Экономическая политика Республики Беларусь
Государство играет центральную роль в экономической жизни общества. Его деятельность, как правило, связана с производством общественных благ, экономическим и социальным регулированием, развитием конкурентной среды, перераспределением доходов. Цели и задачи, меры государственного воздействия на экономические и социальные процессы находят отражение в экономической политике государства.
Экономическая политика государства зачастую может противоречить интересам отдельных групп, что требует широкомасштабной пропаганды со стороны государства, разъяснения того, что отраженный в экономической политике курс социально-экономического развития страны является воплощением общего интереса, т.е. служит интересам большинства, а не отдельных групп общества.
Концептуальная основа экономической политики – это компромисс между многочисленными и разнообразными интересами в целях достижения максимального блага в рамках существующего строя. Экономическая политика государства должна соответствовать проблемам, условиям, целям и возможностям, имеющимся в стране.
Долгосрочный аспект экономической политики отражает экономическую стратегию государства, долгосрочные цели и средства экономического развития, которые должны быть соизмеримы между собой.
Цели экономической политики имеют ключевое значение, они должны формироваться исходя из потребностей общества на соответствующих этапах его развития.
Множество целей социально-экономического развития объединяются в единую систему, имеющую определенную иерархическую структуру. Исходя из того, что ресурсный потенциал государства ограничен, иерархическая структура обусловливает размещение целей по степени их важности и по времени реализации, т.е. формируется «дерево целей».
Формирование целей представляет собой весьма сложный процесс, связанный с выработкой стратегических направлений социально-экономического развития, принятием соответствующих решений и выработкой механизма их реализации. Важнейшими направлениями являются: определение приоритетов экономического развития страны; последовательность и сроки их реализации.
Следует иметь в виду, что формирование «дерева целей» социально-экономического развития страны связано, с одной стороны, со всем обществом, с другой — с государственной властью. Это также вносит определенные сложности в этот процесс.
Объективно цели государственной экономической политики должны рождаться «внизу», идти от потребностей и интересов людей. Они должны способствовать и материальному, и духовному развитию всего народа. При формировании «дерева целей» нужно отталкиваться от принципа приоритета потребностей и интересов общества. Это одна сторона формирования целей.
Вторая сторона формирования целей связана с государственной властьюи с реальными трудностями в развитии экономики, которые нельзя игнорировать, ибо это может повлечь за собой непредсказуемые процессы. Отсюда также вытекает необходимость выбора приоритетов. Причем здесь следует исходить из той посылки, что неправильно выбранные приоритеты могут представлять большую опасность для страны, чем нехватка ресурсов. Поэтому возникает необходимость формирования целей государственного регулирования по определенной иерархической структуре в увязке друг с другом.
Положение отдельных целей в «дереве целей» нестабильно и может меняться в зависимости от хозяйственной ситуации.
При формировании «дерева целей» выделяют генеральные и конкретные цели экономической политики.
Генеральной цельюгосударственной экономической политики являются: экономическая и социальная стабильность; укрепление и совершенствование существующего строя внутри страны; адаптация его к изменяющимся международным условиям.
Достижение генеральной цели обеспечивает большое количество конкретных целей, которые в совокупности с генеральной образуют деревоцелей.
Целигосударственной экономической политики разрабатываются и реализуются в тесной увязке друг с другом и, как правило
(на что указывает мировая практика) в современных правительствах и партийных программах формируются в виде многоугольников, получивших название «магических многоугольников»:
· треугольника(экономический рост, уровень занятости, стабильность цен);
· четырехугольника(треугольник плюс внешнеэкономическое равновесие);
· пятиугольника(четырехугольник плюс социальная справедливость);
· шестиугольника(пятиугольник плюс охрана и улучшение окружающей среды).
Понятие «магический многоугольник» экономических целей возникло в 30-е годы ХХ столетия в период мирового экономического кризиса. Вначале это был треугольник, затем четырехугольник, а после второй мировой войны – многоугольник.
В настоящее время к первоначальным целям добавились новые – качество жизни, социальная политика, формирование НТП и др.
Сегодня экономическая политика государства многогранна.
В нее входит множество составных элементов: структурная политика, инвестиционная, научно-техническая политика, внешнеполитическая, промышленная, аграрная, социальная политика и т.д.
Экономическая политика Республики Беларусь учитывает происходящие изменения в экономиках развитых стран мира: изменение их социального облика, связанного с переходом в постиндустриальное общество; возрастающей ролью НТП и инноваций; развитие процессов интернационализации, глобализации и интеграции. В ней находят отражение проблемы экологии, которые неотделимы от экономического развития. При этом вопрос стоит не только о решении уже существующих проблем, но и о предупреждении новых.
