По 1 баллу за правильный выбор позиции
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2015/2016. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 9 КЛАСС.
Критерии оценивания
1. Выберите все правильные ответы, занесите их в таблицу.
Выберите из перечня категорий населения тех, кто является иждивенцами и обведите цифры, под которыми они указаны, в кружок.
1. Частично занятые на производстве.
2. Домохозяйки.
3. Студенты.
4. Отбывающие срок заключения в тюрьмах.
5. Несовершеннолетние дети.
6. Пенсионеры.
7. Предприниматели.
Найдите в приведенном перечне молодежные субкультуры и выпишите цифры, под которыми они указаны.
1. Школьники.
2. Панки.
3. Готы.
4. Студенты.
5. Эмо.
6. Скинхеды.
7. Пионеры.
1.3. Какая пара приведенных ниже понятий отражает факторные ресурсы производства:
1. вклад в банке и вагоны с зерном, стоящие на путях
2. заработная плата рабочего и нефтепровод
3. компьютерная программа и деньги, взятые в кредит
4. рецепт производства кока-колы и ящики с сахарным песком
5. системный администратор и процент, выплаченный по вкладу в банк
Господство, основанное на привычке повиноваться, в политологии называется
1. харизматическое
2. легальное
3. традиционное
4. рациональное
5. устойчивое
Мотивами человеческой деятельности могут являться
1. потребности
2. действия
3. поступки
4. интересы
5. убеждения
В Федеральное Собрание РФ входят
1. Государственный Совет и Государственная Дума
2. Администрация Президента и Государственная Дума
3. Совет Федерации и Государственная Дума
4. Правительство и Совет Федерации
5. правильного ответа нет
Что характеризует мораль в отличие от других социальных норм
1. направленность на регулирование общественных отношений
2. регулирование отношений с позиций «прекрасное» и «безобразное»
3. регулирование отношений с позиций «добра» и «зла»
4. обращение ко всем людям
5. исторический характер проявления
1.8. К глобальным проблемам современности не относят
1. проблема дефицита бюджета во Франции
2. проблема «Север-Юг»
3. проблема глобального потепления
4. проблема «пробок» в Москве
5. проблема роста террористической угрозы
1.1. | 1.2. | 1.3. | 1.4. | 1.5. | 1.6. | 1.7. | 1.8. |
3,5,6 | 2,3,5 | 1,4,5 | 1,4 |
Балл за ответ выставляется в случае определения учащимися всех правильных позиций.
По какому принципу образованы ряды? Дайте КРАТКИЙ ответ, выпишите его в лист ответа.
1.1. опрос, наблюдение, эксперимент, анализ документов (эмпирические методы познания)
1.2. ночные работы, подъем тяжестей, работа в казино и ночных клубах, работа в основное учебное время (юридические ограничения применения труда несовершеннолетних)
1.3. командная, рыночная, традиционная, смешанная (тип экономических систем)
Правильными можно считать ответы, которые по смыслу совпадают с ключом.
Что является лишним в ряду? Дайте КРАТКОЕ пояснение, выпишите его в лист ответа.
2.1.Информационное, традиционное, индустриальное, капиталистическое (капиталистическое, т.к. не выделяется в типологии Д. Белла, является иллюстрацией формационного подхода К. Маркса, в отличие от цивилизационного подхода Д. Белла)).
2.2.консервативные, либеральные, массовые, радикальные (массовые, т.к. относятся к классификации партий по кадровому составу в отличие от остальных, связанных с идеологическим основанием классификации).
2.3. народность, толпа, нация, племя (толпа, т.к. является квазигруппой, а не этнической общностью).
Правильными можно считать ответы, которые по смыслу совпадают с ключом.
4. Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ»). Перечертите таблицу в лист ответа и запишите соответствующие ответы «Да» или «Нет» в нужном порядке:
4.1.Органы местного самоуправления согласно Конституции РФ входят в систему органов государственной власти.
4.2.Теоретические знания человек получает из опыта.
4.3.Современные демократические избирательные системы опираются на принцип всеобщности.
4.4. Если у вас нет собаки, ее не отравит сосед. У меня есть собака. Значит, сосед ее отравит. Верно ли я рассуждаю?
4.5.Доход от продажи земельного участка называется рентой.
4.6.Судья не может быть привлечен к юридической ответственности.
4.1. | 4.2. | 4.3. | 4.4. | 4.5. | 4.5. |
нет | нет | да | нет | нет | нет |
За правильно определенную позицию выставляется 2 балла.
Вставьте вместо пропусков соответствующие слова, сочетания слов из предложенного списка. Слова и сочетания слов даны в списке в единственном числе. Они пронумерованы. Применяются данные слова и сочетания один раз.
Запишите в лист ответа порядковые номера выбранных вами слов и сочетаний в той последовательности, в которой они идут в тексте.
Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов больше, чем пропусков в тексте!
Мораль как форма духовной жизни возникла уже в (……) . Мораль не имеет четко очерченных границ, она представлена во всех сферах общественной жизни. Где есть (……), там всегда есть место моральной оценке. Она возникает (……) , ее нормы, как правило, (……) , они живут в сознании людей. Мораль опирается на силу (……) . Как и право, она имеет значение (……); в отличие от права – не (……). . .В морали на первый план выходит (……), тогда как в праве главным считается сам факт совершенного деяния.
1. первобытность 2. инстинкт 3. создается государством 4. общественное мнение 5. отношения между людьми | 6. стихийно 7. императив 8. эпоха Средневековья 9. закреплены в законах 10. законодательный акт | 11. не записаны 12. внутренний мотив 13. Древний Египет 14. государственное принуждение 15. государство |
1, 5, 6, 11, 4, 7, 3, 12
По 1 баллу за правильный выбор позиции.