Система источников права, регламентирующих организацию и деятельность Конституционного Суда Российской федерации
1. К истории нормативного регулирования судебного конституционного контроля. Система источников судебного конституционного права и процесса
Ранние модели судебного конституционного контроля в США и ряде других стран в силу специфики их правовых систем возникали из обычая и прецедентной формы права, т. е. были результатом судебной практики. Вначале Верховный Суд США утверждал конституционный контроль в отношении законодательной власти, отстаивая свое право проверять конституционность законов штатов. Постепенно (не без давления самих штатов) он был распространен и на общефедеральное законодательство как в интересах штатов, так и в силу необходимости разрешения конфликтов законодательной и исполнительной властей на общефедеральном уровне.
В ряде государств до первой мировой войны и даже после второй мировой войны судебный конституционный контроль создается самой судебной властью на основе собственной практики и собственного толкования некоторых положений конституций и
лишь впоследствии по мере накопления опыта получает определенное конституционное регулирование (Аргентина, Греция, Дания, Индия, Норвегия, Панама, Япония). В странах, где проверку конституционности законов осуществляли общие суды, наблюдается расширение прямого и достаточно четкого закрепления в конституциях функций судебного конституционного контроля.
Акты исполнительной власти вошли в сферу контроля суда в основном после второй мировой войны. Одновременно судебный конституционный контроль был распространен и на само правосудие.
Нормы о судебном конституционном контроле, как правило, содержатся в разделах конституций, посвященных судебной власти, и определяют пределы проверки конституционности законов и других актов судами, юридические последствия соответствующих судебных прецедентов, в том числе по толкованию конституции и других законов.
Роль доктрины, судебного обычая и прецедента в странах, где проверка конституционности законов связана прежде всего с деятельностью общих судов, велика не только применительно к объектам судебного конституционного контроля (законов и др.), но и к процедуре их рассмотрения, а также юридическим последствиям решений судов по вопросам проверки конституционности законов.
В странах, где конституционный контроль осуществляется специализированными судебными либо квазисудебными органами, нормативное регулирование их организации и деятельности, несомненно, должно быть более обширным. Деятельность конституционных судов и аналогичных им органов весьма значима, она стоит в одном ряду с деятельностью главы государства, парламента, правительства, поэтому не может не иметь конституционного уровня регулирования. Как правило, в конституциях содержатся обширные главы (разделы) о судебном конституционном контроле. Кроме того, отдельные аспекты судебного конституционного контроля освещаются в иных главах (разделах) конституции, например, посвященных импичменту главы государства, референдуму, выборам, основным правам и свободам человека и гражданина, их гарантиям, народной инициативе, управомоченному по правам человека (обмудсмену). Пример тому — конституции Австрии, Испании, Италии, большинства стран Центральной и Восточной Европы. Исключение составляет Основной закон ФРГ, в котором нормы о Федеральном Конституционном Суде не выделены в специальный раздел, но они имеются в 14 статьях Основного Закона.
Конституционные нормы, регулирующие отношения с участием конституционного суда, можно разделить на три группы:
1) общие нормы, т. е. относящиеся ко всем судам, ко всей судебной власти; 2) специальные нормы, посвященные непосредственно конституционному суду; 3) отсылочные нормы (см. схему 2). Так, к числу конституционных норм общего характера можно отнести нормы, провозглашающие самостоятельность органов судебной власти, устанавливающие финансовые и другие гарантии такой самостоятельности и независимости от других ветвей государственной власти, об осуществлении судебной власти посредством конституционного судопроизводства наряду с другими видами судопроизводства, а также устанавливающие принципы правосудия.
К числу конституционных норм специального характера относятся нормы, непосредственно устанавливающие состав (количество судей) и устройство специализированных органов судебного конституционного контроля, порядок их формирования, сроки полномочий судей (суда), требования, предъявляемые к кандидатам в судьи, случаи несовместимости должности судьи с теми или иными государственными и общественными должностями, полномочия конституционных судов, субъекты, имеющие право обращения в конституционные суды, юридическую силу решений конституционных судов.
