Понятие, сущность и особенности первобытного общества
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………..…….3
1. Понятие, сущность и особенности первобытного общества………………..5
2. Особенности власти в первобытном обществе……………………….…….12
3. Социальные нормы как регулятор общественных отношений в первобытном обществе………………………………………………………….20
Заключение……………………………………………………………………….26
Список использованных источников……………………………..…………….27
Введение
Для обеспечения достойного существования современного общества необходима сложноорганизованная и многогранная правовая система, способная регулировать различные сферы полноценной и разнообразной человеческой жизни, а сильный государственный аппарат – гарантировать её функционирование. Для каждой конкретной личности характерно сочетание нескольких социальных ролей, достаточно широкий круг интересов, увлечений.
В силу этого любой человек имеет определённый круг прав и обязанностей.
Сейчас нормами права регулируются практически все стороны бытия личности, включая брачно-семейные отношения, трудовую деятельность, процесс обучения, и другие направления самореализации.
Остаются частично неподвластными букве закона лишь личные взаимоотношения между людьми, например такие, как любовь и дружба, которые всё же регулируются, но не правовыми нормами, а нормами морали.
Такова роль современных социальных норм. Их развитие тесно связано с развитием общества, без них всё более невозможно полноценное удовлетворение потребностей человека.
По мере того, как эволюционирует общество и государственный аппарат люди всё чаще испытывают потребность, на минуту остановившись, поразмыслить об истоках этого движения вперёд.
Для познания истории возникновения современного государства и современного права, необходимо заглянуть в те времена, когда люди делали первые шаги в постижении окружающего мира. Именно тогда опробовались простейшие властные механизмы и элементарные нормы поведения.
Для получения представления о вышеупомянутых явлениях в первобытном обществе, нужно ответить на вопросы «Как было устроено общество наших далёких предков?», «Как выглядела власть в этом обществе?», «Какими общими правилами регулировался повседневный быт древнего человека?»
Объект исследования данной работы - власть и социальные нормы в первобытном обществе. Цель данной курсовой работы – сформировать такое представление, раскрыв для этого последовательно каждый из этих вопросов, дав на него тем самым развёрнутый ответ. Для достижения цели поставлены следующие задачи:
· определить понятие, сущность и особенности первобытного общества;
· выделить особенности власти в первобытном обществе;
· рассмотреть социальные нормы как регулятор общественных отношений в первобытном обществе.
В работе использованы труды таких учёных как Алексеева В.П., Першиц А.И., Венгерова А.Б., Дробышевского С.А., Кашаниной Т.В., Кашириной Т.В., Марченко М. Н., Матузова Н.И., Малько А.В. и др.
Курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы.
Понятие, сущность и особенности первобытного общества
Судить о первобытном обществе можно лишь на основании косвенных данных, за отсутствием письменных и других достоверных источников.
Первобытное общество – начальная эпоха (формация) в истории человечества. Это время, предшествовавшее возникновению классового общества и государственной власти, когда люди жили общинами, сообща владели землёй, вместе трудились и распределяли добытые ими блага поровну.[1]
Первобытный строй охватывает огромный отрезок времени, насчитывающий, по современным данным, свыше 1 млн. лет. В эту эпоху не было государства и права, бытие которых исчисляется лишь несколькими тысячелетиями.
Начальную форму организации общества часто называют «первобытным человеческим стадом» или «праобщиной».
Начало эпохи праобщины совпадает с выделением человека из животного мира и образованием общества. Не вызывает никаких сомнений, что с возникновением целеполагающей трудовой деятельности было связано не только изменение отношения человека к природе, но и изменение отношений между членами первоначального человеческого коллектива. Таким образом, начало эпохи праобщины совпадает с появлением вполне осознанно изготовленных и применяемых орудий труда. Конечным рубежом эпохи праобщины было появление на смену ему «готового» человеческого общества – общинно-родового строя.[2]
Характер новой общественной организации определялся тем, что при очень низком уровне развития того общества, в условиях которого начала складываться новая организация, едва ли не единственной основой для упрочения социальных связей было осознание общности интересов в форме родства. Наиболее стабильной частью тогдашних коллективов были женщины, игравшие исключительную роль в заботе о потомстве и ведении домашнего хозяйства. В силу всего этого той упорядоченной формой организации общества, которая, в конце концов, сменила праобщину, вероятно, был коллектив сородичей, связанный общим происхождением по материнской линии, т.е. материнский род.
