Теологическая теория происхождения права

Представители: Фома Аквинский, Жак Маритен.

Основные идеи:

1. Теологическая теория исходит из божественного происхождения права как вечного, выражающего божью волю и высший разум явления. Но она не отрицает наличия в праве природных и человеческих (гуманистических) начал.

2. право вечно существует в силу божественной воли, а потому каждый обязан смириться перед этой волей, подчиниться ей во всем.

3. Творец всего сущего на Земле, в том числе и права, — Бог, проникнуть же в тайну божественного замысла, постичь природу и сущность его невозможно.

4. Теологическая теория не отвергала необходимости создания и функционирования земного государства, обеспечения необходимого правопорядка. Придавая государству и государственной власти божественный характер, она присущими ей средствами поднимала их престиж, сурово осуждала преступность, способствовала утверждению в обществе взаимопонимания и разумного порядка.

Достоинства:

Теологическая теория одна из первых связала право с добром и справедливостью.

Слабые стороны:

Теория опирается не на научные доказательства и аргументы, а на веру. Теологическую теорию нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть: вопрос о ее истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога, Высшего разума, т.е. это, в конечном счете, вопрос веры.

33) Позитивное право: понятие, признаки, соотношение с естественным правом.

Позитивное право – система общеобязательных, формально определенных норм, установленных и гарантируемых государством, содержащихся в законодательстве и других источниках юридических норм.

Позитивное право, положительное право — право, действующее в данный момент. Основными чертами позитивного права являются выраженность в источниках права, установленных или признанных государственной властью, изменчивость и зависимость от воли законодателя.

Признаки позитивного права:

1) нормативность – она выражается формулой «если…, то…., иначе…»;

2) формальная определенность – любая норма закреплена в нормативном правовом акте;

3) институциональность – нормы издаются законодательными органами, учреждениями. Органы местного самоуправления имеют право издавать законы, действующие на данной территории;

4) неперсонифицированность – нормы рассчитаны не на конкретного индивида, а на всех людей одной группы;

5) процессуальность – существуют правила (процедура) создания норм;

6) обеспеченность принудительной силой государства – в случае несоблюдения норм возникает принуждение субъекта государством в виде санкций.

Термин «позитивное право» может применяться для характеристики действующих правовых норм и их отграничения от норм, отменённых или фактически потерявших юридическую силу, а также от представлений о нормах, ещё не принятых, но желательных в будущем, существующих только в виде проектов законов, предложений, требований, правовых идей.

Понятие позитивного права появилось благодаря развитию естественно-правового учения, которое исходило из того, что вечное и неизменное, общее для всех народов, определяемое самой природой человека либо данное свыше — Естественное право, следует отличать от искусственного действующего права, которое не только различно в каждой стране, но и постоянно изменяется по воле законодателя в связи с переменами в жизни общества.

Позитивное правоприменение - это то, которое осуществляется не по поводу правонарушения, а как обязательное условие нормальной реализации некоторых регулятивных норм.

34) Сущность и содержание права.

ПРАВО – система общеобязательных формально определённых норм, выражающих меру свободы человека, принятых или санкционированных государством и охраняемых им от нарушений.

Сущность права - это главная, внутренняя, относительно устойчивая качественная основа права, которая отражает ее истинную природу и назначение в обществе.

Двойственный характер сущности права: с одной стороны, право выражает и охраняет интересы власти - классовая сущность, с другой стороны, является средством защиты интересов всех членов общества - общесоциальная сущность.

Классовая сущность - право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса (здесь право используется в узких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса).

Общесоциальная сущность служит интересам всех без исключения людей, обеспечивает организованность, упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей. Конкретизируется в его понимании как меры свободы.

Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы к сущности права, в рамках которых соответственно религиозные, национальные и расовые интересы будут доминировать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и нормативных договорах. Сущность права многоаспектна.

Содержание права - это единство всех составляющих его элементов, свойств, их взаимодействие между собой и регулируемыми общественными отношениями.

В содержании права выделяют три уровня:

а) специально-юридическое;

б) интеллектуально-волевое;

в) социально-политическое.

