Государственное устройство. Египет - унитарное государство
Египет - унитарное государство. Административно-территориальное устройство - 27 губернаторств (мухафаз), которые делятся на округа (марказы), округа - на районы (нахии).
Действующая Конституция была принята 11 сентября 1971 г., основные изменения и дополнения вносились в нее в ходе референдума 22 мая 1980 г. Она определяет характер египетского государства как демократического, социалистического, основанного на союзе трудовых сил народа (ст.1).
По форме правления Египет - президентская республика с некоторыми элементами парламентаризма. Политический режим - полудемократический, сочетающий авторитарные тенденции с либеральными началами. Провозглашена и в известной мере реализуется свобода прессы, партийной, политической деятельности.
Законодательная власть принадлежит однопалатному парламенту Народному собранию, состоящему из 454 членов, из которых 444 избираются на всеобщих выборах сроком на 5 лет, а 10 - назначаются Президентом. В соответствии с Законом о Народном собрании 1972 г. (с последующими изменениями) не менее половины избираемых депутатов должны быть рабочими и крестьянами. Крестьянином считается любое лицо, для которого занятие сельским хозяйством - единственный вид трудовой деятельности и основной источник средств к существованию. Кроме того, такое лицо должно проживать в сельской местности, а также вместе со своим супругом и несовершеннолетними детьми быть собственником или арендовать не более 10 федданов земли. Рабочим признается лицо, занятое физическим или умственным трудом в сфере сельского хозяйства, промышленности или услуг, чей основной источник дохода - такая трудовая деятельность.
Выборы проводятся по 222 двухмандатным округам, в каждом из которых по мажоритарной системе относительного большинства избирается 2 кандидата - один из них должен обязательно представлять рабочих и крестьян. Если в результате голосования первые два места среди баллотировавшихся кандидатов заняли представители других социальных групп, то избранным считается только один из двух, набравший больше всего голосов, а для избрания второго депутата проводится второй тур, в котором участвуют два кандидата от рабочих и крестьян, набравшие наибольшее число голосов в первом туре.
Народное собрание может быть распущено досрочно только после референдума. Депутат Народного собрания имеет свободный мандат. Он не может быть отозван избирателями.
Порядок работы парламента - сессионный. Кворум для заседаний составляют большинство членов парламента; решения, законы принимаются большинством голосов присутствующих. Парламент определяет генеральную политику государства, принимает план экономического и социального развития, бюджет государства, утверждает отчет о его исполнении, осуществляет (в определенной мере) контроль за деятельностью правительства и министров.
Основные решения парламента принимаются в форме законов. Правом законодательной инициативы обладают Президент и любой член парламента. Проект закона, внесенный от имени Президента, направляется в соответствующую постоянную комиссию, а "частный билль" члена парламента идет сначала в постоянный комитет и лишь потом - в постоянную комиссию. Проект закона о бюджете может внести только Правительство. Президент в течение 30 дней после принятия закона имеет право вето; оно преодолевается 2/3 голосов членов парламента.
Важным полномочием Народного собрания является парламентский контроль. Депутаты вправе задавать вопросы министрам на заседаниях парламента, по предложению минимум 20 депутатов может быть начата дискуссия по публичным вопросам и политике Правительства. Номинально оно несет солидарную ответственность перед парламентом. Каждый министр индивидуально отвечает за работу своего министерства. Народное собрание может лишить министров доверия (уволить в отставку), но только после интерпелляции. Предложение о недоверии в ходе интерпелляции может внести 1/10 часть членов парламента, решение принимается большинством его членов. Парламент вправе также выразить недоверие Премьер-министру и соответственно всему составу Правительства. Для этого сначала необходимо обратиться к Президенту с предложением об отставке Премьер-министра. Президент может возвратить это предложение обратно в парламент, однако если последний его подтвердит, Президент должен вынести вопрос на референдум. Если избиратели на референдуме поддержат Правительство, парламент распускается, в противном случае Президент принимает отставку Правительства.
Особым законосовещательным органом является созданный в 1980 г. Консультативный совет (Меджлис аш-шура). Он состоит из не менее чем 132 членов, 2/3 из которых избираются прямыми выборами (половина из них должны быть рабочими и крестьянами), а 1/3 назначается Президентом. Срок полномочий - 6 лет, но Президент может распустить этот орган досрочно (в отличие от парламента - без проведения референдума). Совет обновляется на половину через 3 года.
Консультативный совет изучает вопрос о сохранении принципов революции 1952 г., национального единства, социального мира, союза трудовых сил народа, социалистических целей, укрепления политической системы и делает предложения по этому вопросу. С Советом консультируются при изменении Конституции, разработке проектов важных законов, имеющих отношение к парламенту и Президенту, к плану социально-экономического развития, при подготовке международных договоров о союзе с другими государствами, а также относительно решений по общей политике.