Отсылочные нормы указывают на необходимость принятия дополнительного нормативного акта, конкретизирующего общие либо специальные нормы, предметом регулирования которых является деятельность конституционного суда.
Естественно, конституции не могут своим регулированием охватить весь комплекс отношений, связанных с организацией и деятельностью органов судебного конституционного контроля, со статусом судей и т.п. Поэтому требуется дополнительное законодательное регулирование. Как правило, в конституциях содержатся отсылочные нормы, обязывающие принять специаль
ные не только по содержанию, но и по форме законы о судебном конституционном контроле (конституционные, органические, обычные). Указание на форму закона заключается в том, как он должен приниматься, а также в каком порядке он вводится в действие, как он может быть изменен и дополнен. Как правило, законы о конституционных судах принимаются, вводятся в действие и изменяются в особом порядке. Они подлежат особой охране (защите). При этом конституция зачастую определяет и предмет регулирования данного специального закона.
В специальных законах конкретизируются и развиваются конституционные принципы и нормы относительно тех или иных элементов организации и деятельности конституционных судов, устанавливаются новые правила, которыми предусматриваются дополнительные полномочия судов, гарантии статуса судей, основания приостановления или прекращения их полномочий, в том числе процедура импичмента судей, структура судов и т.п. Значительный объем составляют нормы, определяющие содержание конституционного судопроизводства, процедурные правила, устанавливающие общие принципы производства по делу, стадии судопроизводства, особенности рассмотрения тех или иных категорий дел. Специальные законы о конституционных судах могут содержать и отсылочные нормы (см. схему 3).
Помимо специальных законов нормы о судебных органах конституционного контроля содержатся и в других законах и иных нормативных актах. Как правило, такие нормы есть в законах, посвященных референдуму, всенародному голосованию, выборам, народной инициативе, народному опрооу, импичменту главы государства и других высших должностных лиц государства, статусу субъектов федерации или конфедерации, автономий, национальных меньшинств, политических партий, других общественных объединений и др. Нормы, относящиеся к конститу-
ционным судам, можно обнаружить в регламентах парламентов, в нормативных актах главы государства, правительства.
В федеративных государствах нормы, посвященные компетенции конституционных судов (как федерального, так и субъектов (членов) федерации) и другим аспектам их организации и деятельности, могут устанавливаться в договорах, например в Российской Федерации — в Федеративном договоре и в иных договорах о разграничении предметов ведения и полномочий (см. схему 4).
Особый интерес представляет соотношение специального законодательства о судебном конституционном контроле и законодательства об общем и ином судоустройстве и судопроизводстве (гражданском, административном, уголовном). Обычно в законодательстве об общем судоустройстве и судопроизводстве нет положений о судебном конституционном контроле, либо в нем содержатся отдельные нормы, касающиеся некоторых аспектов определения подсудности дел конституционному суду, а также по ряду других более частных вопросов.
Заслуживает внимания действующее в ФРГ принципиальное положение о распространении общего закона о судьях от 8 сентября 1961 года на судей Федерального Конституционного Суда, однако лишь в тех случаях, когда его предписания согласуются с особым правовым положением указанных судей, установленным Основным Законом и законом о федеральном Конституционном Суде. Это положение закреплено и в ряде специальных законов о судебном конституционном контроле. Иными словами, статус судей конституционного суда приравнивается к статусу судей общих судов.
В специальных законах о судебных органах конституционного контроля, как правило, содержатся указания на возможность применения в конституционном судопроизводстве в случае пробельности его нормативного регулирования норм гражданского процессуального, административно-процессуального, уголовно-процессуального законодательства и даже дисциплинарного производства.
