Порядок резервирования земельных участков для государственных и муниципальных нужд
Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд установлен нормами ЗК РФ и принятым в их развитие постановлением Правительства РФ, которым утверждено Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд.
Согласно данному положению для резервирования земель необходимо:
1) принятие уполномоченным органом РФ, субъекта РФ или органом местного самоуправления решения о резервировании земель;
2) наличие схемы резервируемых земель, а также перечня кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель, которые в обязательном порядке прилагаются к решению о резервировании;
3) обязательная государственная регистрация ограничений прав на земельные участки полностью или частично расположенных в границах резервируемых земель в ЕГРП;
4) внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о земельных участках (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании.
Резервирование земельного участка для государственных или муниципальных нужд является ограничением права и подлежит обязательной государственной регистрации в порядке, предусмотренном ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Несоблюдение указанного выше порядка резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд, в том числе, отсутствие в данных ЕГРП информации об ограничении прав на соответствующий участок, не является резервированием участка для государственных или муниципальных нужд.
Таким образом, любое планируемое использование участка для государственных или муниципальных нужд, не оформленное как резервирование соответствующего участка в установленном порядке, не может являться законным и обоснованным основанием для отказа в приобретении права собственности на соответствующий участок.
43. Понятие и общая характеристика управления в области использования и охраны земель.
В рамках административного права есть несколько подходов:
1)Широкое – з/д, исполнит и судебная деятельность. Управление = регулирование.
2)В узком смысле слова управление – исполнительно-распорядительная деятельности органов государства и органов МСУ направленные на обеспечение эффективного и рационального использования земель, повышения плодородия почв и организации их охраны.
Управление подразделяют на:
1) Общее – его осуществляют (органы общей компетенции) Президент РФ, Правительство РФ, правительства (органы исполнительной власти) субъектов РФ, органы местного самоуправления, оно распространяется на всю территорию Российской Федерации (субъекта, муниципального образования) независимо от категорий земель и форм собственности;
2) Специальное – спец.органами, для которых управление – главная задача. управление находится в компетенции Министерства природных ресурсов РФ, органов (служб) санитарно-эпидемиологического надзора и архитектурно-строительного контроля. Они осуществляют свои функции (например, контроля) независимо от ведомственной принадлежности предприятий, организаций, формы и вида собственности на землю; Как правило не одну а несколько ф-ций (Росреест, Природы и экологии, экономического развития)
3) Ведомственное – управление осуществляют различные министерства и ведомства, в ведении которых находятся земли определенного целевого назначения, например, Министерство связи РФ, Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ, Министерство транспорта РФ, Министерство обороны РФ и др. Они отвечают за организацию рационального землепользования и внутриведомственного контроля за охраной земель. На закрепленных земельных территориях они организуют проведение мероприятий, связанных с рекультивацией и мелиорацией земель, внутрихозяйственным землеустройством;
4) Внутрихозяйственное управление могут осуществлять, например, общее собрание членов сельскохозяйственного производственного кооператива, общее собрание членов садоводческого, огороднического, дачного товарищества, потребительского кооператива, других коммерческих и некоммерческих объединений. В их компетенцию входит ведение внутрихозяйственного учета, кадастра, мониторинга земель, перераспределение освободившихся земельных участков, решение споров между совладельцами земельных участков, организация мероприятий по охране и рациональному использованию земельных участков и прочие внутрихозяйственные вопросы.
44.Разграничение полномочий РФ, субъектов РФ и муниципальных образований в области использования и охраны земель.
ЗК РФ разграничивает полномочия Российской Федерации и ее субъектов в области регулирования земельных отношений, а также определяет виды прав на землю, основания их возник новения и прекращения, устанавливает особенности оборота земельных участков, фиксирует правовой режим каждой из категорий земель.
К ведению Российской Федерации согласно ст. 9 ЗК РФ относятся:
· установление основ федеральной политики в сфере регулирования земельных отношений;
· установление ограничений прав собственников и арендаторов земельных участков, землепользователей, землевладельцев, а также ограничений оборотоспособности земельных участков;
· государственное управление в осуществлении мониторинга земель, государственного земельного контроля, землеустройства;
· установление порядка резервирования земель, изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд;
· разработка и реализация федеральных программ по использованию и охране земель;
· управление и распоряжение земельными участками, составляющими собственность Российской Федерации.
