Демократический режим

Демократический режим – предполагает некий конфликт экономических, политических, нравственных, религиозных и др. интересов, отражающих своеобразное положение различных социальных групп в общественной жизни.

Демократический режим — система методов и приемов, с помощью которых население участвует в осуществлении государственной влас­ти посредством прямой (когда граждане, например, на референдуме непосредственно принимают решения по важнейшим вопросам обще­ственной жизни) и представительной демократии (когда парод реали­зует свою власть через выбираемые им представительные органы), принимая решения большинством с учетом интересов меньшинства.

Признаки демократического режима:

  1. население участвует в формировании и осуществлении государ­ственной власти посредством прямой (когда граждане, например, на референдуме непосредственно принимают решения по важнейшим вопросам общественной жизни) и представительной демократии
    (когда народ реализует свою власть через выбираемые им представи­тельные органы);
  2. решения принимаются большинством с учетом интересов мень­шинства;
  3. базируется на гражданском обществе с его развитой структурой;
  4. предполагает существование правового государства, действие его принципов;
  5. выборность и сменяемость центральных и местных органов го­сударственной власти, их подотчетность избирателям;

19. Место и роль государства в политической системе общества.

Политическая система общества — это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государст­венных органов, политических партий, движений, общественных ор­ганизаций и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь об­щества и осуществляется политическая власть.

Государство – это особая суверенная территориальная организация политической власти, которая с помощью специально созданного аппарата управления и с привлечением национальных ресурсов обеспечивает выполнение как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества, осуществляется на основе согласования общесоциальных, групповых и личных, индивидуальных интересов.

Понятия «государство» и «политическая система общества» соот­носятся как часть и целое. Государство концентрирует в себе все многообразие политических интересов, регулируя явления полити­ческой жизни через призму «общеобязательности». Именно в этом ка­честве государство играет особую роль в политической системе, при­давая ей своего рода целостность и устойчивость. Оно выполняет ос­новной объем деятельности по управлению, пользуясь ресурсами об­щества и упорядочивая его жизнедеятельность.

Государство занимает центральное, ведущее место в политической системе общества, так как оно:

1. выступает в качестве единственного официального представи­теля всего народа, объединяемого в пределах его территориальных границ по признаку гражданства;

2. является единственным носителем суверенитета;

3. обладает специальным аппаратом (публичной властью), пред­назначенным для управления обществом;

4. обладает «силовыми» структурами (вооруженными силами, ми­лицией, службой безопасности и т.п.);

5. обладает, как правило, монополией на правотворчество;

6. обладает специфическим набором материальных ценностей (го­сударственная собственность, бюджет, валюта и т.д.).

20. Понятие и классификация функций Российского государства.

Функции государства – это основные направления деятельности государства, в которых выражается и конкретизируется его сущность и социальное назначение в общественной жизни.

Функции выражают роль государства как важнейшей части надстройки над экономическим базисом. Они возникают и развиваются сообразно историческим задачам государства и служат для их претворения в жизнь.

Классификация функций:

1. По специфике объектов государственного воздействия:

· экономическая,

· политическая,

· экологическая,

· обороны и др.

2. По продолжительности действия:

· постоянные,

· временные.

3. По сфере деятельности:

· внутренние,

· внешние,

4. По степени общности:

· основные (наиболее общие комплексные направления его деятельности по осуществлению стратегических задач и целей, выполняющихся всеми государственными органами),

· неосновные (узкие стороны деятельности государства и осуществляемые одними, или несколькими органами).

21. Характеристика основных внутренних функций Российского государства.

Внутренние функции – это основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью общества.

1. Экономическая функция:

· перестройка российской экономике,

· поддержка значимых производств,

· приватизация,

· создание условий для иностранных инвестиций и др.

2. Социальная функция:

· установление и обеспечение минимальных социальных стандартов жизни (заработная плата, пенсия и др.),

· поддержка социальных категорий граждан (пенсионеры, студенты, малообеспеченные, инвалиды и др.),

· обеспечение занятости населения и др.