Основными составными элементами специально-юридического содержания права являются:

- юридические нормы;

- субъективные права и юридические обязанности;

- меры юридической ответственности за правонарушения;

- юридические гарантии соблюдения норм права и обеспечения прав и свобод граждан;

- правосубъектность и правовой статус граждан.

Интеллектуальную сторону содержания права составляют принципы права - общеотраслевые, межотраслевые и отраслевые, раскрывающие право как форму правового сознания. Волевая сторона содержания права характеризует государственно-властное начало в праве, общеобязательность правовых норм.

Также выделяют социально-политическое содержание права. Его образует все то, что составляет предмет правового регулирования: трудовые, хозяйственные, имущественные, земельные, финансовые, конституционные, административные и другие правоотношения. Содержание права напрямую связано с его назначением - быть регулятором общественных отношений, поэтому следует отметить, что содержание права обусловлено также содержанием тех общественных отношений, обеспечивать стабильность которых оно призвано.

35) Социальная ценность права и его функции.

Социальное назначение права заключается в регулировании наиболее важных общественных отношений путем господства над всеми частными, личными и групповыми интересами.

Право как элемент социальной системы функционирует наряду с государственным механизмом, моралью и другими социальными регуляторами. Значение права, его роль в жизни общества во многом определяются функциями, которые выполняет право в процессе воздействия на общественные отношения.

Функции прав представляют собой основные направления его воздействия на общественные отношения в ходе осуществления задач и целей, стоящих перед обществом.

Действующее право имеет несколько функций:

1. Господствующее место в системе функций права занимают регулятивная и охранительная функции, в которых проявляется социальное назначение права, его способность быть регулятором наиболее важных общественных отношений.

Регулятивная функцияправа проявляется в его способности воздействовать на поведение субъектов правовыми средствами.

Охранительная Функцияправа заключается в его способности охранять положительные и вытеснять вредные отношения. Охранительная функция права осуществляется путем установления запретов, санкций и реализации юридической ответственности.

Регулятивная и охранительная функции находятся во взаимодействии и дополняют друг друга: каждая из них по-своему способствует развитию и укреплению позитивных общественных отношений.

2. В зависимости от сферы действия выделяют экономические, социальныеи другие функции права, неразрывно связанные с направлениями деятельности государства, решающего стоящие перед ним задачи с помощью права.

3. По субъектам правовой деятельности можно выделить законодательные, исполнительные и судебныефункции права, в которых выражаются направления деятельности органов государственной власти.

4. По характеру воздействия на общественные отношения в рамках регулятивной функции выделяют статическую и динамическую функции права.

Статическая Функцияпроявляется в таком воздействии права на поведение субъектов, которое осуществляется путем закрепления правовыми средствами отношений, соответствующих интересам общества. Решающее значение в осуществлении статической функции принадлежит институтам права, которые закрепляют основы конституционного строя, экономическую основу общественного устройства, права и свободы личности ..

Динамическая Функция права выражается в его воздействии на общественные отношения путем реализации правовых норм в правомерном поведении. Сущность динамической функции права состоит в развитии отношений, соответствующих интересам общества.

36) Принципы права и их классификация, их роль в правовом регулировании.

Принцип права – руководящие идеи, характеризующие содержание права, его сущность и назначение в обществе. Они, с одной стороны, выражают закономерности права, а с другой – представляют собой наиболее общие нормы, которые действуют во всей сфере правового регулирования и распространяются на всех субъектов.

Правовые принципы подразделяются на:

* свойственные праву в целом (общеправовые);

* свойственные его отдельным отраслям (отраслевые);

* свойственные группе смежных отраслей (межотраслевые);

* свойственные крупным правовым институтам.

Принципы правовых институтов, отраслевые и межотраслевые изучаются отраслевыми юридическими науками, а общеправовые – предмет исследования теории государства и права.