Иногда для обозначения этого времени употребляется термин матриархат, но он не вполне точен, так как власть в первобытной общине принадлежала всем её взрослым членам.[3]
Наряду с однолинейным счётом родства другим важнейшим признаком рода был обычай экзогамии, т. е. запрещение брачного общения внутри рода и предписание этого общения за его пределами.
Неолитическая революция и переход к производящей экономике обеспечили не просто выживание людей, но и создание регулярного производства продуктов питания и иных предметов, необходимых для удовлетворения потребностей коллектива. Это подготовило переход к оседлому образу жизни и к установлению контроля семейно-клановых групп над определённой территорией. Таким образом, ранняя родовая община потребителей (охотников, собирателей, рыболовов) сменяется более прочными, численно разросшимися, как правило, связанными с определённой территорией общинами производителей. Такая система семейно-родовых групп представляла собой более развитую форму социальной организации, основанную на сравнительно устойчивых системах самоуправления и саморегуляции.[4]
Непосредственной предпосылкой процесса разложения первобытного общества и классообразования был рост регулярного избыточного продукта. Только на его основе мог возникнуть отчуждаемый при эксплуатации человека человеком прибавочный продукт. Рост регулярного избыточного и появление прибавочного продукта были обусловлены подъёмом в различных областях производства.[5]
С зарождением в эпоху классообразования прибавочного продукта начинается вызревание институтов классового общества и в том числе важнейших из них — частной собственности, общественных классов и государства. Все более заметной становится общественная и имущественная дифференциация. В то время как у родоплеменной и общинной верхушки скапливались богатства, рядовые сородичи и общинники обладали лишь незначительными излишками, не обладали ими совсем или даже испытывали лишения.
Нововыделившаяся знать начала увеличивать пропасть между классами, присваивая излишки производства, большую часть военной добычи, лучшие и большие участки земли.
Принято считать, что с этого времени родоплеменная организация начала вытесняться государственной организацией.
Таким образом, дадим общую характеристику рассматриваемого периода. Стадия раннепервобытной (раннеродовой) общины характеризуется простым присваивающим хозяйством, так называемых низших охотников, рыболовов и собирателей и соответствующими ему примитивными формами общественных отношений.
В этом обществе существовала строго фиксированная система половозрастного разделения труда. К примеру, женщины занимались собирательством, а мужчины охотой и рыбной ловлей. Такая половозрастная организация не создавала в ней отношений неравенства между взрослыми мужчинами и женщинами. Те и другие специализировались в разных, но в равной степени общественно полезных сферах трудовой деятельности. Поэтому не могло быть отношений господства и подчинения в положении полов.
Естественное разделение труда по полу и возрасту и связанная с ним хозяйственная специализация наложили глубокий отпечаток на всю общественную жизнь раннепервобытной общины. На их основе складывались особые половозрастные группы (классы, категории, ступени и т. п.). Повсеместно выделялись группы детей, взрослых мужчин и взрослых женщин, различавшиеся предписанными им обязанностями и правами, общественным положением. В обществах с формализованными половозрастными группами большое значение придавалось рубежу перехода из категории подростков в категорию взрослых людей. Этот переход сопровождался определёнными испытаниями и торжественными тайными обрядами, известными под названием инициаций. Они всегда заключались в приобщении подростков — обычно каждого пола в отдельности — к хозяйственной, общественной и идеологической жизни полноправных членов общины.
Чётко определялось распределение пищи. Принимались во внимание различия в потребностях по полу и возрасту. В определённых условиях учитывались и высшие интересы коллектива в целом. В случае необходимости, при чрезвычайных обстоятельствах, трудоспособные охотники и рыболовы могли получать последний кусок пищи, а их иждивенцы оставаться голодными. Иное положение складывалось там, где уже на стадии раннепервобытной общины коллектив начинал получать не только жизнеобеспечивающий, но и избыточный продукт. В этих случаях наряду с уравнительным, или равно обеспечивающим распределением возникало также и трудовое распределение, т. е. получение продукта в соответствии с затраченным трудом.