3. Фискальная функция (функция финансового контроля):

· установление и сбор налогов,

· формирование федерального бюджета и др.

4. Функция охраны правопорядка:

· охрана прав и свобод граждан,

· борьба с преступностью,

· исполнение наказаний,

· охрана общественного порядка,

· профилактика правонарушений и др.

5. Экологическая функция:

· установление экологических стандартов,

· контроль за соблюдением экологического законодательства и др.

6. Функция развития культуры, науки и образования:

· государственная поддержка развития науки, культуры, образования, спорта и др.,

· сохранение историко-культурных памятников, музеев … и др.

7. Функция регулирования межнациональных отношений.

22. Характеристика основных внешних функций Российского государства.

Внешние функции – это основные направления деятельности государства на международной арене.

1. Функция обороны страны:

· укрепление вооруженных сил,

· развитие оборонной промышленности,

· охрана государственных границ,

· ведение разведки и др.

2. Функция обеспечения мира и поддержание мирового порядка:

· политическое сотрудничество с другими государствами,

· участие в работе международных организаций,

· сотрудничество в сфере борьбы с организованной преступностью и др.

3. Функция сотрудничества и укрепления связей со странами СНГ:

· совместная охрана границ,

· сотрудничество в различных сферах (политической, экономической, культурной ..) и др.

4. Функция интеграции в мировую экономику и сотрудничества с другими странами в решение глобальных проблем.

23. Формы осуществления функций государства.

Формы осуществления функций государства – это упорядоченная по своим внешним признакам деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции.

  1. Правовая форма – деятельность органов государства, связанная с изданием и реализацией юридических актов, влекущая юридические последствия:
    • правотворческая – деятельность по подготовке, принятию и изданию правовых актов,
    • правоприменительная – деятельность по реализации нормативно-правовых актов путем принятия актов применения права,
    • правоохранительная – деятельность по предупреждению правонарушений и привлечению новых лиц к юридической ответственности.
  1. организационная форма – однородная деятельность государственных органов, не влекущая юридических последствий:
    • организационно-регламентирующие – деятельность по обеспечению функционирования государственных органов (подготовка проектов документов, организация выборов и т.д.),
    • организационно-хозяйственная – оперативно-техническая, хозяйственная работа (бухучет, снабжение, статистика и т.д.),
    • организационно-идеологическая – воспитательная работа по идеологическому обеспечению выполнения функций государства (разъяснение вновь принятых НПА)

24. Механизм государства: понятие и структура.

Механизм государства – это система государственных органов, призванных осуществлять задачи и функции государства.

Характерные черты механизма государства:

  1. Представляет собой систему, т.е. упорядоченную совокупность государственных органов, связанных между собой.
  2. Целостность его обеспечивается едиными целями и задачами,
  3. Основной элемент – государственный органы, обладающие властными полномочиями,
  4. «рычаг, сила» с помощью, которой государство осуществляет свою власть, достигает конкретные результаты.

Структура механизма государства – это его внутренне строение, порядок расположения его звеньев-элементов, их соподчиненность, взаимосвязь и соотношение.

В юридической литературе существует два подхода к определению структуры механизма государства:

1. Состоит из государственных органов,

2. Состоит из нескольких единиц:

· государственные органы – находятся в тесной взаимосвязи и иерархической соподчиненности

· государственные учреждения, а также предприятия – наделенные общесоциальными функциями (музеи, учебные заведения, органы здравоохранения и др.)

· государственные служащие – их деятельность заключается только в управлении

· организационные и финансовые средства, а также принудительная сила, необходимая для обеспечения деятельности государственного аппарата

25. Принципы организации и деятельности государственного аппарата.

Принципы – это исходные идеи, определяющие основные подходы к формированию и функционированию государственных органов.