Некоторые общеправовые принципы права:

1. Принцип справедливости в наибольшей степени выражает общесоциальную сущность права, стремление к поиску компромисса между участниками правовых связей, между личностью и обществом, между гражданином и государством;

2. Принцип приоритета прав человека отражает тот факт, что естественные, прирожденные, неотчуждаемые права человека составляют ядро правовой системы государства;

3. Принцип равноправия закрепляет равный правовой статус, т.е. равные конституционные права и единую для всех правосубъектность;

4. Принцип законности заключается в том, что «КРФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить КРФ. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать КРФ и законы»;

5. Принцип правосудия выражает гарантии защиты субъективных прав в судебном порядке.

Другие принципы: закон обратной силы не имеет; все, что законом не запрещено, дозволено; нельзя осуждать дважды за одно и тоже правонарушение (преступление).

Принципы права играют следующую роль в правовом регулировании:

1. Они выступают в качестве руководящих идей для законодателя, определяя пути совершенствования правовых норм;

2. Властные органы и должностные лица руководствуются принципами права при принятии индивидуальных юридических решений;

3. При наличии пробелов в законодательстве, принципы права могут использоваться в качестве юридического основания при рассмотрении спора о праве;

4. Принципы права помогают правильному толкованию юридических норм.

37) Понятие нормы права, ее особенности и признаки.

Норма права – общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников.

Одним из важнейших свойств права является его нормативность. Это означает, что право состоит из норм. Норма права - это мельчайшее подразделение правовой материи.

Признаки нормы права:

1. Непосредственная связь норм права с государством (издаются и санкционируются государством);

2. Выражение ими государственной воли;

3. Всеобщий и предоставительно-обязывающий характер правовых норм, т.е. предоставляет лицам субъективные права и налагает на них юридические обязанности;

4. Формальная определенность нормы права, т.е. внутренняя определенность нормы права, проявляется в содержании, объеме прав и обязанностей, четких указаниях на последствия их нарушения, внешняя определенность выражается в закреплении в нормативном правовом акте.

5. Структурность (гипотеза, диспозиция и санкция);

6. Многократность применения и длительность действия;

7. Охрана норм права государством;

8. Применение государственного принуждения в случае нарушения норм права.

9. Как и право в целом, нормы отличаются системностью. Это означает, что они действуют комплексно, в системе. Каждая норма дополняет другую, их предписания взаимосвязаны и лишь совокупность норм позволяет осуществлять правовое регулирование в обществе.

38) Классификация норм права.

Норма права – общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников.

Классификация норм права происходит по следующим основаниям:

1. В зависимости от характера регулируемых ими отношений:

- нормы материального права – регулируют экономические, политические, идеологические и иные материальные отношения, определяют правовой статус граждан, их права и обязанности.

- нормы процессуального права – закрепляют процессуальные формы (процедуры, правила, порядок) осуществления и защиты предусмотренных материальными нормами права.

2. По отраслевой принадлежности различают нормы конституционного, гражданского, уголовного, административного, трудового и иных отраслей права.

3. От характера содержащихся в них предписаний:

- управомочивающие – предоставляют возможность участникам правоотношений действовать тем или иным образом.

- обязывающие – обязывают субъекта права совершить определённые положительные действия.

- запрещающие – устанавливают обязанность не совершать определённые действия.

4. От характера актов, в которых содержатся нормы права:

- нормы права, содержащиеся в законах;

- нормы права, содержащиеся в подзаконных актах.

5. по времени действия:

- постоянного действия или обычные нормы (действуют до их отмены в установленном порядке);

- нормы временного действия (указывается срок, по истечении которого они теряют юридическую силу).

6. по месту действия:

- распространяются на всю территорию страны;

- на часть территории.

7. от круга лиц:

- общие – охватывают собой всех лиц, проживающих на данной территории.

- специальные – распространяются на определённую категорию субъектов права.

8. от содержания, целевого назначения и характера изложения:

- нормы-принципы - это законодательные предписания, выражающие и закрепляющие принципы права.

- нормы-определения - это предписания, содержащие полное или неполное определение правовых категорий и понятий. Примером таких норм являются нормы, закрепляющие понятия преступления, административного правонарушения, гражданства, предпринимательской деятельности.

- нормы-цели – предписания, закрепляющие цели и задачи, на достижение которых должна быть направлена деятельность, как государственных органов, так и всего государства.

