Государственное устройство. Беларусь - унитарное государство
Беларусь - унитарное государство. Территория делится на области (всего их 6), районы, города и иные административно-территориальные единицы.
Действующая Конституция принята 15 марта 1994 г. парламентским путем. В ноябре 1996 г. 70,5% избирателей на референдуме высказались за президентский вариант новой редакции Конституции, предусматривающий существенное расширение полномочий главы государства. Однопалатный Парламент был заменен на двухпалатный.
По форме правления Беларусь - суперпрезидентская республика. Политический режим - демократия в процессе становления (с элементами авторитаризма).
Законодательная власть принадлежит прежде всего (но не исключительно) Парламенту - Национальному собранию Республики Беларусь, состоящему из Палаты представителей и Совета Республики. Палата представителей насчитывает 110 депутатов, избираемых прямым всеобщим голосованием. Совет Республики является палатой территориального представительства. От каждой области и города Минска избираются по 8 членов Совета Республики. 8 членов Совета назначаются Президентом.
Срок полномочий Парламента - 4 года. Продлены они могут быть только в случае войны. Конституция предусматривает условия, при которых полномочия палат прекращаются досрочно. С прекращением полномочий одной из палат Президент может прекратить полномочия и другой палаты.
Полномочия Палаты представителей прекращаются досрочно: при отказе в доверии Правительству, выражении вотума недоверия Правительству либо двукратном отказе дать согласие на назначение Премьер-министра. Полномочия Палаты представителей либо Совета Республики могут быть также прекращены по заключению Конституционного суда в случае систематического или грубого нарушения палатами Конституции.
Палаты не могут быть распущены в период чрезвычайного или военного положения, в последние 6 месяцев полномочий Президента, в период решения вопроса о досрочном освобождении или смещении Президента с должности. Не допускается роспуск палат в течение года со дня их первых заседаний.
Палата представителей: 1) рассматривает по предложению Президента либо по инициативе не менее 150 тыс. граждан, обладающих избирательным правом, проекты законов об изменении и дополнении Конституции, о толковании Конституции; 2) рассматривает проекты законов; 3) назначает выборы Президента; 4) дает согласие Президенту на назначение Премьер-министра; 5) заслушивает доклад Премьер-министра о программе деятельности Правительства и одобряет или отклоняет программу; повторное отклонение Палатой программы означает выражение вотума недоверия Правительству; 6) рассматривает по инициативе Премьер-министра вопрос о доверии Правительству; 7) по инициативе не менее 1/3 от полного состава Палаты выражает вотум недоверия Правительству; вопрос об ответственности Правительства не может быть поставлен в течение года после одобрения программы его деятельности; 8) принимает отставку Президента; 9) выдвигает большинством голосов от полного состава Палаты обвинение против Президента в государственной измене или ином тяжком преступлении; по решению Совета Республики принимает большинством не менее 2/3 голосов от полного состава решение сместить Президента с должности.
Совет Республики: 1) одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов об изменении и дополнении Конституции; о толковании Конституции; проекты иных законов; 2) дает согласие на назначение Президентом председателя Конституционного суда, председателя и судей Верховного суда, председателя и судей Высшего хозяйственного суда, председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, генерального прокурора, председателя и членов правления Национального банка; 3) избирает 6 судей Конституционного суда; 4) избирает 6 членов Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов; 5) отменяет решения местных Советов депутатов, не соответствующие законодательству; 6) принимает решение о роспуске местного Совета депутатов в случае систематического или грубого нарушения им требований законодательства и в иных случаях, предусмотренных законом; 7) рассматривает выдвинутое Палатой представителей обвинение против Президента в государственной измене или ином тяжком преступлении, принимает решение его расследовать. При наличии оснований большинством не менее 2/3 голосов от полного состава принимает решение сместить Президента с должности; 8) рассматривает указы Президента о введении чрезвычайного, военного положения, полной или частичной мобилизации и не позднее чем в 3-дневный срок принимает соответствующее решение.