Эти принципы закреплены в законах и обязательны для применения. В литературе выделяют несколько критериев определения принципов. Выделяют:

  • общие и частные
  • социально-политические и организационные
  • принципы формирования и деятельности государственного аппарата

Принципы формирования государственного аппарата:

  1. принцип разделения властей – позволяет исключить произвол со стороны одной из ветвей власти
  2. принцип демократизма – выражается в широком участии граждан в формировании государственных органов (на референдуме, выборах)
  3. принцип федерализма – означает, что существуют государственные органы 2-х уровней, принцип отражает учет интересов субъектов федеративного государства
    1. общефедеративные
    2. субъектов федерации
  4. принцип равного доступа граждан к государственной службе – не существует ограничений ни по полу, ни по национальности и т.д.
  5. внепартийность государственной службы
  6. отделение ее от религиозных объединений (церковь отделена от государства)

Принципы функционирования государственного аппарата:

  1. принцип законности – отражает всеобщность требования соблюдать и исполнять законы всеми государственными службами
  2. принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина. Отражает требования ст.2 К РФ
  3. принцип гласности – обеспечение информирования населения о практической деятельности государственных органов (через средства информатизации населения)
  4. принцип иерархичности – соподчинение государственных органов различных уровней и обязательность решений вышестоящих органов у нижестоящих
  5. принцип сочетания выборности и назначаемости
  6. принцип сочетания коллегиальности и единоначалия.
  7. принцип профессионализма. Создает условия для использования наиболее квалифицированных кадров в деятельности государственного аппарата.
  8. ответственность служащих за принимаемые решения (юридическая и моральная ответственность)

26. Орган государства: понятие, признаки и виды.

Орган государства – это юридически оформленная организационно и хозяйственно обособленная самостоятельная часть государственного механизма, состоящая из государственных служащих, наделенная государственно властными полномочиями и необходимыми мощными средствами для осуществления задач и функций государства.

Признаки:

  1. самостоятельная часть государственного механизма,
  2. орган государства организован и действует на основании КРФ и иных законов,
  3. он наделен государственно-властными полномочиями, т.е. такими, которые позволяют ему принимать от имени государства юридически значимые решения и обеспечивать их реализацию, применяя государственное принуждение,
  4. орган государства выполняет свойственные только ему задачи и функции. Для этого он наделяется соответствующей компетенцией. Орган наделен правом издания юридических актов, они содержат общие и индивидуальные правовые предписания,
  5. орган государства имеет соответствующую структуру, материальную базу, финансовые средства, необходимые для осуществления его компетенции,
  6. по общему правилу, орган государства состоит из коллектива государственных служащих – гражданин РФ, осуществляющий профессиональную деятельность на государственной должности за денежное вознаграждение, выплачиваемое из средств федерального бюджета.

Классификация органов государства:

  1. по юридическому источнику легитимности:

· первичные, устанавливаются для выполнения задач и функций государства (Президент, Федеральное собрание)

· вторичные, учреждаемые для функционирования первичных органов (администрация Президента, аппараты палат ФС)

  1. по принципу разделения властей:
    • законодательные,
    • исполнительные,
    • судебные,
  1. по иерархии:
    • федеральные,
    • субъектов федерации,
    • местные,
  1. по срокам полномочий:
    • временные,
    • постоянные,
  1. по порядку осуществления компетенции:
    • коллегиальные,
    • единоличные,
  1. по правовым формам деятельности:
    • правотворческие,
    • правоприменительные,
    • правоохранительные,
  1. по характеру компетенции:
    • органы общей компетенции,
    • органы специальной компетенции (Государственная Дума).

27. Понятие, сущность и определение права.

Право – это система общеобязательных формально-определенных создаваемых или санкционируемых государством и им обеспеченных юридических норм, регулируемых поведение людей в соответствии с выраженной в нем государственной воли.