Субъекты РФ обладают полномочиями:
· по изъятию земель для нужд субъектов РФ;
· по разработке и реализации региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах данных субъектов РФ;
· по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в собственности данных субъектов РФ;
К полномочиям органов местного самоуправления ст. 11 ЗК РФ относит:
· изъятие земельных участков для муниципальных нужд;
· установление правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований с учетом требований законодательства РФ;
· разработку и реализацию местных программ по использованию и охране земель;
· управление и распоряжение земельными участками, входящими в состав муниципальной собственности;
45. Государственный мониторинг земель (понятие, задачи и порядок осуществления).
Мониторинг земель — система наблюдения за состоянием земель для своевременного выявления различных изменений, их оценки, а также предупреждения и устранения последствий негативных процессов.
Мониторинг имеют право осуществлять только государственные органы управления земельным фондом РФ.
Мониторинг земель является составной частью мониторинга состояния окружающей природной среды и проводится в соответствии с федеральными, региональными и местными программами.
Предмет мониторинга — целостный земельный фонд РФ независимо от форм собственности на земли и их целевого назначения.
Объект мониторинга — все земли в стране вне зависимости от форм собственности, их целевого назначения и характера использования.Мониторинг земель проводится отдельно по землям сельскохозяйственного назначения, землям населенных пунктов и поселений, землям промышленности, транспорта, связи и иного несельскохозяйственного назначения.
Можно выделить задачимониторинга:
1. своевременное выявление изменений состояния земель и оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и об устранении последствий негативных процессов;
2. информационное обеспечение государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства;
3. информационное обеспечение ведения государственного земельного кадастра, землеустройства;
4. обеспечение граждан информацией о состоянии земель.
Мониторинг проводит Росреестр во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Данные, полученные в ходе проведения мониторинга, систематизируются и передаются на вечное хранение в государственный фонд. Данные, полученные в ходе проведения мониторинга, используются при подготовке государственного (национального) доклада о состоянии и использовании земель в Российской Федерации, который ежегодно предоставляет Росреестр.
Государственный мониторинг проводится на трех уровнях:
1) федеральный уровень — мониторинг ведется по всей территории Российской Федерации;
2) региональный уровень — проводится в пределах определенных экономических, геополитических и административных границ;
3) локальный уровень — проводится на объектах ниже регионального уровня, вплоть до отдельных землепользователей, землевладельцев, собственников и арендаторов земельных участков.
46. Государственный кадастр земель (понятие, принципы его ведения, состав сведений и документов государственного кадастрового учета, порядок ведения государственного кадастрового учета).
Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» устанавливается обязательный кадастровый учет земель. Никто не имеет права скрывать запрашиваемые сведения, необходимые для ведения кадастра (за исключением сведений, представляющих коммерческую тайну), или отказываться от предоставления органам Росреестраэтих сведений.
Кодексом РФ об административных правонарушениях установлена ответственность (штраф) за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган или должностному лицу сведений, необходимых для осуществления этим органом его законной деятельности.
Требования органов, ведущих государственный земельный кадастр, к пользователям земли о предоставлении ими сведений, необходимых для полноценного, достоверного кадастра, ограничиваются ни сроками, ни субъектами землепользования (собственниками, арендаторами и др.), ни территорией (регионом) расположения данных земельных участков.
Землепользователи вправе получать бесплатно документальные сведения о своих земельных участках, зафиксированных в Едином государственном реестре и других документах земельного кадастра, в 10-дневный срок. Они также вправе оспаривать эти сведения, если по каким-либо причинам считают их недостоверными или ошибочными.
Государственный земельный кадастр— это систематизированный свод документированных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в Российской Федерации, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества.
Объекты государственного кадастрового учета — это земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимого имущества.
