Государственный (политический) режим

Государственный (политический) режим – это система методов осуществления политической, государственной власти, используемая стоящей у власти социальной группой.

Истории известны различные политические режимы: просвещенный абсолютизм, бонапартизм, марионеточный, полицейский и многие другие. Зачастую под определением режима понимают деспотизм, тиранию, абсолютизм и т. д. Эти понятия в большей степени отражают форму правления, хотя эти явления взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Государственный (политический) режим складывается под воздействием многих факторов как объективных, так и субъективных.

Объективные факторы:

- характер экономики (плановая, рыночная, регулируемая);

- уровень развития общества;

- тип государства;

- соотношение социально-классовых сил в обществе;

- исторические традиции;

- особенности национальной психологии.

Субъективные факторы:

- уровень образования, политической и правовой культуры населения;

- особенности правящей элиты;

- «дух» и «воля» народа.

Политический режим обусловливает уровень гарантированности демократических прав и политических свобод личности, степень соответствия конституционных норм политическим реалиям, характер отношения властных структур к правовым основам государственной и общественной жизни. В самом общем виде понятие «политический режим» включает в себя:

- степень участия народа в процессе формирования политической власти, а также сами способы такого формирования;

- гарантированность прав и свобод личности;

- соотношение прав и свобод человека и гражданина с полномочиями государства в лице его органов и должностных лиц;

- правами и обязанностями государства;

- характеристику реальных механизмов осуществления власти в обществе;

- степень гласности в обществе и прозрачности государственной политики;

- отношения между законодательной, исполнительной и судебной властями;

- место и роль негосударственных структур в политической системе общества;

- политическое и юридическое положение в обществе силовых структур;

- меру идеологического плюрализма.

Можно выделить два основных метода осуществления государственной власти:

- метод политического либерализма, имеющий целью развитие демократии, обеспечение основных прав и свобод граждан;

- метод насилия, основанный на отказе от демократических принципов.

В зависимости от преобладания того или иного метода в процессе осуществления государственной власти можно выделить два вида государственного (политического) режима:

- демократический;

- антидемократический.

Основные черты демократического режима:

- закрепление и реальное существование широкого спектра политических и социальных прав и свобод граждан, их гарантированность государством, учет, по возможности интересов меньшинства;

- наличие эффективной избирательной системы;

- формирование правового государства и гражданского общества;

- реальное осуществление принципа разделения властей;

- ответственность власти перед народом;

- законодательное закрепление прав и свобод личности и гарантий их обеспечения;

- наличие эффективных механизмов обеспечения воздействия населения на характер и содержание государственной власти;

- наличие и существование многопартийной политической системы, политического плюрализма и конкурентной борьбы за власть между различными политическими силами;

- обеспечение контроля общества над силовыми структурами.

Условно можно выделить два вида демократических режимов:

- либерально-демократический;

- консервативно-демократический.

Либерально-демократический режим характеризуется тем, что приоритет отдается широким свободам во всех сферах общественной жизни. Роль государства сводится к защите прав, свобод и собственности граждан. Для его осуществления необходим высокий уровень политической и правовой культуры населения.

Консервативно-демократические режимы в большей степени опираются на политические традиции, больший вес в обществе имеют интересы государства. Такой вид режима необходим современной России.

Подлинно демократический режим может быть сформирован только на основе высокого образовательного и культурного уровня населения, утверждения общественной морали, подлинно гуманистических принципов и идеалов в обществе.

Антидемократические режимы характеризуются методами осуществления власти, ограничивающими права и свободы граждан, их реальное участие в политической жизни страны.

Виды антидемократических режимов:

- авторитарный;

- тоталитарный;

- нацистский;

- расистский.

Авторитарный режимпредставляет собой власть одного лица или группы лиц, осуществляемую в своих интересах и по своему усмотрению. Он характеризуется:

- ограничениями основных политических прав и свобод граждан;

- формальным участием граждан в формировании органов государственной власти;

- формирование государственной власти бюрократическим способом;

- ограничением политического плюрализма;

- ограничением роли представительных органов власти;

- существованием только одной государственной идеологии;

- гипертрофированной ролью государственного аппарата, силовых структур;

- доминированием исполнительной власти над законодательной;

- преобладанием командных, административных методов в государственном управлении;

- отсутствием практики реального разделения властей.

Тоталитарный (totes – весь, целый, полный) режим характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии. Основные черты тоталитарного режима:

- стремление государства к полному господству над всеми сферами общественной жизни;

- практически полное отчуждение широких народных масс от политической власти;

- монопольный государственный контроль над экономикой, культурой, средствами массовой информации;

- вмешательство государства в сферу личной жизни, влияние на мотивы поведения людей;

- недоступность контроля со стороны народа;

- доминирующий метод управления – насилие, принуждение, террор;

- сращивание партийного аппарата с государственным.

Нацистский режим также обладает всеми чертами авторитарного
и тоталитарного режимов, его характерная особенность заключается
в господстве нацистской идеологии. Для нацистского режима также характерно:

- сочетание репрессивных методов правления с широкой социальной и политической демагогией по поводу защиты прав представителей избранной нации;

- официальное насаждение антикоммунизма и антисемитизма;

- опора на репрессивные органы;

Расистский режим основывается на идеях преимущества одной расы над другими.

Современная политическая действительность в России ассоциируется с авторитарно-бюрократическим режимом. Сам факт существования внешних, формальных атрибутов демократии ещё не свидетельствует о настоящей демократии, а служит лишь красивой упаковкой сложившегося олигархического чиновно-бюрократического авторитарного по существу режима.