Признаки права:

  1. его связь с государством. Государство либо непосредственно принимает юридические нормы, либо санкционирует (признает) существующие правила поведения. Право обеспечивается государственным принуждением, применения санкций за его нарушения.
  2. государственно – волевой характер права. право – это продукт сознания и воли людей. Этот признак наиболее ярко проявляется во время проведения референдума. Здесь народ непосредственно выражает свою волю при принятии наиболее важной для него НПА, например КРФ. Волевой характер права проявляется в том, что оно реализуется через волевую деятельность людей (в форме исполнения, использования, соблюдения, применения, в правоотношениях). Право выступает формой выражения государственной воли общества. Это проявляется в различных формах социальной жизни по разному. Например: в семейном праве, в гражданском праве, отражаются частные интересы людей, а в экологическом праве – интересы всего населения.
  3. общеобязательность права. Право императивно, его требования категоричны. Особенностью этого признака является то, что общеобязательность права проявляется в особом юридическом смысле. Оно общеобязательно для всех людей, попавших в типичную жизненную ситуацию.
  4. формальная определенность. Право определяет вид и меру дозволенного поведения. Права и обязанности сторон четко определены, и имеют границы. За нарушение требований юридических норм наступает юридическая ответственность. Она фиксируется в санкциях эти норм. Этот признак права находит сове выражение в том, что нормы права создаются в НПА, нормативных договорах и иных формах права, право носит писанный характер.
  5. нормативный характер права. Означает, что оно состоит из норм правил поведения и отправных установлений.
  6. системность. Право это не сумма и не некая совокупность юридических норм. Оно имеет свою внутреннюю форму, структуру. Нормы права объединяются в институты и отрасли. Это позволяет праву действенно функционировать.

Подходы к сущности права:

  1. классовый подход, в рамках которого право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса,
  2. обще-социальный подход, который рассматривает право, как выражение компромисса между классами, группами и слоями общества.

28. Понятие права в объективном и субъективном смысле.

Право в общественном смысле – это способность лица действовать определенным способом, или пользоваться каким – либо благом. Это право выражено в нормах закона, подзаконных НПА и других. Оно исходит от государства, не зависит от воли и желания конкретных людей, поэтому оно объективно.

Право в субъективном смысле – это вид и мера возможного поведения людей. Оно зависит от его воли, желания и возможности, права, законные интересы, подкрепление обязанностью государства обеспечить их нормами государственного принуждения.

Право в объективном смысле – это система юридических норм, выраженных в соответствующих НПА и иных формах права независящих от воли и желания отдельных лиц.

Право в субъективном смысле – это конкретные правомочия субъектов, вытекающие из НПА и иных форм права и зависящие от их воли и сознания.

29. Принципы права: понятие и виды.

Принципы права – основополагающие ключевые начала, исходные идеи, выражающие сущность права как особого социального регулятора.

Принципы права отражают основные закономерности права, его природу и представляют собой наиболее общие правила поведения, которые либо прямо формулируются в законе, либо прямо вытекают из его смысла.

Правовые принципы играют важную роль в деле правового регулирования, ибо они определяют основные направления правового воздействия.

В зависимости от сферы распространения выделяют принципы:

  1. общеправовые – пронизывают всю систему права, все его отрасли и институты. На них основано правовое регулирование всех общественных отношений. Как правило, они закреплены прямо в законе.

· Принцип справедливости – означает, что все законодательство а также правоприменительная деятельность признаны способствовать утверждению справедливости в регулируемых отношениях и эта справедливость может иметь различные формы проявления: равноправие граждан, соответствие между трудом и вознаграждением за него, соответствие меры наказания тяжести совершенного преступления и т.д.

· Равенство граждан перед судом – означает, что все граждане независимо от их материального положения, национальности, вероисповедания признаются равными в правах и обязанностях, установленных законом. Это принцип из разряда вечных – везде неравенство, и равенство установить невозможно.

· Принцип гуманизма – гуманизм – система взглядов на общество и человека, основанная на идее уважения к ее правам и интересам. Гуманизм – один из основных принципов, на которых строится правовая система демократического государства. Данный принцип закреплен в ст.2 К РФ, где сказано, что человек, его права и свободы – высшая ценность.

· Принцип сочетания убеждения и принуждения – универсальные принципы/методы социального управления. Убеждать – значит склонять субъектов к определенной деятельности, соответствующей их воле без силового давления. А принуждать – склонять людей к определенной деятельности посредством силового давления. И задача государства – установить в праве их разумное сочетание.

