Основные методы стандартизации

Объекты стандартизации.

Стандартизация – это деятельность, направленная на разработку и установление требований, норм, правил, характеристик (как обязательных для выполнения,так и рекомендуемых), обеспечивающая право потребителя на приобретение товаров надлежащего качества, а также право на безопасность и комфортность труда.

Объектом (предметом) стандартизации обычно называют продукцию, процесс или услугу, для которых разрабатывают те или иные требования, характеристики, параметры, правила и т. д. Причем стандартизация может касаться как объекта в целом, так и его отдельных составляющих

Областью стандартизации называют совокупность взаимосвязанных объектов стандартизации.

Например, областью стандартизации может быть автомобилестроение, а объектами стандартизации – технологические процессы по сборке автомобилей, типы двигателей, безопасность и экологичность машин.

Объекты стандартизации

Продукция – сырье и природное топливо; – материалы и продукты; – готовые изделия; – отдельные аспекты од- нородных групп продук- ции (термины, парамет- ры и размеры, техниче- ские требования, методы контроля, правила мар- кировки, упаковки, транспортировки)   Услуги – материальные; – нематериальные; – отдельные аспекты од- нородных групп услуг (термины, технические требования, методы оценки, классификация предприятий, требова- ния к персоналу)   Процессы (работы) – процессы отдельных стадий жизненного цикла продукции; – процессы нематериального производства (статистиче- ская, банковская, издательская деятельность); – управленческие процессы;– измерительные процессы;– процессы учета и переработки информации  

Уровни стандартизации.

Деятельность по стандартизации осуществляется на разных уровнях. Уровни стандартизации различаются в зависимости от того, участники какого географического, экономического, политического региона мира принимают стандарт. В связи с этим выделяют:международный уровень (участие открыто для соответствующих органов любой страны);региональный уровень (только для соответствующих органов государств одного географического, политического или экономическогорегиона);национальный уровень (в одном конкретном государстве). При этом национальная стандартизация также может осуществляться на разных уровнях: на государственном, отраслевом, на уровне ассоциаций, производственных фирм;административно-территориальный уровень [стандартизация, которая проводится в административно-территориальной единице (провинции, крае)].

Виды нормативных документов по стандартизации.

К нормативным документам по стандартизации в РФ относятся:

•Государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТ Р).

•Международные, региональные стандарты, а также правила,

нормы и рекомендации по стандартизации, применяемые в соответ-

ствии с правовыми нормами.

•Общероссийские классификаторы технико-экономической ин-

формации.

•Стандарты отраслей (применительно к продукции определен-

ной отрасли).

•Стандарты предприятий (разрабатываются и принимаются са-

мим предприятием).

•Стандарты научно-технических, инженерных обществ и других

общественных объединений.

В перечисленных нормативных документах могут содержаться

различные по характеру требования, а именно:

обязательные требования, подлежащие обязательному выпол-

нению в соответствии с законом или действующим регламентом. Обыч-

но излагаются в повелительном наклонении;

2) альтернативные требования, которые представляются в форме

выбора либо дополнительных норм;

3) положения – обобщающее понятие, оно может быть изложено

в форме сообщения, инструкции, рекомендации или требования (крите-

рии, которые должны быть соблюдены).

Виды стандартов.

нормативный документ (НД) – документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятель-

ности или их результатов.

Рассмотрим разновидности нормативных документов, на основа-

нии которых осуществляется деятельность по стандартизации.

Стандарт– нормативный документ, разработанный на

основе консенсуса, утвержденный признанным органом, направ-

ленный на достижение оптимальной степени упорядочения в опре-

деленной области.

В переводе с латинского ≪консенсус≫ означает отсутствие возра-

жений по существенным вопросам у большинства заинтересованных

сторон и не предполагает полного единодушия. Стандарт обычно осно-

ван на обобщенных результатах научных исследований, технических

достижений и практического опыта, тогда его использование принесет

оптимальную выгоду для общества.

Для создания стандарта может быть использован предваритель-

ный стандарт – это временный документ, который принимается орга-

ном по стандартизации и доводится до широкого круга потенциальных

потребителей. Информация, полученная в процессе использования

предварительного стандарта, и отзывы об этом документе служат базой

для решения вопроса о целесообразности принятия стандарта.

Руководство ИСО (Международной организации по стандартиза-

ции), обобщая международный опыт стандартизации, представляет сле-

дующие возможные виды стандартов:

•Основополагающий стандарт – нормативный документ, который содержит общие или руководящие положения для определенной

области. Обычно используется как стандарт либо как методический до-

кумент, на основе которого могут разрабатываться другие стандарты.

•Терминологический стандарт, в котором объектом стандартизации являются термины. Такой стандарт содержит определение (толкование) термина, примеры его применения и т. д.

•Стандарт на методы испытаний, который устанавливает методики, правила, процедуры различных испытаний и сопряженных с

ними действий (например, отбор пробы или образца).

•Стандарт на продукцию, содержащий требования к продукции, которые обеспечивают соответствие продукции её назначению, может быть полным или неполным:

а) неполный стандарт устанавливает требования к продукции

(только к параметрам качества, к правилам поставки и т. д.);

б) полный стандарт устанавливает не только указанные требо-

вания, но также правила отбора проб, проведения испытаний, упаковки,

этикетирования, хранения и т. д.