Стратегической долгосрочной целью социально-экономического развития Республики Беларусь является постепенное движение к обществу постиндустриального типа с учетом национальных особенностей для повышения уровня и качества жизни населения, улучшения среды обитания на основе формирования нового технологического способа производства и многоукладной экономики при значительной роли государства в ее трансформировании и реформировании.
Это генеральная цель. Ее достижение предполагает поэтапное развитие экономики Республики Беларусь, что находит отражение в прогнозных и программных документах страны, которые играют большую роль в стабилизации и подъеме экономики страны.
В Концепции развития народного хозяйства Республики Беларусь на 2001 -- 2015 годы выделены следующие этапы и их задачи:
· задача достижения развития нашей экономики по основным параметрам уровня 1990 года должна быть решена на первом этапе в 2001 — 2005 годы;
· на этапе 2006 — 2010 годов предусматривается завершение формирования условий для возобновления экономического роста, реализации активной структурной политики и повышения уровня жизни народа;
· в период 2011 — 2015 годов намечено заложить основы нового постиндустриального общества, приступить к формированию нового технологического базиса производства, осуществить переход к инновационной конкурентоспособной ресурсосберегающей модели экономики на основе рационального сочетания рыночных механизмов и методов государственного регулирования.
Среднесрочная перспектива социально-экономического развития Республики Беларусь находит отражение в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь, которая разрабатывается на пятилетний период.
В программе находят отражение:
· оценка итогов социально-экономического развития за предыдущий период и характеристика состояния экономики Республики Беларусь;
· концепция программы социально-экономического развития Республики Беларусь на среднесрочную перспективу;
· макроэкономическая политика, включая бюджетно-налоговую, кредитно-денежную и валютную политику;
· институциональные преобразования;
· внешнеэкономическая деятельность;
· развитие реального сектора экономики;
· социальные вопросы.
Концепция программы социально-экономического развития Республики Беларусь — это система целевых параметров состояния экономики, основных решений и мер в области финансовой, экономической и инновационной политики.
В соответствии с Основными положениями программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001–2005 годы первое пятилетие ХХI века должно стать важнейшим этапом в достижении стратегической цели социально-экономического развития страны – повышении благосостояния народа и приближении его к уровню экономически развитых европейских государств.
Основными задачамиэтого пятилетия являются:
· создание необходимых условий для оздоровления населения, повышения уровня его образования и культуры на основе приоритетного развития здравоохранения, образования, культуры, спорта и туризма;
· улучшение демографической ситуации в стране и укрепление института семьи;
· создание условий для устойчивого социально-экономического развития и роста эффективности реального сектора экономики;
· снижение налоговой нагрузки на товаропроизводителей и население;
· осуществление технического перевооружения и реструктуризации предприятий на базе внедрения новых и высоких технологий;
· повышение к концу пятилетия среднемесячной заработной платы работников народного хозяйства до уровня, эквивалентного 250 долларам США;
· повышение уровня пенсий до 48%, стипендий – до 25—30% от средней заработной платы в народном хозяйстве;
· улучшение экологической ситуации, осуществление действенных мер по преодолению последствий Чернобыльской катастрофы;
· обеспечение комплексности социально-экономического развития областей, районов и городов, стабилизацию ситуации в проблемных регионах.
В качестве основных приоритетов на 2001–2005 годы определены:
· формирование эффективной системы здравоохранения;
· активизация инновационной и инвестиционной политики;
· наращивание экспорта товаров и услуг;
· дальнейшее развитие жилищного строительства на безэмиссионной основе с максимальным использованием внебюджетных источников финансирования;
· развитие агропромышленного комплекса и сопряженных отраслей.
В годовом прогнозе находят отражение вопросы, включенные в программу социально-экономического развития на пять лет, а также:
· перечень и характеристика целевых программ Республики Беларусь и межгосударственных программ, намеченных к финансированию из республиканского бюджета;
· состав республиканских государственных нужд, перечень государственных заказчиков по поставкам (закупкам) товаров, работ и услуг для республиканских государственных нужд;
· государственная инвестиционная программа;
· комплекс мероприятий, необходимых для реализации прогноза социально-экономического развития на прогнозируемый год;
· целевые показатели социально-экономического развития, являющиеся ориентирами при разработке прогнозов и программ по административно-территориальным образованиям и органам государственного управления.
Реализацию поставленных целей и задач обеспечивают разнообразные формы и методы, которые образуют инструментарий государственного регулирования экономики.
По формам участия и методам влияния государства на экономику выделяют административно-распорядительные и экономические методы, прямые и косвенные.