· Принцип законности – все органы государственной власти, ОМС, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать конституцию и ее законы. Законы обладают высшей юридической силой по сравнению с остальными актами и действуют на всей территории страны.

  1. Межотраслевые – свойственны нескольким отраслям

· Принцип неотвратимости ответственности

· Принцип состязательности и гласности судопроизводства

· Презумпция невиновности и т.д.

  1. отраслевые – только внутри конкретной отрасли

· ответственность сторон в гражданском праве и т.д.

30. Соотношение экономики, политики и права.

Политика – это деятельность организаций, входящих в политическую систему общества, направленная на формирование и осуществление политической (государственной) власти.

Экономика – это система отношений в сфере производства, распределения и обмена материальными благами.

Право – это система общеобязательных, формально-определенных создаваемых и обеспечиваемых государством юридических норм, регулирующих общественные отношения.

Существует две точки зрения на их соотношение:

  1. Сформулирована К.Марксом, который утверждал основополагающее значение экономики, как базисного явления по отношению ко всем надстроенным явлениям, к которым относится и политика и право. Преобразования в экономике влекут изменения в политике государства и в праве. Экономические процессы - динамичны, а социальная жизнь статична.
  2. Приоритет политики по отношению к экономике, т.к. политика намечает пути и средства решения, стоящих перед обществом задач. Политика влияет на экономику троякими способами: ее деятельность соответствует развитию страны; либо ускоряет ее; либо тормозит. В третьем случае происходит кризис отношений между экономикой и политикой, результатом этого становится смена государственно-политического строя.

Право всегда вторично по отношению к политике и экономике. Оно производно от политики и служит средством ее влияния на экономику. Право – инструмент воздействия государства на все стороны как общественной жизни, так и экономического развития государство. Право объективирует, осуществляет и охраняет политические интересы и тем самым выполняет свою роль.

31. Правовая политика: понятие и основные приоритеты.

Правовая политика — это научно обоснованная, последовательная и системная деятельность государственных и муниципальных органов по созданию эффективного механизма правового регулирования, по цивилизованному использованию юридических средств в достижении таких целей, как наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, укрепление дисциплины, законности и правопорядка, формирование правовой государственности и высокого уровня право­вой культуры и жизни общества и личности.

Правовая политика современной России должна складываться из следующих основных направлений, которые вполне могут считаться формами ее реализации.

1. Правотворческая форма воплощается преимущественно в при­нятии, изменении и отмене нормативных актов и договоров. Главная проблема здесь заключается не в количестве нормативных актов и до­говоров, а в том, чтобы они были увязаны в единую систему. Особенно бурно данная форма развивается сейчас в субъектах Федерации.

Впервые регионы получили право принимать законы — нормативные акты высшей юридической силы. Однако оказались не готовы к этому, ведь законотворчество предполагает достаточно высокий уровень пра­восознания и правовой культуры регионального депутатского кор­пуса.

2. Правоприменительная форма преимущественно воплощается в правоприменительных актах, документах индивидуального, персони­фицированного характера. Особенностью данной формы является то, Демократический режим - student2.ru что в современных условиях значительно расширился субъектный со­став правоприменения. Теперь активно, но не всегда, к сожалению, законно применяют право и негосударственные структуры: органы местного самоуправления, руководители частных фирм, банков, обще­ственных объединений и т.п.

3. Правоинтерпретационная форма преимущественно воплощает­ся в актах толкования правовых норм (интерпретационных актах). Особенностью данной формы является то, что после создания Кон­ституционного Суда РФ и соответствующих судов субъектов Федера­ции (конституционных либо уставных) названное направление право­вой политики вышло на новый уровень развития, ибо связано с фор­мированием прецедентного права.