Нормативная основа организации и функционирования органов судебного конституционного контроля включает и акты, принимаемые самими органами судебного конституционного контроля. Речь идет, прежде всего, о регламенте конституционного суда. Указание на возможность принятия регламента иногда содержится в самой конституции, но чаще всего — в специальных законах об организации и деятельности конституционного суда, в общих чертах определяющих предмет регулирования регламента. Конституционные суды могут принимать и другие акты. регулирующие различные аспекты внутренней жизни конституционного суда, работы его аппарата и персонала.
2. Источники права, регламентирующие
организацию и деятельность конституционных судов в посттоталитарных государствах
В посттоталитарных, постсоветских государствах основы организации и деятельности конституционных судов являются предметом конституционного регулирования. Это естественно и объясняется их природой, особым местом в механизме осуществления государственной власти и в судебной системе государства.
Как правило, предметом конституционного регулирования является довольно широкий круг отношений, прежде всего связанных с определением состава конституционного суда, способа его фор-
мирования, компетенции, юридической силы его решений. Конституции отвечают и на другие вопросы о требованиях, предъявляемых к кандидатам на должность судьи конституционного суда, о сроках полномочий конституционного судьи, о гарантиях его независимости, основаниях прекращения полномочий и др.
Исходя из природы конституционного суда можно выделить два основных подхода к регламентации основ его организации и деятельности. Первый подход определяется особой ролью конституционного суда в системе сдержек и противовесов в механизме государственной власти. В этом случае отношения, связанные с созданием, организацией и деятельностью конституционного суда, регулируются в самостоятельной структурной части конституции государства. Второй подход основан на понимании природы конституционного суда как составной части судебной системы, как специализированного суда, имеющего особую компетенцию, связанную с осуществлением конституционного контроля. Оба подхода не исключают наличие норм, относящихся к конституционному суду, и в других разделах, частях и статьях конституции.
Первый путь в регламентации основ организации и деятельности конституционного суда реализован в конституциях Болгарии, Венгрии, Литвы, Македонии, Молдовы, Румынии, Словакии, Словении, Украины и др.
Так, в Конституции Румынии 1991 года Конституционному Суду посвящена самостоятельная часть V (статьи 140-145), в то время как судебной власти посвящены разделы 1-3 (статьи 123-133) главы VI "Судебная власть" части III "Публичные власти". В статьях части V "Конституционный суд" определены состав, порядок формирования Конституционного Суда, его полномочия, требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи, ограничения в осуществлении должности судьи, принципы независимости и несменяемости судей, а также юридические последствия выносимых Конституционным Судом решений. Ряд положений, относящихся к Конституционному Суду, содержится в статьях других частей, глав и разделов Конституции Румынии (статьи 77, 82, 95, 98, 152). В статье 152 заключительных и переходных положений (часть VII) сказано, что в течение б месяцев от даты вступления в силу Конституции учреждается Конституционный Суд.
В Конституции Республики Молдова 1994 года раздел V "Конституционный Суд" (статьи 134-140) определяет статус Конституционного Суда (его природу, независимость от любой другой публичной власти, цели и задачи), полномочия, структуру (состав и порядок формирования), независимость и несменяемость судей, требования, предъявляемые к кандидатам на должность конституционного судьи, несовместимость должности судьи с другой оплачиваемой государственной или частной должностью, юридические последствия решений Конституционного Суда. Судебной власти посвящена глава IX раздела III "Публичная власть", в которой установлены судебные инстанции (Высшая судебная палата, Апелляционная палата, трибуналы и суды), учрежден Высший совет магистратуры, определены статус судей, принципы судопроизводства в указанных судах. В этой же главе содержатся конституционные нормы о прокуратуре, одной из функций которой является содействие осуществлению пра
восудия. О Конституционном Суде говорится в статьях других разделов (статьи 72 "е", 72 (1) (2), 141 (2); статьи 5 (1) (2), VI раздела VII "Заключительные и переходные положения" Конституции).