Главой государства и главой исполнительной власти является Президент, который избирается на 6-летний срок путем всеобщих прямых выборов. Допускается переизбрание одного лица неограниченное число раз.
Как глава государства Президент заключает международные договоры, наиболее важные из которых подлежат ратификации Народным собранием. Президент является верховным командующим вооруженными силами и полицией, председательствует в Национальном совете обороны. Он вправе объявить чрезвычайное положение (с утверждением парламентом) и войну (по уполномочию парламента).
Президент проводит (по своему усмотрению) референдумы по любым важным вопросам, касающимся высших интересов страны, а также обязан провести референдум при изменении Конституции и роспуске парламента. В последнем случае он приостанавливает заседания парламента и в течение 30 дней проводит референдум. Вопрос о том, распускается ли парламент, решают избиратели.
В качестве главы исполнительной власти Президент совместно с Правительством разрабатывает общую политику государства и контролирует ее осуществление. Он созывает заседания Совета министров, присутствует и председательствует на них, назначает Премьер-министра (председателя Совета министров) и других членов Правительства, гражданских и военных должностных лиц, дипломатических представителей, а также освобождает их от обязанностей. Президент также назначает 1/3 членов Консультативного совета, вправе назначить одного - двух вице-президентов и определить круг их полномочий.
Большие полномочия принадлежат Президенту в законодательной и вообще нормотворческой сфере. Он обладает правом вето, правом законодательной инициативы и пользуется регламентарными полномочиями правом принимать декреты во исполнение законов и в целях охраны общественного порядка, создания и регулирования деятельности государственных служб и ведомств. Исполнительные акты Президента не могут изменять законы, приостанавливать их действие или освобождать кого-либо от их реализации. Президент также может издавать декреты, имеющие силу закона, если парламент не заседает, при условии последующего рассмотрения их Народным собранием.
Наряду с Президентом исполнительную власть осуществляет Правительство - Совет министров, "высший исполнительный и административный (распорядительный) орган государства" (ст.153 Конституции). Хотя фактически, а иногда и юридически руководителем Правительства является Президент (например, когда он председательствует на заседаниях Правительства), в Египте есть должность Премьер-министра, и его правовое положение отличается от положения министров: Народное собрание может его уволить только после вторичного решения об этом и референдума. Тем не менее Премьер-министр осуществляет лишь функции "административного премьера". Помимо Премьер-министра в состав Правительства входят также министры и их заместители.
Премьер-министр и министры назначаются Президентом (без утверждения парламентом), при этом не требуется, чтобы назначенный Премьер представлял Президенту кандидатуры министров своего Кабинета: Президент вправе подобрать их самостоятельно. Министр может быть членом Народного собрания, он сохраняет свой депутатский мандат и право голосовать в парламенте.
Полномочия правительства включают: разработку совместно с Президентом общегосударственной политики и контроль за проведением ее в жизнь; подготовку законопроектов, а также проектов государственного бюджета и плана социально-экономического развития; контроль и координацию деятельности министерств, иных центральных ведомств, публичных корпораций и организаций; контроль за исполнением законов, а также обеспечение государственной безопасности, охрану прав граждан и интересов государства. Во исполнение своих полномочий Правительство принимает административные распоряжения.
Согласно Конституции члены правительства отвечают как перед Народным собранием, так и перед Президентом. Однако парламентская ответственность носит формальный характер - на практике Правительство подчинено только Президенту. Президент вправе созывать заседания Правительства и присутствовать на них в качестве председательствующего, он вправе требовать от министров представления отчетов об их деятельности, а также привлекать их к ответственности за преступления, совершенные в ходе исполнения своих обязанностей или в связи с ними. Нередко Президент Египта лично возглавляет Правительство, обходясь без самостоятельного поста Премьер-министра.
Правовая система
Общая характеристика
Правовая система современного Египта сформировалась в XIX-XX вв. в результате взаимодействия мусульманского и европейского права.
Мусульманское право безраздельно господствовало в стране, находившейся с XVI в. под властью Османской империи, до второй половины XIX в., когда оно уступило ведущие позиции европейской правовой форме, сохранив свою монополию лишь в регламентации вопросов личного статуса.
С начала XIX в. Египет обладал определенной самостоятельностью во внутри- и внешнеполитическом плане в рамках Османской империи. Он пользовался фактической автономией в вопросах внутреннего управления и законодательства. На него не распространялось действие нормативно-правовых актов, изданных султаном.
Уже в середине XIX в. все торговые споры в Египте решались специальными советами, применявшими османский Торговый закон, а в случае его молчания - нормы французского Торгового кодекса. В 1855 г. начал действовать первый египетский Уголовный кодекс.