4. Доктринальная форма преимущественно воплощается в проек­тах правовых актов, в научном предвидении развития юридических ситуаций. Именно так разрабатывается идеология права как социаль­ного института, его цели, функции, принципы, дух и смысл, формиру­ются новые отрасли, институты и нормы права, новые юридические конструкции, понятия, инструменты, прогнозируется эволюция юри­дических технологий и правовой жизни. Юридические воззрения и концепции чрезвычайно значимы для формирования модели правово­го регулирования, для совершенствования законодательства, для оп­тимизации методологии толкования юридических норм, для правореализационного процесса.

5. Правообучающая форма проявляется в подготовке юристов но­вого поколения, готовых творчески действовать в новой политико-пра­вовой ситуации. Сейчас как никогда повышается роль высшего юриди­ческого образования, которое должно вырабатывать иммунитет у вы­пускников к негативным сторонам имеющейся юридической практики.

Существуют следующие принципы проведения правовой полити­ки в современной России:

1. четкое обозначение приоритетов юридической деятельности, которые должны следовать из целей и задач Российского государства;

2. ориентация на достижимые в данной ситуации цели и примене­ние реальных юридических средств;

3. комплексное и взаимообеспечивающее использование форм ре­ализации правовой политики (правотворческой, правоприменитель­ной, правоинтерпретационной, доктринальной, правообучающей);

4. результатами правовой политики выступает повышение качест­ва и уровня правовой жизни оба и личности, что выражается в уверенности граждан, в гарантированное их статуса, в возможности планировать свою жизнь, в согласованности и предсказуемости действий власти.

32. Функции права: понятие и классификация.

Функции права – это основные направления воздействия права на общественные отношения. В них выражается социальное назначение права.

Виды функций права:

  1. общесоциальные

· культурно-историческая – право аккумулирует духовные ценности достижения человека (демократия, права человека, законность, социальная справедливость, правоспособность и др.)

· информационно-ориентирующая – нормативно-правовые акты и иные источники права содержат в себе информацию о последствиях тех или иных поступков

· воспитательная – происходит формирование у участников общественных отношений убежденности, целесообразности и справедливости предлагаемого порядка управления

· социальный контроль – происходит через стимулирование, поощрение и др.

В литературе выделяют функции права по сферам действия:

· экономическая

· политическая и др.

  1. специально юридические – это направление воздействия права, выражающее его сущность как государственного регулятора общественных отношений. С помощью юридической функции происходит упорядочение общественных отношений.

· Регулятивная функция- это направление правового воздействия, отражающее организацию отношений с помощью юридических приемов и средств (дозволений, поощрений, льгот и т.д.)

a. Регулятивно-статистическая функция – это закрепление в нпа основ конституционного строя, форм государства, порядка формирования и полномочия органов государственной власти и местного самоуправления, форм собственности, правового статуса граждан, ЮЛ и иных субъектов права

b. Регулятивно-динамическая функция – обеспечивает различные процессы (гражданский и торговый оборот, трудовые, финансовые отношения)

· Охранительная функция – это функция негативного регулирования. Она направлена на обеспечение нормального осуществления регулятивной функции, охрана нарушений права в целом. Ее задача - предупреждение и пресечение правонарушений, защита и восстановление нарушенных прав.

Обе функции взаимодействуют между собой в процессе правового регулирования общественных отношений.

33. Понятие и структура правосознания.

Правосознание – это форма общественного сознания, определяющая отношение к праву, к практике его применения со стороны отдельной личности, социальной группы и общества в целом.

Структура правосознания:

  1. Правовая психология – отражает эмоциональное отношение людей к праву и к практике его применения (чувства, переживания),
  2. Правовая идеология – характеризует научные рассуждения о праве и практики его применения (взгляды, убеждения, принципы).

Виды правосознания:

  1. По субъектам:

· Индивидуальное – отдельной личности,

· Групповое – присуще отдельной социальной группе,

· Общественное – всему обществу в целом.

  1. По уровню восприятия:

· Обыденное – складывается в процессе повседневной жизни человека, его жизненного опыта,

· Научное – характеризует теоретическое осмысление права и выражается в научных взглядах,

· Профессиональное – складывается в процессе практической деятельности юристов на основе их профессионального опыта.