Законодательный процесс в Беларуси по новой редакции Конституции отражает идеи "рационализированного парламентаризма", заимствованные из Конституции Франции 1958 г. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту, депутатам Палаты представителей, Совету Республики, Правительству, а также гражданам, обладающим избирательным правом, в количестве не менее 50 тыс. человек и реализуется в Палате представителей. Президент либо по его поручению Правительство имеют право вносить предложения в Палату представителей и Совет Республики об объявлении проекта закона срочным. Парламент в этом случае должен рассмотреть данный проект в 10-дневный срок. По требованию Президента либо, с его согласия, Правительства Палата представителей, Совет Республики на своих заседаниях принимают решения, голосуя в целом за весь внесенный проект или его часть, сохранив лишь те поправки, которые предложены или приняты Президентом либо Правительством.
Любой закон по общему правилу сначала принимается Палатой представителей, а затем одобряется Советом Республики. Отвергнутый Советом Республики закон считается принятым Палатой представителей при условии, что за него проголосовало не менее 2/3 от полного состава Палаты.
При несогласии с текстом закона Президент возвращает его со своими возражениями в Палату представителей, которая должна повторно рассмотреть закон в пределах 30 дней. Если закон будет принят Палатой представителей большинством не менее 2/3 голосов от полного состава, он вместе с возражениями Президента в 5-дневный срок направляется в Совет Республики, который должен рассмотреть его повторно в 20-дневный срок и принять таким же квалифицированным большинством. После преодоления таким образом возражений Президента закон подписывается последним в 5-дневный срок.
В таком же порядке палаты рассматривают возражения Президента на отдельные нормы закона, которые возвращаются для повторного голосования. В этом случае (до вынесения соответствующего решения Палаты) закон подписывается Президентом и вступает в силу, за исключением тех норм, относительно которых имеются возражения Президента.
Законы об основных направлениях внутренней и внешней политики, о военной доктрине Республики являются программными и считаются принятыми при условии, если за них проголосовало не менее 2/3 от полного состава палат.
Конституция, законы, вносящие в нее изменения и дополнения, акты о толковании Конституции считаются принятыми, если за них проголосовало не менее 2/3 от полного состава каждой из палат Парламента. Разделы I, II, IV, VIII Конституции могут быть изменены только путем референдума.
Помимо Парламента законодательную власть может осуществлять и Президент. Палата представителей и Совет Республики законом, принятым большинством голосов от полного состава палат, по предложению Президента могут делегировать ему законодательные полномочия на издание декретов, имеющих силу закона. Этот закон должен определять предмет регулирования и срок полномочий Президента на издание декретов.
Запрещено делегировать Президенту полномочия на издание декретов, которые бы изменяли, дополняли Конституцию или толковали ее; изменяли и дополняли программные законы; утверждали республиканский бюджет и отчет о его исполнении; изменяли порядок выборов Президента и Парламента; ограничивали конституционные права и свободы граждан. Закон о делегировании законодательных полномочий Президенту не может разрешать ему изменение этого закона, а также предоставлять право принимать нормы, имеющие обратную силу.
В силу особой необходимости Президент по своей инициативе либо по предложению Правительства может издавать временные декреты, имеющие силу закона. Если такие декреты издаются по предложению Правительства, они скрепляются подписью Премьер-министра. Временные декреты должны быть в 3-дневный срок представлены для рассмотрения Палатой представителей, а затем Советом Республики. Эти декреты сохраняют силу, если они не отменены большинством не менее 2/3 голосов от полного состава каждой из палат.
Глава государства - Президент Республики, избираемый на 5 лет непосредственно народом Республики Беларусь. Одно и то же лицо может быть Президентом не более 2 сроков.
Президент является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Он олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет страну в отношениях с другими государствами и международными организациями. Президент принимает меры по охране суверенитета Республики, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти.
Полномочия Президента Беларуси - одни из самых широких в мире. Он назначает республиканские референдумы, очередные и внеочередные выборы в Палату представителей, Совет Республики и местные представительные органы; распускает палаты в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией; назначает 6 членов Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов; с согласия Совета Республики назначает председателя Центральной комиссии, генерального прокурора, председателя и членов правления Национального банка, освобождает указанных лиц от должности с уведомлением Совета Республики; самостоятельно назначает на должность и освобождает от должности председателя Комитета государственного контроля.