В Конституции Литовской Республики 1992 года Конституционному Суду посвящена глава 8 "Конституционный Суд" (статьи 102-108), за которой следует глава 9 "Суд" (статьи 109-118). Таким образом, подчеркивается особая природа и роль Конституционного Суда и одновременно его неразрывная связь со всей судебной системой Литовской Республики.
В главе 8 "Конституционный Суд" довольно подробно урегулированы все основные аспекты организации и деятельности Конституционного Суда. Определены состав и порядок его формирования, требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи и к самим судьям, установлен ряд гарантий судебной деятельности (независимость, неприкосновенность), предусмотрены основания прекращения полномочий судьи. В этой же главе очерчен круг полномочий Конституционного Суда, установлен круг субъектов, имеющих право на обращение в Конституционный Суд, юридические последствия принимаемых им решений. Ряд вопросов, касающихся порядка формирования и полномочий Конституционного Суда, импичмента судей решен в статьях других глав (статьи 67, 68, 82, 84, 88) Конституции, а также в статье 7 Закона Литовской Республики от б ноября 1992 года "О порядке введения в действие Конституции Литовской Республики". По второму пути относительно регламентации конституционного правосудия пошли Конституции Армении, Грузии, Российской Федерации, Кыргызской Республики, Чешской Республики, Эстонии и др.
Так, Конституция Кыргызской Республики 1993 года о Конституционном Суде в основном говорит в главе шестой "Суды и правосудие" (статьи 79-90), которая определяет природу Конституционного Суда, его состав, срок полномочий конституционного судьи, требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи, основания и порядок отстранения судьи от должности, полномочия Конституционного Суда, юридические последствия его решений. О Конституционном Суде говорится и в других главах (статьи 7, 45, 46, 52, 58, 96) Конституции, а также в статье 1 Закона Кыргызской Республики "О введении в действие Конституции Кыргызской Республики".
В Конституции Армении 1995 года Конституционный Суд называется в главе 6 "Судебная власть" (статьи 96-102) наряду с судами общей юрисдикции, другими судами, Советом правосудия, прокуратурой. Конституция определяет состав Конституционного Суда, порядок назначения членов Конституционного Суда, срок их полномочий, гарантии независимости, устанавливает ряд ограничений для занятия должности судьи, полномочия Конституционного Суда, срок, в течение которого должны приниматься решения Конституционным Судом, юридические последствия его решений. О Конституционном Суде говорится также в ряде статей других глав Конституции (статьи 55, 59, 81, 83, 116).
Конституция Грузии 1995 года в главе пятой "Судебная власть" (статьи 83, 88, 89) наряду с характеристикой судебной власти в Грузии, судов общей юрисдикции, прокуратуры определяет место Конституционного Суда, его природу, состав, порядок формирования, полномочия, юридические последствия решений Конституционного Суда, а также требования, предъявляемые к конституционным судьям, срок их полномочий, гарантии независимости. О Конституционном Суде говорится и в других главах Конституции Грузии (статьи 63, 65, 75, 107).
Конституции посттоталитарных государств,-как правило, устанавливают, что все отношения, связанные с организацией и
деятельностью конституционных судов, регулируются специальными законами на основе конкретизации и развития конституционных положений о конституционных судах. Нередко конституции устанавливают вид такого закона - конституционный (Россия), органический (Грузия) или ординарный.
Как показывает практика, организация и деятельность конституционного суда может регулироваться единым законом (в большинстве государств) или двумя и более законами. В последнем случае чаще всего один закон посвящается общим вопросам организации и деятельности конституционного суда, статуса судей и т.п., т. е. материальному праву, а другой — организации собственного конституционного судопроизводства. Так, в Республике Молдова приняты два закона — Закон "О Конституционном Суде" и "Кодекс конституционной юрисдикции", в Грузии — Закон "О Конституционном Суде Грузии" и Закон "О конституционном судопроизводстве", в Кыргызской Республике -Закон "О Конституционном Суде" и Закон "О конституционном судопроизводстве". Положительным следует считать и принятие парламентом Грузии Закона "О гарантиях социальной защиты членов Конституционного Суда Грузии".