Связь права и правосознания носит характер взаимодействия, т.е. такого соотношения когда между ними возникла встречная зависимость. С одной стороны, развитие и состояние правосознания во многом обусловлено законодательством – право в своих «текстах» способствует развитию тех или иных представлений и чувств. С другой стороны, - право и законодательство ограничены условием и характером сложившегося правосознания в обществе, зависят от него как в процессе правотворчества, так и в процессе правореализации.

34. Правовая культура: понятие и структура.

Правовая культура – это разновидность общественной культуры, отражающая уровень правовой жизни общества.

Признаки правовой культуры:

1. Определяется как творческая деятельность с одной стороны и как образ знания, мышления – с другой.

2. Связана с деятельностью человека,

3. Определяется только социально-полезными действиями,

4. Выступает гарантией свободы

5. обеспечивает правовую активность личности, социальной группы, общества в целом.

6. Характеризует уровень правосознания, законности, правопорядка.

Виды правовой культуры:

  1. По уровню восприятия,

· На обыденном уровне,

· На научном,

· Профессиональном.

  1. По субъектам:

· Индивидуальная

· Групповая

· Общественная

Структура правовой культуры:

  1. Правосознание,
  2. Правовая деятельность (образовательная, научная, профессиональная),
  3. Правовые отношения,
  4. Правомерное поведение субъектов правовой жизни,
  5. Законность и правопорядок,
  6. Правотворчество и правоприменения,
  7. Юридическая техника.

35. Правовая система общества: понятие и структура. Соотношение права и правовой системы.

Правовая система общества – это совокупность разнообразных юридических явлений, органически взаимосвязанных между собой и направленных на регулирование отношений, складывающихся в обществе.

В структуру правовой системы входят следующие главные эле­менты:

1. право (законодательство);

2. юридическая практика;

3. господствующая правовая идеология.

Типы правовых систем:

  1. Научные правовые системы – законодательство, уровень правового сознания общества, юридическая практика государства,
  2. Правовые семьи – совокупность национальных правовых систем, характеризуется общими источниками права с сходными особенностями культурного, исторического развития.

Соотношение права и правовой системы:

Понятия «право» и «правовая система» соотносятся как часть и целое. Если под правом понимается система общеобязательных, фор­мально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспе­чиваемых государством, то под правовой системой — явление, отражающее собой всю правовую организацию общества, целостную правовую действительность, систему юридических средств, с помощью которых официальная власть оказывает правовое воздействие на по­ведение людей.

Право — ядро и нормативная основа правовой системы, ее связующее и цементирующее звено. По характеру права в обществе можно судить и о сущности всей правовой системы данного общества.

Помимо права, юридической практики и господствующей правовой идеологии (как главных элементов правовой системы) в нее входят и другие слагаемые: правотворчество, правоотношения, правовые учреждения, законность и т.п.

Понятие «правовая система» выражает собой комплексную оценку юридической сферы жизни конкретного общества.

36. Социальные и технические нормы, их особенности и взаимосвязь.

Технические нормы – правила поведения, регулирующие отношения человека с предметами окружающей среды, природы с различными техническими средствами. Они обеспечивают использование природных ресурсов, безопасность людей в процессе производства, потребления материальных благ.

Признаки, отличающее технические нормы:

  1. субъект, который бывает только один,
  2. объект – явления окружающей среды.

Некоторые технические нормы представляют такое большое значение для людей, что нуждаются в их юридическом закреплении. Они называются техникоправовыми. Оставаясь по своей природе техническими, они закрепляются в НПА. Их нарушение влечет за собой юридические последствия. Например: правило техники безопасности, дорожного движения, противопожарной безопасности.

Социальные нормы – правила поведения, регулирующие отношения между людьми по поводу каких-то объектов.

Признаки социальных норм:

  1. наличие не менее двух субъектов,
  2. в качестве объекта выступает какие- либо благо.

Наши рекомендации