Основными связями между отдельными родами были брачные связи: возник брак для регулирования отношений межу полами.
Как правило, мужчины одного рода брали себе жён в другом роде – такие отношения и называются экзогамией (от греч. exo – вовне и gamos - брак).
Брачно-семейные отношения варьировались в зависимости от соотношения мужчин и женщин, их возраста, сложившихся форм брака – от моногамных до гаремных форм семей. Причём какой брак был первичным достоверно неизвестно. Часть учёных считает что групповой, другая же – что индивидуальный. Одновременно, а по другой точке зрения несколько позже, возник институт семьи, регулирующий отношения, как между супругами, так и между родителями и детьми.
Экономика этого общества была основана на общественной собственности. При этом неукоснительно реализовывались два принципа (обычая): рецепроктность (все, что производилось, сдавалось в «общий котел») и редистрибуция (все сданное перераспределялось между всеми, каждый получал определённую долю). На иных основах первобытное общество просто не могло существовать, оно было бы обречено на вымирание.[6]
В течение многих веков и тысячелетий экономика носила присваивающий характер: производительность труда была крайне низкой, все, что производилось, потреблялось. Естественно, что в таких условиях не могли возникнуть ни частная собственность, ни эксплуатация. Это было общество экономически равных, но равных в бедности, людей.
Развитие экономики шло по двум связанным между собой направлениям:
- совершенствование орудий труда (грубые каменные орудия, более совершенные каменные орудия, орудия из меди, бронзы, железа и т.д.);
- совершенствование способов, приёмов и организации труда (собирательство, рыбная ловля, охота, скотоводство, земледелие и проч., разделение труда, включая крупные общественные разделения труда и т.п.).
Все это приводило к постепенному и все более убыстряющемуся повышению производительности труда.
Основной единицей общества была родовая община - объединение на основе родственных связей людей, ведущих совместную хозяйственную деятельность. Род не был совершенно стабильным коллективом. Он пополнялся за счёт новых брачных партнёров своих членов и уменьшался за счёт уводимых по тем же причинам родственников[7]. На более поздних стадиях развития возникают племена, объединяющие близкие роды, а затем и союзы племён. Укрупнение общественных структур было выгодно обществу: оно позволяло более эффективно противостоять силам природы, использовать более совершенные приёмы труда (например, охоту загоном), создало возможности для специализации управления, позволяло успешнее отражать агрессию соседей и самим нападать на них: происходило поглощение более слабых, необъединённых. Вместе с тем укрупнение способствовало более быстрому освоению новых орудий и приёмов труда.
Однако сама возможность объединения в решающей мере зависела от уровня развития экономики, от производительности труда, определявших, какое количество людей могла прокормить определённая территория.[8]
Первобытное общество многие тысячелетия практически не менялось. Его развитие шло крайне медленно, и те существенные изменения в экономике, структуре, управлении, о которых говорилось выше, начались сравнительно недавно. При этом, хотя все эти изменения происходили параллельно и были взаимообусловленными, тем не менее главную роль играло развитие экономики: именно оно создавало возможности для укрупнения общественных структур, специализации управления и других прогрессивных перемен.
Важнейшей ступенью человеческого прогресса явилась неолитическая революция, имевшая место 5-12 тыс. лет тому назад. В этот период появились весьма совершенные каменные орудия, возникли скотоводство и земледелие. Произошло заметное повышение производительности труда: человек наконец-то стал производить больше, чем потреблял, появился избыточный продукт, возможность накопления общественных богатств, создания запасов. Экономика стала производящей, человек стал меньше зависеть от капризов природы, и это привело к значительному росту населения. Но вместе с тем возникла и возможность эксплуатации человека человеком, присвоения накапливаемых богатств.
Именно в этот период, в эпоху неолита, начались разложение первобытно-общинного строя и постепенный переход к государственно организованному обществу[9].