- нормы-правила поведения, которые указывают на взаимные права и обязанности субъектов, условия их реализации, вид и меру реакции государства по отношению к правонарушителям.

- охранительные - нормы, определяющие условия применения к правонарушителю мер государственно-принудительного воздействия, характер и содержание этих мер.

- нормы-гарантии содержат предписания, гарантирующие осуществление субъективных прав и обязанностей в процессе правового регулирования.

9. По методу правового регулирования:

- императивные - имеют сугубо строгий, властно-категоричный характер, не допускающий отклонений в регулируемом поведении.

- диспозитивные - присущ автономный характер, позволяющий сторонам (участникам) отношений самим договориться по вопросам объема, процесса реализации субъективных прав и обязанностей.

- рекомендательные нормы обычно адресуются негосударственным предприятиям, устанавливая желаемые для государства варианты поведения.

39) Структура норма права. Виды структурных элементов.

Структура нормы права – логически согласованное внутреннее строение, обусловленное фактическими общественными отношениями, характеризуемое наличием взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, реально выраженное в нормативных правовых актах.

Норма права состоит из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза указывает на конкретные жизненные обстоятельства (условия), при наличии или отсутствии которых и реализуется норма. В зависимости от количества условий гипотезы бывают простые и сложные. Простая гипотеза предполагает какое-то одно условие, через которое реализуется юридическая норма. Сложная гипотеза связывает действие нормы с наличием двух или более условий. Разновидность сложной гипотезы — альтернативная: для вступления нормы права в действие достаточно одного из перечисленных в ней фактических обстоятельств.

Диспозиция содержит само правило поведение, согласно которому должны действовать участники правоотношения. По способу изложения диспозиция может быть прямой, описательной, ссылочной и бланкетной. Простые диспозиции только указывают на само правило поведения. В описательной диспозиции более или менее конкретно описываются объективные и субъективные признаки деяния. Ссылочными являются диспозиции, которые не содержат правила поведения, а отсылают к другой норме этой же отрасли права. В отличие от ссылочной бланкетные диспозиции отсылают к другим законам или нормативным актам другой отрасли права.

Санкцияуказывает на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции правовой нормы.

По степени определенности санкции подразделяются на абсолютно определенные, относительно определенные. Абсолютно определенными именуют те санкции, которые предельно точно определяют размеры (объем) неблагоприятных последствий (отстранение от работы работника, появившегося на работе в нетрезвом состоянии). Относительная определенность санкции проявляется в том, что в ней определяются рамки неблагоприятных последствий — от минимальных до максимальных неблагоприятных последствий. Формула этого вида санкций в охранительных отраслях права вписывается в схему: «наказывается «от» и «до» либо только «до» определенного срока (лишение свободы на срок от 3 до 10 лет).

В зависимости от характера предусмотренных санкцией последствий выделяют простые, альтернативные и кумулятивные санкции. Простые санкции характеризуются тем, что в них предусматривается только один вид наказания. Альтернативные санкции предусматривают несколько видов неблагоприятных последствий, из которых правоприменителю надлежит выбрать только один, наиболее приемлемый. Кумулятивная санкция – это санкция, которая наряду с основным видом наказания предусматривает обязательное, либо факультативное применение одного или сразу нескольких дополнительных видов наказаний.

По характеру последствий, сформулированных в норме, различают санкции штрафные (карательные) и правовосстановительные. Штрафные санкции связаны с неблагоприятными последствиями личного или имущественного характера, которые обязано претерпеть лицо, совершившее правонарушение. Правовосстановительные санкции направлены на восстановление нарушенного права (признание сделки недействительной), а также санкции, содержащие требование принудительного исполнения невыполненной обязанности (выплата алиментов).

Иногда правовые нормы подразделяют на: логические нормы и нормы-предписания (юридические нормы). Логическая норма обладает полной структурой (гипотеза, диспозиция и санкция). Норма-предписание (юридическая норма) - это элементарное нормативное государственно-властное веление, выраженное в статье нормативно-правового акта. Норма-предписание имеет неполную, усеченную двучленную структуру. Причем структура нормы зависит от вида правовых норм. Считается, что регулятивные нормы состоят из гипотезы и диспозиции, а охранительные нормы - из гипотезы (слитой воедино с диспозицией) и санкции.