Большие полномочия принадлежат Президенту в области законодательства. Он осуществляет право законодательной инициативы, подписывает законы, обладает правом вето, издает декреты, имеющие силу законов (см. выше), указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь.
Президент осуществляет полный контроль над деятельностью исполнительной власти. С согласия Палаты представителей он назначает на должность Премьер-министра; определяет структуру Правительства, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства или его членов; имеет право председательствовать на заседаниях Правительства. Президент может приостанавливать решения местных Советов депутатов и отменять решения местных исполнительных и распорядительных органов в случае несоответствия их законодательству.
Президент может оказывать значительное влияние и на судебную власть, поскольку он назначает (с согласия Совета Республики) председателя Конституционного судов, председателя Верховного суда, председателя Высшего хозяйственного суда из числа судей этих судов, а также судей Верховного и Высшего хозяйственного судов. Президент самостоятельно назначает 6 судей Конституционного суда, иных судей. По установленным законом основаниям освобождает от должности председателя и судей Конституционного суда, председателя и судей Верховного суда, председателя и судей Высшего хозяйственного суда с уведомлением Совета Республики.
В число обычных полномочий главы государства входит право помилования, присвоения государственных наград, назначения и отзыва дипломатических представителей, подписания международных договоров и соглашений, решения вопросов гражданства и предоставления убежища и т.д.
Наконец, Президент может в случае стихийного бедствия, катастрофы, а также беспорядков, сопровождающихся насилием либо угрозой насилия со стороны группы лиц и организаций, в результате чего возникает опасность жизни и здоровью людей, территориальной целостности и существованию государства, ввести на территории Республики Беларусь или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение, внеся (в 3-дневный срок) принятое решение в Совет Республики.
Исполнительную власть в Беларуси осуществляет Правительство Совет министров Республики Беларусь - центральный орган государственного управления. Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту и ответственно перед Парламентом.
Правительство состоит из Премьер-министра, его заместителей и министров. Премьер-министр назначается Президентом с согласия Палаты представителей. В случае двукратного отказа в даче такого согласия Президент вправе назначить исполняющего обязанности Премьер-министра, распустить Палату представителей и назначить новые выборы.
Премьер-министр может поставить перед Палатой вопрос о доверии Правительству по представленной программе или по конкретному поводу. Если Палата представителей в доверии отказывает, Президент вправе в 10-дневный срок принять решение об отставке Правительства или о роспуске Палаты представителей и назначении новых выборов. При отклонении отставки Правительство продолжает осуществлять свои полномочия.
Президент вправе по собственной инициативе принять решение об отставке Правительства и освободить от должности любого члена Правительства.
Руководители местных исполнительных и распорядительных органов назначаются и освобождаются от должности Президентом или в установленном им порядке и утверждаются в должности соответствующими местными советами депутатов.
Правовая система
Общая характеристика
Современная правовая система Республики Беларусь входит в романо-германскую правовую семью, образуя в ней (вместе с Россией и другими республиками СНГ) самостоятельную "евразийскую" группу.
В период существования Древнерусского государства на территории нынешней Беларуси действовало местное обычное право, а также нормы Русской Правды и церковное право. В XIV в. западнорусские земли вошли в состав Литовско-Русского государства (Великого княжества Литовского). С конца XIV в. здесь получает развитие писаное право в виде специальных грамот или привилеев (частных законов), направленных на обеспечение интересов отдельных лиц, групп и всего класса феодалов. В 1468 г. был издан Судебник, в котором подверглись кодификации нормы уголовного и уголовно-процессуального права, призванные защитить феодальную собственность.
