Выбор подвижного состава и расчет параметров размещения грузов в вагоне

ВВЕДЕНИЕ

Перевозчик, приняв груз к перевозке, берет на себя обязательство доставить этот груз в пункт назначения сохранным в количественном и качественном отношении. Для обеспечения сохранности груза необходимо обеспечить правильное его размещение и крепление в вагоне или контейнере. Особенно это важно для грузов, перевозимых на открытом подвижном составе: в полувагонах, на платформах и на транспортерах различных типов, где наряду с сохранностью груза на первое место выдвигаются требования обеспечения безопасности движения. Выбор способа размещения и крепления грузов в вагонах зависит от особенностей груза. Обоснование принятых решений должно подтверждаться расчетами, которые базируются на методике, приведенной в главе 1 Технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах.

В настоящих методических указаниях изложены теоретические положения по расчету размещения и крепления грузов в вагонах. Примеры расчетов представлены в методических указаниях « Размещение и крепление грузов на открытом подвижном составе в примерах и задачах».

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Способы размещения и крепления различных видов грузов при перевозках на открытом подвижном составе железных дорог, порядок и методика расчетного обоснования их крепления в вагонах, процедура согласования соответствующей технологической документации приведены в Технических условиях размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах (№ ЦМ-943 от 27.05.2003 года), далее ТУ [1].

В случаях, когда способ размещения и крепления какого-либо вида груза на подвижном составе предусмотрен ТУ, но схема и типоразмеры предъявляемого к перевозке груза отличаются от представленного в ТУ, грузоотправитель должен разработать и представить на станцию отправления эскиз размещения и крепления груза этого груза в вагоне. Эскиз разрабатывается в случаях, когда отправляемый груз или схема его размещения и крепления в вагоне имеют несущественные отличия от приведенных в ТУ. В особых случаях начальник станции вправе потребовать эскиз на погрузку груза, схема размещения и крепления которого в вагоне полностью соответствуют ТУ.

В случае, если способ размещения и крепления груза на подвижном составе не предусмотрен ТУ, разрабатывается чертеж погрузки (НТУ), который утверждается в установленном порядке в подразделениях железнодорожной администрации. Порядок утверждения НТУ определяется:

- типом подвижного состава (далее ПС): универсальный (платформы и полувагоны) и специализированный – транспортеры;

- наличием или отсутствием поворотных, выдвигающихся, качающихся частей груза (например, поворотная платформа и стрела грузоподъемного крана, выдвижные части машины, перемещающиеся в поперечном по отношению к оси пути направлении);

- отсутствием или наличием негабаритности погрузки груза.

Сведение о порядке утверждения документации на размещение и крепление груза в вагоне изложены в методических указаниях «Экспертиза документации на размещение и крепление грузов в вагонах и контейнерах (НТУ)» [7].

Для разработки способа размещения и крепления в вагоне, обоснования принимаемых параметров элементов крепления необходимо произвести расчеты в соответствии с положениями методики, приведенной в главе 1 ТУ [1], а в отдельных случаях (при перевозке негабаритных и тяжеловесных грузов) также c использованием положений и методик «Инструкции по перевозке негабаритных и тяжеловесных грузов» [4]. Эти расчеты должны быть оформлены в виде расчетно - пояснительной записки и приложены к чертежу размещения и крепления груза в вагоне.

Для выполнения расчетов по размещению и креплению грузов в вагоне необходимы сведения о массе груза, его габаритных размерах, расположении центра тяжести (ЦТгр) по длине, ширине и высоте груза. Для оценки устойчивости груза от опрокидывания при перевозке необходимы данные о длине и ширине опорной поверхности груза.

ВЫБОР ПОДВИЖНОГО СОСТАВА И РАСЧЕТ ПАРАМЕТРОВ РАЗМЕЩЕНИЯ ГРУЗОВ В ВАГОНЕ

Перевозка тяжеловесных, громоздких и длинномерных грузов может осуществляться как на универсальном подвижном составе – платформах и полувагонах, так и на специализированном – транспортерах различного типа.

При выборе подвижного состава руководствуются массой груза и его габаритными размерами.

Грузы суммарной массой не более 70 тонн, как правило, перевозятся на универсальном подвижном составе: на 4-осн. платформах и в полувагонах. Основные параметры платформ и полувагонов приведены в приложениях А и Б.

Основной тип платформы, используемой в настоящее время – четырехосная грузоподъемностью 69,0…71,0 т с металлическими бортами из гнутых профилей и клиновыми запорами, с металлическим настилом шириной 900…1200 мм по всей длине пола (рис. 1). Для крепления груза платформа оборудована восемью боковыми скобами с каждой стороны и четырьмя торцевыми по две с каждого торца, а также кронштейнами, которые расположены в торцовой части платформы по четыре с каждой стороны. Основные параметры платформы модели 13-401 приведены в таблице 1.

выбор подвижного состава и расчет параметров размещения грузов в вагоне - student2.ru

выбор подвижного состава и расчет параметров размещения грузов в вагоне - student2.ru

Рис. 1. 4-осная железнодорожная платформа

Таблица 1

Параметры 4-осн. железнодорожной платформы модели 13-401

Наши рекомендации