Административно-распорядительные методы базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и предупреждения. Они, как правило, носят обязательный характер и оформляются в виде законодательных актов, распоряжений, постановлений и т.д.
Экономические методы воздействуют на интересы субъектов хозяйствования через экономические интересы: экономическое поощрение, экономическую ответственность. В основном экономические методы реализуются через финансово-кредитную систему (инвестиции, субсидии, дотации, кредиты, налоги и т.д.).
К экономическим средствам воздействия на экономику относятся: государственное экономическое прогнозирование и программирование; бюджетно-налоговое регулирование, кредитно-денежное, валютное, ценовое регулирование.
Прямые методы воздействуют непосредственно на объект регулирования через приказ, распоряжение, прямое финансирование и т.д.; косвенные – опосредованно, например, через налоги, кредитование.
Следует отметить, что все методы тесно связаны друг с другом, и при этом всегда стоит вопрос поиска оптимального сочетания государственного вмешательства и функционирующего рыночного механизма.
Идеология социально-экономического развития Республики Беларусь находит свое воплощение в соответствующих стратегических и тактических документах: Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь до 2010 года, Концепции социально-экономического развития РБ до 2015 года; Концепции и Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000 годы и до 2010 года; Программе совершенствования агропромышленного комплекса Республики Беларусь на 2001-2005 годы; Концепции и Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001--2005 годы; программах по другим секторам и сферам деятельности (структурной перестройке, приватизации, местной и легкой промышленности и т.д.); Национальной программе развития экспорта; Национальной программе развития туризма; Комплексном прогнозе НТП до 2020 года; ежегодных прогнозах социально-экономического развития Республики Беларусь и др.
Можно со всей уверенностью сказать, что проводимая в Республике Беларусь экономическая политика позволяет заложить фундамент белорусской экономики, способный противостоять внутренним и внешним угрозам и вызовам; все больше выводит республику на новый, интеллектуально – инновационный путь развития, который напрямую связан с социализацией экономики, с выходом ее на социальную ориентацию.
Контрольные вопросы
1. Чем объясняется единство экономики, государства, общества?
2. В чем проявляется взаимодействие политики и идеологии?
3. Какова роль государства в обществе и экономике?
4. В чем принципиальное отличие экономических платформ современных идеологических течений?
5. Каковы особенности идеологии либерализма, консерватизма, социал-демократии, коммунизма?
6. Чем отличаются друг от друга национальные модели рыночных экономик?
7. Каковы концептуальные основы формирования белорусской экономической модели?
8. Можно ли говорить об универсальной экономической модели и почему?
9. Каковы характерные черты белорусской социально ориентированной рыночной экономики?
10. Охарактеризуйте условия становления и развития белорусской экономической модели. Каково их влияние на формирование модели?
11. Рынок – это цель или средство развития белорусской экономики?
12. Каковы причины, обусловившие кризисное состояние экономики Республики Беларусь в 1991–1995 годы?
13. Дайте характеристику состояния развития экономики Республики Беларусь на современном этапе.
14. Что представляет собой экономическая политика государства? Каковы ее основные составляющие?
15. Каковы цели, задачи, приоритеты экономической политики Республики Беларусь на современном этапе?
Литература
1. Антонова Н.Б. Государственное регулирование экономики: Учебник –Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2002.
2. Европа: вчера, сегодня, завтра / Отв. ред. Н.П.Шмелев. – М.: Экономика, 2002.
3. Идеология государственности и общественного развития Республики Беларусь: Монография / В.В.Шинкарев, Л.В.Вартанова; Академия Управления при Президенте Республики Беларусь. – Мн., 2003.
4. Лукашенко А.Г. О состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенствованию: Материалы постоянно действующего семинара руководящих работников республиканских и местных государственных органов. – Мн.: Белорусский Дом печати, 2003.
5. Мясникович М.В. Становление рыночной экономики в Республике Беларусь – Мн.: 1995.
6. Мясникович М.В. Научные основы инновационной деятельности –Мн.: ИООО «Право и экономика», 2003 г.
7. Никитенко П.Г. Модель устойчивого социально-экономического развития Беларуси. Проблемы формирования и эволюции – Мн.: ИООО «Право и экономика», 2002 г.
8. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 годы.
9. Стратегия экономического развития Республики Беларусь на современном этапе: Материалы постоянно действующего семинара руководящих работников республиканских и местных государственных органов 21-22 марта 2002 г. –Мн.: Администрация Президента Республики Беларусь, 2002.
10. Шахмалов Ф.И. Государство и экономика: основы взаимодействия: Учебник для вузов. – М.: ОАО «НПО «Издательство «Экономика», 2000.