Категория «форма государства» отражает особенности внутренней организации государства, порядок образования и структуру государственных органов, характер их взаимоотношений между собой и с населением, специфику территориальной обособленности различных частей государства, а также взаимодействие территориальных образований между собой и с центральной властью, методы осуществления государственной власти.

Функции государства

Признаки, сущность и форма государства отражают его статическое состояние. Однако характеристика содержания государства была бы не полной без рассмотрения его динамики, которая выражается в основных направлениях деятельности – в функциях государства.

Юриспруденция, заимствуя термины у других наук придает им зачастую свой смысл, не имеющий ничего общего с изначальным. То же самое произошло и с понятием «функция». Функция – изначально математическое понятие, выражающее зависимость одной величины от другой.

Под функциями объекта в самом общем виде понимаются:

- внешнее проявление свойств объекта в определенной системе отношений;

- совокупность действий объекта, обусловленных его природой или необходимостью существования;

- наличие у субъекта специфических обязанностей, в соответствии с его назначением.

Функции государства – это основные направления деятельности государства, выражающие его сущность, задачи и социальное назначение на конкретно-историческом этапе развития общества.

Данное определение вполне приемлемо. В то же время оно не позволяет отразить объективное содержание функций таких явлений, как государство и право и дает возможность манипулировать общественным мнением при рассмотрении конкретных функций.

Представляется, что под функциями конкретного явления надо понимать его предназначение в определенной системе отношений, обусловленное сущностью данного явления. Это не словесная эквилибристика, а реализация практическо-прикладной функции теории государства и права.

Понятие направления деятельности как бы позволяет субъективно устанавливать обязательность тех или иных функций и произвольно толковать их содержание. К примеру, вряд ли кто-то будет спорить о том, что развитие образования и распространение культуры – важнейшая социальная миссия государства, обеспечивающая, нравственное здоровье нации, ее будущее. Так же и здравоохранение обеспечивает физическое здоровье граждан. Однако понимание функций не как предназначение, а как направления деятельности, позволяет отдельным чиновникам рассматривать эту образовательную функцию, как предоставление услуг. Перевод образования, культуры и здравоохранения на рыночные рельсы приведет к нравственной деградации и физическому вымиранию нации. Перефразируя фразу, приписываемую Наполеону, можно утверждать: если государство уклоняется от поддержки и развития системы образования, то оно обрекает своих граждан быть подсобными работниками у своих более образованных соседей.

Таким образом, под функциями государства следует понимать предназначение государства в определенной системе отношений, обусловленное его сущностью и социальным назначением.

Функции государства представляют собой единую систему. Все функции тесно взаимодействуют и дополняют друг друга. В то же время каждая отдельно взятая функция носит относительно самостоятельный характер.

Существенные признаки функций государства:

- их содержание представляет устойчиво сложившуюся и обособленную предметную деятельность государства в важнейших сферах общественной жизни;

- функции выражают непосредственную связь между сущностью государства и его социальным назначением;

- они отражают направленность деятельности государства на решение крупных социально значимых задач на каждом конкретном историческом этапе развития общества;

- функции отличают особые средства и формы их реализации, обусловленные применением специфических методов управления, основанных на властных полномочиях и возможности применения принудительной силы государства.

Не стоит смешивать функции государства в целом с функциями его отдельных органов. Содержание каждой функции государства показывает, что должно делать данное государство. Оно складывается из множества однородных и однопорядковых аспектов деятельности государства. Функции отдельного органа государства направлены на определенную сферу и определяются его компетенцией.

Функции государства формируются объективно под воздействием целей и задач, обусловленных сущностью государства, экономической и политической структурами общества, интересами социальных групп, классов, народа.

Если цель государства есть то, к чему стремится общество (правящая группа), а задачи – этапы её достижения, то функции – это предназначение государства по решению этих задач. Таким образом, задачи государства имеют исходное значение по отношению к его функциям, являются их непосредственной предпосылкой, а реализация функции представляет собой процесс выполнения задач.

Последовательность возникновения функций зависит от очередности задач, встающих перед обществом в его историческом развитии, которые определяются:

- интересами правящих классов и групп;

- экономическими возможностями общества;

- нравственным и культурным уровнем;

- профессионализмом работников государственного аппарата и т. д.

Каждая функция государства имеет определенное содержание, поскольку предполагает деятельность в конкретной сфере общественной жизни. Содержание функций определяет, что делает государство, чем занимаются его органы, какие вопросы они решают. Факторы, влияющие на содержание функций:

- соотношение классовых и общесоциальных начал в сущности государства: либо насилие правящей группы по отношению к своим классовым противникам, либо сотрудничество всех классов и социальных групп в решении «общих дел»;

- межнациональные отношения: может преобладать деятельность по сохранению и развитию национальной культуры и традиций или по обеспечению межнационального единства общества;

- государственный (политический) режим: демократизация общества, обеспечение прав человека или обеспечение приоритета государственных интересов;

- международная обстановка: либо участие в мировых интеграционных процессах, либо защита национальных государственных интересов;

- научно-технический прогресс: направленность на решение экологических и нравственных проблем, либо развитие новых технологий.

Естественно, что в содержании каждой функции на конкретно-историческом этапе развития общества выражается оптимальное сочетание противоположных тенденций, обусловленных объективной необходимостью в сочетании с субъективными факторами. С приходом к власти других политических сил, а также в экстремальных ситуациях изменяется и содержание функций государства.

Наши рекомендации