Этническое самосознание белорусов

Этническое самосознание есть понимание людьми своей принадлежности к опреде­ленной общности, самобытности данной общности и ее отличий от других общностей. Носителями эт­нического самосознания могут быть и отдельные представите­ли общности, и какая-то ее часть, и общность в целом. Форми­рование этнического самосознания происходит по мере становления общности и развития ее самобытных черт. Этическое самосознание может быть либо на стадии зарождения, либо на стадии развития, либо на стадии зрелости, когда общность выступает активным субъектом общественных отношений. Формирование этнического самосознания каждого отдельного ин­дивида происходит в процессе его взаимодействия с другими представителями общности. Усваивая с момента своего рождения присущие его окружению феномены сознания и стереотипы поведения, индивид постепенно приходит к осознанию своей принадлежности к данной общности и своего подобия другим ее представителям. Уровень самосознания общности является важнейшим показателем ее развития. Внешней формой, проявления этнического самосознания общности выступает ее самоназвание (этноним).

Надо заметить, что осознание белорусами себя в качестве особой общности и утверждение их самоназвания происходило с некоторой задержкой по отношению к процессу формиро­вания самой общности. Такое явление в науке считается нор­мальным. Как мы помним, в период Древнерусского государства население будущих белорусских земель осознавало свою принадлежность к Руси и потому именовало себя «рускими»,

«русинами», «русичами» или «руськими людьми». И после обра­зования белорусского этноса его представители еще достаточ­но долго продолжали называть себя «рускими», и свой язык руским. К примеру, восточнославянский первопечатник уроженец Полоцка Ф. Скорина к своим соотечественникам обращался со словами «Братия моя Русь»; свой перевод Библии на родной язык (1519) он озаглавил «Бивлия руска», а в общем предисло­вии к ней он снова называет ее «Бивлия рускаго языка». Прак­тически с момента возникновения Великого княжества Литов­ского жители белорусских земель отличали себя от других наро­дов — немцев, поляков, литовцев. Позже, уже в XV—XVI вв., бе­лорусские «русины» стали отличать себя и от жителей Москов­ского государства, называя их «московитами». При этом свой язык они продолжали считать русским, а их — московским. Только в конце XVI — начале XVII в. этноним «русины» транс­формировался в название «белорусцы», которое в свою очередь в XIX в. вытесняется этнонимом «белорусы».

Европейские народы — немцы, русские, поляки и другие — в период Великого княжества Литовского и Речи Посполитой на­зывали белорусов «литвинами». В XIV—XV вв. так именовали се­бя жители западных земель Беларуси (нынешней Гродненщины) и востока Литвы. Следовательно, изначально термин «лит­вины» был этнонимом. В XVI в. и особенно XVII в. названия «литвины», «Литва» — уже не в качестве этнонимов, а как политонимы — распространяются на весь белорусский этнос. Они употреблялись применительно к населению белорусских зе­мель вплоть до ХГХ в., а затем слова «литовцы», «литва» стано­вятся названиями только соседнего балтского народа и его зем­ли. В этом значении они употребляются и поныне. Что касает­ся этнонима «литвины», то им продолжают иногда именовать себя потомки упомянутой выше особой этнической группы, су­ществовавшей в составе Великого княжества Литовского. И современной литературе их называют белорусами-литвина­ми, в отличие от белорусов-русинов [29].

Осознание самобытности новой общности и своей принад­лежности к ней поначалу происходит в среде ее наиболее об­разованной части. Это находит свое выражение в росте интере­са ее представителей к прошлому, настоящему и будущему своего отечества, в появлении чувства любви к родному краю, в заботе о сохранении и приумножении духовной культуры своего народа. Все эти формы проявления самосознания бело­русской общности с необычайной силой дали о себе знать во времена Великого княжества Литовского, прежде всего в среде горожан, купечества, православного духовенства. Они получи­ли свое отражение в белорусских летописях, произведениях ли­тературы и сочинениях общественно-политической мысли. Идеи патриотизма, достоинства своего народа, гордости за свою Родину стали доминирующими в творчестве Николая Гу-совского, Франциска Скорины, Сымона Будного, Василия Тя-пинского и других отечественных мыслителей. В период Речи Посполитой, когда стала набирать силу польско-католическая экспансия, национальное самосознание белорусов свое прояв­ление получило в виде неравной борьбы за религиозную свобо­ду для православного населения. Наиболее активными участни­ками сопротивления экспансионистским устремлениям, имев­ших целью ополячить белорусов, лишить их самобытного этно­культурного облика, явились Стефан Зизаний, Мелетий Смот-рицкий, Афанасий Филиппович, Георгий Конисский и другие религиозные деятели. Можно сказать, что в это время происхо­дит окончательная славяно-русская, или славяно-православная, самоидентификация белорусской общности.

Наши рекомендации