Порядок ведения государственного земельного кадастра установлен Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
Целямигосударственного земельного кадастра являются:
1. государственное и муниципальное управление земельными участками;
2. государственный контроль за использованием земель и их охраной;
3. мероприятия, цель которых — сохранение и повышение плодородия земель;
4. государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
5. землеустройство;
6. экономическая оценка земель и учет стоимости земель в составе природных ресурсов;
7. установление обоснованной платыза землю;
В обязанность всех субъектов РФ входит соблюдение единого порядка ведения земельного кадастра. Законодательно установлены единые формы документов и их перечень (состав). Этим достигается полнота и достоверность сведений земельного кадастра.
Земельный кадастр способствует повышению эффективности любой из функций государственного и муниципального управления, так как он обеспечивает органы управления и их должностных лиц объективными сведениями о землях и земельно-правовых отношениях.
Общее государственное управление по ведению земельного кадастра осуществляется Правительством РФ, а на региональном уровне — органами исполнительной власти субъектов РФ.
Ведение государственного земельного кадастра на всей территории Российской Федерации осуществляется по единой методике и представляет собой последовательные действия по сбору, документированию, накоплению, обработке, учету и хранению сведений
В отношении каждой категории земель применяют определенный перечень сведений о земельных участках, которые заносятся в Единый государственный реестр земель и другие кадастровые документы.
Документирование сведений государственного земельного кадастра может осуществляться на бумажных или электронных носителях. При наличии расхождений в сведениях приоритет имеют сведения, записанные на бумажных носителях, если иное не установлено федеральным законом.
Единый государственный реестр земель и кадастровые дела хранятся вечно, их уничтожение и изъятие не допускаются.
47. Понятие целевого назначения земель и разрешенного использования земельных участков. Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую.
ЦЕЛЕВОЕ НАЗНАЧЕНИЕ – установленный законодательством порядок и условия использования земель для конкретных целей в соответствии с категорией земель.
РАЗРЕШЕННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ – это условие и порядок использования земельного участка с учетом целевого назначения и установленных ограничений и обременений.
В составе земель Российской Федерации выделяются их категории:
1. земли сельскохозяйственного назначения; ими признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
2. земли населенных пунктов; ими признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других категорий. Порядок использования земель поселений определяется в соответствии с зонами. Документы зонирования территорий утверждаются и изменяются правилами землепользования и застройки;
3. земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; это земли, которые расположены за чертой поселений и используются для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач;
4. земли особо охраняемых территорий и объектов; к ним относятся земли, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение;
5. земли лесного фонда; к ним относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, — вырубки, гари, редины, прогалины и др.) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и др.);
6. земли водного фонда; это земли, занятые водными объектами, земли водоохранных зон водных объектов, а также земли, выделяемые для установления полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических сооружений и иных водохозяйственных сооружений, объектов;
7. земли запаса— земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель. Использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию.
Отнесение и перевод земель из одной категории в другую осуществляются в отношении следующих видов земельных территорий конкретными компетентными органами власти и управления:
1. земель, находящихся в федеральной собственности, — Правительством РФ;
2. находящихся в собственности субъектов РФ и земель сельскохозяйственного назначения, которые находятся в муниципальной собственности, — органами исполнительной власти субъектов РФ;
3. находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, — органами местного самоуправления;
4. находящихся в частной собственности:
а) сельскохозяйственного назначения — органами исполнительной власти субъектов РФ;
б) иного целевого предназначения — органами местного самоуправления, v
Перевод ЗУ из одной категории в другую – процедура результатом осуществления которой является изменение целевого назначения ЗУ в результате изменения его принадлежности к соответствующей категории земель.
Полномочия между органами по переводу земель разграничиваются в статье 8 ЗКРФ (от формы соб-ти и категории земель). Земли с/х назначения переводятся органами субъектов.
Процесс перевода:
1) Необходимо с ходатайством в соответствующие органы власти и приложить документы
· Выписка из гос.кадастра недвижимости
· Документы, удостоверяющие личность, либо выписку из госреестра ЮЛ
· Выписка из единого госреестра прав на недвижимое имущество
· Заключение государственной экологической экспертизы
2) Согласие (не требуется когда включается в состав земель особо охраняемых территорий без изъятия, при установлении или изменении черты населенного пункта)