В первой четверти XVI в. была осуществлена работа по систематизации местного права, которая завершилась в 1529 г. изданием на белорусском языке первого в Европе свода законов - Статута Великого княжества Литовского. В нем содержалось свыше 240 статей (артикулов), систематизированных в 13 разделах, где излагались нормы, относящиеся к государственному, гражданскому, земельному, уголовному, процессуальному праву. Основными источниками Статута 1529 г. были: местное обычное право, грамоты, Судебник 1468 г. и Русская Правда. В 1566 г. был издан второй Статут, состоящий из 14 разделов и 367 статей, закрепивший социально-экономические и политические изменения в государстве. В 1588 г. издан третий Статут, который действовал на территории Беларуси и Литвы до 1840 г. Источниками двух последних статутов были также польское законодательство, римское и немецкое право, судебная практика.
После воссоединения белорусских земель с Россией на них постепенно было распространено общее законодательство Российской империи.
В советское время правовая система Беларуси мало отличалась от правовых систем РСФСР и других союзных республик. В 1960-1970-е гг. была проведена рекодификация основных отраслей законодательства: в 1960 г. приняты новые УК и УПК, в 1964 г. - ГК и ГПК, в 1972 г. - КЗоТ и Водный кодекс, в 1976 г. - Кодекс о недрах.
С начала 1990-х гг. правовая система Беларуси переживает коренную трансформацию. По темпам правовых преобразований Беларусь опережает большинство республик СНГ и Балтии, уступая лишь Узбекистану. В 1994 г. принята новая Конституция, в 1997 г. - Кодекс о недрах; в 1998 г. Гражданский кодекс, Водный кодекс, Таможенный кодекс, Хозяйственный процессуальный кодекс; в 1999 г. - Уголовный кодекс, Кодекс о земле, Кодекс о браке и семье, Гражданский процессуальный, Воздушный, Жилищный, Трудовой кодексы. Отдельные кодексы (Земельный, Таможенный, Хозяйственный процессуальный) за годы реформ были приняты даже дважды.
Наиболее важные из вышеуказанных кодексов (Гражданский, Уголовный) основываются на модельном законодательстве, одобренном Межпарламентской ассамблеей государств - участников СНГ.
Из всех бывших союзных республик правовая система Беларуси наиболее близка российской, что объясняется стремлением белорусского руководства к максимальной реинтеграции с Россией вплоть до создания единого Союзного государства. 2 апреля 1997 г. был подписан Договор о Союзе Беларуси и России, а 8 декабря 1999 г. - Договор о создании Союзного государства. Согласно ст.12 Устава Союза Беларуси и России в правовой сфере задачами Союза являются, в числе прочего, унификация и согласованное развитие законодательства государств - участников Союза.
В то же время правовое развитие Беларуси в некоторых отношениях идет вразрез с господствующими в Восточной Европе и многих других странах либерально-демократическими тенденциями. Население Республики традиционно поддерживает такие ценности и подходы, как сильное государство, его активная роль в регулировании экономических процессов, приоритет общественных интересов над индивидуальными.
На референдуме в ноябре 1996 г. подавляющее большинство населения проголосовало за суперпрезидентскую республику, запрет купли-продажи земли, сохранение смертной казни и против избрания местных администраций прямым голосованием. Конституция Беларуси 1994 г. единственная из всех новейших основных законов предусматривает институт отзыва депутатов Парламента.
Основным источником права в Беларуси являются законы и другие нормативные правовые акты. Во главе иерархии стоит Конституция; далее следуют законы парламента и декреты, изданные Президентом в порядке делегированного или чрезвычайного (срочного) законодательства; указы Президента, постановления Правительства, подзаконные акты министерств и ведомств, Национального банка, акты региональных представительных и исполнительных органов, органов местного управления и самоуправления.
Судебный прецедент, как и в других странах романо-германской семьи, не является источником права. Однако разъяснения Пленума Верховного суда по вопросам применения законодательства являются обязательными для судов, иных органов и должностных лиц, применяющих закон (ст.47 Закона "О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь"). Такое же значение для хозяйственных судов имеют разъяснения Пленума Высшего хозяйственного суда.
Близкое к судебным прецедентам место в системе источников права занимают акты Конституционного суда.
Важным источником права являются международно-правовые акты и доктрина. В соответствии со ст.8 Конституции Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства. Однако ничего не говорится о приоритете ратифицированных международных договоров над республиканскими законами.
В числе возможных источников права Конституция называет также акты межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь.