Реструктуризация естественных монополий

Реструктуризация естественных монополий очень перспективна для России. Ценовой произвол естественных монополистов здесь при­водит к усилению регионализации национального и локализации ме­стных рынков. Это усугубляется неразвитостью рыночной инфраструк­туры, отсутствием или слабостью систем информации. Но главное - государственное регулирование деятельности естественных монопо­лий в принципе несовершенно и неэффективно.

Надо отметить, что у регулирующих органов практически во всех странах не хватает ни времени, ни квалифицированного персонала, ни информации. В большинстве случаев проверки финансовых отче­тов и бухгалтерских документов субъектов естественных монополий случайны, поверхностны и растянуты во времени. Свои заключения контрольные органы строят в основном на основе данных, предостав­ляемых самими проверяемыми предприятиями. Эффективность по­добного регулирования невысока и зачастую, ограничивая конкурен­цию, приносит больше вреда, чем пользы.

Из-за бюрократической волокиты между сроком принятия регу­лирующего решения и моментом проведения его в жизнь проходит достаточно большой промежуток времени, что становится тормозом развития этих отраслей. Так, в России сроки реализации постановлений правительства Российской Федерации по регулированию цен на про­дукцию естественных монополий почти всегда были невыполнимыми. Да и сам процесс регулирования порождает дополнительные издержки со стороны как подпавших под него предприятий, так и государства.

Следовательно, с точки зрения долгосрочной стратегии нужны более эффективные меры по принуждению монополистов к цивилизационному поведению, чем административное регулирование цен и тарифов. Альтернативный способ воздействия на естественных моно­полистов - дерегулирование и стимулирование конкуренции.

Из зарубежного опыта известно, что субъект естественной моно­полии может сталкиваться с конкуренцией со стороны предприятий, использующих при производстве такой же или аналогичной продук­ции принципиально иную технику или технологию. Например, со­временные нововведения открыли для многих предприятий возмож­ность самостоятельного строительства достаточно крупных электро­генераторов. Естественно, в таком случае регулировать тарифы на электроэнергию и ее передачу становится нецелесообразным.

Идентичная ситуация может возникнуть при транспортировке нефти и газа, железнодорожных перевозках. Поэтому при решении вопроса об отмене тарифного регулирования очень важно, чтобы и поставщики, и их клиенты имели реальный доступ к альтернативным и конкурентным источникам предложения или спроса. По нашему мнению, российским субъектам естественной монополии следует пре­доставить право обращаться в правительство РФ с предложениями об отмене регулирования цен и тарифов на свою продукцию во всех случаях проявления серьезной конкуренции.

Выделение из общей "связки" мощностей тех предприятий, ко­торые предоставляют продукцию и услуги конечным потребителям, в настоящее время происходит и в других отраслях естественных моно­полий. Например, в США и Европе- в нефте- и газопроводном транс­порте, телекоммуникациях и электроэнергетике. Российское прави­тельство, на наш взгляд, также не должно плестись в хвосте событий, а сыграть на опережение, попробовав внедрить в отечественную хо­зяйственную практику новейшие западные разработки. Однако во всех перечисленных случаях необходимы тщательно продуманные меро­приятия по контролю за ценами, которые может свободно устанавли­вать ее владелец. Важно, чтобы отделение инфраструктуры (ее про­дукции и услуг) от самого предоставления таких услуг не привело к новым проявлениям монополизма и неэффективности.

Что касается реструктуризации РАО "Газпром", то здесь необ­ходимо семь раз отмерить и, пожалуй, совсем не резать. Во-первых, монополизированная газовая отрасль вводит новые мощности стоимо­стью, превышающей годовые государственные инвестиции. Во-вто­рых, Газпром (единственная из российских естественных монополий) является субъектом не национального, а мирового рынка, где царит жесточайшая конкуренция, и его демонополизация- это подарок ино­странному капиталу. Наконец, в-третьих, согласно российскому ан­тимонопольному законодательству, в исключительных случаях дей­ствия хозяйствующего субъекта могут быть признаны правомерны­ми, если он докажет, что положительный эффект от них, в том числе в социально-экономической сфере, превысит негативные последствия для рассматриваемого товарного рынка.

Реструктуризация энергетических естественных монополий позволит создать конкурентный рынок, на котором все его субъекты будут строить свои отношения на основе спроса и предложения, за исключением сетевых и распределительных (дистрибюторных) компаний и бесприбыльных диспетчерских служб. Приведем в качестве примера рынок электрической энергии и мощности. На этом рынке будут действовать конкурирующие между собой электрические станции и сбытовые организации, входящие в РАО “ЕЭС России” и АО- энерго, а также регулируемые государством сетевые, распределительные и бесприбыльные диспетчерские службы. Помимо них на рынке могут работать независимые электрические компании и продавцы их услуг. В результате будет создан многоуровневый рынок на федеральном, региональном и местном (коммунальном) уровнях (рис. 3.10.).

Рассмотрим, что из себя представляют субъекты рынка электрической энергии и мощности.

Диспетчерские службы. В связи с тем, что эти службы отвечают за устойчивую, сбалансированную работу всей системы электроснабжения страны, они должны контролироваться государством через соответствующие пакеты акций и бесприбыльное ценовое регулирование диспетчерских услуг, которое будет способствовать формированию равного отношения ко всем субъектам рынка. В функции этих служб входит регулирование потоков электрической энергии и мощности в соответствии балансами электрической энергии и мощности, составленными на основе договоров между поставщиками и потребителями. Выравнивание нагрузок осуществляется за счет мобильных мощностей (включая аварийную бронь), находящихся в распоряжении диспетчеров по тарифам, установленным энергетическими комиссиями. Излишки электрической энергии резервные станции, управляемые диспетчерами, могут реализовывать на свободном рынке. Субъекты рынка оплачивают диспетчерские услуги по тарифам, утвержденным энергетическими комиссиями.

Поставщики электрической энергии. Это электрические станции, ранее находившиеся в составе РАО “ЕЭС России” и АО- знерго и ставшие независимыми субъектами рынка, а также организации-перепродавцы. Электростанции могут продавать электрическую энергию по двухсторонним договорам на конкурентных - федеральном, региональных и местных оптовых и спотовых - рынках по договорным или рыночным ценам.

Сложной задаче при этом будет разделение затрат для ТЭЦ, которые будут реализовывать электрическую энергию по рыночным, а тепловую по регулируемым. В качестве варианта решения этой проблемы можно предложить выделение затрат на производство тепловой энергии в процессе утверждения тарифов энергетическими комиссиями. Другая часть затрат ТЭЦ, идущая на производство электрической энергии, должна компенсироваться ее продажей на свободном рынке, что будет способствовать снижению издержек в конкурентной борьбе с другими поставщиками. Находившиеся в собственности РАО “ЕЭС России” и АО- энерго электростанции были проданы с условием, что новые владельцы проведут работы по их модернизации. Средства, полученные от этих сделок, поступили в инвестиционные фонды.

Потребители. Имеют право на свободный выбор источника электрической энергии и бесприпятственный доступ к электрическим сетям распределительных и сетевых компаний без всяких бюрократических процедур. При этом для всех участников рынка должны быть созданы равные условия конкуренции. Доступ к сети может быть ограничен только техническими возможностями, которые определяются органами энергонадзора. Энергию потребители могут получать по договорам непосредственно от производителей или же от сбытовых организаций- перепродавцов различных форм собственности. Оплата потребителями услуг распределительных и сетевых компаний осуществляется непосредственно или через сбытовые организации (рис. 7.11). Население может покупать электроэнергию через товарищества собственников жилья, единых служб заказчика или органы местного самоуправления..

Сетевые и распределительные компании. Занимаются поставками электрической энергии на оптовые рынок, а также непосредственно потребителям. Они являются юридическими лицами, тарифы на услуги которых как естественным монополистам устанавливаются энергетическими комиссиями Распределительные компании, находящиеся в коммунальной собственности, в соответствии с законом регулируются собственником, однако собственник эти права может делегировать региональной энергетической комиссии.

Методы регулирования деятельности этих компаний должны быть едиными на всей территории Российской Федерации, устанавливаться общеросийскими нормативно-правовыми актами и находиться под контролем ФСТ РФ. ЛЭП напряжением 110 кВ могут оставаться в собственности распределительных компаний или передаваться сетевым компаниям в случаях, если эти ЛЭП осуществляют межсистемные связи или передают электрическую энергию ФОРЭМ.

Реструктуризация естественных монополий - student2.ru

Рис. 7.10. Трехуровневый рынок электроэнергии и мощности

 
  Реструктуризация естественных монополий - student2.ru

Рис. 7.11. Схема платежей за потребленные энергоресурсы

Реструктуризация естественных монополий - student2.ru Энергоресурсы

Реструктуризация естественных монополий - student2.ru Платежи через сбытовые организации

Реструктуризация естественных монополий - student2.ru Платежи напрямую поставщикам

Сбытовые организации. Сбытовые организации в гарантирующих поставщиков были созданы в процессе реструктуризации РАО “ЕЭС России” на базе энергосбытов с регистрацией в регионах как юридических лиц. Помимо гарантирующих поставщиков на розничном рынке действовуют и независимые сбытовые организации-перепродавцы различной формы собственности. Если на рынке действует одна организация-перепродавец или же она контролирует более 50% рынка, то ее услуги, как монополиста, регулируются энергетической комиссией. В противном случае при наличии в регионе нескольких организаций-перепродавцов тарифы на их услуги определяет конкурентный рынок. Платежи за все услуги на рынке электроэнергии осуществляются в соответствии с заключенными договорами между субъектами рынка, отвечающий за свои действия в соответствии с этими договорами, за исключением случаев чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. Если распределительная компания будет действовать на территории нескольких субъектов Федерации, то работа региональных энергетических комиссий этих регионов должна координироваться. При создании региональных рынков не обязательно привязывать этот процесс к конкретным территориям, следует руководствоваться экономической целесообразностью и логикой рыночных преобразований в стране.

Рассмотренная схема реструктуризации должна способствовать снижению цен только при наличии соответствующей нормативной базы, отлаженной системы платежей, прекращения перекрестного субсидирования и взаимодействия энергетических компаний с бюджетами всех уровней в цивилизованной форме. Технологические особенности электроэнергетики требуют жесткого соблюдения правил диспетчерского контроля всеми субъектами рынка электрической энергии и мощности, не смотря на то, что их собственниками могут оказаться различные юридические и частные лица. В противном случае обеспечение устойчивой работы системы энергоснабжения страны будет проблематично. Поэтому реструктуризация РАО “ЕЭС России” должна была проводиться поэтапно с детальной проработкой всех возможных вариантов и ситуаций, влияющих на устойчивость функционирования единой системы электроснабжения России, с целью не допущения системных аварий, подобных авариям последнего десятилетия в США. К сожалению этого не случилось. В результате условиях спешки была разрушена лучшая в мире надежно работающая единая система, которая не смотря на все сложности последних лет, справлялась с проблемами снабжения электрической энергией потребителей. Отметим, что из-за многих не решенных проблем в экономике запас надежности системы катастрофически снижается.

В стране с таким интеллектуальным и энергетическим потенциалом, какой является Россия, все энергетические проблемы должны решаться автоматически без применения административных методов с минимальными издержками для экономики, что должно было стать одной из главных целей реструктуризации РАО “ЕЭС России” и ОАО “Газпром” и либерализации рынка энергетических ресурсов. Однако этого не случилось и в результате скоропалительно проведенной реформы электроэнергетики возможет вариант развития собылтий, когла ситуация в может на розничном рынке выйти из под контроля

Наши рекомендации