Структуру правовой нормы можно рассматривать как единство идеальной и реальной структур. Идеальная структура нормы выражает первичные, исходные ее связи в системе объективного права, а реальная отражает в известной степени результат правового опосредования общественного отношения.

Структуру правовой нормы можно представить как систему диалектически взаимосвязанных элементов, которые взаимодействуют в ее рамках, превращаясь друг в друга, объединяясь и выступая в единстве.

Механизм образования структуры правовой нормы можно представить следующим образом. Законодатель, предполагая урегулировать то или иное отношение, примеряет к нему априори логическую модель нормы, выработанную в основе человеческой практики.

40) Способы изложения норм права в статьях нормативных актов. Норма права и статья нормативных актов в их соотношении.

Норма права — это правило поведения, состоящее из гипотезы, диспозиции и санкции, а статья законодательного акта — форма выражения государственной воли, средство воплощения нормы права. Статья - элемент системы законодательства, как форма текстуальной передачи, образ нормы права (открываем книгу видим текст).

Норма права, будучи содержанием, по-разному соотносится со статьей нормативного акта, выступающей в качестве ее формы.

Излагая правило поведения, законодатель может:

* все три элемента логической структуры нормы права включить в одну статью нормативного акта;

* в одну статью нормативного акта включить несколько правовых норм;

* элементы нормы права изложить в нескольких статьях одного и того же нормативного акта;

* может элементы нормы права изложить в нескольких статьях различных нормативных актов.

По способам изложения возможны три варианта соотношения нормы права и статьи нормативного акта:

1. прямой способ — имеет место тогда, когда норма права непосредственно излагается в статье нормативного акта;

2. отсылочный (ссылочный) способ — имеет место тогда, когда статья нормативного акта, не излагая всей нормы права, отсылает к другой статье этого же нормативного акта;

3. бланкетный способ — имеет место тогда, когда статья отсылает не к конкретной статье, а к целому виду каких-то нормативных актов, правил.

Способы используют для экономии текста, создании правовой базы для решения дела, для удобства пользования нормативно-правовой информацией – прием для юридической техники.

41) Понятие форм (источников) права. Их виды.

Источник права – форма официального выражения общеобязательных предписаний, создаваемых органами государственной власти в целях регламентации общественного порядка. Все современные источники права – это официальные документы, содержащие правовую (общеобязательную) информацию, говорящую о правах, обязанностях либо ответственности физических и юридических лиц.

Обычно в ТГП выделяют четыре вида источников: нормативный акт, судебный прецедент, санкционированный обычай и нормативный договор.

Наиболее древней формой права является правовой обычай, т.е. правило поведения, вошедшее в привычку народа вследствие его повторения в течение длительного времени. Правовым он признан потому, что он признается государством как общеобязательная норма поведения, соблюдение которой обеспечивается государственным принуждением.

Судебный прецедент получил широкое распространение в Великобритании, США и др. странах. Сущность судебного прецедента заключается в придании нормативного характера решению суда высокой инстанции по конкретному делу. Обязательным является не все решение (приговор), а только суть правовой позиции судьи. Многие юристы высказывают свое желание придать прецеденту как источнику нормативный характер, но сегодня в России это представляется затруднительным, т.к. для этого нужны: независимый суд, высокое правосознание судей и их умение формулировать общие правила в своих решениях.

Нормативный договор как источник права – это соглашение двух или более субъектов, в котором содержатся юридические нормы, определяющие права и обязанности сторон (межгосударственный, федеративный договор). В рыночной экономике широкое распространение получил гражданско-правовой договор.

Нормативный акт – это официальный документ, созданный компетентными государственными органами и содержащий общеобязательные юридические нормы (правила поведения). Является наиболее важным и распространенным источником. Положительные свойства: точно фиксирует содержание правовых норм; занимает строго определенное место в иерархической системе источников права; может быть издан оперативно и изменен в любой своей части.