•Стандарт на процесс, стандарт на услугу – это нормативные

документы, в которых объектом стандартизации выступают соответ-

ственно процесс (например, технология производства), услуга (автосер-

вис, банковское обслуживание).

•Стандарт на совместимость, который устанавливает требования, касающиеся совместимости продукта в целом, а также его отдельных

частей (деталей, узлов). Такой стандарт может быть разработан на систему

в целом, например: систему воздухоочистки, сигнализационную систему и

т. д.

Помимо стандарта существует документ технических усло-

вий, который устанавливает технические требования к продукции,

услуге, процессу.

ТУ выполняют роль НД в том случае, если на них делаются ссыл-

ки в договорах (контрактах). Обычно ТУ разрабатывают предприятия

и другие субъекты хозяйственной деятельности в том случае, когда

стандарт создавать нецелесообразно. Объектом ТУ может быть продук-

ция разовой поставки, выпускаемая малыми партиями, а также произве-

дения художественных промыслов, изделия сменяющегося ассортимен-

та, продукция, выпускаемая на основе новых рецептур или технологий,

по которым еще не разработан стандарт. Требования ТУ не должны

противоречить обязательным требованиям государственных стандартов,

распространяющимся на данную продукцию. Согласование ТУ прово-

дит приемочная комиссия, подписывается акт приемки опытной партии

или образца.

Свод правил, как и предыдущий нормативный документ, мо-

жет быть самостоятельным документом, а также частью стандарта.

Свод правил обычно разрабатывается для процессов проектирования,

монтажа оборудования и конструкций, технического обслуживания или

эксплуатации объектов, конструкций, изделий. Технические правила,

содержащиеся в документе, носят рекомендательный характер.

Регламент – это документ, в котором содержатся обязательные

правовые нормы. Принимает регламент орган власти, а не орган по

стандартизации, как в случае других нормативных документов. Требо-

вания могут быть представлены непосредственно в самом регламенте

либо путем ссылки на другой нормативный документ (стандарт, техни-

ческие условия, свод правил).

Классификаторы – нормативные документы, представляющие

систематизированный свод наименований и кодов классификационных

группировок или объектов классификации.

Основные методы стандартизации.

Для того чтобы подтвердить соответствие продукции, работ и

услуг определенным требованиям, необходимо воспользоваться

комплексом общенаучных и специфических методов. Среди таких мето-

дов специалисты отмечают следующие:

упорядочение объектов стандартизации;

параметрическую стандартизацию;

комплексную стандартизацию;

опережающую стандартизацию.

Рассмотрим подробнее данные методы.

Упорядочение объектов стандартизации. Данный метод

направлен на сокращение многообразия, т. е. приведение объектов к ти-

повым. В свою очередь, в упорядочении выделяются свои методы.

Систематизация – классифицирование и ранжирование объектов

по каким-либо общим признакам. На базе таких группировок создаются

общероссийские классификаторы (речь о которых пойдет во 2 теме).

Селекция – отбор конкретных объектов, признанных целесооб-

разными для дальнейшего производства и применения в общественной

деятельности.

Симплификация – определение конкретных объектов, признанных

нецелесообразными для дальнейшего производства и применения в об-

щественной деятельности.

Типизация – создание типовых образцов, конструкций, технологи-

ческих правил, форм документации.

Оптимизация – процесс нахождения оптимальных параметров на-

значения, качества и экономичности.

Параметрическая стандартизация. Для того чтобы осуще-

ствить оптимизацию, необходимо установить параметры продукции,

т. е. количественные характеристики её свойств. Главные параметры

продукции – это характеристики, определяющие назначение и условия

использования продукции. Например:

– размерные параметры (размер одежды, размер прибора);

– весовые параметры (масса);

– параметры производительности (производительность станков);

– энергетические параметры (мощность двигателя).

Каждая продукция характеризуется рядом параметров, которые на-

зываются параметрическим рядом. Например, российский женский раз-

мер одежды 44 подразумевает обхват груди 88 см, обхват талии 70 см, об-

хват бедер 94 см. Эти данные выведены на основе антропометрических из-

мерений большого числа российских женщин и обработанных методами

математической статистики. И так для каждой продукции определенного

назначения, принципа действия и конструкции.

Комплексная стандартизация. Подразумевает под собой уста-

новление и применение системы взаимоувязанных требований, как

к самому объекту стандартизации, так и к отдельным его элементам.

Например, по отношению к продукции – это требования к качеству го-

товой продукции и к качеству сырья для её изготовления, а также усло-

вий хранения и потребления.

Опережающая стандартизация. Данный метод предусматри-

вает установление повышенных по отношению к уже достигнутому на

практике уровню норм и требований к объектам стандартизации, кото-

рые должны стать оптимальными в последующее время. Необходимость

в данном методе связана с тем, чтобы предотвратить технические барье-

ры, не тормозить технический прогресс, поскольку для того, чтобы раз-

работать новый стандарт, потребуется определенное время, которое мо-

жет сказаться на простое производства. В связи с этим необходима

опережающая стандартизация для перспективных видов продукции.

Таковы основные методы, используемые в деятельности по стан-

дартизации.

Наши рекомендации