Открытие в 1869 г. Суэцкого канала превратило Египет в зону особых интересов Англии и Франции. Под давлением европейских государств Египет заключил соглашение, по которому были созданы "смешанные суды" (в составе европейских и египетских судей), имевшие юрисдикцию по делам, затрагивающим иностранцев. Политика наместника турецкого султана в Египте Мухаммеда Али и его последователей объективно была направлена на развитие капиталистических отношений и в правовой сфере выразилась в издании ряда крупных законов, кодексов - Гражданского, Торгового, Уголовного, Морского и Уголовно-процессуального - для смешанных (1875) и национальных (1883) судов на основе заимствования западноевропейских образцов (главным образом французских). В результате этих реформ сфера действия мусульманского права в Египте стала ограничиваться главным образом регулированием отношений личного статуса и правового положения вакфов (эти вопросы остались в ведении мусульманских судов).
Таким образом, в Египте сложилась и сохраняется по сей день смешанная правовая система, которую можно условно назвать романо-мусульманской. Египетское семейное и наследственное право относится к мусульманской правовой семье, а большинство других отраслей права - к романской.
В 1923 г. Египет стал независимым королевством при сохранении полуколониальной зависимости от Англии. В 1948 г. был принят и в 1949 г. вступил в силу новый ГК. Основанный, как и прежде, на французской модели, этот Кодекс имел некоторые заимствования из итальянского и германского гражданского права, египетской судебной практики, а также включал отдельные мусульманско-правовые нормы.
Недовольство иностранным засильем в стране привело в 1952 г. к военному перевороту, положившему начало египетской революции. Новое правительство, которое возглавил подполковник Гамаль Абдель Насер, низложило монархию и установило республику. Его программой стала борьба против империализма, за ликвидацию феодализма, национальных монополий, коррупции и социальной несправедливости. В течение 18 лет (с 1952 по 1970 г.) проводилась политика строительства "арабского социализма", в рамках которой были национализированы иностранные и крупные частные предприятия, проведена антипомещичья аграрная реформа, введено государственное планирование экономики и элементы рабочего самоуправления на предприятиях. Преобразования значительно изменили облик многих отраслей египетского права (конституционного, административного, трудового, земельного, права социального обеспечения). В то же время ряд основ правовой системы, таких как соотношение мусульманского и светского права, практически не был затронут (даже несмотря на ликвидацию шариатских судов в 1956 г.).
После смерти Г.А. Насера (сентябрь 1970 г.) пришедшее к власти правительство А. Садата отказалось от социалистической ориентации и взяло курс на развитие национального частного капитала. Иностранному капиталу был открыт широкий доступ в самые различные сферы египетской экономики.
Однако Конституция Египта, принятая в 1971 г., сохраняла социалистическую фразеологию. Лишь в 1980 г. путем референдума были одобрены поправки к важнейшим статьям Конституции, удалены положения о "социалистической системе хозяйства", об устранении классовых различий, введены новые нормы о многопартийной системе. Тем не менее Конституция сохраняет все основные идеи насеровского периода, включая положения об "арабском социализме".
Существующее государственно-правовое устройство Египта основано на своеобразном сочетании социалистических идей, исламских ценностей, положений конституционализма, связанных с общечеловеческими принципами, наконец, норм, обеспечивающих функционирование рыночной экономики в ее современных социальных формах. Социалистические концепции воплощаются в конституционных нормах о ликвидации неравенства в доходах, о защите рабочих и крестьян, о мире, свободном от эксплуатации в любых ее формах, и т.д. Одновременно восприняты многие основные концепции западного либерализма, включая идеи правового государства (верховенства права), разделения властей, естественных прав человека, парламентаризма, конституционного контроля и др.
Конституция (ст.2) закрепила ислам в качестве государственной религии и принципы шариата - в качестве основного источника законодательства. Закон о защите ценностей от порока 1980 г. запрещает занимать руководящие должности лицам, отрицающим "божественные законы" (т.е. заповеди Аллаха). Влияние шариата проявляется прежде всего в семейном, наследственном праве, в значительно меньшей степени - в конституционном, административном, уголовном, гражданском праве.
Мусульманское право действует в Египте как в кодифицированном, так и в своем традиционном, доктринальном виде. Вслучае "молчания" закона по вопросам личного статуса суды применяют наиболее предпочтительные выводы ханифитского толка мусульманского права, однако ведущим источником права остается нормативный акт. Иерархию нормативно-правовых актов возглавляет Конституция 1971 г., за ней следуют законы, принятые парламентом; имеющие регламентарный характер декреты и постановления Президента; административно-исполнительные распоряжения Правительства, приказы и решения министров.
Значительно меньшую роль среди источников права играют правовые обычаи и судебная практика. В частности, Верховный административный суд Египта неоднократно признавал, что администрация университетов в своих решениях должна придерживаться устоявшихся академических обычаев, если они не противоречат норме законодательства. Источниками права признаются решения высших звеньев судебной системы и системы административной юстиции, вынесенные по конкретным делам, но формулирующие правовые принципы, которые могут применяться при рассмотрении аналогичных дел в будущем.