42) Право и закон. Проблемы соотношения.

Право – система общеобязательных формально определённых норм, выражающих меру свободы человека, принятых или санкционированных государством и охраняемых им от нарушений.

Закон – это нормативный акт, обладающий высшей юридической силой, принимаемый в особом порядке высшими представительными органами государственной власти или народа и, регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Право и закон.

Это особенно важно в теории естественного права. Право – категория естественного права. Закон – категория позитивного права. Закон – форма права. Закон может выражать естественные нормы права, тогда закон правовой. В современных условиях закон отождествляется с правом, потому что принципы, как естественного права, так и юридического уважаются и полноценно реализуются.

Право и закон.

Два подхода:

1. Узконормативный подход – право = система юридических норм. Право = закон; вне закона права нет и быть не может. НО если под правом понимать только норму права (позитивистская теория), то вывод о тождестве права и закона неизбежен, т.к. вне источников права юр. нормы не существуют.

2.Широкий – право включает не только нормы, но и правовые отношения + правовое сознание (Явич, Янковский, Кичикьян); Право – нормы, есть права, субъективные права. Содержание создается обществом, и лишь придание этому содержанию нормативной формы, т. е. «возведение его в закон», осуществляется гос-вом.

«Право создаётся обществом, а закон — государством». Должно быть единство правового содержания и правовой формы. Правовое содержание, не возведённое в закон, не имеет гарантий реализации => не явл-ся правом в точном смысле этого слова. Закон м.б. неправовым, если содержанием его становится произвол гос-ой власти (тоталитарное гос-во).

В настоящее время господ-во узконормативного подхода ослабевает, но некототрые ученые его придерживаются.

Гуманистический смысл разграничения: П – критерий качества З, установление того, насколько последний признает права человека, его интересы и потребности.

Если под правом понимать только нормы права, то вывод о тождестве права и закона неизбежен, поскольку вне источников права юридические нормы не существуют. Однако право нельзя сводить к нормам. Кроме норм оно включает в себя социально-правовые притязания (естественное право) и субъективные права. Следовательно, право охватывает сферу не только должного (нормативные и индивидуальные предписания и решения), но и сущего (реальное использование юридических возможностей, реальное исполнение обязанностей).

Право есть и регулятор, и появляющаяся в результате регулирования юридическая форма общественных отношений, представляющих бытие общества.

При таком широком понимании права становится очевидным, что его содержание создается обществом и лишь придание этому содержанию нормативной формы, т.е. «возведение его в закон», осуществляется государством.

Формула «Право создается обществом, а закон – государством» наиболее точно выражает разграничение права и закона. Правовое содержание, не возведенное в закон, не имеет гарантий реализации, а значит, не является правом в точном смысле этого слова. Закон может быть неправовым, если содержанием его становится произвол государственной власти. Подобные законы можно определить как формальное право, т.е. право с точки зрения формы, но не содержания.

При различении права и закона обращают внимание на одну сторону проблемы - на возможность неправового содержания у правовой формы (закона). Однако правомерен и другой вопрос: а может ли вообще право существовать вне какой-либо формы объективирования? На этот вопрос следует ответить отрицательно: не может быть права до и вне своей формы (закона). Ведь то, что называют "естественным правом", на самом деле представляет собой естественно-социальные начала, которые должны определять содержание юридических предписаний, а правом в собственном смысле (с точки зрения современных представлений о свойствах права) не является. Тем более что, как справедливо замечает проф. B.C. Нерсесянц, различение естественного права и позитивного права - лишь одна из многих возможных версий соотношения права и закона. В настоящее время суть проблемы различения права и закона состоит не в противопоставлении естественного права позитивному, а в установлении соответствия между содержанием и формой самого позитивного права.

С этих позиций можно наметить пункты, из которых следует исходить в характеристике соотношения права и закона:

1. Право и закон следует различать. Закон (официальные источники норм) - это форма выражения, объективирования права вовне, а право - единство этой формы и содержания (правил поведения).

2. Не может быть права до и вне закона (своей формы). Форма - способ жизни права, его существования. Как замечает проф. Мушинский: "Все современные системы права одеты в мундир законодательства".

