
- экономическими возможностями общества;
- нравственным и культурным уровнем;
- профессионализмом работников государственного аппарата и т. д.
Каждая функция государства имеет определенное содержание, поскольку предполагает деятельность в конкретной сфере общественной жизни. Содержание функций определяет, что делает государство, чем занимаются его органы, какие вопросы они решают. Факторы, влияющие на содержание функций:
- соотношение классовых и общесоциальных начал в сущности государства: либо насилие правящей группы по отношению к своим классовым противникам, либо сотрудничество всех классов и социальных групп в решении «общих дел»;
- межнациональные отношения: может преобладать деятельность по сохранению и развитию национальной культуры и традиций или по обеспечению межнационального единства общества;
- государственный (политический) режим: демократизация общества, обеспечение прав человека или обеспечение приоритета государственных интересов;
- международная обстановка: либо участие в мировых интеграционных процессах, либо защита национальных государственных интересов;
- научно-технический прогресс: направленность на решение экологических и нравственных проблем, либо развитие новых технологий.
Естественно, что в содержании каждой функции на конкретно-историческом этапе развития общества выражается оптимальное сочетание противоположных тенденций, обусловленных объективной необходимостью в сочетании с субъективными факторами. С приходом к власти других политических сил, а также в экстремальных ситуациях изменяется и содержание функций государства.