Те или иные стороны деятельности конституционных судов могут регулироваться и другими законами (законами о бюджете, налоговым законодательством и т.д.).
Как правило, вопросы финансового, социально-бытового, материально-технического, информационного и т.п. обеспечения деятельности конституционных судов и конституционных судей решаются в подзаконных актах — актах главы государства, правительства и др.
В ряде конституций и, как правило, в законах о конституционных судах предусматривается принятие конституционными судами регламентов. При этом возможно в общих чертах определение природы и предмета регулирования данного акта.
Пункт 3 статьи 79 Конституции Кыргызской Республики устанавливает, что статус судов и судей Кыргызской Республики определяется конституционными законами.
Конституция Республики Молдова в разделе о Конституционном Суде предусматривает принятие закона о Конституционном Суде (статья 125 (2)) и устанавливает его вид; согласно статье 72 Конституции организация и деятельность Конституционного Суда регламентируется органическим законом (п. "с"), который принимается большинством голосов избранных депутатов парламента после рассмотрения не менее чем в двух чтениях (статья 74 (1)).
В соответствии с частью 2 статьи 102 Конституции Литовской Республики статус Конституционного Суда и порядок осуществления его полномочий устанавливается Законом Литовской Республики о Конституционном Суде.
Согласно статье 3 этого Закона вопросы внутренней деятельности Конституционного Суда, правила профессиональной этики, структура аппарата Суда, работа его сотрудников и другие вопросы регулируются Регламентом Конституционного Суда, принимаемым самим Судом.
Регламент по вопросам организации и функционирования Конституционного Суда Румынии, принятый на пленарном заседании Конституционного Суда 1992 года, устанавливает дополнительные процессуальные нормы, полномочия технического и административного персонала, а также нормы, касающиеся дисциплины и дисциплинарной ответственности. Положения Регламента, как сказано в его статье 3, подлежат толкованию в соответствии с положениями Закона "Об организации и функционировании Конституционного Суда Румынии" и другими законоположениями, применяемыми в отношении судей и государственных служащих.
Конституционным Судом Республики Беларусь наряду с Регламентом был утвержден Кодекс чести судьи Конституционного Суда Республики Беларусь, которым установлены правила поведения этического характера, обязательные для судьи Конституционного Суда.
3. Система источников права, I регламентирующих организацию и деятельность Конституционного Суда Российской Федерации
ГСогласно Конституции Российской Федерации на Конституционный Суд распространяется действие общих норм, посвященных судебной власти в Российской Федерации, — ее статьи 118—128.
Статья 125 Конституции Российской Федерации специально посвящена Конституционному Суду. Однако о нем говорится и в ряде других статей Конституции —82 (часть 2). 83 (пункт "е"1 1ПП 1П2 ^пункт "ж"-). J04. 128 (часть Л}.
1 Конституция определяет состав Конституционного Суда, порядок назначения на должность его судей, компетенцию Конституционного Суда, его полномочия, перечень органов и лиц, обладающих правом обращения в Конституционный Суд, юридическую силу, правовые последствия его решений. Конституцией предусмотрено и принятие специального закона о Конституционном Суде, определен предмет его регулирования (полномочия, порядок образования и деятельности) и вид (федеральный конституционный закон), что подчеркивает важность Конституционного Суда в системе органов государственной власти и в то же время обеспечивает правовую стабильность его деятельности, поскольку федеральные конституционные законы принимаются, изменяются и дополняются в особом порядке.
Характерной особенностью Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" является то, что он в определенном единстве содержит как нормы
статусного характера (материальные нормы о статусе, полномочиях и т.п. Конституционного Суда), так и нормы, регламентирующие конституционное судопроизводство (процессуальные нормы), а также нормы, регулирующие отношения организационного характера по обеспечению деятельности Конституционного Суда-^Множественность законов, регламентирующих отношения в этой сфере, ведет к известному дублированию, повторам, исключение такой множественности обеспечивает известную "экономию" с точки зрения юридической техники, удобство пе^! применении норм закона о Конституционном Суде.