3. Закон может иметь неправовое содержание, быть, с этой точки зрения, пустой, бессодержательной формой - "неправовым законом". (Правовое содержание у закона или неправовое - это определяется как на основе общих естественно-правовых начал, так и исходя из конкретно-исторических условий существования данного общества.)

Существуют законы, соответствующие правовым критериям, которые следует, с точки зрения авторов - сторонников данных суждений, считать правовыми. Здесь право и закон совпадают. Но есть также и законы, которые не отвечают правовым критериям и, следовательно, с правом не совпадают.

Два различных взгляда и подхода.

1. Государство является единственным и исключительным источником права, все то, о чем говорит государство через свои законы, - это и есть право.

2. Право как регулятор общественных отношений считается относительно независимым от государства и закона или даже предшествующим закону.

43) Нормативно-правовой акт – основной источник российского права: понятие и признаки.

Нормативный акт – это официальный документ, созданный компетентными государственными органами и содержащий общеобязательные юридические нормы (правила поведения). Нормативный акт является наиболее важным и распространенным источником права. Иерархия выглядит следующим образом: Конституция, ФЗ (ФКЗ, ФЗ, З), акты Президента, Правительства, ФОИВ, Нормативные акты ОГВ субъектов и локальные нормативные акты, нормативный договор. Если МД РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила МД.

ПРИЗНАКИ:

а) издается компетентными органами государства или в соответствии с Конституцией принимается непосредственно населением путем референдума;

б) содержит нормы права, устанавливает, отменяет или изменяет их;

в) обладает юридической силой, охраняется и обеспечивается государством;

г) имеет вид письменного документа с установленной структурой и необходимыми атрибутами;

д) носит легитимный характер.

Нормативный акт – доминирующий источник права во всех правовых системах мира.

Он имеет ряд неоспоримых преимуществ:

1. может быть издан оперативно, в любой своей части изменен, что позволяет относительно быстро реагировать на социальные процессы.

2. Нормативные акты определенным образом систематизированы, что позволяет легко осуществлять поиск нужного документа для применения или реализации.

3. Позволяют точно фиксировать содержание правовых норм, что помогает проводить единую политику, не допускать произвольного толкования и применения норм.

4. Поддерживаются государством, им охраняются. В случае нарушения положений нормативных актов нарушители преследуются и наказываются на основании закона.

Нормативно-правовые акты:

а) дифференцированы, поскольку механизм государства имеет разветвленную структуру органов с определенными правотворческими полномочиями и значительным объемом иных функций, которые реализуются с помощью издания юридических актов;

б) иерархизированы (при ведущей роли конституции государства), ибо эта система строится на основе разновеликой юридической силы актов, в результате чего нижестоящие источники права находятся в зависимом положении по отношению к вышестоящим и не могут им противоречить;

в) конкретизированы по предмету регулирования, субъектам исполнения и реализации права, указания на которых содержатся в источниках.

Особенности НПА:

1.НПА принимают, чтобы ввести в действие юридические нормы – наиважнейшая цель.

2.НПА могут иметь смешанный характер. Обращены к конкретным лицам, так и к группе людей.

3.Осуществляется оперативное реагирование на потребности регулирование.

4.При создании НПА обеспечивается системность, иерархичность нормативных актов. Следовательно, и единство правового регулирования. НПА – элемент единой системы.

5.При принятии нормативных актов можно обеспечить применение научного потенциала.

6.Принятием нормативных актов можно обеспечить демократизм, волеизъявление нации (референдум). НПА наиболее цивилизованная форма права.

Нормативный акт – это официальный документ, созданный компетентными государственными органами и содержащий общеобязательные юридические нормы (правила поведения). Нормативный акт является наиболее важным и распространенным источником права.

Иерархия выглядит следующим образом:

- Конституция,

- ФЗ (ФКЗ, ФЗ, З),

- акты Президента, Правительства,

- акты ФОИВ,

- Нормативные акты ОГВ субъектов и локальные нормативные акты,

- нормативный договор.

- Если МД РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила МД.

Наши рекомендации