IПункт 7 части первой статьи 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предусматривает возможность установления дополнительных (не предусмотренных Конституцией Российской Федерации) полномочий Конституционного Суда при условии, что они не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля, иными нормативными актами, виды которых точно указаны — Федеративным договором и федеральными конституционными законами, договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов. Так, статьей 12 Федерального конституционного закона от 10 октября 1995 года "О референдуме Российской Федерации" предусмотрено полномочие Конституционного Суда, связанное с проведением федерального референдума^
Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" содержит отсылки к ряду нормативных актов более низкого по своей юридической силе уровня при регулировании некоторых отношений. Это могут быть федеральные законы, постановления палат (Государственной Думы и Совета Федерации) Федерального Собрания, акты Президента Российской Федерации^ акты правительства Российской Федерации (см. схему 5).Гак, согласно его статье 96 федеральный закон может наделить правом на обращение в Конституционный Суд с жалобой на нарушение законом конституционных прав и свобод иные органы и лица, кроме указанных в Федеральном конституционном законе. Такое право уже предоставлено Генеральному прокурору Российской Федерации статьей 35 (п. 6) Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" (в редакции от 17 ноября 1995 г.)2.
' См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 42. Ст. 3921. 1 См .: Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 47. Ст. 4472.
I В соответствии с требованиями Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" федеральным законом о бюджете обеспечивается деятельность Конституционного Суда (статья 7). Законодательными актами, а также актами главы государства (указами и распоряжениями), Правительства (постановлениями) устанавливаются материальные гарантии независимости судей Конституционного Суда (статьи 13 и 19). Актом Совета Федерации предусматривается порядок приведения к присяге лица, назначенного на должность судьи Конституционного Суда (статья 10), — постановление от 25 октября 1994 г., инкорпорированное в Регламенте Совета Федерации. Закон содержит отсылки к законодательству, предусматривающему ответственность за вмешательство в деятельность Конституционного Суда, неисполнение его решений и требований, за дачу Конституционному Суду заведомо ложных показаний или заключений (статьи 29, 50, 63, 64, 81U
Согласно части четвертой статьи 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" нормативно-правовую основу деятельности Конституционного Суда определяет также Регламент Конституционного Суда. Регламент разрабатывается и принимается Конституционным Судом. Он конкретизирует, уточняет процессуальные и организационные нормы, регламентирующие деятельность Конституционного Суда, его палат, отдельные процедурные правила, содержащиеся в Федеральном конституционном законе "О Конституционном Суде Российской Федерации". Это акт внутреннего пользования, закрепляющий складывающиеся в процессе функционирования Конституционного Суда обыкновения его практики, в основном процедурного и организационного порядка.
ГСтатья 28 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" устанавливает, что \ в Регламенте на основе Конституции Российской Федерации и | данного закона устанавливаются: порядок определения персо-i нального состава палат Конституционного Суда, порядок рас-S пределения дел между ними, порядок определения очередности рассмотрения дел в пленарных заседаниях и в заседаниях палат, некоторые правила процедуры и этикета в заседаниях, особенно-| сти делопроизводства в Конституционном Суде, требования к ра-Д ботникам его аппарата,линые вопросы внутренней деятельности я Конституционного Cvgaj.
! ^Предложения об изменении и дополнении Регламента Конституционного Суда Российской Федерации могут быть внесены любым судьей Конституционного Суда, а также Секретариатом» ; Конституционного Суда с соответствующими обоснованиями^)
Рассмотрение предложений о внесении изменений и дополнений в Регламент Конституционного Суда производится в пленарном заседании Суда.
По каждому предложению о внесении изменений и дополнений в Регламент Конституционный Суд принимает отдельное решение.
Конституционное правосудие и общественная практика:
действие судебного конституционного права и процесса